warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира: взгляд с позиций метанауки

Гиндилис Л.М., кандидат­ физико-математических ­наук,­ ГАиШ­ (МГУ­ им.­М.В.Ломоносова), академик­ Российской ­академии­ космонавтики­ им.­К.Э.Циолковского,­Секция­ проблем­ космического­ мышления­ и­ Живой ­Этики­ Московского ­космического ­клуба

Геоцентрическая система Аристотеля

Хорошо известно, что в Древней Греции (и Риме) господствовала геоцентрическая система мира. В описаниях различных философов она отличается в деталях. Наиболее известна система Аристотеля, который, по-видимому, обобщил известные до него данные. Эту систему использовал и Птолемей (дополнив её дифферентами и эпициклами). В таком виде она была принята Христианской церковью и средневековой наукой и оказала существенное влияние на всю европейскую культуру. На рис.1 приводится схема геоцентрической системы Аристотеля. Ниже мы даем её описание по А.Паннекуку.

 

Рис.1. Геоцентрическая система Аристотеля–Птолемея

 

«В системе Аристотеля, который объединил физику и астрономию в одну стройную систему мироздания, все тяжёлые элементы стремятся к центру мира и скапливаются вокруг него, образуя шарообразную массу Земли; более лёгкие элементы (вода, воздух, огонь) собираются в последовательно расположенных друг над другом слоях. Слово "вниз" означает к центру мира, слово "вверх" – к окружающей небесной сфере. Кроме четырёх земных элементов, имеется пятый – совершенный эфир, из которого состоят небесные светила. Там, где кончаются земные элементы, там, по Аристотелю, находится орбита Луны. За орбитой Луны вращаются планеты и Солнце. Сфера Солнца совершает оборот в течение года, сферы планет имеют каждая свой период вращения. Небесная сфера, несущая на себе звёзды, совершает оборот вокруг оси мира за сутки. Она увлекает за собой все внутренние сферы, и этим объясняются ежедневные заходы и восходы всех светил» [1].

Меня всегда удивляла наивность и вместе с тем сложность этой системы, напоминающей шестерёнки часового механизма. Вращение небесного свода можно рассматривать как наблюдательный факт, и объяснение суточного движения светил представляется вполне естественным. Но для представления годового движения Солнца и углового перемещения планет потребовалось введение дополнительных сфер – на каждое светило своя сфера, да ещё надо было увязать их все с вращением сферы неподвижных звёзд (я уже не говорю о появившихся позднее дифферентах и эпициклах). Видимо, эту искусственность ощущали некоторые античные философы. Так, Гераклид Понтийский объяснял суточное движение светил вращением Земли вокруг своей оси; Венера и Меркурий в его системе вращались вокруг Солнца, а в центр мироздания он всё же помещал Землю. Но Аристарх Самосский, которого Ф.Энгельс справедливо назвал Коперником Древнего мира, учил, что в центре мироздания находится Солнце, а Земля и планеты вращаются вокруг него.

Значит, о гелиоцентрической системе знали уже в древности, но она не нашла широкого распространения. Как отмечает Е.П.Блаватская в «Разоблачённой Изиде», египтянам с незапамятных времён была известна гелиоцентрическая система, как и шарообразность Земли.

<...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: