Костёр событий
Однажды в Думе
Первое заседание Государственной Думы, сменившей тот наш «расстрелянный» парламент, состоялось 11 января 1994 года. Историческая дата. И начало ее работы было отмечено необычным событием. Председательствовавший в тот день Г.Г.Лукава после перерыва слово предоставил депутату по избирательному округу 34 от Чувашской республики — Надежде Александровне Бикаловой.
24 марта 1994 г. Знамя Мира водружено в холле Федерации Мира и Согласия. Фото Р.Нетелева (ИТАР-ТАСС)
— Дорогие коллеги! Я сердечно рада, что мне выпала такая честь — преподнести дар Государственной Думе, — сказала она. — Это дар людей доброй воли — женщин Чувашии, это Знамя Мира и сотрудничества и единения всех людей независимо от нации, народности, вероисповедания и политических воззрений. Это знамя развевается на здании Организации Объединенных Наций, на величайших вершинах мира. Этой чести — вынести Знамя Мира в космос — удостоился космонавт-исследователь Александр Баландин. Знамя Мира, рожденное на русской земле, приветствовали выдающиеся деятели мировой общественности: Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Рабиндранат Тагор и другие.
Сердце человеческое хочет мира и сотрудничества, именно поэтому в этом зале сегодня появляется Знамя Мира, знак солидарности. И его белый цвет — это символ чистоты. Алый знак в центре — символ единения, защиты человека и культуры в прошлом, настоящем и будущем. Пусть в нашей Думе Знамя Мира всегда будет находиться рядом с российским флагом. И к ним будут присоединяться все остальные знамена, которые сейчас временно отошли. И пусть это знамя всегда напоминает всем депутатам Думы об их огромной ответственности за мир в Думе, в России — нашем доме и процветание нашей великой Родины. Я прошу нашего старейшего депутата подойти для принятия знамени, передачи его самому достойному спикеру и установления в Думе.
До конца дня Красный Крест Культуры находился в зале, притягивая взоры депутатов и гостей. Понимали ли они, что руками молодой женщины из Чувашии в сердце Думы в момент ее рождения был внесен символ духовного оздоровления России. И оно — не только в устремлении к миру и согласию, а и в новом понимании Культуры. Культуры, без которой бессмысленными будут все наши преобразования, так как без ее одухотворяющей силы наша жизнь не получит должной подпитки — высокой энергии Творца, рождающей Гармонию и совершенство. Лишь культура способна дать нам общечеловеческий язык и взаимопонимание.
В разных точках планеты — от Северного полюса до Космоса реет Знамя Мира. Но этих точек пока мало. Это ли не показатель того, что воинственные инстинкты человечества еще не обузданы духовными радостями созидания. И потому каждый акт водружения где-то Знамени Мира мы принимаем как шаг навстречу Новой Эре, новому космическому сознанию.
Через два месяца после события в Думе белый флаг с тремя красными кругами снова был в центре внимания общественности. На сей раз его навечно поместили по инициативе движения «Знамя Мира» в вестибюле Федерации Мира и Согласия — рядом с негасимым огнем памяти жертвам Хиросимы и Нагасаки. И это соседство не случайно. Там было — чудовищное и бессмысленное разрушение, здесь — человеческое покаяние, боль и страдание от свершенного. А флаг как заверение никогда не повторять содеянного, как печать, удостоверяющая стремление людей уберечь человечество от катастрофы.
Между событиями в Думе и в Федерации Мира и Согласия есть некая таинственная связь, нами не усвоенная и не объясненная. Чтобы стать зримой и понятной, потребуются годы. Как и для того, чтобы объяснить, скажем, результаты эксперимента, проведенного в декабре 1990 года в Новосибирском Институте общей патологии и экологии человека СО РАМН. Тогда Знамя Мира поместили в пространство устройства («Зеркал Козырева») из металлических экранов, моделирующих многомерность пространства, и экранирующего биополе человека. После этого вокруг установки была зафиксирована вспышка плазмоида — образования в виде шара, состоящего из светящейся плазмы, а также магнитные и другие аномалии.
И в этом есть свой сокровенный смысл — древний символ, в очертаниях которого угадывается Святая Троица, физически несет миру высокую энергию, животворящую и одухотворяющую. Знамя, переданное Н.А.Бикаловой, решено поместить в холле Думы.
Н.А. Тоотс
Главное – это единение
1974 г. Бангалор, Индия. С.Н.Рерих выступает на праздновании 100-летия со дня рождения Н.К.Рериха
Спустя ровно год с того дня, как от нас ушел Святослав Николаевич Рерих, в лектории Государственного музея Востока прошел вечер, посвященный его памяти и собравший множество почитателей замечательной семьи.
Начался вечер прекрасным концертом ансамбля старинных флейт «Flauti Dolci» (что в переводе означает «Нежная флейта») под руководством Сергея Корчагина, исполнившего музыку композиторов XIII-XVIII веков — Франка, Палестрино, Таэджо, Перселла, Леопольда Моцарта, Вильгельма Фридемана Баха.
Затем гости прослушали запись выступления С.Н.Рериха в музее Востока, сделанную в один из его приездов в Россию. Негромкий голос Святослава Николаевича говорил о двух великих жизненных принципах — Вечности и Бесконечности, которыми мы окружены, частью которых являемся и забывать о которых не должны.
От имени всех присутствовавших была послана телеграмма Девике Рани Рерих с пожеланиями здоровья, с благодарностью за заботу о рериховском наследии и за теплые чувства к русскому народу. Своими воспоминаниями об С.Н.Рерихе поделились лично знавшие его люди: директор Института востоковедения РАН Р.Б.Рыбаков, заведующая рериховским кабинетом музея Востока О.В.Румянцева, индологи И.К.Карпова, Н.М.Сазанова и другие. Много было сказано о нем как о Мастере, Учителе и человеке — о его благородстве и выдержке, чувстве юмора, мудрости и чуткости. Во время приездов в Россию рабочий день С.Н.Рериха начинался в пять часов утра. Встречи с ним всегда ждали толпы народа, вопросы задавались одни и те же, но он никогда никого не обижал. Общение с русскими людьми, которого ему очень не хватало в Индии, всегда было дорого Святославу Николаевичу. Он любил говорить: «Главное — посадить семя. Если оно здоровое, то из него обязательно вырастет огромное дерево».
Поклонники семьи Рерихов смогли увидеть уникальные видеоматериалы: последний день рождения С.Н.Рериха осенью 1992 года и фильм о его похоронах. Но и выступавшие, и все присутствующие отметили одно: что есть ощущение того, что Святослав Николаевич с нами.
Завершился вечер показом слайдов картин Святослава Николаевича из огромного индийского наследия, находящегося сейчас в картинной галерее в Бангалоре и еще никогда не экспонировавшегося в России. Были зачитаны фрагменты из обращения Девики Рани Рерих к российскому народу, видеозапись которого также была привезена из Индии. А под конец снова прозвучали слова Святослава Николаевича: «Главное — это единение, поэтому будем постоянно думать о тех путях, которые дадут нам это великое начало».
М.С.Завьялова
Снова в Кулу
Чем живет сейчас имение Рерихов в Кулу? Какие перемены совершились там за прошедший год, в каком состоянии находится сама усадьба и институт «Урусвати», какой статус им присвоен? Обо всем этом рассказывает доктор филологических наук, профессор кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки, индолог Наталья Михайловна Сазонова, посетившая Кулу осенью 1993 года в составе большой научной экспедиции.
— Наша экспедиция была подготовлена целым рядом организаций, но главным инициатором было Российско-индийское общество культурных связей с Индией. Нас было двенадцать человек: индологи, два студента нашего института, два крупных издателя, художница из Челябинска Галина Царева, несколько журналистов, в числе которых — Василий Михайлович Песков. Таким образом, были и представители многих профессий, и достаточное количество молодых людей, на которых можно было рассчитывать в трудных ситуациях. Мы специально подгадали сроки — с 15 октября по 14 ноября — потому что именно в это время в Кулу проходит грандиозный праздник, который бывает только раз в году.
Очень помог нам делийский филиал Общества связей с Индией: там нам дали автобус и шофера, предоставили жилье. Одной из наших главных программ была поездка в Кулу, в Шринагар. Путь туда по горным гималайским дорогам занимает 12-14 часов. На ночь мы остановились в Чандигархском университете, а рано утром с новыми силами продолжали путь. Машина была старая, и у нас с ней была масса приключений.
Долина Кулу — это редчайшее место, целый культурный заповедник. По ней протекает речка Биас, название которой происходит от имени легендарного мудреца Вьясы; именно в этих местах Риши создавал главный индийский эпос — «Махабхарату». В долине пересекаются все дороги, которые испокон века проходили через Гималаи в Тибет и Китай. Через Кулу из Индии шел буддизм. Здесь есть и арийские, и тибетские деревни, ламаистские и индийские храмы. Ко времени нашего приезда в долине начался колоссальный праздник — Дашахра — в честь бога Рамы. На этот праздник махараджа данной области — в наше время он еще и член парламента — собирает 70 богов из всех окрестных деревень. Мы были у него во дворце, нас встречали махараджа и махарани в торжественных одеяниях.
В середине долины ставится «царский» шатер и шатры для богов, а вокруг идет ярмарка с народными танцами и представлениями. В центральном шатре под пение и барабанный бой идет пуджа, или поклонение богу Раме. Его изображение прибывает из храма махараджи; когда-то оно было привезено сюда из Айодхьи. Все другие боги — очень красивые, из позолоченной бронзы — приходя, кланяются Раме и признают его верховенство. Служит сам махараджа.
На этот праздник съезжается вся Индия. У жителей одной из деревень мы наблюдали совершенно славянскую одежду и славянский орнамент. Танцоры этой деревни исполняли хоровод; женщины были одеты в разноцветные клетчатые юбки-плахты и вышитые рубахи, мужчины — в шелковые шаровары. Только вот лица их при этом были совершенно тибетские. Наши этнографы буквально с ума сходили от количества встречающихся там исторических аналогий. В деревнях Индии сохранилось очень многое из того, что у нас, в славянстве, было языческого. Фольклорные культуры всегда сходны. Исполнялось множество танцев, связанных с легендами и мифами, например, сцена борьбы со змеем — это тоже «общее место» у всех народов. Разыгрывались целые пантомимические представления. Очень интересными были ткани, изделия из дерева, керамические сосуды — все это очень теплое и глубоко традиционное.
Каждый из принесенных богов жил в отдельном шатре. Их временами кормили и выносили погулять. Главным моментом окончания пуджи является жертвоприношение быка и какого-нибудь речного животного. После этого изображение Рамы торжественно уносится на носилках в храм махараджи.
Мы побывали и в буддийских храмах и осмотрели всю долину — там масса старых реликтовых храмов и раскопок.
Потом началась вторая часть нашей экспедиции — мы направились в Шринагар. Это уединенное местечко. Усадьба Рерихов стоит совершенно отдельно от него, примерно в двух километрах выше в горы, а еще выше — «Урусвати». И здания усадьбы, и сад расположены террасами.
Откровенно говоря, я боялась туда ехать, потому что раньше всегда бывала там вместе со Святославом Николаевичем и Девикой Рани. Здесь была жизнь, мы прекрасно общались, беседовали, бродили по окрестностям. И эта нынешняя поездка была для меня все равно что возвращение на развалины. Но что меня потрясло по приезде — это то, что снова, второй раз в году, зацвели вишни. Обычно в это время года в Шринагаре всегда снег, ведь это Гималаи, и такой случай бывает лишь раз в сто лет. Порхали бабочки, было тепло-тепло. Розовые цветущие вишни, синее небо, яркое солнце и сияющие вершины... Это был, как я считаю, просто подарок Святослава Николаевича. Нас как бы встретили и позаботились о нас. Когда мы побывали на месте кремации Николая Константиновича, туда пришла очень симпатичная лисичка. Весь мир жил и был прекрасен.
Сейчас в имении Рерихов государственный музей. Две недели там работала комиссия, все вещи были описаны и снабжены особыми знаками. Музей открыт для посещения, можно купить билет с изображением Николая Константиновича и сколько угодно осматривать усадьбу. Только, разумеется, не всех пускают в жилую часть. Но для нашей экспедиции сделали исключение, и мы могли работать в библиотеке, могли что-то снимать. Мне даже удалось обнаружить некоторые вещи, которые не сумела найти комиссия, потому что не знала, где и как надо искать. Например, в особом встроенном ящике под диваном лежала вся периодика, которую Рерихи получали. Там были выпуски «Теософа» — знаменитого журнала Теософского общества; Николаю Константиновичу присылали сигнальные экземпляры этого журнала на рецензию. Была там масса розенкрейцерских журналов, издания ряда ашрамов — святых мест Индии.
Николай Константинович был единственным европейцем, который публиковался в журнале «Vision», выпускаемом Ананда Ашрамом (ашрам вечной радости), во главе которого стоял знаменитый индийский святой Рам Дас. Например, в 1937 году там была опубликована его статья «Mobility» («Подвижность») — о значении института «Урусвати», который Рерихи всегда видели как ашрам знания и приобщения к высшим ценностям. «Лама М. отправился сегодня в Тибет за травами,» — так начинается эта статья.
Заниматься наукой — это вечная подвижность. В «Урусвати» Рерихи всегда мечтали видеть синтез наук — от биологии и филологии до исследования высших энергий. В институте постоянно менялся состав, никто не сидел на месте. Сами Рерихи тоже постоянно были в экспедициях.
Работая с материалами, которые читал Николай Константинович, я еще глубже поняла смысл надписи на языке хинди на его надгробии: «Здесь похоронен Махариши». Это один из высочайших священных титулов, которые давались в Индии создателям Вед, «Махабхараты» и «Рамаяны», или таким великим святым, как Рамакришна. Не лама, не пандит, не видкам (ученый), а именно Махариши...
На могилу Рериха индийцы на руках принесли особый камень из гималайских священных мест. Они чтили его как величайшего мудреца.
От здания усадьбы мы поднялись в «Урусвати». Оттуда нам открылся потрясающий вид на всю долину Кулу, по которой гулял ветер. Там мы очень хорошо посидели у камина на прекрасной мягкой мебели. Сохранились великолепные коллекции: минералогические, ботанические, химические, зоологические. Но все это сложено в сундуках, требует расконсервации и детальнейшего изучения. По моему мнению, там постоянно должна жить маленькая международная научная колония.
В целом усадьба не произвела на меня мрачного впечатления. Там сделан косметический ремонт, замазаны трещины в стенах, закрашены надписи. Но все же состояние зданий угрожающее, требующее срочной реставрации. Какова будет судьба имения? Проблема до сих пор остается открытой и ждет своего решения.
Беседу записала М.Г.Волкова
Мандала «Огненного ритуала»
Под самый новогодний праздник в одном из залов музея Востока происходило очень интересное событие, которое подготавливалось целый год. Тибетский монах Тензин Йигнин из Намгала, личного монастыря Далай-ламы (штат Химачал Прадеш, Индия), выкладывал на столе из цветного песка мандалу — особое ритуальное изображение, символизирующее метафизику Вселенной.
Песок Мандалы тибетский монах Тендин Йшгнин высыпает в Москву-реку
Организовано это действо было по инициативе Государственного музея Востока, Тибетского центра культуры, созданного в Москве полгода назад, и некоммерческой организации из США «Самайя Фаундейшн», пропагандирующей на Западе тибетскую культуру.
Мандала Огненного ритуала выкладывалась на площади в один квадратный метр и была посвящена Калачакре. Калачакра — это одновременно и одна из основных систем буддийской тантры, и текст учения, и имя 24-рукого божества. Делается мандала во благо всех живых существ и людей независимо от их вероисповедания или отсутствия такового.
Порошок, из которого выкладывалось изображение, изготовляется из размолотого мыльного камня, добываемого в священных горах Индии, и акварельных красок, и имеет необыкновенно яркие и чистые цвета. Цветок лотоса в центре изображения служит жилищем для Калачакры и еще 722 божеств буддийского пантеона. С бесконечной осторожностью, с помощью двух тонких трубочек, лама наносил узор из песка на план-чертеж по схеме, восходящей, как считают, к VI веку до н.э., когда ее разработал сам Будда. Готовая мандала представляла собой поразительно красивый, сложный и тонкий узор, изображающий на плоскости архитектурные детали — стены, парапеты и одни ворота.
Создание изображения продолжалось восемь дней. А на двенадцатый день произошло самое интересное: совершив специальную молитву, в которой попросил богов освободить мандалу и вернуться на небо, лама безжалостно смешал с таким трудом созданный узор, собрал песок в специальный сосуд и при большом стечении народа высыпал его в Москву-реку. Вода в буддизме считается очищающей, со временем она преобразится в облака и дождем благословит землю.
М.Г.Волкова
Единство. Творчество. Красота
В апреле 1994 года участники 2-й конференции Международного движения «Знамя Мира» предложили создать «Лигу Культуры». А в июне 1994 года была зарегистрирована детско-юношеская лига «Знамя Мира», которая согласно ее Уставу объединяет на добровольных началах детей, педагогов, родителей, общественных деятелей, общественные организации и частных лиц, заинтересованных в объединении культурных сил, в гармоничном развитии мира через творчество детей и формировании нового мировоззрения. Девизом вновь созданной Лиги является «Единство, Творчество, Красота».
Вот некоторые положения Устава Лиги, которая:
— Содействует формированию целостной системы обучения и воспитания детей, направленной на их гармоничное развитие и основанной на культурных ценностях всего человечества.
— Организует походы, экспедиции, летние и зимние лагеря и другие мероприятия культурно-познавательного характера.
— Собирает, обобщает и распространяет передовой опыт творческих учителей, воспитателей и руководителей детских организаций.
— Ведет издательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством о средствах массовой информации.
— Коллективными членами Лиги могут быть общественные организации, детские коллективы, трудовые коллективы предприятий и учреждений для сотрудничества и взаимопомощи в различных сферах общения.
Учреждению Лиги предшествовал Фестиваль детско-юношеского творчества «Под Знаменем Мира», проходивший со 2 по 10 апреля 1994 г. и на который приехали юные дарования из разных уголков России. В организации фестиваля приняли участие «Ассоциация творческих учителей России», Международная Ассоциация «Мир через Культуру» и детско-юношеская организация «Знамя Мира».
В день регистрации участников над московской средней школой №615 развевались Российский флаг и Знамя Мира, на котором был начертан девиз Международного детского движения «Знамя Мира». 3 апреля во Дворце детей и юношества «Стопани» состоялось открытие фестиваля. Детские и творческие коллективы и их руководители приехали в основном на свои средства, а они у богатых духом известно какие. Поэтому особенно дорого было увидеть и великолепные костюмы детей, выступавших на концерте, и разнообразие детского творчества! И это все тогда, когда, кажется, материальное полностью господствует над духовным. Разве не чудо, что вопреки плачевной очевидности именно наличие энтузиастов-бессребреников, которые просто любят Россию и не МОГУТ жить иначе, позволяет нашим детям проявить свои таланты. На концерте присутствовали композиторы, писатели, которые строго и придирчиво ко всему прислушивались, присматривались, но когда дети запели, что-то произошло в зале и, думается, что это засияла, запела над головами Белая Птица Надежды. Невольно всплыла в памяти легенда о Посланце Света. Кажется иссякла в мире любовь, и взрослые разучились улыбаться и радоваться, да вот поди ж ты...
Фестиваль выявил мощный потенциал детского творчества. И разве можно сомневаться в светлом будущем России, когда подходят такие прекрасные строители новой страны. Русь всегда была сильна своими духовными корнями, сильна и сейчас. И если Дети — Будущее России — заулыбались и запели — то это добрый знак, видно сроки настали.
Заслуга в этом и их замечательных педагогов, таких, как Наталья Михайловна Лепехова, учитель истории 615-й школы, которая и стала первым президентом Детской Лиги. По ее инициативе с сентября 1993 года в этой школе в 7-8-х классах был введен экспериментальный курс Живой Этики (один час в неделю). На уроках ребята услышали о древнейших цивилизациях Земли: Лемурии, Атлантиде, узнали о загадочной Шамбале и Беловодье. Далее ребята познакомились с Великими Подвижниками Земли Русской: Сергием Радонежским, Е.П.Блаватской, семьей Рерихов. И только потом приступили к изучению основ Живой Этики. На уроках говорили о смысле жизни, о Космических Законах, о психической энергии, силе мысли и т.д. А в конце учебного года детям было предложено написать отзывы, нужен ли им в школьной программе курс основ Живой Этики и что он им дал.
Вот некоторые из них.
— Уроки Живой Этики дали мне добрые мысли, вселили в меня надежду, что наша Россия расцветет как прекрасный цветок. Я все рассказываю маме. Мне жалко, что некоторые не верят... Раньше я даже не думала, что судьба каждого человека зависит от его мыслей и поступков. Взрослые часто говорят: «Живем один раз» и нас с малых лет заставляют думать, как они. У них не было уроков Живой Этики и им трудно понять. Все, что говорят на уроках, я всегда рассказываю дома. Моя мама всегда все понимает, но папу переубедить трудно.
— Я стала о многом задумываться и стараюсь поменьше делать неприятного своим близким и всем окружающим (например, ссориться из-за пустяков со своим младшим братом), стала следить за своими мыслями.
— После уроков Живой Этики у меня изменилось представление о человеке, о жизни, о мире. Случайно ли мы родились в такой момент? Даже не знаю, но наверное не случайно.
— Из курса Живой Этики я поняла, что ничего невозможного в этом мире нет. Даже когда тебе в жизни плохо и не хочется жить, нужно стараться чисто мыслить, не унывать и думать, что все будет хорошо. Я сама прошла через это, когда были неполадки в семье, когда я не видела смысла ни в чем и была очень измученной.
Но после уроков Живой Этики я поняла, что надо жить несмотря ни на что, надо принимать жизнь такой, какая она есть и стараться сделать ее лучше.
— Курс живой Этики, как мне кажется, нужно преподавать везде, чтобы люди знали, что такое жизнь и как должен жить человек.
С.Ч.Белинская
Международный фестиваль «Знамя Мира»
22-24 апреля 1994 года Театрально-культурным содружеством был проведен в Москве уже ставший традиционным фестиваль «Знамя Мира». В нем приняли участие: Государственный Музей Востока, Институт востоковедения РАН, независимый рериховский журнал «Дельфис», театр «Пилигрим», Московское Рериховское общество, Центр Духовного Возрождения, Ассоциация творческих учителей России, Духовно-культурный центр «Беловодье», Община религии Бахаи, Духовное направление «Наука Разума», Центр Шри Чинмоя, Объединение художников «Храм Мира», теософское издательство «Сфера», издательство «Сиринъ», партия «Молодежь за прогресс», Ассоциация «Синтез», представители рериховских организаций Харькова, Херсона, Троицка, Новосибирска и других городов.
В программу фестиваля были включены встречи, беседы, видео- и слайдфильмы, выступления художественных коллективов. В рамках культурной программы фестиваля состоялись выступления Т.Бехтеревой и В.Смирновой (пластическая импровизация), концерт ансамбля старинной музыки «Flauti Dolci» под руководством С.Корчагина, творческая встреча с режиссером О.Вельским (видеофильм «За веру Христову» о Преподобном С.Радонежском и Храме Рождества Богородицы в Москве), премьера слайдфильма «Беловодье» (ДКЦ «Беловодье») и т.д.
Также в рамках фестиваля прошла конференция участников движения «Знамя Мира», на которой было принято решение о возрождении рериховской идеи Всемирной Лиги Культуры и создана инициативная группа по подготовке учредительной конференции Лиги.
В последний день фестиваля была проведена экологическая акция силами участников фестиваля — весенняя уборка территории около Центра Духовного Возрождения. Следующий фестиваль состоится в октябре 1994 года и будет посвящен 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха и 90-летию со дня рождения С.Н.Рериха.
Ю.А.Макаренко
- Ваши рецензии