На пути к ноосферной цивилизации
Преодолев рубеж веков (хотя, сколько лет он ещё продлится?) — некий период мучительной ломки и поисков — человечество должно выбрать путь своего развития, а отдельные нации или государства сформулировать «национальную идею». Многие мыслители (Вивекананда, Рерихи, Бердяев и др.), как известно, предсказывали, что особую роль в этом процессе предстоит сыграть России. Вальтер Шубарт — один из западных мыслителей, стремившийся понять Россию, писал: «Россия — единственная страна, которая способна спасти Европу и спасет её, поскольку по всей совокупности жизненно важных вопросов придерживается установки, противоположной той, которую занимают европейские народы... В нынешнем своём виде проблема Восток—Запад предстаёт как грандиозная проблема обновления человечества, как возможность одухотворения Запада Востоком, как призыв к восстановлению первоначального единства расколотого человечества, как задача создания совершенного человека».
Мы просим вас, дорогие читатели, обратить особое внимание на этот номер журнала «Дельфис». В нём будут сформулированы несколько основополагающих направлений возможного будущего развития цивилизации, а Также даны две очень важные статьи: о нашем Духовном Солнце — одном из самых сокровенных понятий мироздания (М.Н.Егорова, «Наше истинное Солнце», с. 46) и о предполагаемом новом виде материи, существование которой может объяснить подавляющее большинство пока не имеющих научного обоснования феноменов — от «кругов на полях» до Туринском плащаницы (Б.У.Родионов, «Материя Всеединства», с. 54).
С этого номера мы начинаем разговор о том, какой же будет Новая Эпоха человечества, исходя из научных и сокровенных знаний, сложившихся условий, историко-социальных предпосылок и нынешней ситуации духовного развития общества. Для обсуждения есть основания. Учёными России уже предлагаются конкретные модели будущей цивилизации, соответствующие системы образования, государственного устройства, того, каким должен стать сам человек. Выдвинуты многообещающие гипотезы. На наш взгляд, особого внимания заслуживает работа, проделанная группой авторов из г.Барнаула, — доктором философских наук А.В.Ивановым, кандидатом философских наук И.В.Фотиевой и М.Ю.Шишиным. Свою концепцию будущей духовно-экологической, или ноосферной цивилизации, они изложили в небольшой книге, вышедшей в 2001 году, — «Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы». Это, можно сказать, программный научный документ, рождённый в результате многолетних обсуждений на конференциях, проводившихся Барнаульским государственным университетом и собиравших крупных учёных нашей страны из разных её регионов, вопросов будущего развития человечества, его пути к новому кругу эволюционной спирали.
В этом номере «Дельфиса» А.В.Иванов в статье «Основы евразийского мировоззрения» рассказывает о принципах, на которых построена модель ноосферной цивилизации. Сутью её является мысль о том, что «научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природою, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования». Иначе говоря, мы должны кардинально изменить систему ценностей и приоритетов существования на Земле. Должна быть выработана рациональная экологическая политика, включающая экологизацию промышленности и охрану неповреждённых территорий; сокращены и переориентированы по «вертикальному» вектору материальные потребности людей и общества.
Один из подходов к ноосферной цивилизации разработан другим отечественным учёным, доктором физико-математических наук, академиком РАЕН Л.В.Лесковым. С его статьёй «Этика ноосферной трансформации» можно ознакомиться в ежегоднике «Дельфис-2001», в котором опубликованы материалы Междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего», организованной нашим журналом в истекшем году. Следующая подобная конференция, намеченная на февраль 2002 года, будет называться «Этика и наука будущего. На пути к ноосферной цивилизации». Таким образом, на ней будет подведён итог обсуждению этой темы на страницах журнала.
В последнее время термин «ноосферный» всё чаще звучит, когда говорится о судьбах будущего мира. Отделение «ноосферного образования» появилось в Российской академии естественных наук. Доктором психологических наук, действительным членом РАЕН Н.В.Масловой разработана программа создания биоадекватных учебников, базовым принципом которых является природосообразность. «Программа управления процессами самоорганизации ноосферы», в которую входит и выпуск 12 учебников, основанных на системе взглядов «Мир как единое целое, зависящее от человека», подготовлена кандидатом химических наук В.Г.Ванярхо. Статью этого учёного также можно найти в упомянутом ежегоднике «Дельфис-2001».
Перечисленные работы — весомый вклад в теоретическое обоснование «эпохи ноосферы». В них синтезированы воззрения многих мыслителей, а не только основоположников ноосферного мышления — Леруа, Тейяра де Шардена и В.И.Вернадского. Сегодня очевидно, что проблема становления «эпохи ноосферы» и сложнее, и шире, чем предполагали создатели учения о ней. Поэтому в основу своей концепции барнаульская группа учёных положила многие глубочайшие научные и философские прозрения отечественной культуры конца XIX и начала XX веков. Это и идеи русского космизма, и евразийства, и русской православной софиологии, и русской «метафизики сердца», это и наследие таких русских писателей, как Л.Толстой, Ф.Достоевский, и многое другое, в том числе теория экономических циклов Н.Д.Кондратьева, солнечных циклов А.Л.Чижевского, теория кооперации А.В.Чаянова и М.И.Турган-Барановского, исследования русских генетиков Н.А.Вавилова, А.С.Серебровского, Н.К.Кольцова и т.д. И, конечно, Живая Этика, данная миру благодаря Рерихам, а также литературные, художественные и научные труды представителей этой уникальной семьи.
Говоря о судьбах мира, невозможно обойтись без анализа сегодняшней ситуации — и политической, и социальной, и экологической, и нравственной. И здесь в качестве путеводных выбраны идеи правоведа и философа П.И.Новгородцева о «Власти святынь» (см. статью А.В.Иванова, с. 4). Значение природных и культурных святынь (о том же и Пакт Н.К.Рериха) уже доказала история. Вспомним, какую роль сыграли православные монастыри, которые закладывались в отнюдь не случайных местах, в возрождении России в XIV—XV веках. И есть все основания предполагать, что очаги новой цивилизации первоначально будут возникать не в городах, информационно и экологически отравленных, а в заповедных местах — твердынях Духа. Взгляд на природу должен быть не как на «ресурс», а как на сокровище, вверенное человеку для сохранения и творческого приумножения.
Природных святынь на российской земле (от Валаама до Сахалина) множество, но ключевым ноосферным регионом является Горный Алтай и, в частности, долина Укок. О ней рассказывает в этом номере журнала кандидат философских наук А.М.Шустова (см. с. 97). Здесь не обойтись без параллелей, которые мы находим в том, что делали и к чему стремились Рерихи. Это и планируемый ими город знаний Звенигород на Алтае, и проект «Канзас»... Вот, что сказано в книге «Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы»: «...новый тип экономических, государственно-политических или духовных отношений никогда не возникает сразу и везде на всём пространстве земного шара. Совсем наоборот, — новый уклад жизни, призванный в будущем изменить судьбы многих народов, первоначально имеет чёткую, подчас точечную, географическую локализацию и эмбриональный период созревания. Лишь потом, по мере своего упрочения и укоренения, он начинает шествие по планете. <...> Роль лидеров в духовно-экологическом прорыве будут играть прежде всего те страны и регионы, которые обладают наиболее мощным биосферным потенциалом, этнокультурным разнообразием и духовными ценностями, соответствующими задачам грядущей эпохи. И здесь выясняется, что у России по совокупности этих параметров нет достойных конкурентов».
Волга. г.Мышкин. Фото Т.В.Якимовой
О власти природных святынь, народный дух которых, как утверждает П.И.Новгородцев, спасёт Россию (но не политические партии!), мы — группа сотрудников «Дельфиса», побывавшая этим летом на Урале и в Литве и посетившая именно священные их места, можем судить по своим впечатлениям и ощущениям. И об этом далее в журнале (см. с. 76 и 116).
Мы будем очень рады, если те, кого заинтересуют предложенные к обсуждению темы, пришлют нам отклики, в которых поделятся своими раздумьями, исследованиями и опытом. Ждём ваших писем, а также заявок на участие в конференции 2002 года.
- Ваши рецензии