Почему Рождество Христово отмечается два раза?
В самом начале становления христианства отцам Церкви нужно было решить очень важную задачу — определить дату основополагающего события — дня рождения основателя религии — Иисуса Христа. В Новом Завете ничего нет касательно этой даты. Нет ничего и в Ветхом Завете, в котором предрекались появления многих пророков и мессий. Даты же, приводимые позднее христианскими богословами, носят предположительный характер и не имеют никакой серьёзной доказательной базы. Этот существенный пробел надо было восполнить.
Дело в том, что христианство зародилось, начало распространяться и укрепляться в Иудее, которая была одной из провинций Римской империи. А в Римской империи отмечали очень тепло и торжественно День рождения Непобедимого Солнца. Он выпадал по юлианскому календарю на 24—25 декабря. Этот день был связан с началом увеличения продолжительности светового дня после зимнего солнцестояния.
Вот что писал насчёт этого профессор Н.Каменьщиков: «Во всех почти древних религиях Солнце — этот великий источник жизненной силы на Земле — почиталось за бога, и важное значение придавалось главным моментам видимого годового движения Солнца: зимнему и летнему солнцестояниям, весеннему и осеннему равноденствиям. Христианство, как и всякая религия, не самостоятельна: оно возникло на почве других религий, вызванное экономическими условиями времени. Христианство использовало старые легенды и переняло многие, наиболее привычные, сросшиеся с жизнью обряды других религий.
В год введения Юлием Цезарем своего календаря, то есть в 45 году до Р.Х., зимнее солнцестояние приходилось на 24-25 декабря. В это время в Риме существовал праздник дня рождения «непобедимого Солнца», заимствованный из персидского религиозного культа Митры. Митра был бог солнечного света, и все религиозные празднества в честь его соответствовали солнечному году и его четырём главным моментам: зимнему и летнему солнцестояниям, весеннему и осеннему равноденствиям. В зимнее солнцестояние, когда Солнце после своего наибольшего удаления в южное полушарие снова начинает возвращаться к нам, оно прибавляет с каждым днём свету и этим рождается для новой жизни. В это время наблюдается, что как бы долги ни были зимние ночи, они не могут совершенно побороть света и, в конце концов, свет получает господство над мраком. Поэтому Солнце и стали называть «непобедимым», а день зимнего солнцестояния 25 декабря считать особенно важным праздником: днем рождения «непобедимого Солнца», бога-Митры.
Персидская мифология учила, что бог Митра родился 25 декабря в подземелье, выйдя из камня. Его первыми почитателями были пастухи, и божественными символами Митры являлись петух и ключи. Со времени возникновения христианства всё, что относилось к Митре, богу-Солнцу, было присвоено Христу. Христос по Евангелию также родился в пещере, в каменных яслях, ему первые поклонялись пастухи, стерёгшие скот в поле. Один из его апостолов, имя которого отожествляется с камнем (Петр-скала, камень, ср. Матфея XVI, 18-19), в христианской иконографии изображается с ключами, а история его с пением петуха всем хорошо известна. Само празднование рождения Христа так же, как и рождение Митры, было отнесено к 25 декабря. Христа называли «солнцем правды», «светом мира», «востоком свыше» (Лука I, 78) и окружили его изображение солнечным ореолом с лучами так же, как и изображение Митры». (Н. Каменьщиков. «Астрономические задачи». М., 1923, гл. 8. «Религия и астрономия»).
Собравшись в 431 году на Третьем Вселенском соборе (Эфесском), среди прочего, христианские духовные лидеры выдвинули на рассмотрение вопрос об утверждении официальной даты Рождества Христова. Было решено: раз нет у основателя даты рождения, то пусть такой датой станет 25 декабря, поскольку в этот день рождается солнце, а Иисус Христос для христиан — тоже как солнце. (В.В.Болотов. Вопрос о времени рождения и смерти Христа. Собрание церковно-исторических трудов. М., 2000, т. 2).
Но День рождения Непобедимого Солнца отмечался не только в древнем Риме. Этот праздник под другими названиями праздновали разные народы. Например, в древнем Египте в конце года за пять дней до его окончания родился бог Осирис, который олицетворялся египтянами с жизнью и светом (египетский солнечный год составлял 365 дней). И египтяне 25 декабря также отмечали его рождение.
А что же Русь? И на Руси в это время года тоже был праздник — праздник колядования в честь древнего языческого божества Коло-Коляды. Он тоже символизировал рождение солнца (опять же после дня зимнего солнцестояния). Само слово «коло» означает вращение — то, что движется по кругу. Отсюда слово около, то есть вокруг, колесо, колодец и т.д.. Означало это неизбежный круговорот времени, так или иначе связанный с возвращением солнца, несущего свет, тепло и жизнь.
В различных религиях неизбежно просматривается преемственность солнечных сюжетов, источником которых, безусловно, было древнее, общее для всех людей на Земле архаичное предание о рождении солнца и новой жизни, идущее из глубины тысячелетий. Но сказанное можно отнести только к так называемым исконным народным (языческим) религиям, являющимся порождением самого этноса, а не к привнесённым извне. Новой, только что зародившейся христианской религии, ничего другого не оставалось, как заимствовать и переработать уже имеющиеся сюжеты.
Изначально дата 25 декабря была общая для всего христианского мира в связи с использованием юлианского календаря. Такое положение сохранялось какое-то время даже после церковного раскола на Западную (католическую) и Восточную (православную) ветви, когда в 1054 году римский папа и константинопольский патриарх прокляли и отлучили от Церкви друг друга.
В 1582 году буллой папы Григория ХIII для всех католических христиан был введён новый календарь, названный по имени папы григорианским, как более точный по сравнению с юлианским. Дело в том, что погрешность юлианского календаря привела к тому, что действительное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным, что оказывало негативное влияние на земледелие (основываясь на календаре, земледелец должен был правильно рассчитать время сева). Но православная Церковь отвергла предложения католической — принять календарь папы Григория ХIII — и осталась верна юлианскому календарю. По мнению константинопольских отцов Церкви, новый календарь не соответствовал каноническим правилам празднования пасхи, утвержденным I Вселенским Никейским собором в 325 году, так как при переходе на григорианский стиль появлялась опасность совпадения в праздновании христианской и иудейской пасхи.
Дата 7 января, как православное Рождество Христово, появилась в России уже после принятия большевиками летоисчисления по григорианскому календарю. Тогда в очередной раз православная Церковь не пожелала принять нововведения, оставшись в старом стиле с разницей в 14 дней. Так у Иисуса Христа, сына Иосифа, появилось вторая дата рождения — православная.
- Ваши рецензии