warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Стать Вашим другом

В Гималаях — стране величественной красоты, свежих ветров, сочных плодов и целебных трав — жила и  творила семья россиян, носящая имя древних викингов. Дом Рерихов в горной долине Кулу был сокровенным  фокусом, где сходились лучи надземные и земные. В  течение 23 лет там создавалось то, что теперь называют  Миром Рериха. Там людям было дано Учение «Живой  Этики». Там собирались древние легенды и сказаниях  рождались мысли о лекарственных сокровищах Гималаев, о ледниках, насыщенных чудесной метеорной пылью,  о магнитных токах и мощных энергиях на благо человечества. Оттуда на весь мир прозвучал рериховский Зов о  Культуре.

Пламенные статьи и выступления Н.К.Рериха о культуре духа и духовной культуре находили отклик в Америке и Швейцарии, Японии и Индии, Болгарии и Франции,  Финляндии и Германии. По всему миру развернулось  вдохновленное Рерихом общественное движение. Люди  объединялись в группы, общества имени Рериха. В Швейцарии была создана Лига Культуры. Правительства разных стран подписывали Пакт Рериха об охране культурных ценностей как мировых достояний.

Рерих был убежден в том, что наша жизнь должна  зиждиться на прекрасном, и долг каждого человека  —  вносить красоту во все, что он делает, чем живет. Красоту  и искусство он считал составной частью одного целого —  культуры. По Рериху, это понятие гораздо более широкое, всеобъемлющее и тонкое, чем наше обычное представление о нем. Это то, что должно одухотворять —  давать живительную энергию нашей цивилизации, всей  нашей жизни, каждому ее устремлению и построению.

Предвидя катаклизмы, которые предстоит пережить нашей планете, он призывал очистить и возродить культуру, преобразив человеческое сознание. В истории мира бывают периоды, когда вводится  новая великая идея, призванная облагородить его. Явление таких идей не случайно. Они дают импульс развитию  сознания человечества, привлекают сердца людей и наполняют их новыми устремлениями. Именно таковой стала рериховская идея о мире через культуру. В поддержку ее выступили Ф.Д.Рузвельт, Т.Манн, А.Эйнштейн, Г.Уэллс, Р.Роллан, Б.Шоу, Р.Тагор и другие.

Весть Рериха о культуре не дошла тогда до его соотечественников. Хотя кто-то наверняка читал тайком привезенные книги, кто-то, побывав за рубежом, делился узнанным. Но в ту пору в нашей стране происходили  события, в которых места для человечности и сострадания не отводилось. Культура распиналась на кресте: рушились творения зодчих, разбазаривались музейные ценности, изгонялись из страны деятели культуры и искусств, ученые. Невозможно было поднять во имя охраны культуры белое рериховское Знамя Мира с тремя красными сферами в одной большой — символом вечности и единения.

Тогда, в 30-х годах, Всеволод Н.Иванов пишет книгу «Рерих», изданную в Латвии. В ней он осмысливает роль Рериха — творца новой эпохи в жизни человечества. Он говорит о том, что ранее понятие культуры строили экономисты, философы, историки, и лишь Рерих-мыслитель понял: дело не в определениях культуры, не в формах  ее, а в созерцаниях, преобразующих человеческое сознание. Красота ясна всем, она признается всеми народами.

Язык красоты универсален. Красота строит культуру духа человека, сообщает ему самые светлые и высокие импульсы и окрыляет его. Мало кто в России знал об этой книге, как и о работах Р.Рудзитиса, Ж. Дювернуа и других.

В 60-е годы писатель И.Ефремов рассказывает о существовании иного взгляда на мир, на культуру и красоту  языком своих фантастических романов, которыми зачитывались и зачитываются миллионы людей. В 80-е со шквалом перемен к нам ворвался поток литературы,  бывшей за «семью замками». И в нем — жемчужины  творчества семьи Рерихов. Вдохновленные их идеями по всей стране создаются общества Рериха. Пусть с опозданием на десятилетия, но стало приходить осознание
величия и значения культуры. Созревание этих мыслей происходило разными путями.

Писатель и мыслитель Ч.Айтматов в 1986 году собирает на берегу озера Иссык-Куль крупнейших деятелей  мировой культуры и науки, чтобы объединить их творческую энергию для осмысления происходящего сегодня  в мире. Открывая встречу, которая была названа «Иссык-Кульским форумом», он сказал: «Нынешнему человечеству грозит самоуничтожение в тенетах собственных  противоречий и предрассудков, когда технически он  демиург, а нравственно еще дикарь и варвар. Не напрашивается ли отсюда некая общая тема разговора, которую мы условно могли бы обозначить как «Выживание  через творчество». Как это созвучно Рериху, который не уставал говорить о «Мире через Культуру» и повторять,  что чудесные факелы красоты творчества, творения искусства преображают человека.

Заявление форума, которое услышали люди в разных  странах, гласило: «Поскольку мир меняется очень быстро, а традиционные институты устаревают, все мы должны участвовать в поисках новых решений наших общих  проблем. Творческое начало позволило человечеству выжить в течение многих тысячелетий в этом мире,  отягощенном бедами, войнами и катастрофами. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы следующее столетие стало не только веком «Планеты», но также и «Веком творчества».

Выживание и счастье через творчество — вот наш ответ  на серьезные опасности и угрозы в нашем обремененном проблемами мире».

Так благая весть о культуре, пришедшая из долины Кулу, возродилась на берегах Иссык-Куля... Кулу - Куль - Культура... Костер и искры от него... Вряд ли можно было бы впрямую, без всяких оговорок, провести здесь линию преемственности. Она проходит лишь пунктирно, но не узреть ее невозможно. Лучшие умы понимают, что  творчество необходимо людям отнюдь не для наслаждения, а для борения воспринимающего сердца за новый мир, за пламенение и очищение духа, за постижение и закладывание мыслеоснов новой ступени эволюции человечества.

Этим же целям служит и набирающее сегодня в нашей стране силу движение «Знамя Мира». Оно призывает к единению и объединению созидательных энергий различных организаций и обществ для осуществления конкретных программ культурного строительства, к созданию единого информационного поля культуры.

Чуткие души, болеющие за судьбу нашей планеты, осознали, что беды, нависшие над ней, могут быть отведены лишь обращением к разуму и его величайшему порождению —культуре, что она всечеловечески гуманистична. Будучи планетарным явлением, она составляет единое энергетическое поле нашей Земли. Что не исключает и единственности каждой культуры, если иметь в виду разные эпохи и народы.

Ныне у многих проницательных ученых как на Востоке, так и на Западе растет убеждение, что экономические модели не могут охватить ситуацию во всей ее сложности.

Модели нового мира должны включать нематериальные стороны человеческой деятельности. На это обращает внимание крупнейший американский футуролог О. Тоффлер в своей книге «Третья волна». Он рисует модель общества, где свобода личности, творческий дух, технические достижения органически сочетаются с социальной и экологической ответственностью. Он один из первых понял значение происходящей в наше время информационной революции. По его мнению, информация как таковая становится решающей силой в развитии человеческой цивилизации.

Культура в рериховском понимании и информация как средство ее достижения — ключевые понятия, которые мы закладываем в фундамент нашего журнала.

Мыслепорядок, утвержденный Рерихами и продолженный сегодняшними мыслителями, послужит камертоном, по которому мы будем «настраивать» его содержание.

Создавая концепцию журнала, мы ориентировались прежде всего на рериховское движение. Любое издание должно иметь своего читателя. И все же мы надеемся, что интерес к нашему журналу будут проявлять и те люди, которые хотя и не причисляют себя к почитателям Рерихов, но являются или стремятся быть «народом культуры».

А нужен ли свой журнал приверженцам и последователям Рерихов, которых становится все больше и больше? Ответила на этот вопрос еще в 30-е годы Е.И.Рерих. Она писала, что мечтала о журнале, «посвященном всем  достижениям во всех областях жизни».«Мне хотелось бы  дать широким слоям читателей полный обзор всего, что  достигнуто по настоящий день во всех отраслях знания и искусства и общественной жизни, — продолжала она, — и тем самым указать направление мысли». Мы приняли  это как завет. Ядро редакции журнала составили сотрудники, ранее  работавшие в Международном Центре Рерихов. Это нам очень помогло понять, каким он должен быть. Ведь мы  имели уникальную возможность почувствовать живой нерв реального опыта, жить в гуще рериховского движения и одновременно некоторые процессы наблюдать со стороны. Задача нашего журнала — помочь людям стать готовыми к сотрудничеству во имя культурного строительства; искать точки соприкосновения и согласия, проявляя дружелюбие и терпимость. На этих принципах мы будем строить работу в журнале. Казалось бы, известные всем истины, но как трудно их применить в жизни!

Мир сегодня потрясают равнодушие и нетерпимость. Люди испытывают потребность в твердых убеждениях, а приобретя их, должны чутко следить, чтобы они не  привели их к фанатизму и сектанству. У каждого из нас своя стезя в жизни, свое индивидуальное видение ее и собственный голос в избранной сфере деятельности. И эти различия только обогащают опыт каждого, а также цивилизацию в целом. Однако имея собственные представления, мы должны сознавать, что существуют и другие, достойные не меньшего уважения мнения и
убеждения. Принимая всем сердцем и умом Живую Этику, мы не имеем права забывать, что путей к Истине существует много.

К терпимости взывали многие мыслители. Дальше всех пошел Ганди, обладавший абсолютным духовным слухом. Он указал и на негативный ее оттенок. Ведь она подразумевает некое превосходство вашей веры над тем, что исповедуют другие. И поэтому он учил относиться к другим воззрениям, религиозным учениям с тем же уважением, с каким мы относимся к собственной вере, признавая таким образом ее несовершенство.

От терпимости мы приходим к многообразию. И почитая древнюю мудрость — единство в многообразии, раскрываем врата к сотрудничеству или со-творительству, как говорил Н.К.Рерих. Это и будет смыслом нашего скромного повседневного труда во имя Культуры. «В служении великой Культуре, — предупреждал Рерих, — мы не должны ограничивать себя одною стандартною программою. Каждый стандарт ведет к тирании. Основное пламя культуры будет едино, но искры его жизни будут индивидуально и драгоценно многообразны».

Каким образом все, что здесь говорилось, мы собираемся отражать на страницах журнала? Для этого нами продумана и разработана его структура, состоящая из  трех разделов: редакционного, отдела публикаций и информационного. В первом будут публиковаться редакционные статьи, официальные документы, обращения, декларации. Второй — самый богатый рубриками: «Держава Рерихов», «На пути», «Высокие собеседования» и т.д. В них вы найдете материалы, касающиеся биографий и творческого наследия семьи Рерихов, а также истории, проблем и перспектив рериховского движения. Из номера в номер будут даваться отрывки из произведений основоположников Учения, ранее не издававшихся на русском языке или малоизвестные нашим читателям. В планах редакции познакомить Вас с Письмами Учителей, книгами Народного Храма , данными через Франчиа Ла Дью, текстами Конфуция, Рамакришны, Лао Цзы и т.д. Этим публикациям неизменно будет сопутствовать слово «впервые».

Духовное возрождение России невозможно без обращения к нашим истокам. Поэтому большое внимание мы будем уделять рубрике «Русская идея», в которой собираемся публиковать материалы о религиозных деятелях и подвижниках, трудах русских философов прошлого и нынешнего века. Мы постараемся открыть для Вас страницы духовного наследия русского зарубежья, большая часть которого пока так и остается нам неизвестной.

Статьи, посвященные искусству и науке в рубриках «Сознание красоты спасет» и «Наука третьего тысячелетия», покажут Вам глубокую взаимосвязь понятий Культуры и Творчества, Искусства и Знания, сущность которых неразделима. Мы будем знакомить Вас с размышлениями по этим вопросам наших авторов — ученых, мастеров искусств, их видением путей развития искусства и науки, формирования нового научного мировоззрения в русле идей Живой Этики и Теософии Е.П. Блаватской. Как известно, в теософских журналах прошлого века всем этим вопросам уделялось значительное внимание.

Мы предложим нашим читателям переводы статей Е.П. Блаватской на эти темы из журналов «Люцифер» и «Теософист», а также дадим подборки о новейших достижениях в области искусства и науки.

В рубрике «Круг чтения» мы собираемся вместе с Вами обсуждать работы — книги, статьи современных авторов. Причем мы намерены предоставлять возможность высказываться на страницах нашего журнала людям с разными взглядами. Вдумчивый читатель сам определит, чье мнение ему ближе. Публикуемые статьи не всегда будут выражать мнение редакции, о чем мы, несомненно, предупредим читателей.

Наконец, третий — информационный раздел предполагает стать Вашим вестником и живым собеседником. В рубриках «Костер событий», «Ваше творчество» и  других мы будем публиковать обзоры Ваших писем, Ваши стихи, сказки, рассказы, отвечать на вопросы,  сообщать о том, что происходит в рериховских и других  духовно-культурных обществах, ассоциациях, центрах.

Авторами многих материалов и сообщений можете стать Вы, и поэтому мы ждем самой разнообразной информации об опыте работы Ваших обществ, прошедших интересных встречах и конференциях, вечерах и семинарах, Ваших предложений по совершенствованию форм и методов работы.

В этом, «нулевом», номере в преддверии почти каждой рубрики мы даем пояснения о том, что в дальнейшем они будут содержать . Надеемся, что это поможет Вам представить общую направленность «Дельфиса».

«Дельфис» (греч.) — дельфин... Много рассказов, очерков и даже романов посвящено этим удивительным существам, окутанным покрывалом тайн. Их добрые дела, расположение к человеку и стремление войти с ним в контакт — породили легенды. Сильные и храбрые, мудрые и доверчивые, эти посланцы Добра с древних времен в сознании человека олицетворяют бескорыстную любовь к людям. А в наше время, когда мир сотрясают разрушения и страдания, нам так нужна помощь.

Хотелось бы, чтобы журнал помогал нашим читателям преодолевать трудности пути, чтобы стал Вашим другом. 

Мы — рядом с Вами, мы — вместе.

Сегодня трудно кого-то удивить рождением еще одного издания. Даже рериховской направленности их в стране немало. И может быть, кто-то скептически заметит — мол, а стоит ли затевать еще одно? В наш век «мировых смущений и смятений» нельзя думать, отвечал  Рерих подобным скептикам в статье «Врата в будущее», что маяков Культуры уже предостаточно. Если бы это было так, то «человечество не стояло бы на пороге ужасных разложений и разрушений». Мы рассматриваем наш журнал как еще один маяк Культуры. Будет ли он отвечать столь высокому назначению, покажет будущее.

Мы далеки от мысли, что все, задуманное нами, получится сразу. Поэтому, дорогие читатели, будем очень благодарны за критические замечания, предложения и советы.

 

Редколлегия

Идентификация
  

или

Я войду, используя: