warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Один из четырех

Осенью 1992 г. в Москве прошли конференции, чтения, специальные заседания, посвященные 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. Наиболее представительными были общественно-научная конференция Международного Центра Рерихов (МЦР) и Рериховские чтения в Институте Востоковедения РАН.

 


Ю.Н.Рерих

В работе конференции МЦР A5-17 октября) приняли участие посланцы Рериховских обществ более 70 городов России. В залах Государственного заповедника «Горки Ленинские» была представлена экспозиция из полотен Гималайской серии Н.К.Рериха, а также специальная выставка, составленная из архивных материалов МЦР. Впервые демонстрировались книги, письма, документы и личные вещи Ю.Н.Рериха, его школьные сочинения и детские рисунки, семейные фотографии и картины его брата, а также написанный им, но незаконченный портрет Юрия Николаевича.

Открывая конференцию, вице-президент МЦР Л.В.Шапошникова подчеркнула, что Юрий Николаевич, в первую очередь, был крупнейшим востоковедом с мировым именем. Лингвист, историк, этнограф, археолог — он представлял то синтетическое направление в востоковедении, которое было утрачено у нас в течение 70 лет.

Эта была богатейте одаренная и удивительно талантливая личность. Юрий Николаевич владел многими восточными и западными языками, прекрасно знал культуру стран Востока, религию, философию. Он был энциклопедически образован.

— Юрий Николаевич рискнул и имел мужество в 1957 году приехать в Россию, — сказала Л.В.Шапошникова, — и тут начался его последний крестный путь. Он знал, почему он сюда приехал. То, что он сделал, переоценить невозможно. Это, пожалуй, было уникальным деянием семьи Рерихов. Юрий Николаевич вернул нам Рерихов — вот то главное, что он сделал... Благодаря Юрию Николаевичу, и об этом скажут те, кто выступит с воспоминаниями, были устроены первые выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича. Благодаря Юрию Николаевичу наши галереи, в частности Русский музей и Новосибирская галерея, пополнились картина- ми, которых мы никогда не видели. Благодаря Юрию Николаевичу, его лекциям, рассказам и выступлениям мы узнали о великом деле семьи Рерихов в Цонтрально-Азиатской экспедиции, которая вышла из Индии и вошла в Индию снова, сделав огромный круг через Траисгималаи, Тибет и Центральную Азию. Благодаря Юрию Николаевичу близкие, окружавшие его, узнали о сути Живой Этики.

Ученица Юрия Николаевича, известный санскритолог Т.Я.Елизаренкова (ИВРАН) поделилась своими воспоминаниями о переменах в изучении индийской классики в Институте Востоковедения с приходом туда Ю.Н.Рериха.

Она, в частности, сказала:

— Началась бурная деятельность, происходили заседания сектора, обсуждения, причем какие! Удивительно вел себя Юрий Николаевич. Он был серьезным, сдержанным, ровным и одинаково уважительным ко всем. Могла выступать какая-то девчонка на заседании его сектора, и ученый внимательно и почтительно ее слушал. Было невероятно, чтобы он с кем-то начал разговаривать во время заседания оттого, что выступавшая что-то невразумительно плетет. Он слушал ее так, как будто это важно, это ценно — удивительная школа. Это как-то увеличивало наше уважение к себе, показывало, что все мы тоже личности... Затем начались занятия. Юрий Николаевич понял, что нас надо учить, и взялся за это дело со всей своей активностью и серьезностью. Он стал учить тому, что у нас не преподавалось: ведическому языку — языку самых древних индийских текстов, санскриту. Наконец, он развернул издательскую деятельность. Вы не представляете, что это такое было в те времена. Никто не говорил «нет», только издать что-либо было нельзя. Юрий Николаевич возобновил серию «Библиотеки Буддика», вышло два издания: книга А.И.Вострикова о тибетской исторической литературе и «Дхаммапада», перевод с языка пали, с большой вступительной статьей В.Н.Топорова. После выхода этой книги, вскоре после того, что тогда развернулось, Юрий Николаевич внезапно умер. Но серия эта возобновилась. Наконец, что было очень важно, это общение с ним. И постепенно он раскрывался. Тогда я верила только в чистую науку, которой готова была отдать все свои силы, а для него существовало и другое начало, которое он считал более важным для себя — особый вид духовности, и постепенно, ненавязчиво он начал нас знакомить со своими взглядами.

К этой конференции МЦР выпустил книгу Ю.Н.Рериха «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета». В предисловии к этой книге востоковед А.Н.Зелинский писал: «Он останется в истории одним из последних евразийцев, сверкнувших в небе нашей степной многонациональной культуры. Большой заслугой ученого является сделанное им во время экспедиций в Центральную Азию открытие о единстве древних кочевых культур Тибета и Евразийских степей, о наличии в их символике единого «звериного стиля». Книга Юрия Николаевича — невелика, 40 страниц, но она, по свидетельству Л.Н.Гумилева, «сделала эпоху в науке».

А С.Ю.Ключников (Москва), посвятивший свой доклад этой же теме, отметил:

— Понятие Евразии широко упоминается в трудах и Николая Константиновича, и Юрия Николаевича. Россия рассматривалась ими как совершенно особый ареал со своей неповторимой исторической судьбой, отличающейся как от судьбы Европы, так и от судьбы Азии.

Выступившие Г.Р.Рудзите, Б.А.Смирнов-Русецкий, М.Ф.Дроздова-Чарноволенко, К.А.Молчанова, Е.М.Величко — все, кому посчастливилось общаться с Юрием Николаевичем, отмечали многозначительность этих встреч, его необычайное обаяние, сосредоточенность, умение выслушать собеседника и помочь.

Ю.Н.Рериху были посвящены и выступления некоторых участников первого Московского рериховского фестиваля, проходившего в Мемориальном музее космонавтики в октябре. О его жизни и творчестве рассказали собравшимся зам.директора Института Востоковедения РАН Р.Б.Рыбаков и Л.В.Митрохин. На Рериховских чтениях A8-20 ноября) в Институте Востоковедения РАН было представлено 27 докладов специалистов в научных областях, по интересам близких Ю.Н.Рериху. Чтения открыл Р.Б.Рыбаков. Среди выступлений — содержательные и увлекательные доклады троих учеников Юрия Николаевича: Т.Я.Елизаренковои «Еще раз о понятии времени в Ригведе»; Ю.М.Алихановой (ИСАА, МГУ) «Гималаи в санскритской поэтической традиции» и В.В.Вертоградовой (ИВРАН) «Ранняя буддийская архитектура: к истокам формообразования».

Внимание слушателей привлекли также сообщения, посвященные тибетской культуре (В.С.Дылыковой), концепции Культуры Рерихов (М.Н.Егоровой), разнообразным аспектам влияния буддизма на культуру Монголии и других народов, а также интереснейшая серия искус- ствоведческих работ, представленных научными сотрудниками РИ искусствознания (Москва) — И.И.Шептуновой «Две космологемы Вастусутры (иконометрия)», Н.Л.Черкасовой «К проблеме преемственности в индийском классическом музыкальном искусстве», Э.В.Ганевской (ГМИНВ, Москва) «Некоторые особенности стиля тибето-китайской бронзовой скульптурной эпохи Мин», Е.М.Гавриковой (ГМИНВ) «Некоторые наблюдения над сплавами монгольских скульптур» и Е.Д.Огневой «Ю.Н.Рерих и определение функционального назначения тибетской живописи» (Волынский краеведческий музей, Луцк).

Невозможно в нашем кратком сообщении рассказать о содержании докладов участников этих Чтений. Надеемся, что хотя бы в сжатом изложении они будут опубликованы. В заключение мы добавим, что, несомненно, каждый участник этих конференций вынес для себя много нового.

И, прежде всего, из того огромного многослойного материала, который прозвучал в докладах. Ибо были не только воспоминания о Ю.Н.Рерихе его друзей, сподвижников и учеников, но и научные исследовательские работы, продолжающие развитие идей Ю.Н.Рериха. С разных сторон они осветили могучий облик человека и ученого, чье имя столько лет незаслуженно оставалось в тени.

 

Н.А. Тоотс

Идентификация
  

или

Я войду, используя: