Плоскогорье Укок - пересечение стран и народов
Название горно-алтайского плоскогорья Укок в последнее время стало упоминаться всё чаще, хотя раньше многие, быть может, вообще о нём ничего не слышали. Во-первых, известность Укока связана с тем, что в 90-х годах там были сделаны сенсационные археологические открытия — найдены прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте высокогорной долины захоронения, представляющие огромную научную ценность, и среди них знаменитая «алтайская принцесса». Во-вторых, в силу уникальности своих природных условий, в 1998 году Укок был объявлен «Зоной покоя» и включён ЮНЕСКО в Список всемирного наследия, в составе комплекса высшего природоохранного статуса «Алтай — Золотые Горы».
Что же представляет собой эта часть Земли и в чём её непреходящая ценность? Главное, конечно, в том, что Укок, расположенный недалеко от горы Белуха, можно также считать географическим центром Евразийского материка. Центр любого пространства имеет смысл первоистока, глубинной оси, места пересечения. И действительно, плоскогорье Укок естественно, благодаря своеобразному ландшафту, а не искусственным построениям людей, устанавливающих государственные границы, является стыком четырёх государств: с севера — России, с юга — Китая, с востока — Монголии, с запада — Казахстана. И конечно же, такое положение Укока придаёт ему статус объекта не только уникального, но и обладающего сокровенным значением.
Схема расположения плоскогорья Укок (космический снимок) с границами 4-х государств
Действительно, всё на Укоке пронизано тайной и историей. Само название «Укок» невозможно соотнести с каким-нибудь определённым словом одного из известных нам древних или современных языков. Исследователи предполагают, что правильнее было бы писать — Ук- Кок. В древнетюркском и современном киргизском слово «кок» означает небо, голубой или синий цвет, а также нечто священное. Слово «ук» с тюркского переводится как «род», а с монгольского — «слово». Таким образом, «Укок» можно толковать как «Небесный Род» или как «Слово Неба». Такое название, как и другие подтверждения позволяют сделать вывод, что древние жители Алтая считали это место священным и придавали ему значение храмового комплекса.
Вообще, в древности многие высокогорные долины, плато считались священными, там проводились народные обряды, сокровенные праздники, важные захоронения, возводились многочисленные погребальные памятники. Если смотреть сверху, то можно увидеть, что горное плато представляет собой вознесённую вверх сравнительно ровную широкую площадку, окружённую со всех сторон хребтами, путь через которые труден и опасен. То есть, эта территория, как бы отграниченная от остального мира, сокрытая от многих, приподнятая к небу, есть своеобразный престол, созданный самой природой, где вершатся важные дела. Поэтому правомерно называть Укок «алтарём Евразии», его можно считать также малым аналогом Тибета.
Современные жители Алтая вобрали в свой духовный мир многое из того, что было известно предкам, и, в первую очередь, это касается представлений о святости тех или иных мест или явлений. Среди них бытует представление, что Укок — это закрытая страна, которую нельзя беспокоить напрасно. По их мнению, если человек попадает в эти места с дурными намерениями, то, скорее всего, его и его близких поразит неминуемое наказание.
Гора Табын-Богдо-Ола. Фото М.Латышева
С юга и юго-востока Укок граничит с хребтом Табын-Богдо-Ола. Его название переводится как «Пять Святых Гор». Правомерно соотнести Табын-Богдо-Ола с гималайской Канченджангой, которая находится практически строго на юге от него. По-тибетски «Канг-чен-дзонга» (ещё одно название этой священной вершины) означает «Пять сокровищниц Больших Снегов». Таким образом, Табын-Богдо-Ола является, как и Канченджанга, горой с пятью верь шинами. Табын-Богдо-Ола является вторым по высоте после Белухинского горным комплексом Алтая. Высочайший пик Табын-Богдо- Ола— гора Найрамдал (Кийтын) — достигает высоты 4374 метра и является второй по высоте после Белухи вершиной в Сибири.
О существовании священных долин Укока и священных гор Алтая знали буддийские монахи. На перевале Канас, на границе между Китаем и Россией, был найден памятный знак с буддийской священной надписью «Ом-мани-падмэ- хум». Живо предание, что недалеко от Укока, как, впрочем, и в других местах Алтая, существовал буддийский монастырь.
Что касается памятников, то они здесь встречаются во множестве: курганы, цепочки вертикально поставленных камней — «балбалов», каменные изваяния, писаницы — все они свидетельствуют о богатой культуре живших в этих местах древних народов. Прав был Н.К.Рерих, когда писал: «Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребение, уставленное большими камнями, так называемые Чудские могилы, надписи на скалах — всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу» 1.
Большие курганные комплексы исследователи обнаружили и на плоскогорье Укок. Вытянутые цепочкой, своей формой, межкурганными расстояниями они вторят ритму ландшафта. Так, один из таких комплексов количеством, размерами, контурами насыпей повторяет формы хребта Табын-Богдо-Ола. Как правило, древние курганы и мегалитические памятники соотносятся не только с формами ландшафта — горами, излучинами рек, террасами, но и с космическими объектами, с движением солнца и луны. Не менее символична и ещё до конца не раскрытая исследователями внутренняя структура курганов. Всё это позволяет рассматривать их не только как ритуальные памятники, но и как своеобразные храмы, а группы курганов — как храмовые комплексы. Поэтому можно считать, что Укок стоит в одном ряду с такими известными священными местами, как Междуречье и Долина Царей в Египте. Как и египтяне, древние народы Укока носили парики, пользовались различными косметическими средствами, умерших подвергали обряду мумификации.
Укокские погребения уникальны благодаря так называемому феномену «замёрзших» могил, когда во льду сохраняются даже мельчайшие детали захоронения, в том числе и органического происхождения, что редко встречается при археологических раскопках столь древних памятников.
На Алтае находят и очень древние курганы, относящиеся к IV тысячелетию до н.э. Но наиболее яркую страницу в истории этого региона, в том числе и Укока, а также всей Центральной Азии, составляет скифская культура (I тыс. до н.э. — первые века н.э.). Её ещё называют Пазырыкской культурой, по месту первого обнаруженного памятника в алтайском урочище Пазырык. Центром Пазырыкской культуры считается Горный Алтай, а сфера распространения её охватывает районы Тувы, Монголии, Китая, Казахстана. Среди пазырыкцев преобладали высокорослые люди европеоидного типа. Раскопки на Укоке показали, что пазырыкцы, находясь на стыке четырёх крупных культурных регионов, Западно-Сибирского, Алтае-Саянского, Центрально-Азиатского и Средне-Азиатского, с одной стороны, испытывали влияние культур народов этих территорий, а с другой — сами активно участвовали в формировании культуры Центральной Азии. Таким образом, Горный Алтай является важнейшим евразийским центром этногенеза. И так как в истории многое повторяется, благодаря спиральному ходу эволюции человечества, то можно предполагать, что и в будущем Горный Алтай станет крупным центром формирования новой расы. Рерихи также придавали большое значение этому региону в будущей судьбе мира.
Облако на Укоке. Фото М.Латышева
Укок является уникальным центром не только этногенеза, но и центром интересных геологических, биологических и климатических процессов. Современная сейсмическая активность Горного Алтая велика. Землетрясения здесь проходят часто. Кроме того, плоскогорье Укок характеризуется значительной солнечной радиацией, а также большим количеством часов солнечного сияния. Однако, лето на Укоке холодное. На хребте Табын-Богдо-Ола располагаются крупнейшие ледники не только Алтая, но и всей Сибири. Благодаря наличию неглубоко залегающей многолетней мерзлоты, на Укоке много озёр и болот, а речная сеть довольно густа. Всё это говорит о том, что здесь сконцентрированы огромные запасы воды, причём чрезвычайно чистой.
Уникален Укок и по характеру растительности. Близкое расположение горных степей и горных тундр без лесного пояса, обычно разделяющего эти типы растительности, а также наличие реликтовых растений прошлых эпох — такое сочетание очень редко встречается на планете. Степная растительность Укока представляет собой реликтовое явление доледникового времени. Своеобразие плоскогорья отражается и на животном мире. На Укоке живёт крайне редкий зверь — снежный барс (ирбис), а также такие очень редкие животные, как манул, дзерен, алтайский горный баран (аргали), чёрный аист, горный гусь, степной орёл и другие исключительно редкие виды. Доводов в пользу отнесения Укока к особо охраняемым территориям множество. И не случайно он получил статус «Зоны покоя» как территория, не предназначенная для строительства каких-либо объектов, нарушающих природную гармонию этих мест.
И тем не менее некоторые хозяйственники и политики собираются строить на Укоке дорогу и газопровод с сопутствующей инфраструктурой, придавая этому плоскогорью важное геополитическое значение. Оно рассматривается как некий «коридор» или «мост», связывающий граничащие здесь государства. Возникает проблема их взаимоотношений, как общих, так и двух-, и трёхсторонних. Сейчас ситуация на прилегающих к Укоку территориях далека от благополучия. В России население Горного Алтая имеет низкий уровень жизни, существуют этнические и конфессиональные проблемы. В Китае главный фактор напряжения — демографический. В Казахстане 90% крупнейших и уникальных производственных мощностей проданы или переданы зарубежным фирмам. Россия сейчас вынуждена сотрудничать в экономической сфере на территории Казахстана не с самой страной, а с американскими, английскими и германскими предпринимателями. В Монголии наблюдается рост монгольского национализма по отношению к русским и России в целом. И что самое странное, в традиционно буддийской Монголии растёт число людей, принимающих ислам. Исламизация и Монголии, и особенно Казахстана болезненно воспринимается в Китае. И это совсем не полный перечень проблем, остро ощущаемых на стыке четырёх государств. В этой ситуации какое геополитическое значение будет иметь Укок? Будет ли он зоной гармонизации, покоя, защиты для ныне живущих и зоной охраны и сбережения природных и культурных ресурсов для будущих поколений? Или станет местом напряжённости, усугубления проблем между государствами и утратит свою культурную и природную уникальность и значимость? Когда решается проблема такого рода, даже малое неправильное решение может повлечь за собой необратимые разрушительные процессы. История много раз предоставляла нам возможность убедиться, что на малых территориях могут решаться судьбы большого количества народов с очень важными последствиями. Такова, например, история Крыма или Кавказа.
Табын-Богдо-Ола утром. Фото М.Латышева
Согласно евразийскому мировоззрению, центр, где решаются судьбы будущего евразийского материка, сейчас перемещается центростремительно, то есть, к центру Евразии, каковым и является Алтай. Этот вывод во многом объясняет происходящие там процессы. С одной стороны, рост понимания необходимости создания особых форм государственно-политического устройства и системы хозяйствования, а также создания охраняемых биосферных и культурных территорий, смещение акцента на культурно-духовные ценности и ориентация на будущее. С другой стороны, планы нынешних реформаторов, опирающиеся, прежде всего, на материальную выгоду и интересы сегодняшнего дня, оставляющие для будущего лишь горы мусора и истощённую природу.
Конечно, совсем не обязательно, чтобы на евразийской периферии установилось совершенное затишье. Очень важны именно гармоничные отношения между всеми составляющими евразийского мира. И от решения проблем в точках «особого напряжения» зависит состояние целого организма. Сейчас реально и конкретно строятся судьбы будущего. И мы все в ответе за принимаемые решения. Как бы ни был далёк и неизвестен Укок, каждый может прочувствовать сердцем его предназначенье и мысленно предотвратить его разрушение.
Вид на перевал Улан-Дабан. Фото М.Латышева
«Новая раса может зарождаться в разных частях Земли. Даже не удивитесь, если отдельные проявления окажутся в самых неожиданных местах. Ведь и магниты разложены довольно неожиданно для человечества. Но при положении магнитов принимались во внимание многие условия. Так и сеть зарождающейся расы разбросана по дальним окраинам. Но одна часть Мира решает судьбу Века. Не буду называть эту часть Мира, но история всех движений достаточно отметила её» 2.
- Ваши рецензии