О вселенском сострадании
С.А.Григоренко: Как бы Вы определили коротко суть буддизма?
Д.Кридон: Суть буддизма — в мудрости и сострадании. Именем «Будда» называют того, кто пробудился от неведения и разрушительных привычек, пришёл к интуитивной мудрости и состраданию. Согласно буддизму, неведение — это коренная причина страдания, потому что именно от него произрастают агрессия, жадность, гордыня и зависть, которые и являются исходным материалом для индивидуальных и коллективных конфликтов. Поэтому буддийские практики ставят целью рассеять неведение и развить понимание, мудрость и любовь.
С.Г.: Тибетский буддизм включает в себя три основные традиции: хинаяна, махаяна и тантра-ваджраяна. Многие об этом слышали, но не все представляют их суть. Какое место они занимают в тибетской традиции?
Д.К.: Они представляют собой различные уровни подхода к духовному развитию. Хинаяна делает акцент на самодисциплине, учит не вредить как самому себе, так и другим. В махаяне практикующий стремится к развитию вселенского сострадания и глубокого понимания природы явлений. Ваджраяна даёт специальные методы для быстрого созревания ума. В тибетском буддизме представлены все уровни. Например, монахи и монахини, следующие обетам хинаяны, одновременно придерживаются взглядов махаяны и практикуют методы ваджраяны. Эти уровни также соответствуют внешним и внутренним аспектам практики. Хинаяна делает акцент на внешней форме, обращая внимание на внешнее поведение, так что хинаяна представляет тренировку морального и этического поведения. Махаяна фокусируется на внутренней установке к состраданию, а ваджраяна обращается прямо к самой сути бытия — источнику всего
С.Г.: В чём уникальность буддизма?
Д.К.: Уникальность буддизма в глубокой и практической психологии обращения с человеческим страданием на всех уровнях, в отсутствии догматизма и принятии прав других иметь различные взгляды.
С.Г.: Насколько важно в буддизме такое религиозное понятие, как вера?
Д.К.: Прежде всего, в некоторых учениях Будда Шакьямуни призывал не принимать всё на веру, вслепую; советовал рассматривать всё разумно и проверять на своём собственном опыте; рекомендовал проверять подобным же образом и его собственные слова и учение. Это оградит ученика от подозрительных и заблуждающихся учителей и учений. Поэтому Будда давал совет ученику перед тем, как ступить на Путь, всё прояснить наиполнейшим образом. Тем не менее, вера или уверенность занимают важное место в буддизме, так как, если ученик уже начал практиковать, бесконечные сомнения и вопросы будут лишь препятствием для развития. Когда ум постоянно сомневается в том, чем он занимается, тогда это не позволяет ему расслабиться, что станет блокировкой для глубокого прозрения. Это, в свою очередь, не даёт возможности развить стабильность и ясность ума, которые являются существенными факторами освобождения на буддийском пути. На этой стадии вера и доверие — важные элементы духовного прогресса. Таким образом, мы можем сказать, что в буддизме вера проистекает из ясности и понимания, что вселяет уверенность при дальнейшем продвижении по пути.
С.Г.: В чём заключается особенность буддийского подхода к медитации?
Д.К.: В буддизме представлен обширный набор медитативных техник. Каждая школа имеет свою собственную. Некоторые необыкновенно просты, иные сложны. Но все они ставят целью развитие постоянной внимательности и осознанности. Без определённой степени осознанности духовный путь легко может превратиться в самообман. Слово «медитация» понимается по-разному разными людьми. Одни думают, что это вид транса, другие — «пустое» состояние ума, некоторые ассоциируют медитацию с высшими состояниями сознания. Но буддийская медитация ни то, ни другое. Когда ум отказывается от непрекращающегося захватывания и борьбы за достижение неких особых состояний или за то, чтобы стать чем-то, тогда ум естественным образом становится медитативным, что означает—широко осознающим, ясным, полностью присутствующим и способным точно и с состраданием отвечать на возникающие обстоятельства. Буддийская медитация раскрывает то, что уже присутствует в нас и описывается как природа Будды, врожденная пробуждённость, первоначальная мудрость.
С.Г.: Вы говорили о важности такого понятия, как сострадание. В чём отличие обычного человеческого сострадания и сострадания-каруны в буддизме махаяны?
Д.К.: Обычное сострадание ограничено. Например, мы можем чувствовать сострадание к бедным, но не к богатым, или мы можем чувствовать сострадание к животным, но не к людям. Каруна же универсальна и безгранична. Это словно Солнце, которое светит всем живым существам без выбора.
С.Г.: Как известно, Будда Шакьямуни предпочитал не отвечать на вопросы о строении Вселенной, но тем не менее в буддизме существует развитая космография. Поясните это.
Д.К.: В буддизме первичный акцент делается на освобождении от страданий. Традиционно приводится пример с человеком, поражённым стрелой. Он в этот момент не думает о том, кто сделал эту стрелу, из какого материала и в каком месте. Его первая забота — удалить эту стрелу как можно быстрее. И Будда не поддерживал рассуждения о происхождении Вселенной и т.п. Однако учения махаяны и ваджраяны часто преподносятся на метафорической основе. Эта основа имеет космологические, мифологические, архетипные и воображаемые элементы.
С.Г.: Россия — страна богатых христианских традиций. Каковы, по-вашему, должны быть взаимоотношения русского буддиста с православными христианскими традициями?
Д.К.: Я думаю, русские буддисты должны ценить такое богатое духовное и культурное наследие. Им следует воспринимать его как выражение и проявление Дхармы и универсальной Истины и Пути, который ведёт к реализации, примером чего являются реализации великих христианских святых православной традиции.
С.Г.: «Дхарма-центр в Сокольниках» «пришёл» в Россию через Запад. Не странно ли это?
Д.К.: Самье-Линг не является именно шотландским, хотя по стечению обстоятельств он оказался именно в Шотландии. В действительности, это большой международный центр, где практикуются и преподаются учения линии Кагью в чистой и незапятнанной атмосфере согласно передаче линии, как это происходило в Тибете. В Самье-Линг приезжают последователи буддизма из Европы, Америки, Африки и Азии. У нас в трёхгодичных ретритах были тибетцы, которым давали наставления западные буддисты. Позднее, когда ученики возвращались в свои страны, они иногда основывали маленькие медитационные группы, которые в некоторых случаях перерастали в более значимые центры. Основание таких центров заранее не планировалось. Это происходило естественным образом.
С.Г.: Когда говорят о том, что Будда Амитабха — правитель Чистой Земли, то какой смысл в это вкладывается?
Д.К.: В буддийской космологии существует понятие Чистых Земель, или тонких миров, пронизанных просветлённой энергией и населённых космическими буддами такими, как Амитабха. Существуют школы «Чистых Земель». Идея в том, что если у вас есть вера в Амитабху и вы делаете соответствующую практику, вы будете перерождены в Чистой Земле Амитабхи. Понятие Чистых Земель проистекает из взгляда, что Дхармакайя пронизывает всё и что её природа — это безграничное сострадание, которое проявляется бесконечными путями на благо живых существ. Оно может проявляться в форме будд, Чистых Земель, духовных учителей, обычных мужчин и женщин, даже животных, деревьев, гор и т.д. Амитабха означает Бесконечный свет просветления, ставший видимым. Амитабха — свет Дхармакайи, а Чистая Земля — это свет Амитабхи. Поэтому мы можем сказать, что Амитабха не только правит Чистой Землёй, но и сам он — Чистая Земля. Существует другой способ посмотреть на это. Когда практикующий достигает первого уровня реализации Бодхисаттвы,1 это является эквивалентом Чистой Земли. Где бы Бодхисаттва ни находился, всё является для него Чистой Землёй. На этом уровне восприятия и Москва — тоже Чистая Земля Амитабхи.
С.Г.: Не могли бы вы рассказать о школе Кагью?
Д.К.: Линия Кагью происходит от Тилопы, который был сиддхи — просветлённым мастером ваджраяны, жил в Индии. Тилопа получил от Дхармакайя Ваджрадхары полную передачу мудрости. Из этого состояния мудрости он получил все учения, которые дал Будда. Далее передача от Тилопы была дана Наропе, а потом Марпе, который принёс её в Тибет. Главным учеником Марпы был Миларепа. Линия передачи сохранилась непрерванной до наших дней. Нашу линию также называют Линией Практики. В традиции существуют два широких подхода к трансформации. Первый — Путь Освобождения, который обладает прямыми методами медитации для введения учеников в истинную природу ума. Второй — Путь Средств с очень специальными методами ваджраяны, среди которых особое место занимают Шесть Йог Наропы — это Тумо, или йога внутреннего тепла, йога иллюзорного тела, йога сновидений, йога ясного света, практики Пхова и Бардо, предназначенные для времени смерти и после смерти. Каждая из этих йог — это самостоятельный путь.
- Ваши рецензии