warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

У нас в гостях

В одном из своих очерков, посвящённых Тибету, Ю.Н. Рерих писал: «Есть область тибетских древностей, заслуживающая тщательного и даже неотложного изучения. Я говорю о древней медицинской науке, чьи традиции всё ещё сохраняются в медицинских школах при монастырях по всему Тибету и Монголии. Эта жизненно насущная тема требует неотложного исследования, поскольку с наступлением современной цивилизации древнее знание может исчезнуть, а его адептам будет трудно найти учеников».

Существуют ли подобные школы при монастырях сегодня? На одной из встреч в нашей редакции мы узнали, что в Дхарсаламе на севере Индии, где находится правительство Тибета в изгнании и временная резиденция Далай-ламы XIV, такая школа имеется. Называется она Институт тибетской медицины и астрологии. Об этом нам рассказали гости «Дельфиса»: учёный и путешественник из Новосибирска, доктор экономических наук и автор нашего журнала Кирилл Иванович Новосельский и его молодой друг из Бурятии, будущий врач и студент этого института Геннадий Цыринжанов.

Чтобы стать адептом тибетской медицины, нужно выдержать суровый отбор при поступлении. Геннадий мечтал познать её секреты ещё в школе. Но понадобился долгий путь внутреннего созревания и упорной подготовки, прежде чем он смог поехать в Дхарсалам. Вначале 5 лет он проучился на медицинском факультете Буддийского института в Бурятии. Затем в числе избранных пяти студентов был направлен в Южную Индию, в монастырь Дрейпунг-Гоман. Там Геннадий пробыл два года, изучал основы буддистской логики и философии. Только после этого, по указанию Хамбо-ламы и по выбору бурятской диаспоры, двое из пяти были рекомендованы для поступления в монастырь Его Святейшества Далай-ламы, и только один — Геннадий Цыринжанов — направлен туда же, на север Индии — в Институт им. Далай-ламы.

 

У нас в гостях

На снимке (слева направо): Г.Цыринжанов, Н.А.Тоотс, К.И.Новосельский, В.В.Надёжин во время встречи в редакции «Дельфиса»

 

Обучение в тибетских дацанах имеет свои особенности. Ведь в буддизме первый предмет — философия, и, только изучив её, можно переходить к отдельным дисциплинам. Подобная структура обучения была выстроена великим тибетским реформатором Цзонхавой ещё в ХIV веке и с тех пор она неукоснительно соблюдается. Почему? Считается, что изучать сложнейшую теорию взаимосвязи человека и космоса, постигать астрологию может очень подготовленный человек, имеющий глубокие знания и развитые творческие способности.

Только освоив основы буддизма, выучив наизусть все нужные для врача древние тексты, будучи уже сформированной высоконравственной и творческой личностью, студент может перейти к постижению собственно врачебного знания и искусства целительства.

Геннадий учится на пятом курсе, в следующем году заканчивает институт. Затем ему предстоит годовая практика в лечебном заведении какого- либо индийского штата или той страны, где есть филиалы Института тибетской медицины. Например, в Швейцарии или Непале. К.И.Новосельский, который бывал в Индии и в Тибете, обратил наше внимание и на такую особенность тибетского образования, как неразрывность обучения с практикой. Студенты-медики умеют ставить правильный диагноз и лечить больных.

Знать и уметь тибетский врач должен так много, что об этом стоит рассказать в отдельной статье. Например, владение пульсовой диагностикой, без которой восточная традиция считает невозможной работу врача. Существует четыре вида пульсовой диагностики. Никаких подробных руководств к ним нет. Умение передаётся в процессе обучения Учителем. То же самое относится и к искусству определения болезни по внешнему виду пациента: по лицу, глазам и даже по тембру голоса.

Искусством можно назвать и воздействие методами акупунктуры. Врач должен восстановить нарушенный энергетический баланс организма и среды. Но сделать это нелегко, и дело вовсе не в том, чтобы правильно найти точку, куда поставить иголку. У каждого из нас связи с окружающей средой, со всем Космосом строго индивидуальны. Только знание астрологии может подсказать правильный ответ. Как может научиться этому обычный врач-рефлексотерапевт? Да никак. А вот врач тибетской или китайской культуры, обученный в специальной монастырской школе, имеет для этого необходимые знания.

Нас поразил рассказ Геннадия о виденных им в Дхарсаламе оракулах во время традиционных тибетских торжеств. Нисхождение божеств из высших сфер в тела оракулов обычно бывает под Новый год по восточному календарю и по просьбе тибетского правительства, а для Далай-ламы — в любое время. Эпизод, о котором мы услышали, Геннадий наблюдал во время юбилея восхождения Далай-ламы XIV на Львиный престол деятеля Буддисткого Учения. Государственным оракулом Тибета является Нэйчунг, через которого говорит, вернее, прорицает для земных существ божество-хранитель всех Далай-лам Дордже Дракпэн. Кутэном, или физическим телом, которое вмещает Нейчунга, бывает специально подготовленный для этих целей монах. Есть и другие оракулы — богиня Хамо, Гадон — Хранитель учения и веры и т.д.

В разгар праздника при торжественных звуках мантр и тибетских музыкальных инструментов, кутэн вошёл в транс. Монахи укрепили на его голове ритуальную шапку весом в 15 кг. Если бы не состояние транса, кутэн не смог бы выдержать такую тяжесть. Но вот лицо его побагровело, тело начало сильно раздуваться, глаза выкатились из орбит, и все окружающие почувствовали, что в него влилась какая-то неземная энергия. После ритуального танца с мечом, продемонстрировавшего неистовство и огромную силу, оракул выразил готовность выслушивать вопросы. Члены правительства спрашивали его, а стоявший рядом переводчик записывал то, что изрекало божество.

В канун Нового года была встреча с другим оракулом — Гадоном. Приехавшие на церемонию молодые монахи пытались снимать его на кинокамеру во время ритуального танца, но оракул столь угрожающе замахнулся мечом в их сторону, что съёмку пришлось прекратить. Хранитель учения Гадон — очень гневное существо. Если он чувствует, что человек провинился, он может его и наказать, чтобы впредь не усугублял свою карму. На глазах у Геннадия он так стукнул своей головой одного нерадивого монаха, что тот едва на ногах держался от страха. При этом глаза оракула сверкали молниями. Но суть этого воздействия — помочь собравшимся таким грозным способом избавиться от загрязнений и негативных состояний сознания.

Так древние традиции идут рука об руку с проявлениями современности. Ламы Тибета соблюдают древнейшие ритуалы и участвуют в самых современных международных форумах. Они являются хранителями самого таинственного в мире Учения и в то же время охотно делятся своими знаниями по всему миру.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: