Наше истинное Солнце
«Тайная Доктрина» определяет наше Солнце «как Мир, как светящуюся сферу, позади которой находится настоящее Солнце; а видимое Солнце есть только отражение настоящего, его оболочка» [1], I, 6741 В источниках2 это настоящее Солнце именуют «Центральным Духовным Солнцем» или «Огненным Солнцем». И мы начнём эту статью с главного, с изложения того, что нам сказано об этом истинном Солнце. Дело в том, что в силу его сокровенности, о нём всегда говорилось очень скупо, а после выхода в свет «Тайной Доктрины» на протяжении более чем столетия великие Учителя Света по сути почти не касались этой темы. Но в источниках того времени имеется немало характеристик, относящихся непосредственно к «Духовному Солнцу». А раз они есть, мы можем, стремясь к более цельному осознанию нам данного, собрать эти характеристики и несколько расширить наше представление по этому вопросу.
Начнём с того, что Е.П.Блаватская также высказывалась на эту тему с определённой осторожностью. В своих устных наставлениях ученикам Внутренней Группы — наиболее продвинутого круга участников эзотерической секции Теософского Общества — она сказала, что истинное Солнце «есть Атман3, незримый на этом плане» [3], 482; что «Атман есть излучение из Непроявленного Логоса и едино с Ним» [3], диаграмма II; 212, 233. И в другом месте она назвала Духовное Солнце Параматманом и сказала, что Атман «принадлежит Мировой Душе» и «исходит из Духовного Солнца», божественная Сущность которого насыщает собою всё [3], 256, диаграмма I; илл. I; 343.
Имеются также определения Духовного Солнца первыми основателями и главными хранителями Храма Человечества (Халсион, США) Франчиа Ла Дью (1849-1922) и Уильямом Дауэром (1866—1937), продолжавшими дело Е.П.Блаватской под руководством великого Учителя Илариона. В своих заметках о древней цивилизации Египта Франчиа Ла Дью упомянула о Духовном Солнце и Божественном Разуме как об очень близких, либо тождественных понятиях [2], 492.
Уильям Дауэр, следуя традиции западного эзотеризма и духу Учения Храма Человечества, называл Центральное Духовное Солнце «Разумом Христа», где Христос есть Центр Божественного Сознания, причина всего, а также универсальный принцип в каждом из нас и во всём сущем [2], 15; 517-5194.
По сути, все приведённые определения очень близки друг другу. Но для того, чтобы это было понятно, необходимо рассказать об этом более подробно. И сразу же надо заметить, что хотя работать над этой темой, с этими материалами — великое счастье, тем не менее, нельзя не признать, что тема эта, даже в нашем упрощённом изложении, весьма сложная для понимания; она многоплановая и требует от читателя особого внимания. Мы же даём лишь канву предмета.
* * *
Прежде всего, выделим наставление Е.П.Блаватской о символизме «Тайной Доктрины»; он, по её словам, «должен быть вполне усвоен, прежде чем читатель сможет постигать правильный смысл этого учения» [7], 605. И напомним, что «всё, что живёт и дышит, эволюционирует из излучений Единого, Неизменного Парабрамана — Мулапракрити» (или Абсолюта), Вечного Единого Корня всего. Что это «Абсолютное Всё» есть «истинный единый источник проявлений и всех видов существования». И, согласно Учению, по мере периодического развёртывания Абсолютного Непознаваемого Божества в проявленную Вселенную три высочайшие духовные стадии эволюции, ещё недоступные человеческому восприятию в его настоящем развитии, символизированы тремя Логосами5 (здесь и далее выделено М.Е.).
Первый — Непроявленный Логос — Наивысший! Он выявляет все другие Логосы. Метафорически он сравнивается с Точкой в Круге, «которая везде и нигде», то есть она «не имеет ни размеров, ни границ, ни признаков, ни названия». Плоскость Круга «представляется чёрной (Вечная Тьма), а Точка в нём — потенциально белой, и эта Точка есть первая, доступная нашему разуму связь с невидимым Логосом» или первое, что мы можем себе представить на заре Манвантары [4], 199, 250, 294. Именно появление этой потенциальной Точки в Круге — Непроявленного Логоса — есть первая стадия эволюции «беспредельной субъективности в такую же безграничную объективность» [4], 250; I,I, 1096.
Когда Точка превращается в Диаметр, эта первая линия есть Мать-Отец; из неё исходит Второй Логос, содержащий в себе Третий, или «Третье проявленное Слово» [4], 199. «Мать-Отец» — это первичная, прекосмическая субстанция — «составной термин», обозначающий Дух-Материю (там же). На этой стадии ещё нет ни Пространства, ни Времени. Начало того и другого утверждается с постепенным процессом дифференциации этой субстанции7.
Второй этап эволюции начинается, когда из потенциальной белой Точки — Первого Логоса, вырывается белый Луч (становящийся после своего исхождения Лучом блистающего Света, или Жизни). Этот Луч пронзает (символически) «Зародыш в Мировом Яйце». Пронзив его, «Луч втягивается назад в исходную Точку, а Зародыш развивается во Второй Логос — треугольник внутри Мирового Яйца» [4], 250. «Мировое Яйцо» есть аллегорическое название абстрактной формы, или первой стадии проявления недифференцированной первичной материи8. А «Зародыш» здесь представляет фигурально все зародыши — «всю непроявленную Природу, или всю потенциально Творческую Силу, которая должна проявиться» [4], 251—252.
«Непроявленный-проявленный» Второй Логос, в своей сущности, совмещает Природу Первого и Третьего Логосов и своё окончательное оформление (как символического треугольника) получает в Третьем Логосе [4], 259-260.
И здесь важно не пропустить, что с первым Лучом Первого Логоса появляются Семь божественных Духовных Существ (Семь изначальных Лучей, или Семь Логосов) — Семь наивысших Дхиани (в Станцах Дзиан — они именуются «Ах-хи»)9. Это есть первые отражения, или первые проявления, «Абсолютного Всемирного», или «Вечного Вселенского» Разума.
В сущности, Первый Логос и символизирует в потенции этот Абсолютный Всемирный Разум — «вечный и незыблемый и во время Пралайи, и во время Манвантары». Этот Абсолютный Всемирный Разум есть «только другое имя Абсолюта». А с исхождением божественных Дхиани начинается Его проявление, или «вселенский процесс производства идей, длящийся всю Манвантару — начало эволюции или эманации, — говорила Е.П.Блаватская, — направленной сверху вниз» [4], 204.
Источники утверждают, что появление этих Духовных Существ обусловлено Силой, «стоящей выше их» — началом проявления Абсолютного и Неповторимого «Закона Законов», который есть как бы сама Абсолютность. Объяснить суть этого Закона, — писала Е.П.Блаватская, — «было бы попыткой заглянуть за грань первого проявления и первопричины», что на нынешней ступени развития человечества не осуществимо [4], 205—206. Говорится также, что этот универсальный периодический Закон — последовательно активный и пассивный; когда приходит его час, он вступает в действие, и на первой ступени лестницы проявления появляются высочайшие Дхиани. На этой стадии эволюции они ещё «бесформенные, бестелесные» и пока лишь «просто дыхания» [4], 208. Но они же и Разумные Силы-Сущности, действующие «внутри вселенского Сознания» как проводники «Закона Законов» и носители Мысли и Воли Абсолютного Всемирного Разума (там же, 203—215).
Можно сказать, что на данном этапе совершается как бы первый шаг в дифференциации Божественного Единства во множества; постепенно выявляется теперь уже абстрактная совокупность этих высочайших Духов в Иерархии Творцов Вселенной. И на плане Второго Логоса и через Второй Логос проявляется Перво-Причина, или Изначальная Вечная Идея как идеальный план Божественной Мысли, как Потенциальная Мудрость и Идеальная Абстракция [1], I, 272. На этом плане каждая абстрактная форма «создаётся в соответствии с образцом, начертанным для неё в Вечности и отражённым в Божественном Разуме», символизированном на плане Второго Логоса [4], 297.
Третья стадия эволюции, протекающая уже полностью во Времени и Пространстве, начинается с рождением Третьего Логоса — проявленного центра энергии. Третий Логос — это «зеркало, отображающее Божественный Разум; Вселенная (или Космос. — М.Е.) является зеркалом Логоса, хотя, последний есть Сущность (Esse) этой Вселенной» [1], II, 37. С Третьим Логосом процесс проявления божественной Дух-Материи переходит из плана Вечного Идеала, или нуменального, в план феноменальный; начинается «окончательная дифференциация Второго Логоса и индивидуализация космических сил, главной из которых является Фохат» [4], 226. И вся проявленная Вселенная Духа и Материи устремляется к конкретному изображению Идеальной Абстракции Божественного Разума. С Третьим Логосом, с началом «полной дифференциации» прекосмической субстанции, Божественная Мысль обретает конкретные формы, «когда Слово становится Плотью» [4], 260.
Здесь уже торжествует «желание сознательной жизни» как отражение Божественной Мысли, стремящейся к обьективному существованию, «к Закону, чтобы Вселенная существовала» [1], I, 89. И Третий Логос, единый с Махатом («Великим»), есть уже Космический Разум — «великий Архитектор Вселенной», Светом которого «создано всё»10. Так, в процессе развёртывания в объективность, а точнее, «в процессе производства идей», Абсолютный Всемирный Разум проявляется сначала в абстрактный Божественный Разум, единый со Вторым Логосом, и затем в свой действенный аспект — тот же Махат. «Космический Разум, — поясняла Е.П.Блаватская, — это Махат, или Божественный Источник Идей, в период активного творческого действия; и, следовательно, это только периодическое проявление во времени и in actu Вечного Вселенского Разума — in potentia» [4], 206. А Махат, — говорила она также, — есть Высочайшая Сущность в Космосе; нет Сущности божественней» [3], 71. Это есть «великий манвантарный принцип Разума, выполняющий функции Мозга» [4], 214. Так и высочайшие Дхиани — ещё «просто дыхания» на первой стадии эволюции, на второй — начинают обретать абстрактную форму, и только на третьей стадии они уже проявляются через Махат как мыслящие Манасы, или Манасапутры, то есть те, которые воплощаются и перерождаются в людях [4], 208-209 (см. сноску 9).
* * *
Мы уже писали (в первой статье серии) об энергетическом могуществе Космического Разума, направляющего и контролирующего через Фохат (свой «Первичный Свет» и «единый инструмент») весь процесс эволюции в нашей Солнечной системе. Но не только Космический Разум, а все три Логоса являются мощнейшими центрами энергии. И здесь мы должны сказать о концепции таттв, проясняющей энергетический аспект Логосов.
Доктрина о семи таттвах (семи принципах Вселенной, как и человека!) являлась в древности величайшей святыней и сохранялась в тайне. В эзотеризме эта концепция неотделима от понятия первичной (Prima) материи — Акаши и её семи центров Силы, которые она в себе заключает и, как седьмая, является их синтезом. Все таттвы (в Учении они же — субстраты семи сил Природы) соответствуют семи планам материи. Они являют и «субстанцию, из коей образована Вселенная», и «Силу, которою она поддерживается». Иными словами, «они суть Сила и Материя» [7], 605; 3, 31511.
Первым и наивысшим в иерархии Центров Силы Вселенной является Ади-Таттва — изначальная всемирная Сила, исходящая при начале проявления из «предвечного, неизменного CAT — субстрата Всего». Она соответствует аурической оболочке, окружающей каждую планету, как и каждого человека, животное или вещь12. Она суть потенциальный носитель, содержащий в себе всё — Дух и Субстанцию, Силу и Материю, и нисходит из Первого, или Не- проявленного, Логоса [3], 325. Сила, исходящая из Второго Логоса, есть Анупадака-Таттва, что означает «без родителей», то есть рождённая от самого себя, как преображение. Это есть первая дифференциация на плане Бытия; она же является и идеальной или тем, что, по словам Е.П.Блаватской, «рождается посредством преображения из чего-то более высокого, нежели сам» (там же, 325—326).
Третья Сила — это Акаша-Таттва, Сила Третьего Логоса, действенная Творческая Сила в уже проявленной Вселенной13. И это есть тот же Фохат — Огонь и Свет. Ибо, как уже отмечалось, с началом активности «Перворожденного» (Третьего Логоса) Фохат, этот вездесущий Огонь и единый ультимативный первоэлемент Дух-Материи, из своего пассивного состояния — «Единой Жизни» Второго Логоса — переходит в действенное состояние как первоначало объективного Бытия, как наипростейшая вездесущая и всеведающая, всеобщая форма существования и потенциально «всемогущая устремляющая Сила» («Дельфис» № 1(25), 2001 г.). И в этом аспекте весь Космос предстаёт как «Океан Огня», как «Огненный корабль, несущийся в беспредельности» со всеми своими, пронизанными огнём, небесными телами.
«Всё есть Огонь — Ignis {лат.) в своём ультимативном составе, или Единица», — говорится в «Тайной Доктрине». Так, «Дух за пределами проявленной Природы есть Огненное Дыхание в своём абсолютном Единстве. В Проявленной Вселенной это есть Центральное Духовное Солнце, электрический огонь всей жизни. В нашей системе это есть видимое Солнце, Дух Природы, Земной Бог. И на Земле, внутри и вокруг неё, огненный Дух её — Воздух, флюидический огонь; Вода — жидкий Огонь; Земля — плотный Огонь» [1], II, 144— 145, 300.
* * *
Теперь самое время перейти к описанию таинственного «сокрытого от взоров» Центрального Духовного Солнца (далее — Ц.Д.С.). Ибо теперь нам станет яснее и его сущность, и его качества, и его роль не только во Вселенной, но и для всего сущего на нашей Земле. В эзотерическом Учении Ц.Д.С. — одно из самых сокровенных понятий; о Нём не говорилось вслух «из опасения, чтоб оно не унесло часть наших духовных энергий, которые устремляются к Его состоянию духовно» в вечном к Нему тяготении [1], I, 360.
В частном восточном комментарии, тайна которого впервые была обнародована Е.П.Блаватской, имеется пространное описание Ц.Д.С., или «Сокрытого». Из этих текстов очевидно, что в беспредельных звёздных просторах Ц.Д.С. нашего мира — не единственное; что имеются и другие ареалы, где властвуют «Первоначала», подобные Ему. Ибо, как сказано, «все центральные, физические или объективные Солнца (звёзды. — Ред.)... не более, нежели отражения своих Первоначал, сокрытых от зрения всех, исключая Дхиан Коганов»; субстанция последних «на четыре степени выше, нежели отображённая солнечная субстанция» (то есть нашего видимого Солнца) [1], I, 359.
Здесь же дано ёмкое описание Ц.Д.С., которое мы приводим отчасти дословно:
«XXI. Истинная Субстанция Сокрытого (Солнца) есть ядро Субстанции-Матери14. Это есть Сердце и Утроба всех жизненных и существующих Сил в нашей Солнечной Вселенной. Это есть ядро, откуда исходят для распространения в своём круговращающем странствовании все Силы (божественные Дхиани. — М.Е.), которые, исполняя свои функциональные обязанности, устремляют Атомы в движение, и это Фокус, в котором они вновь встречаются в своей Седьмой Сущности каждый одиннадцатый год15. Высмей того, кто скажет тебе, что он видел Солнце, как если бы он сказал, что Солнце действительно движется вперёд в своём ежедневном пути...16
XXIII. Именно, в силу его семеричной природы древние говорили о Солнце как о везомом семью конями, числом, равным размеру стихов в Ведах; или, что хотя оно и тождественно семи Гана'м (классам существ) в своей сфере, оно отличается от них17 — истинно так; также, что оно имеет Семь Лучей, ибо истинно, оно имеет их...
XXV. Семь Существ в Солнце суть Семь Пресвятых Само-Рождённых из мощи, присущей Утробе Матери-Субстанции. Именно они посылают семь главных Сил, называемых Лучами, которые при начале Пралайи сосредоточатся в семи новых Солнцах для следующей Манвантары. Энергия, из которой они возникают в сознательное существование, в каждом Солнце, есть то, что некоторые люди называют Вишну, что есть Дыхание Абсолюта. Мы называем это Единой Проявленной Жизнью, которая сама есть отображение Абсолюта...» [1], I, 360.
* * *
Все приведённые положения очень важны для понимания сути и величия в звёздном Пространстве роли «Сокрытого». Дополним сказанное несколькими краткими, но весьма содержательными характеристиками Ц.Д.С. из «Тайной Доктрины» и других источников.
«Сокрытое» — есть «Душа, оживотворяющая эту Духовную Вселенную» [1], I, 420. Это есть «резервуар, внутри которого собрана... Божественная лученосность, уже дифференцированная при начале каждого творения» [1], II, 300.
Здесь находится «начало Жизне-сущности (Фохат. — М.Е.) и нуклей "Prima Materia" (Акаша. — М.Е.) нашей Солнечной Системы, ибо они едины» [1], I, 673. «Солнце (Ц.Д.С. — М.Е.) есть сердце Солнечного Мира (Системы), а его мозг скрыт за (видимым) Солнцем. Оттуда излучается ощущение в каждый нервный центр великого тела, и волны жизне-сущности плывут в каждую артерию и жилу... Планеты — его члены и пульсы» (там же).
Это есть «хранилище жизненной энергии, питающее всю эту систему; "оно" самозарождает свой жизненный флюид18, постоянно получая столько же, сколько выдаёт» (там же, 674). И все силы в нём зарождаются и сохраняются [5], 448. И несмотря на то, что оно находится ещё в Лайа, или нейтральном состоянии, магнетизм Ц.Д.С. столь велик, что оно является «Единым притягивающим, также как вечно изливающим Центром Жизни» [1], II,300.
«Так, в течение всего манвантарного солнечного периода или Жизни» в этой истинной Солнечной системе происходит регулярная циркуляция «жизненного флюида», «подобно кровообращению в человеческом теле; Солнце (истинное. — М.Е.) при каждом своём обороте сокращается так же ритмично, как человеческое сердце». Только цикл этого кровообращения не в секунду или приблизительно, а одиннадцать лет. Именно тогда, каждые одиннадцать лет, число солнечных пятен на видимом Солнце увеличивается, и «увеличение это обязано сокращению Солнечного Сердца. ...Вселенная, в данном случае наш (солнечный. — М.Е.) Мир дышет так же, как человек и каждое живое существо, растение и даже минерал на Земле; так же, как и наш земной шар, вздыхает каждые двадцать четыре часа; а феномен "тёмных пятен" подобен правильной и здоровой пульсации сердца, когда жизненный флюид проходит через его полые мускулы» (там же, 674—675)19.
И этот единый жизненный флюид, или «Единая Жизнь», направляется волей высочайших Дхиани, встречающихся в «Сокрытом» каждый одиннадцатый год. Здесь «Творческим Светом» этих Дхиани создаётся каждая абстрактная форма, повторим, «в соответствии с образцом, начертанным для неё в Вечности и отражённым в Божественном Разуме». И исходя из ранее изложенного, мы можем теперь с определённой уверенностью сказать, что по аналогии с Первым и Третьим Логосами наше Ц.Д.С. в единстве со Вторым Логосом олицетворяет Божественный Разум. Так становится понятной суть замечания Франчиа Ла Дью о близости понятий Божественного Разума и Центрального Духовного Солнца.
Очевидно также, что Ц.Д.С. являет собой грандиознейший Центр Огненной энергии (Анупадака-Таттву), мощь которого в Космосе невообразимо велика. Причём, если во время Сандхья, или «сумерек рассвета» Манвантары, это сокрытое Солнце излучает свой Творческий Свет пассивно, то во время активного периода Бытия оно «вызывает поток беспрерывной энергии», мощь и деятельность которого возрастает по мере его семеричного нисхождения [1], II, 298.
«Ни один смертный, — говорила Е.П.Блаватская, — не может Его увидеть, ибо глаза смертного не смогут вынести Его яркого Света. Если бы завеса (наше видимое Солнце. — М.Е.) с истинного Солнца спала сейчас хотя бы на секунду, все планеты (системы нашего видимого Солнца. — М.Е.) мгновенно обратились бы в прах20 — так же, как (согласно арийской легенде) 6о тысяч сыновей царя Сагары были уничтожены одним взглядом (великого мудреца) Капилы» [4], 318. Эта энергия является мощной созидательной силой Вселенной. Так, начиная с Зари Манвантары, «все Солнца (звёзды. — Ред.) исходят или нарождаются от этого Центрального Солнца» [1], I, 657; 6, 259. И за пределами нашей планетной системы Ц.Д.С., как и другие (такие же сокрытые. —М.Е.) Солнца в своих ареалах, определяет движение и направление небесных тел [1], I, 840. Именно Ц.Д.С. «побуждает (наш. — М.Е.) Фохат... собирать первичную пыль в формы шаров, чтобы заставить их... приблизиться друг к другу и воссоединиться»; при этом, мощь и импульс, уявленные пространственному телу, зависят от степени вращения Огненного вихря Фохата [1], I, 258; 6, 26721.
А «Огненный Вихрь», согласно Учению, есть раскалённая космическая пыль, лишь магнетически следующая, подобно железным опилкам, притягиваемым магнитом, за направляющей мыслью «Сил Созидающих» (то есть семи божественных Дхиани. — М.Е.). И эта космическая пыль обладает потенциальностью самосознания [1], I, 155. И как сказано далее, «Миры, включая нашу Землю, как зародыши, развились первоначально из одного элемента (здесь из Первого Логоса. — М.Е.) в его второй стадии, Отца-Матери, Дифференцированной Мировой Души... назовём ли мы это вместе с современной наукою космической пылью и огненным туманом или же, согласно оккультизму, Акашей (единой с Фохатом. — М.Е.), Дживатмой, Божественным Астральным Светом или «Душой Вселенной» [1], I, 191.
Итак, основной вывод состоит в том, что наша истинная Солнечная Вселенная не ограничивается полем притяжения лишь нашего видимого Солнца. Что наш ИСТИННЫЙ Солнечный Мир это не только планетная система во главе с нашим видимым Солнцем, но гораздо большее звёздное пространство, центром и Душой которого является наше Духовное Солнце со своею цепью невидимых планет.
Как сказано, «видимое Солнце есть лишь прорубленное окно в истинном солнечном чертоге и присутствии (подчёркнуто Ред.), через которое, тем не менее, видна без искажения внутренняя работа» [1], I, 674. И подобно тому, как наше видимое Солнце является жизнедателем нашей планетной системы, Ц.Д.С. даёт жизнь всему Космосу [1], II, 3522. И вместе с тем, является нашим истинным духовным жизнедателем, наполняющим своей божественной лученосностью всё сущее в ареале нашего Солнечного Мира.
Утверждается, что Ц.Д.С. не только дало жизнь нашему видимому Солнцу, как и многим другим солнцам, но что вся наша маленькая семеричная «вселенная» находится в его орбите и живёт его излучениями. «Лучистая энергия» Ц.Д.С. «вызвала к жизни» и нашу Землю, которая изначально направлялась им в своём движении и находилась и находится в сфере его притяжения [1], II, 29, 299-30023.
И быть может самым замечательным при всей грандиозности величия Творческого Света Ц.Д.С. как Божественного Разума, а также его невообразимой мощи, является то, что хотя оно невидимо и трансцендентно, оно вместе с тем, имманентно каждому человеку и всему сущему на нашей Земле [1], I, 360. Остановимся на этом подробнее.
* * *
В ряде источников неоднократно подчёркивается, что связь нашей Земли с Ц.Д.С. и с планетами системы нашего видимого Солнца — самая непосредственная. Говорится также, что в древних космогониях видимые и невидимые миры являются двойными звеньями одной и той же цепи. И «так же, как Невидимый Логос (здесь — Ц.Д.С. — М.Е.) с его Семью Иерархиями (планет. — М.Е.), причём каждая представлена или олицетворена своим Ангелом, или Правителем, — образует единую Мощь, внутреннюю и невидимую, так и в мире Форм, Солнце и семь главных планет составляют видимую и действенную Силу...» [1], II, 35. И все они воздействуют на наше человечество.
Ведь как уже отмечалось, и Ц.Д.С. — семерично. У него имеется «Семь Солнц Жизни» так же, как в тайном учении арийцев о «Саптасурья» («семи Солнцах. — М.Е.), в упомянутом фрагменте «Вишну Пураны». Правда, в «Тайной Доктрине» сказано только о трёх из семи Солнц, «вращающихся вокруг Центрального Солнца». Причём, материал этот дан на основе «свода воззрений каббалистов», в этой части тождественного духу восточной доктрины. Здесь говорится, что «Центральное Солнце было... центром Покоя; центр, к которому в конечном результате должно было быть сведено всё движение. Вокруг этого Центрального Солнца... первое из системных Солнц... вращалось на полярном плане... второе — на экваториальном плане... и лишь третье было нашим видимым Солнцем» [1], I, 300. И все эти Солнца излучают в человека все важнейшие принципы его существования. Это последнее положение иллюстрируется в Учении следующим высказыванием:
«Седьмой принцип (Атман, или Атма, исходящий из Первого Непроявленного Логоса. —М.Е.) достигает человека через все фазы Бытия в чистоте и нераздельности элемента и безличного единства, но проходит через... Центральное Духовное Солнце и Группу Второго (следующего за ним. — М.Е.), Полярного, Солнца, и оба они излучают в человека его Атму. Третья Группа — Экваториальное Солнце, цементирует Буддхи с Атманом и с высшими свойствами Манаса; тогда как Четвёртая Группа, Дух нашего видимого Солнца, одаряет его Манасом и его носителем Кама Рупой, или же телом страстей и желаний... которые развивают индивидуализированное сознание, личное Ego. Наконец, Дух Земли, в его троичном единстве, слагает физическое тело, привлекая к нему Духов Жизни и формируя его Линга Шарира (эфирный, или астральный, символ тела. — М.Е.). Но всё следует закону Циклов; эволюция человека, так же, как и всё остальное, и порядок, в котором он зарождается, описаны полностью в Восточных Учениях...» [1], II, 30124.
Вот теперь мы знаем, откуда излучается сокровенная лученосность в каждое человеческое сердце и что она собой представляет. Это есть излучение Центрального Духовного Солнца, его неистребимой, огненной, нетленной «Единой проявленной Жизни», или единой жизненной энергии для всего нашего истинного Солнечного Мира, Душой которого оно является. А эта «Единая жизнь», в аспекте которой Атман и Фохат тождественны, потенциально содержит в себе синтез излучений Высшего Единства — всех трёх Логосов25. Вот оно «Я есмь» — потенциал врождённой богосущности в сердце каждого человека, носителя пламени Божественного Разума — Духовного Солнца. Разве не в раскрытии в себе этого высочайшего духовного потенциала и состоит назначение человека?
В текстах «Тайной Доктрины» таинственное Духовное Солнце иногда именуется «Обителью невидимого Божества» или даже «Высочайшим Божеством» [1], I, 840, 420. Но, в действительности, эзотерическая философия признаёт лишь один Абсолют как истинное божественное основание всего сущего. И хотя громадное значение жизненных токов «Сокрытого» для всего живого на Земле ни в коей мере не умаляется, иерархия в последовательности излучения Божественной энергии сохраняется. Как подчёркнуто в Космологических записях, «каждая былинка проявленного материального Космоса есть субстанция Бога, как бы низко она ни опустилась в своём циклическом вращении на протяжении Вечности, всегда становящейся. Каждая такая былинка индивидуально и Космос коллективно есть аспект и напоминатель Всемирной Единой Души, которую философия отказывается называть Богом, дабы не ограничить вечную и всегда существующую Основу Сущности...» (то есть Абсолюта!) [6], 259.
«Огненное Солнце невидимо, — говорит Живая Этика, — так же, как незримы великие небесные тела. Следует пояснить уже в школах, насколько ничтожно наше поле зрения. Только так можно уговорить человечество, что оно божественно в своей сущности сердца, но в теле подвергается всем ограничениям. Только так уже дети узнают, о чём нужно заботиться. Они очень недоумевают, что явлено в груди, что бьётся постоянно» [8], § 238.
Многое ещё остаётся сокрытым и завуалированным из тайн мироздания для человечества, ибо Истина приоткрывается соответственно возможностям её восприятия. Но то, уже раскрытое из этих «тайн», столь величественно, что когда вдумываешься в это данное, то кажется — горизонты воображения раздвигаются и силы растут. И очевидно, что несмотря на все немалые достижения научной мысли в истекшем столетии, она ещё далека от реального представления о глубинных процессах, происходящих в мироздании. И можно с уверенностью утверждать, что современная астрономия не имеет представления о такой великой Реальности, как невидимое Духовное Солнце. Всё это означает, что многое из положений древних народов и в области математики и астрономии было «гораздо большего значения», чем постижения современной науки. Ибо суждения древних о планетах и звёздах «как о живых телах, одушевлённых Духами», соответствовали их общему взгляду на Природу и составляли величественное представление, в котором физический, психологический и духовно-нравственный аспекты были взаимосвязаны между собой и объединялись в единое целое. И очевидно, что без осознания необходимости такой взаимосвязи истинный прогресс современной науки невозможен, ибо в этом случае область познания будет всегда ограничена анализом лишь физической материи.
- Ваши рецензии