warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Оки Космическое око

Калуга, сентябрь 1997 года

Ясное «бабье лето». Ставшая немноговодной река Ока, и над ней, в еще зеленых кружевах яблонь и лип, — уютная, всегда гостеприимная Калуга, неутомимо сохраняющая свое старинное обличье: деревянное, каменное, чугунное, дома и особняки, храмы и уникальные строения, среди которых Гостиный двор. Напротив него с 16 по 19 сентября в современном здании Администрации Калужской области проходили XXXII чтения, посвященные разработке научного наследия и развития идей К.Э.Циолковского, ознаменованные 140-летием со дня рождения, 40-летием начала космической эры (первый спутник Земли запущен в нашей стране 4 октября 1957 года), 30-летием открытия дома-музея ученого. Эзотерически сочетание тяготеющих к семерке чисел весьма знаменательное; сведущие в том на конференции наверняка присутствовали (кстати, Калуга — известный дореволюционный очаг теософии); но традиционно на Чтениях о подобном с трибуны не принято говорить — лишь в кулуарах; собрание ведь сугубо научное — в рамках сложившейся парадигмы. Однако — прогресс, что в сравнении с прежними временами последние несколько лет открыто, умно и горячо рассуждают о КОСМИЗМЕ как явлении планетарном, о русском космизме (С.Г.Семенова); теперь даже — о необходимости утверждения космизма как ведущей государственной идеи (Л.В.Лесков); о космизме писателя-фантаста и ученого-палеонтолога Ивана Ефремова (В.В.Кзютинский); о малоизвестных работах Циолковского-философа, в которых материя рассматривается как субстанция, обладающая различной степенью разреженности (В.Е.Ермолаева); об интеллектуальном богатстве, оставленном нам ученым-конструктором, которое значительно больше, чем текстовые свидетельства (Г.С.Хозин); о том, что ЧЕЛОВЕКА вполне можно считать существом АЭРОКОСМИЧЕСКИМ (космонавт С.В.Кричевский). Это звучало на предваряющем Чтения симпозиуме «К.Э.Циолковский, современный антропокосмизм и будущее человечества», а также на секции по философским проблемам освоения космоса. Работало параллельно еще несколько семинаров: научного прогнозирования, исследования творчества К.Э.Циолковского, по проблемам космического производства, ракетной и космической техники, механики космического полета, авиации и воздухоплавания, космической медицины и биологии, образования.

Каждый год на Чтения слетаются разновозрастные специалисты всех мастей со всех концов Отечества — ученые, космонавты, конструкторы, просто энтузиасты, в том числе — калужане. В этом году Российский университет Дружбы народов привез передвижную выставку «КОСМОС ДРУЖБЫ НАРОДОВ» при участии журналов «Земля и Вселенная» и «Дельфис».

Космонавт Сергей Кричевский оказался читателем нашего журнала и подарил свои новые стихи, одно из которых мы и публикуем. Ведущая сила РИТМА нередко сопровождает и продолжает творчество ученого. Вспомним А.Чижевского, космиста, а также плеяду древних мыслителей, которые свои научные трактаты излагали непременно в стихотворной форме, обладавшей сакральной природой...

 

Я.Н.

 

ФИЛОСОФИЯ ПОЛЕТА

 

Философия полета:

возвращение к себе

сквозь текущее пространство

через время. Жизнь пилота

зашифрована в судьбе.

Все скрывает постоянство

суеты в пустых заботах,

протекающих в борьбе.

Дерзость вырваться из рабства

как мечта — попытка взлета, —

вознестись, покинув бред,

в небеса — Земли убранство, —

к Богу путь и сверхработа...

Но угроза новых бед:

за небесное гражданство

неизбежная расплата —

падать вниз — судьбы ответ

на вкушенное блаженство.

Философия полета:

в небо, к новому себе,

через время и пространство,

сквозь падения и взлеты,

что заложены в судьбе,

устремляться к совершенству...

 

Звездный городок. 3 мая 1996 г.

Пущино, октябрь 1997 года

 

Оки Космическое око

И.А.Ефремов

 

Для «Дельфиса» — еще одна осенняя встреча на берегах красавицы Оки, но теперь ниже по ее течению, за Серпуховым, в Пущино-на-Оке, где река в своем величественном и живописном изгибе возносит на широкое взгорье знаменитый Академгородок российских физиков и биологов. Здесь (через месяц после калужских чтений Циолковского) состоялся 1-й Международный симпозиум, посвященный 90-летию И.А.Ефремова: «Иван Ефремов — ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвидения и прогнозы». Инициаторы проведения трехдневной встречи — московский экспериментальный центр «Эволюция — Общество — Личность», пущинский Центр биологических исследований им. В.И.Вернадского, комитет по образованию и науке Государственной Думы (и это отрадно), комиссия по научному и литературному наследию И.А.Ефремова. Замечательный исследователь-палеонтолог, путешественник, блистательный и, в некотором смысле, загадочный писатель-фантаст, великий романтик и, одновременно, трезвый реалист, Иван Антонович Ефремов, скончавшийся 35 лет тому назад, в своих прогнозах и настроениях опередил время, заглянув за дальние горизонты. Он был знатоком и самобытным глашатаем, причем первым и на столь грандиозную аудиторию, идей Живой Этики, воплотив ее прозрения в художественной форме (о том можно прочесть в статье А.Юферовой «Иван Ефремов и Агни Йога» в журнале «Наука и религия», 1991, №4); по крайней мере целое поколение «шестидесятников» впитало с юности на всю жизнь благородство его возвышенных произведений.

Собравшиеся в Пущино, в Институте физиологии микроорганизмов РАН, конечно, о том прямо не говорили (еще не пришло время для массовых обсуждений глубинной сути его произведений), но совершенно справедливо рассказывали об очевидном и необходимом сейчас: о наследии ученого в контексте культуры, о подлинном космизме Ефремова (философ В.В.Казютинский проводил параллель со взглядами К.Э.Циолковского) — и это весьма симптоматично. Говорили о том уроке во имя духовного возрождения через познание прошлого, который был преподан Ефремовым, о Гражданине, незаслуженно забытом, и память о котором следует незамедлительно возрождать для становления чистых помыслов среди подрастающего поколения. Именно проблемам воспитания и образования в свете идей Ефремова было посвящено не одно выступление. И здесь хочется предостеречь от примитивного восприятия мировоззрения писателя, в частности касающегося будущности Человечества, от сиюминутных толкователей, видящих наше недавнее прошлое, ушедшее невозвратно, лишь в благостном ореоле.

Сильное впечатление осталось от выступления «думского» представителя — Олега Николаевича Смолина, кандидата философских наук, доцента Омского университета. Этот пронзительно чуткий и умный человек, говорил об Иване Ефремове как о выдающемся мыслителе-гуманисте XX века, чьи подлинно ценные напутствия (вспомним «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка» и другие) необходимо положить в основу создания НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ, которая бы отразила главные приоритеты и цели общества и государства, ориентацию в первую очередь на широкие слои населения, а не на элиту. Это является первостепенной заботой, ибо земная цивилизация переживает острейший кризис, а в России с болью протекают собственные «бифуркационные» процессы, связанные со всеобщими тревожными тенденциями. Ефремов раньше других осознал потенциальную возможность катастрофы. По-видимому поэтому он придавал столь большое значение ВОСПИТАНИЮ, знал, что человеческий организм рассчитан на огромные нагрузки, но лишь разнообразно чередующиеся (следовательно требуются специальные программы образования, включающие значительную занятость ученика); при этом необходимо гармонично синтезировать лучшие приемы всех уже существующих методов воспитания: либерально-американского (западного), консервативно - почвенического, мистически-восточного, античного, коммунистического (коллективистского). Впрочем, ученый всегда был против однобоких догм, крайностей фанатизма, ратовал за воссоединение древнего и современного знания, культуры. По словам докладчика, чтобы быть ортодоксом, писатель был слишком умен и дальновиден.

И.Ефремов слыл поклонником КРАСОТЫ во всех ее проявлениях. На стенах зала, где проходил симпозиум, можно было прочесть те или иные высказывания из его произведений, например, из «Таис Афинской»: «И не только самое прекрасное, но лицезрение его поругания укрепляет душу в народе. Но только в том случае, если народ, сотворивший красоту своей земли, накопивший прекрасное, понимает, чего он лишился». Невольно думаешь, не о нашем ли времени сказано, не такой ли этап поругания многих светлых накоплений переживаем сейчас, будто во имя скорого отказа от безобразных проявлений. Присутствие же в нашей жизни чудесного неистребимо и вселяет никогда не угасающую надежду: на симпозиум не случайно приехали несколько человек, в том числе одиннадцатиклассники, из небольшого легендарного города Сарова (слышали об Арзамасе-16, где расположен федеральный ядерный центр?). Здесь в гимназии № 15 возникло содружество старшеклассников и их родителей — историко-литературное объединение «Роза ветров». И если 1997 год был посвящен Ивану Ефремову, то следующий 1998-й — Николаю Рериху. О самом объединении — наш специальный рассказ устами его участников.

 

Я.Н.

На суровом Гольце подлунном (из экспедиционного дневника)

Оки Космическое око

Кончилось лето, и из далекого Забайкалья вернулась экспедиция «Подлунная-3», организованная объединением «Роза ветров». Вернулась с победой. Исполнилась мечта всех участников: теперь на суровом Гольце Подлунном имени И.А.Ефремова (хребетУдокан, район БАМа) стоит стела с памятной доской — наш своеобразный памятник палеонтологу, исследователю района трассы БАМ, ученому широчайшего кругозора, но прежде всего писателю, автору исторических романов «На краю Ойкумены», «Таис Афинская» и научно-фантастических — «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка», в которых воспитание высокой нравственности и духовной чистоты становятся целью героев, а стремление к идеалу определяет их поступки.

Мы, группа из 8-ми взрослых и 14-ти детей (в основном, учащиеся гимназии № 15) побывали там, где в суровейших условиях забайкальских зим у Ефремова рождались образы Таис, Фай Родис, Вир Норина, Чары Нанди. Удоканские хребты... О них мы имели до поездки весьма смутные представления. Тайгу, мошку в таком огромном количестве, стланник, олений мох, курум (каменные осыпи) и горные реки многие увидели впервые и сразу же почувствовали суровую красоту этих мест. Встретили эвенков — коренных жителей района. Разница между ними и городскими жителями бросается в глаза. Поражает их неизменная дружелюбность, открытость и гостеприимство. Суровая жизнь воспитывает человека, а Северное Забайкалье (Южная Якутия) — край чрезвычайно суровый. Зимой морозы доходят до -60° С и держатся неделями, хотя и при этом некоторые пороги на реках не замерзают, а наледи иногда «взрываются» с оглушающим треском и снова застывают. Даже передвижение в таком холодном, сухом, разреженном воздухе становится очень сложным. Да и летом на нашу долю выпало множество испытаний. Впрочем, обо всем по порядку.

Начало — итог работы по подготовке экспедиции, и эту работу все выполнили с большим усердием. Еще весной с огромным интересом были прочитаны все книги Ефремова. Редчайшие слайды по району будущего путешествия показал нам руководитель экспедиции Николай Петрович Малышев. Не раз пешком и сплавом по рекам им были пройдены маршруты на Алтае, в Саянах, Тянь-Шане, в горах и реках Забайкалья, Средней Азии, на Урале, Дальнем Востоке. Там он собирал свои уникальные коллекции минералов, пополнял фотоархив. Николай Петрович — мастер спорта по ориентированию и большой знаток творчества Ефремова. Очень помогли нам в подготовке экспедиции городской отдел по делам молодежи и клуб туристов. Во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики была изготовлена мемориальная доска.

 

Оки Космическое око

 

В течение пяти дней пути за окнами поезда промелькнула большая часть России со всеми ее великими реками и многими крупнейшими городами. И вот колеса застучали по рельсам легендарного БАМа... На станцию Чара прибыли 24 июля. В первый же день мы сразу узнали, как важна и нужна взаимовыручка и поддержка. Грязь чавкает под сапогом, нога соскакивает с ненадежных кочек, ступив чуть в сторону, рискуешь провалиться глубже. И тут уже только вовремя протянутая рука друга может спасти положение. На болотах благоухает багульник, в изобилии растет голубика, но только накомарник спасает от полчищ комаров и мошки.

На следующий день несколько часов разведка искала брод через Верхний Сакукан, который мы потом благополучно форсировали. К Чарским пескам подошли после обеда. Пески — уникальное природное образование. Откуда около реки Чары возникли целые барханы песка, протянувшиеся на десятки километров? Учеными до сих пор не разгадана тайна их появления здесь. Среди горно-таежного пейзажа желтые пески кажутся чуждыми. Их называют Чарской пустыней. Целью нашего похода было необычайной красоты и очень глубокое озеро Аленушка. Многочасовая разведка не дала результатов, и мы остановились на ночевку, с трудом найдя воду. Но все же до обеда следующего дня оазис был найден. Очарование озера не поддается описанию: оно непрерывно меняет свои оттенки, в нем попеременно отражаются березы, барханы, набежавшие облака. Горы Кодара (с эвенкийского — «скала») высятся вдалеке каменными исполинами. Но к этой красоте уже прикоснулась рука (точнее — нога) человека, и берег озера, когда мы пришли к нему, был захламлен мусором, оставленным приезжающими туда на вездеходах компаниями. Благодаря самоотверженным усилиям группы берега озера были за один вечер очищены, а мусор закопан в яму.

Дальнейший путь не пугал уже своими трудностями. Мы быстро шли по сыпучим пескам и болотам, переходили глубокие реки. За четыре дня пересекли почти всю «пустыню», открыв в ней, кроме оазиса Аленушка, еще один не менее интересный, сероводородный источник, а также кальдеру (жерло древнего вулкана) с морем голубики, упавший вертолет, остатки сталинских лагерей.

И вот мы идем по Удокану. В переводе означает «пологий подъем». Однако на самом деле это довольно высокие и крутые горы (среднегорье), расположенные в труднодоступном безлюдном районе. Вначале погода не благоприятствовала нам. Ветер и моросящий дождь сопровождали группу. Зато к ужину природа подарила нам прекрасные грибы. Чтобы не мочить под дождем палатки (рюкзаки и так очень тяжелы), ночевали в избушке, брошенной геологоразведочной партией. А в следующие дни курум, стланник, мох, раскисшая вездеходная дорога через болота, глубокие ручьи и бешеные реки стали нашими постоянными спутниками. Для того чтобы преодолеть все препятствия, надо было проявить самые лучшие свои качества, непреклонное стремление к цели, казавшейся поначалу очень далекой. И это удалось. Не зная точного пути и не видя цели (этот маршрут никем до нас не был пройден), только по карте и компасу мы шли, оставляя за спиной долины и перевалы. Последние два дня до места постановки базового лагеря путь был особенно суров: пришлось буквально продираться сквозь рвущий одежду кедровый стланник, карабкаться по каменным рекам, ребрам, гривам и отрогам гор. 31 июля мы поставили лагерь на берегу безымянного озера... Обозначенного на схеме в этом районе Гольца Подлунного видно не было... Как оказалось потом, он был рядом, но его закрывал высокий отрог; позже район Гольца был обследован полно и обстоятельно, ошибка в определении вершины была исключена.

День 4 августа стал решающим, нашей удачей, кульминацией экспедиции. Погода благоприятствовала. Три дня назад прошел град, и на Гольце выпал снег, вершины были затянуты облаками, шел дождь (в непогоду восхождение невозможно). Зато в день восхождения погода с утра радовала ярким солнцем, которое потом закрылось дымкой, не став жарким. Встав с рассветом, на высоту 2039 метров ушли почти все участники экспедиции, а не только штурмовая группа. Подъем был очень сложным. Вначале шли по руслу ручья, преодолевая водопады, затем много часов взбирались по нагромождениям камней. Лица, несмотря на нежаркую погоду, заливал пот (удивительное совпадение — на склоне были найдены россыпи «лунного камня»). Еще немного, и мы на вершине! На одной из боковых каменных пирамид стоит геодезический пункт, обозначающий высшую точку Западного Удокана. На вершине давно не было людей, и еще долго, наверное, не будет никого. Центральная пирамида вершины была как будто специально создана для нас. На ней мы установили стелу с памятной доской в честь 90-летия со дня рождения Ефремова. Восхождение и установка стелы были отпразднованы раздачей шоколадок. Вокруг, видные на многие десятки километров, синели горы, растворяясь в мареве неба. Наши чувства можно было выразить только словами барда:

 

Весь мир на ладони, ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим, у которых вершина еще впереди...

 

 Неохотно возвращались в лагерь, оставляя частичку души там, на грозной вершине. Она, будто переживая расставание с нами, сначала всплакнула, достав нас своими холодными каплями в нескольких километрах от лагеря, а после и вовсе расстроилась, беспрерывно целые сутки поливая палатки. Выходили на БАМ уже по эвенкийской оленьей тропе, затем по вездеходной дороге. Из увиденного по пути запомнились бурундуки, снующие между палатками, огромные медвежьи следы, оленье стойбище на реке Олонгдо, робкая карликовая береза, стелющаяся по земле, обилие золотого корня, ягод и грибов, живописные восходы в алых, голубых, зеленоватых тонах, сине-зеленые блюдца озер в долинах. Понравилась уха из красной рыбы — гольца, который водится в озерах.

Быстро пролетели последние дни похода, и вот мы снова на БАМе, среди людей, в поездах и на вокзалах. Теперь наша цель — Байкал.

На Байкал мы приехали (проехать мимо невозможно), собираясь отдохнуть после похода и полюбоваться этим уникальным озером. Оно воистину огромно — это «Священное море», где бушуют настоящие морские волны. В ясную погоду на горизонте угадываются горы другого берега. С 10 по 17 августа на автобусе, катере, яхте мы, двигаясь вдоль северо-западного берега Байкала, побывали на Слюдяных озерах и мысе Котельниковский.

Слюдяные озера более приятны для купания по сравнению с очень холодным Байкалом. Рядом, на склоне горы, расположены древние разрушенные штольни. Туда мы совершили восхождение по круто идущей в гору тропе, как и древние добытчики слюды. От штолен открылся замечательный вид на Байкал, на десятки километров во все стороны. Увы, погода на Байкале весьма непостоянна: одно утро она радует вас штилем и прекрасным восходом, на другой день солнце выглядит серым пятном, скрытое облаками, а море покрыто волнами-беляками.

Мыс Котельниковский знаменит своими сероводородными целебными источниками с температурой 71 °С, в которых невозможно пробыть дольше трех минут. Как приметы Байкала запомнились омуль (байкальская селедка) и хариус, чай из смеси разных трав, плодов, листьев, хвои — по рецепту местных жителей, небольшие рыбацкие баркасы, яхты, «Кометы», вечерняя роса на тентах палаток, яростный ветер култук и прекрасные, преданные Байкалу люди, ставшие нашими друзьями.

Как жаль было покидать эти замечательные края! Мы уезжали, чтобы приехать сюда вновь.

 

А дорога всегда кончается,

Чтоб начаться еще хоть раз.

 

Экспедиция успешно завершилась, но у вечернего костра на берегу Байкала вместе с новыми друзьями мы уже решили, куда пойдем и где встретимся следующим летом. Из якутской тайги в Сэров привезены сибирские лиственницы, которые будут посажены возле родной школы, а с разрешения властей — и в городском сквере. Наше объединение «Роза ветров» планирует провести вечер воспоминаний о походе, принять участие в международном симпозиуме посвященном И.А. Ефремову в Пущино в октябре этого года, провести вечер о писателе в Доме Ученых. Мы хотим и дальше участвовать во всех интересных мероприятиях школы, города, области, страны, хотим, чтобы жизнь всех членов объединения, всех школьников, всех горожан стала еще интереснее.

 

г. Саров

Малышев Н.П. Олесницкий Тарас

 

Комментарий от редакции

Журнал "Дельфис» с радостью и благодарностью получил этот материал от Г. Ф. Елисеевой и Н. П. Малышева — участников пущинского симпозиума, и их юных друзей.

35 Международный конгресс ориенталистов (Будапешт, 7-12 июля 1997 г.)

Международный конгресс азиатских и североафриканских исследований, собираясь с интервалом в два-три года, имеет давнюю историю и самую обширную географию. Впервые он состоялся в Париже в 1873 году, объединив горстку энтузиастов, занятых изучением восточной античности, главным образом, текстологов и лингвистов. На последнем, 35-м, конгрессе присутствовало около тысячи делегатов (было заявлено 960 докладов и сообщений) из многих стран мира, чьи научные интересы охватывают не только все регионы, но и все важные сферы жизнедеятельности народов Азии и Северной Африки. Помимо истории и филологии с их традиционным подходом, основанном на тщательном культурологическом анализе восточных текстов, были широко представлены такие дисциплины, как антропология, политология, социология и др., использующие статистический и математический методы анализа. Под эгидой Конгресса прошло несколько тематических симпозиумов, в том числе по применению компьютерной техники в востоковедении.

Венгерские организаторы Конгресса (Общество Чома де Кереши и Университет Лоранда Еетвеша), несмотря на экономические трудности, переживаемые их страной, постарались сделать все возможное, чтобы многочисленные гости чувствовали себя в Будапеште уютно, а также придать трудно управляемым научным сборищам вид стройной дискуссии. В Венгрии данная область знания пользуется большим уважением, поскольку и происхождение и ранняя история государства тесными нитями связаны с восточными народами: вначале предки венгров учились жить совместно с кочевыми племенами гунов, печенегов, аваров, кипчаков, затем оседлые мадьярские племена испытали монгольское нашествие, а с середины XVI века значительная часть страны, со столицей в Буде, подпала под владение турецкой Оттоманской империи. Будапешт по сей день украшают пышные дворцы и затейливые здания с разноцветным орнаментом в исламском стиле.

С давних пор в Венгрии существует интерес к культуре и религиям Индии. Первый венгерский индолог Александр Чома де Кереши считается одним из основателей тибетологии и буддологии в Европе1. Он открыл, что «святое писание» буддистов не было безвозвратно утрачено, как считалось, но сохранилось в тибетских переводах, и в 1836-1839 годах он сделал описание 325-томного буддийского канона Тибета. Историография буддизма продолжает привлекать внимание венгерских ученых, судя по их участию в Секции буддийских исследований на Конгрессе. Многие участники, приехавшие из Индии, Японии, Китая, рассматривали буддизм как часть своего культурного наследия. Европейцев же более интересовали проблемы влияния буддизма на мировую цивилизацию и его возрождения в наше время.

Заявленной темой Конгресса было «Востоковедение в ХХ-м веке: современное состояние науки». Делегация во главе с Р.Б.Рыбаковым привезла с собой весьма интересную книжку, подготовленную на английском языке Институтом Востоковедения РАН под названием «300 лет Российской востоковедной науки». Неожиданным и приятным дополнением «российского участия» в будапештском Конгрессе были три фотовыставки, устроенные в помещении Российского культурного центра: «Прошлое, настоящее и будущее Калмыкии»; «Имам Шамиль и его время» и «Текстильное ремесло из Дагестана». Скромные по объему, эти выставки все же смогли дать представление о захватывающем разнообразии восточных мотивов, которые в силу сложившихся обстоятельств пока не исследованы мировой наукой и которые могли бы задать новое направление востоковедению XXI века.

 

Будапешт — Ньювегейн (Голландия)

Л. В.Зубкова (Бычихина)

Новые встречи — впереди

Ранним августовским утром четверо членов редакции журнала «Дельфис» покидали столицу с ее сутолокой и жарой на переполненной субботней электричке. Получив приглашение от рязанского общества «Мир через культуру», мы, понимая важность таких встреч, согласились приехать. Это была первая поездка редакции журнала к читателям в другой город, а значит, и первый опыт. Надо отметить, что к нашему приезду отнеслись с большой ответственностью: заранее был дан анонс в местной газете, подготовлен зал для встречи с читателями, по всему городу расклеены афиши.

Актив рязанского общества «Мир через культуру» невелик и, что особенно бросается в глаза, молод. Даже у людей зрелых преобладают качества, присущие людям молодым и неравнодушным: открытость, радость жизни, интерес к различным ее сторонам, желание учиться новому. Их жизненная позиция — воспитывать почитание общечеловеческих ценностей через культуру, творчество в различных областях жизни; строить жизнь согласно законам Живой Этики и делиться своими наработками с другими людьми, проводя культурно-просветительские акции: творческие вечера, тематические беседы и многое другое. Это очень созвучно тому, как «Дельфис» ведет свою работу.

Рязанские друзья поделились с нами необычным опытом: они своими руками, как говорится, всем миром строят для своего общества дом, который станет местом встреч друзей, единомышленников. И чувствуется, что тепло сердец, которое ребята вкладывают в строительство этого дома, будет еще долго потом согревать всех его гостей.

За два дня, проведенных в Рязани, мы успели увидеть очень многое: Рязанский Кремль с его величавым Успенским Собором, самобытные старинные улочки из деревянных домиков со ставнями и резными наличниками, бережно восстанавливаемые храмы и театры. Осталось много впечатлений, воспоминаний, но одно из самых ярких, пожалуй, — несколько часов, проведенных в сосновом бору на берегу живописной речки Солотчи, где настоящие белые грибы, как будто поджидая нас, не прятались, а необыкновенные голубые сосны вековыми стволами-мачтами устремлялись в безоблачное небо. И в этом храме природы мы — желанные гости, вели неспешную беседу о том, что волнует каждого, лучше узнавая друг друга. Пение птиц, стук дятла да колокольный звон к вечерне, доносящийся из монастыря, что неподалеку, вплетались в канву нашего разговора. Уже и солнце клонилось к закату, но уходить не хотелось. А назавтра нас ждала встреча с читателями...

Воскресенье выдалось жарким, улицы города опустели: кто на даче — время уборки урожая, кто просто выбрался на природу. Мы волновались, что зал будет пуст: кому захочется в такой чудный день сидеть в духоте и слушать разговоры? Но, к счастью, наши волнения оказались напрасными: люди пришли, встреча состоялась. Кроме рассказа о самом журнале в тематику дня были включены воспоминания о поездке в Индию главного редактора «Дельфиса» Н.А.Тоотс и директора журнала, художника В.В.Надежина. Была представлена серия его этюдов об Индии, фотографии и видеофильм об этой удивительной стране.

Потом звучали вопросы, слова благодарности, добрые пожелания, критика — все было, а значит, зал не остался равнодушным, и это главное. Для себя мы сделали вывод о необходимости таких встреч, но также поняли и свою огромную ответственность перед читателями и слушателями. Первый опыт представления журнала в другом городе удался. Нашим гостеприимным хозяевам из общества «Мир через культуру» мы передали художественный альбом картин В.Т.Черноволенко «Почитание Света» в дар от вдовы художника М.Ф.Дроздовой-Черноволенко, члена редколлегии журнала «Дельфис».

Расставаться с Рязанью и нашими новыми друзьями было немного грустно, но мы понимали, что это лишь начало большой совместной работы, а новые встречи — впереди.

 

Рязань — Москва

Л.Пушкарева

Человек у порога Нового Мира (Горки Ленинские, август 1997 г.)

Значительные перемены происходят сейчас в педагогической науке: на смену старой системе образования и воспитания детей приходит новая, в основе которой лежит идея духовного совершенствования человека. Творческий поиск людей устремленных, объединенных этой идеей приводит к рождению новых форм и концепций педагогического процесса. А они, в свою очередь, становятся незаменимым опытом в педагогической практике. Для обмена таким опытом в шестой раз встретились педагоги в рамках ежегодной международной научно-педагогической школы-семинара «Человек у порога Нового Мира». Встреча проходила в августе этого года в подмосковных Ленинских Горках и была организована Международным Центром Рерихов, Издательским домом Ш.А.Амонашвили и Международной Лигой защиты культуры. Главное, что объединяло всех, приехавших на семинар, — приверженность Учению Живой Этики, стремление строить свою жизнь и работу с детьми согласно его законам. Более недели с раннего утра и до позднего вечера шла плодотворная работа: звучали научные доклады, собирались круглые столы, организовывались факультативы, практические уроки, деловые игры, творческие мастерские. Более ста пятидесяти человек из сорока восьми городов России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Прибалтики собрались вместе, чтобы поделиться практическими наработками, рассказать о своих авторских программах. Впервые участники семинара приехали вместе с детьми, для которых была организована большая культурно-познавательная программа: от знакомства с основами лозоплетения и японской школы изготовления бумажных кукол «Оригами» до постановки спектакля и танцевальных композиций.

В рамках небольшой статьи невозможно рассказать обо всех выступлениях и докладах. Позволю себе лишь обозначить некоторые аспекты конференции, основные ее направления. Работа школы-семинара началась с доклада вице-президента МЦР Л.В.Шапошниковой «Живая Этика и наука», где подробно рассматривалось явление синтеза как главного направления эволюции человечества, принципы исследования механизма синтеза как явления одухотворения материи, науку, религию, искусство как три направления в познании мира. Эту тему продолжил далее в своем докладе «Развитие идеи гуманной педагогики» почетный член Российской Академии образования Ш.А.Амонашвили. Что такое гуманная педагогика? Каковы основы построения отношений между учителем и учеником? Как сумеет педагог помочь ребенку подняться по «скалистой лестнице души»? Этому и еще многому другому, интересному и важному для всех посвятил свое выступление известный педагог-новатор. Настоящим подарком всем присутствующим — и педагогам и родителям, стал практический семинар Шалвы Александровича. В течение полутора дней он щедро делился с нами теми маленькими золотыми ключиками, которые открывают дверцы в потайные уголки детских сердец. Педагог «от Бога», он открывал с присущим ему энтузиазмом, открытостью и самоотдачей простые, незамысловатые истины, одна из которых — следовать в воспитании ребенка принципу «от успеха к успеху», относиться к маленькому существу как к личности, у которой взрослый человек учится милосердию, умению прощать, доверять, свободно мыслить, мечтать. Поистине бесценен опыт человека, всю свою жизнь посвятившего детям, и отрадно, что он находит время, чтобы писать об этом опыте в своих книгах, журнальных статьях, делиться им на семинарах в различных городах. Мы уже не раз публиковали материалы о Ш.А.Амонашвили, надеемся и на дальнейшее сотрудничество с ним.

Вопросы о реформе системы отечественного образования в свете Учения Живой Этики, о его духовном осмыслении и конкретных задачах, стоящих перед педагогами в связи с этим, поднимали и другие выступающие на конференции.

Каждый день был приурочен к определенной теме, событию. Так, четыре дня шла последовательная работа над проблемами дошкольного воспитания, начальной, средней и высшей школы. Один из дней организаторы посвятили Индии, таким образом отметив 50-летие независимости этой страны. Вдень, посвященный памяти Ю.Н.Рериха, в Горки съехались ученые и деятели искусств для встречи с педагогами за круглым столом. И вновь звучала тема синтеза, речь шла о преодолении дуализма духа науки и культуры, о необходимости уже сейчас, когда возникает новая научная картина мира, нести эти нужные знания детям, юношеству, студентам, не дожидаясь, пока официальные образовательные структуры созреют для понимания этой проблемы.

О театре как наиболее безопасном способе введения человека в мир психической энергии, о создании и расширении сети профессиональных детских театров как об одной из важнейших задач не только воспитательного и образовательного, но и оздоровительного плана рассказала известная актриса, режиссер и активный общественный деятель Н.С.Бондарчук. Тему эстетотерапии средствами театра развил далее директор Оптического театра при МЦР С.М.Зорин. Он сделал большой подарок гостям конференции, пригласив их в свой театр и показав целую серию удивительных композиций, которые не могли никого оставить равнодушными.

За восемь дней работы конференции не осталось ни одного неуслышанного голоса. Даже если не все выходили на трибуну, каждый нашел для себя что-то важное, познакомился с интересными людьми, обогатился новыми знаниями, получил творческий импульс к дальнейшей работе.

В день закрытия конференции в гости к преподавателям пришли наши известные космонавты В.П.Сенкевич и А.Н.Березовой. Они рассказали о роли космонавтики как катализатора прогресса в обществе, о задачах, стоящих сейчас перед людьми, работающими в этой области. Президент МЦР Г.М.Печников продемонстрировал гостям видеофрагмент о передаче Знамени Мира космическому экипажу перед отлетом на орбитальную станцию «Мир».

Теплые слова благодарности звучали на закрытии школы-семинара в адрес организаторов и устроителей.

 

Л.Пушкарева

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: