Н.К.Рерих как великий монголист-художник
В истории науки трудно найти таких уникально выдающихся учёных, какими были Н.К.Рерих и Ю.Н.Рерих. Дело не только в том, что отец и сын воплощали в своём творчестве идеи синтеза всех знаний в области ориенталистики, но и в том, что они сумели поднять значение данной области знания до уровня общечеловеческих ценностей. Именно на основе результатов изучения восточных стран и их культур они пришли к фундаментальному выводу об определяющем значении культуры в судьбах современного человечества. Можно поражаться их гениальностью, потому что такой вывод они сделали на заре нашей эпохи, эпохи техногенной цивилизации и социальных потрясений в мире. Нужно сказать, что идея знаменитого знака Знамени Мира или Знамени культуры пришла Н.К.Рериху в 20-х годах во время знаменитой Центральноазиатской экспедиции, в результате которой Рерихи за четыре года «посетили всю цепь буддийских стран», начиная с Индии и кончая Монголией и Тибетом. Н.К.Рерих — можно думать, не без участия своего сына Ю.Н.Рериха, знатока-ориенталиста, — выбрал в качестве знака Знамени Мира древнеиндийский символ счастья Чинтамани, который с древнейших времён бытует во всех буддийских странах Востока, включая Монголию («Чинтамани» наряду с другими символами изображён на новом гербе Монголии).
Как мне кажется, человечество, только сейчас, в самом начале этого нового тысячелетия, начинает понимать основной девиз Рерихов о том, что спасти мир можно лишь посредством культуры. При этом они усматривали выход из противоречий современной механической цивилизации в синтезе западной и восточной культур. От Юрия Николаевича мне неоднократно приходилось слышать о величии и мудрости восточной культуры и философии, об их общечеловеческих ценностях, а также о некоторых духовных и моральных пороках современной цивилизации, которые ему самому приходилось непосредственно наблюдать. И теперь многие учёные на Западе начинают говорить о важности культурных факторов в современном мире. Известный политолог Самуэл Хантингтон пишет, что после холодной войны факторы цивилизации играют большую роль в современной мировой политике, что ключевые вопросы на международной арене возникают из-за различия в цивилизациях. Власть, заключает он, перемещается от длительного западного преобладания к незападным цивилизациям2. За несколько месяцев до ухода из Белого дома Билл Клинтон и его госсекретарь М.Олбрайт собрали некоторых выдающихся деятелей культуры и бизнесменов, обсудили вопрос о значении культуры для развития отношений между народами и сохранения мира и предложили проводить «культурную дипломатию» с тем, чтобы не допускать возникновение конфликтов между различными цивилизациями и религиями в мире. Как известно, ООН объявила 2001 год годом диалога цивилизаций.
Все мы хорошо знаем, что Н.К.Рерих является крупнейшим художником и исследователем. Но, как ни странно, вопрос о том, что он был также прекрасным знатоком Монголии и крупнейшим монголистом, изучен совершенно недостаточно. Я вспоминаю, что Юрий Николаевич в наших разговорах и на занятиях часто говорил о том, что Николай Константинович не только любил Монголию, но и хорошо знал её историю и культуру. Действительно, трудно представить, как без глубокого знания страны и её народа можно создать столько прекрасных полотен, изображающих глубинное начало духовной культуры и исторического прошлого монголов, которые тогда были почти забыты во внешнем мире. По словам Юрия Николаевича, его отец, оказавшись в Монголии, чувствовал необычайное творческое вдохновение и оптимистически относился к судьбам монголов, породивших Чингисхана, которого, кстати, сам Юрий Николаевич любил называть «Монгольским Прометеем». Однажды он сказал мне, что в картине «Мать Чингисхана» выражена любовь и уважение Николая Константиновича к Монголии. Сам Юрий Николаевич говорил мне: «Моя любовь к Монголии в моей крови», имея в виду татарское происхождение своей прабабушки.
Как известно, Н.К.Рерихом создано довольно много картин на тему Монголии: «Великий Всадник, или Владыка Шамбалы Ригден-Дагба Джапо» (1927), «Держатель Чаши» (1927), «Ждущий» (1927), «Богдо-Ула, вход в Ургу» (1927), «Монгольский цам» (1928), «Караван» (1931) из серии «Чингисхан», «Юрты» (1931) из той же серии, «Мать Чингисхана» (1933), «Чёрные Гоби» (1928-1930), «Голос Монголии» (1937), «Священные камни» и др.
Хотелось бы особо остановиться на двух картинах, лучше всего отражающих общую историко-философскую концепцию великого мастера, касающуюся истоков кочевой цивилизации и культурного наследия Монголии. Согласно этой концепции, монгольская культура истолковывалась Н.К.Рерихом на необычайно широком историческом фоне, в смысле её общности с другими культурными традициями мира, порою даже с отдалёнными. В этой связи я хочу обратить внимание на один из его шедевров, который, хотя непосредственно не посвящён Монголии, но в сюжетно-концептуальном смысле имеет прямое отношение к этой стране. Я имею в виду знаменитую картину «Чудо» («The Miracle») (1923), которая хранится в Государственном музее Востока в Москве. Как известно, эту картину Н.К.Рерих создал под впечатлением посещения пустыней в Нью-Мексико и Аризоне в США. Художник прозорливо обнаружил в обычаях местных краснокожих обитателей в юго-западной части США много поразительных сходств с древнеславянской культурой и культурами других народов, в том числе и с азиатскими, особенно с монголами. И основная историко-философская идея картины сводится к тому, чтобы показать первоначальную общность происхождения Старого и Нового Света.
На фоне удивительной панорамы Великого каньона, наряду с древними жилищами и юрто-образными строениями краснокожих обитателей Америки, среди громадных скалистых образований отчётливо выделяются семь человеческих фигур, одетых в длинные белые одеяния, упавших на колени и касающихся головой земли в благоговейном ожидании перед сияющим кругом золотистого света, восходящего по ту сторону моста и освещающего своими чудотворными, переливающимися самыми разными оттенками лучами всю глубину каньона, невольно напоминающего внутреннее пространство какого-то величественного молитвенного храма. Нужно сказать, что это полотно принадлежит к серии картин, посвящённых приходу Мессии. Николай Константинович изучал эту тему в необычайно широком сравнительном плане, привлекая, по возможности, легенды и предания всех народов и всех времён.
Н.К.Рерих. Чудо. 1923
Когда Н.К.Рерих приехал в Монголию, он показал фотокарточки американских индейцев монголам, а последние говорили, что они видят в них самих себя. По этому поводу Н.К.Рерих утверждал: «Что-то несказуемое, фундаментальное, за пределами поверхностных теорий связывает эти народы»3.
Можно представить, каково было его удивление, когда он услышал монгольскую сказку о двух братьях, которых отлучила друг от друга огненная змея, расколов землю, и о том, что до наших дней люди ожидают, что двух братьев вновь объединит огненная птица4.
Другая картина, па которой я хочу остановиться, это — «Ригден-Джапо-Владыка Шамбалы»5, или «Грядущее, Великий Всадник». Она не только непосредственно связана с Монголией, но и специально посвящена национальному возрождению Монголии и создана автором во время его пребывания в Улаанбаатаре (Улан-Баторе. — Ред.) в 1927 году с Центральноазиатской экспедицией.
Ш.Бира и Ю.Н.Рерих в библиотеке монастыря Гандана (Улан-Батор)
Хотелось бы сделать отступление — не могу обойтись без воспоминания. Когда Юрий Николаевич приехал по приглашению монгольского правительства в августе 1958 года в Улаанбаатар, я, являясь его аспирантом, сопровождал его в течение всего периода его пребывания в Монголии. При первой же встрече в Улаанбаатаре он спросил меня, знаю ли я картину его отца «Ригден-Джапо-Владыка Шамбалы». К моему стыду, я сказал, что не знаю. Он предположил, что, может быть, она пропала. И далее я впервые услышал историю этой знаменитой картины. Юрий Николаевич сказал, что она была создана специально для Монголии, подарена монгольскому правительству и вручена тогдашнему премьер-министру Церендоржу. И в заключение он добавил, что если картина пропала, то это очень печально. Мы стали расспрашивать о судьбе этой картины, но не могли обнаружить её за короткий период пребывания Юрия Николаевича в Монголии. Однако, расспросы вызвали живой интерес у людей, с которыми мы встречались, а несколько лет спустя после этих разговоров, в середине 60-х годов картина была обнаружена в хранилище коллекции старых картин в Улаанбаатаре. Сейчас картина экспонируется в Национальном музее изобразительного искусства в Улаанбаатаре, и вошла в список художественных памятников особой ценности. А первая репродукция была опубликована в журнале «Советское искусство» писателем из Санкт-Петербурга И.И.Ломакиной, работавшей в те годы в Монголии.
На приёме у президента МАН в 1959 г. Слева направо: Ш.Бира, К.Уран (Венгрия), проф. Рагу Вира (директор Международной академии индийской культуры), Ю.Н.Рерих и Н.А.Дворянков (зам. пред. ИВ АН)
Картина «Великий всадник» является одним из лучших воплощений основных художественно-культурологических идей Н.К.Рериха на конкретном примере Монголии. Главный замысел художника заключается в том, чтобы отобразить общность монгольской культуры с другими культурами. Из творчества Н.К.Рериха ясно видно, что его интересовала Монголия как важная составная часть буддийской культуры. За тяжёлой завесой общей отсталости тогдашней Монголии художник сумел увидеть не только глубинные пласты культурной традиции монголов, но и предвосхищал её возрождение на новой основе.
Н.К.Рерих. Монголия. 1938
Рассмотрим, как замысел художника воплотился в этой картине. Вероятно, Н.К.Рерих впервые узнал о Шамбале, легендарной стране всеобщего благоденствия, в Петербурге во время своего участия в работе над художественным оформлением строящегося там буддийского храма. Затем он оказался в мире легенд о Шамбале в период Центральноазиатской экспедиции по буддийским странам — Сиккиму, Ладаку, Монголии и Тибету. Вблизи от границ Сиккима, на южных склонах Гималайских гор он услышал легенду о Шамбале из уст тибетского ламы. Легенда гласила о том, что иа протяжении веков люди ждали наступления времени Шамбалы, чему должно предшествовать множество удивительных событий — разрушительные войны, уничтожение множества монархий, всевозможные природные катаклизмы и т.д. Все они говорили о скором наступлении Новой эры, эры Шамбалы. В Ладаке Н.К.Рерих приобрёл старинную танку «Красный Всадник», которая послужила впоследствии прототипом для ряда его картин на эту же тему, в том числе и картины «Великий Всадник».
Особый интерес Н.К.Рериха к сюжету Шамбалы можно объяснить также и следующим обстоятельством. Он рассматривал легенду о Шамбале, которая пользовалась необычайно большой популярностью среди народов буддийских стран, которые он посетил, как составную часть общечеловеческой веры в Мессию, в наступление будущей счастливой эры. В универсальном характере чаяний людей разных стран Николай Константинович видел общность мировой цивилизации и потенциальную возможность сближения и единения народов мира, о чём свидетельствует и упомянутая ранее картина «Чудо», созданная на сюжет Мессии.
Н.К.Рерих также интересовался тематикой Майтрейи, будущего Будды, в приход которого верят буддисты мира. По мнению Н.К.Рериха, с именем Майтрейи — грядущего Спасителя мира, или Калки Аватара Пуран, или Ригден-Джапо Монголии, или Мунтазара мусульманского мира Азии, или Белого Бурхана Алтая — связана древнейшая и одна из самых распространённых в Центральной Азии легенда о Владыке Шамбалы, с приходом которого будут восстановлены на земле мир и справедливость. И Н.К.Рерих утверждал, что «в предсказании о приближении пришествия просветлённого Майтрейи вы можете увидеть движение творческой эволюции. Великое понятие Шамбалы обязывает к непрерывному накоплению знаний, обязывает к просветлённому труду и широкому пониманию»6.
Весьма интересна своеобразная художественно-философская трактовка художником Шамбалы в связи с Монголией. И не менее интересен тот факт, что Н.К.Рерих завершил свой шедевр из серии картин, посвящённых Шамбале, именно в Монголии. Картина, как мне кажется, подтверждает слова Юрия Николаевича об особом творческом вдохновении, которое испытал его отец в Монголии. Художник, судя по картине, действительно ощутил необычайно бурную, новую жизнь в тогдашней Монголии, возрождающейся и стремившейся к обновлению и прогрессу.
Как свидетельствуют современники художника, он обнаружил, что вера в наступление Новой эры Шамбалы была тогда необычайно сильна в Монголии. На улицах монгольской столицы он встречал отряды кавалеристов, которые пели песню о Шамбале, сочинённую бойцами Сухэбаатара (Д.Сухэ-Батор. — Ред.). Песня называлась «Джан7 Шамбалын дайн» («Война Северной Шамбалы»).
В ней, например, содержится такой куплет:
Война Северной, Шамбалы!
Умрём в войне этой,
Чтоб переродиться вновь
Как рыцари Владыки Шамбаль?8.
Мы можем, со своей стороны, подтвердить, что песня «Джан Шамбалын дайн» была в те годы очень популярна в Монголии, однако впоследствии она подверглась забвению, ибо оказалась не по духу революционным руководителям страны.
Картина «Великий Всадник» родилась действительно в самой гуще тогдашней жизни Монголии. Н.К.Рериху удалось изобразить эту жизнь посредством присущего ему стиля, синтезирующего изобразительные традиции и приёмы буддийско-монгольской и русской живописей. Этим самым, а также на своём собственном творческом примере, великий русский художник сумел доказать общность художественных ценностей восточной и западной культур, а точнее евразийской цивилизации.
И ещё одна особенность картины, которую не могу не отметить. Художник хотел показать не столько прошлое и даже настоящее, сколько будущее Монголии, наступление Новой эры, о которой народ слагал легенды и мечтал на протяжении многих веков. На картине изображён Владыка Шамбалы в виде стремительно мчащегося на коне огненного всадника со всеми атрибутами Великого богатыря. Он же трубит в раковину, возвещая о своём приходе, и потрясает победным жезлом. Голубое монгольское небо, белые облака, ярко-зелёные луга дышат свежестью и чистотою обновления и новой жизни, а внизу изображён Великий хурал, монгольский парламент, олицетворяющий новую демократическую власть в Монголии.
Н.К.Рерих. Приказ Ригден-Джапо
Картина не только радует глаз, но и полна оптимизма и энергии, призывая к действию и духовному просветлению. Характерно, что Н.К.Рерих подарил свою картину монгольскому правительству с такими словами: «Монгольский народ строит своё светлое будущее под знаменем нового века. Великий всадник освобождения несётся над просторами Монголии... И Великий хуралдан в деятельном совещании слагает решения новой народной жизни. И громко звучит зов красного прекрасного Владычного Всадника»9. По словам самого Н.К.Рериха, картина «была принята с особыми чувствованиями. Член правительства сообщил мне, — писал Н.К.Рерих, — что монголы имеют намерение выстроить особый памятный храм, где эта картина займёт центральное место»10.
Н.К.Рерих. Великий Всадник. 1927
Однако, к великому сожалению, эти слова о строительстве памятного храма были вскоре забыты в связи с социальными потрясениями, которые стране пришлось пережить в 20-30-х годах прошлого столетия. Как мы отметили выше, до приезда Юрия Николаевича в Монголию в 1958, а потом в 1959 году, когда он вновь приехал, чтобы участвовать в Первом международном конгрессе монголоведов-филологов, мало кто помнил о Н.К.Рерихе и его экспедиции. Даже деревянный дом, где Н.К.Рерих с членами своей семьи останавливался во время пребывания в Улаанбаатаре, был заброшен. Только года два тому назад, перелистывая страницы замечательной книги Юрия Николаевича «По тропам Срединной Азии», изданной в русском переводе издательством «Агни», я натолкнулся на фото небольшого деревянного домика, перед которым стоит Николай Константинович.
Трудно передать, какова была моя радость, когда я без особых трудностей нашёл этот дом на том же самом месте. Сразу же от имени секретариата Международной ассоциации монголоведов (МАМ) я обратился с письмом в Отдел по охране культурных памятников при администрации города Улаанбаатара о том, чтобы принять этот домик под охрану, как исторический памятник города, и передать его в ведение Ассоциации с тем, чтоб сохранить его и с помощью администрации города и общественности, как монгольской, так и международной, реставрировать как исторический памятник в честь Рерихов, великих исследователей Монголии. Пока мы ждём позитивного решения наших предложений.
За этот период, пользуясь случаем, я хочу сообщить, что нам удалось создать в начале 2001- го года «Рериховское общество Монголии» при МАМ. Мы намерены развернуть работу по изучению научного и художественного творческого наследия Рерихов, а также по распространению их гуманистических и культурологических идей среди монгольской общественности. Мы хотим тесно сотрудничать со всеми рериховскими центрами и обществами, в первую очередь, в России, а также ждём от них поддержки и помощи при реставрации вышеупомянутого домика с тем, чтобы создать в нём Дом-музей Рерихов. Пусть он будет скромным, но особо почитаемым храмом Рерихов!
Г. Улан-Батор (Монголия)
- Ваши рецензии