warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Особое место среди различных религиозных и политических течений русской эмиграции 20-х годов занимала историко-философская школа евразийства. Началом ее зарождения можно считать появление в 1920 г. в Болгарии книги «Европа и человечество», написанной князем Николаем Трубецким, в которой он доказывал, что русская культура представляет собой не меньшую ценность, чем романо-германская. Эта книга послужила толчком к объединению нескольких молодых мыслителей, и с 1921 г. их деятельность оформилась в евразийское движение. Основателями его явились, наряду с Николаем Трубецким, географ Петр Савицкий, ставший признанным главой движения, публицист Петр Сувчинский, богослов Георгий Флоровский и историк Георгий Вернадский, сын нашего знаменитого академика. Появилось евразийское книгоиздательство, которое стало выпускать периодические издания: «Евразийские временники» и «Евразийские хроники», сборники статей «Исход к Востоку» и «На путях», а также отдельные книги.

Взгляд на Россию как на огромный и самобытный регион с собственными закономерностями развития, пренебрежение которыми может привести только к разрушениям и катастрофам, лежит в основе евразийского мировоззрения. Материк Евразии его последователи считали сердцем мира, а Россию — сердцем самой Евризии, землей, несущей ни себе все бремя удержания мирового равновесия. Ведь именно через громадные территории России во все пека протекали волны великих переселений народов. Единственный приемлемый для России путь, «третий путь», евразийцы видели в осуществлении идеи «государства правды» — подлинного, а не фиктивного народовластия. Евразийцы считали, что ни одно процветающее государство никогда не могло развиваться без определяющей патриотической идеи. В этой связи они большое внимание уделяли православной русской идее, формулируя ее как «всемирно-историческое задание» России, или говоря современными словами, как роль России в мировой эволюции и истории. Это «задание» очень четко изложено в предлагаемой вниманию читателя одной из ключевых работ евразийства — статье П.Савицкого «Подданство идеи», которую мы даем с небольшими сокращениями.

В 1925 г. к движению присоединился философ Лев Карсавин, пытавшийся взять на себя роль его главного идеолога. Постепенно появились новые имена, возникли отделения в Берлине, Париже и Праге. К концу 20-х годов явственно обозначились «правое» и «левое» крылья движения, что и обусловило его раскол. «Левое» — возглавили С.Эфрон (муж Марины Цветаевой) и князь Д.Сиятополк-Мирский, издававшие в Париже в 1928-29 гг. газету «Евразия». Начиная с 30-х годов, движение идет на спад.

Некоторые его участники были впоследствии арестованы вездесущим ГПУ, некоторые отошли от дел. Однако и Петр Савицкий, прошедший через восемь лет мордовского лагеря и чудом вернувшийся затем в Прагу, и Георгий Вернадский, живший в Америке и написавший шеститомный труд по истории России, до конца своих дней оставались верными идеалам евразийства. Среди их единомышленников и активных продолжателей их дела можно назвать Юрия Николаевича Рериха и Льва Николаевича Гумилева. Неоднократно упоминал о евразийстве в своих трудах и Николай Константинович Рерих. А Елена Ивановна в одном из своих писем (17.6.31) приводит большие цитаты из работы П.Савицкого я Поворот к Востоку», опубликованной в сборнике «Исход к Востоку». Среди цитируемых ею — и такие слова: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, я крови и поте Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия — л искании и борении, во взыскании Града Нездешнего... Пафос истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто самодоволен и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят не на «Beali possidents», но па тревожных духом; то крылья Ангела возмутили воду купели». Эти слова Елена Ивановна называет «замечательными строками» и прибавляет: «Написано в 21 году», заканчивая так свое письмо.

Подданство идеи


(Из евразийских архивов)

Савицкий П.Н., географ, экономист, геополитик, культуролог, философ, поэт

Одного отрицания недостаточно для победы. В обстановке, в которую мы попали, может быть плодотворным только то историческое действие, которое подхватят и поддержат крылья огромной исторической идеи. <...>

Идея воспитывает личность; питает ее соками; дает силу, ведет в действие. Прежде чем говорить о личности,нужно говорить об идее. Идеи сложны, и потому в большинстве случаев только первоначально и упрощенно воспринимаются народом. Но на народе лежат, его освещают и окрашивают отблески над ним воздвигнутой идеи... В полной мере идея никогда не осуществляется в жизни; она всегда возносит с собой ей, в существе, чуждый груз; но идея дает толчок и движение — крылья ее явственно различимы, какой бы груз она не возносила с собою... Обратившись к идеям, составляющим государственно-общественный идеал, мы прощупаем во многих случаях исторической действительности, при разнообразнейших формах устройства, за внешностью правления,учреждений и лиц, реальное и объемлющее явление идеалоправства1. Вдумываясь в исторические процессы, можно дать еще более резкую формулировку: всякое длящееся правление, будь оно единодержавным, народодержавным или иным, есть та или иная форма осуществленного идеалоправства. Более реально и ощутимо, чем люди и учреждения, народами и странами правят идеи. Идеи эти могут быть различной природы: чисто религиозными, религиозно-национальными, национально-правовыми или чисто правовыми. Не столько действенный и тленный царь, сколько религиозная идея царя правила монархиями древнего Востока, и не столько консулы и императоры, сколько национально - религиозная идея Рима вела к победе римские легионы; и более, чем тот или иной первый министр правила и правит отчасти, скажем, новейшею Англией идея правового государства. <...> «Идея-правительница» рождается и растет в недрах общей духовной обстановки момента и эпохи. Ее колыбелью и отчим домом является духовное самосознание и духовный опыт интеллектуальных представителей народа, его «интеллигенции», как бы она ни называлась и в какой бы обстановке ни жила. То, что интеллигенция рождает и взращивает сейчас, то народные массы воспримут и осуществят через некоторый момент времени. Так было с революционной идеологией русской интеллигенции, так будет с ее положительно-утверждающей идеологией, поскольку таковая создается и создана... Из понимания этих обстоятельств вытекает сознание сугубой исторической ответственности духовно-интеллектуальных представителей народа, его «интеллигенции» — ив частности, сознание исторической ответственности той, в определенном смысле, особо квалифицированной ее части, каковою является идейная эмиграция. (Основная наша концепция: где бы ни находились эмигранты— они составляют часть того духовного мира, который именуется Россией; представляют собой его отпрыски, ответвления, щупальцы; почва под ногами значит далеко не все, иногда значит весьма мало; важнее духовная почва, которая и питает каждого эмигранта —  подданного идеи: насыщенная почва культуры российской; материальность приютивших такого эмигранта земель и стран — временами призрачна: он живет в России, которая, хотя материально и охватывает только положенные ей земные пределы, духовно обнимает весь мир).

В обстановке России можно наметить особые причины, почему исторически действенной может оказаться и ней только идея чрезвычайно широкого размаха. Мысль о мировом призвании России восходит к XV веку. В различных формах и видоизменениях она держалась в последующие века. В XIX веке она получила новое развитие в русской философской и исторической литературе. Царская Москва и императорская Россия, подходя к осуществлению русского мирового призвания, проводила его методами и формами национального государства. <...>

Положительные задачи русского духовного делания, вырисовываются, как задачи воплощенья и рощенья русского национализма. Имеют высокую настоятельность прикладнические заданья реалистической и упорной, сознательно-собранной и целесообразно-расчитанной русской национальной работы. В ней не нужно бояться упреков в национальной узости и эгоизме. Без того, что называют «эгоизмом» и «узостью» — не прийти к возможностям широты и жертвы. — Но в отличие от многих других «национализмов», имеющих только один слой — прикладничества и узкого себялюбия, национализм русский — можно положительно утверждать — имеет два основных «слоя», друг другу соподчиненных, каждый в себе: слой прикладнический и слой вселенский. Следует придавать обоим одинаковое значение: без прикладничества, иной раз расчетливого и цепкого, в этом мире, увы, не осуществить вселенское служение: чтобы дать, нужно собрать; без вселенскости прикладпичество ведет к оскудению, потемнению, духовной смерти... Будем строить град земной, ибо Бог даровал нам просторы и материалы, и мы должны его строить, но в душе своей будем носить Град Небесный. Обычное в каждом повышенном национализме и уже несколько веков присутствующее в русском сознании ощущение, что народ наш есть народ особый и исключительный, в отношении к народу русскому, на основании пережитого и в происходящем почувствуем, как истину новую и сияющую. И не будем бояться и самих несчастий наших: быть может, и рассеяны мы (выходцы), в горести и бедах, по всему миру земному потому, что есть у России, помимо прикладпически-национального, также национально-мировое призванье; и что делать ей предстоит не только в ее собственных просторах, но и в просторах больших, всей земной оболочки. Будем страстно любить данную Богом земную плоть нашей страны; но будем знать, что и оторвавшись от этой плоти, став «бесплотными» и летучими, мы все же призваны сохраняться, жить и творить. Россия почвенная и Россия взметенная имеют, в наши года, каждая, свое призванье. И если бы мы умерли на чужбине и если бы умерли в ней и дети, и внуки наши, это не значило бы, что мы, и дети, и внуки наши прожили, живут, проживут жизнь напрасно. Явственнее, чем другие народы, русские имеют одновременно две родины: Россию и мир; повторяем: наряду с делом национально-прикладническим, делом внутреннего сплоченья и оздоровленья, делом внешнего мироустройства, Россия предопределена к действию вселенскому, призвана поднять и понести уроненную западным человечеством нить веры; нить, без которой человечество непременно и скоро заблудится и сгинет в темном лабиринте...

Порою думается, что в настоящий момент только в России возможны чудеса — не только в виде благодатного ответа на личную молитву, что составляет тайну общения человека с Богом, и везде, и всегда существует, но также в виде явленных в народе знамений славы Божьей (церковные золоченья и обновленья)...

Трудность дела духовного восстановления мира заключается в том, что в этом деле Россия, весьма вероятно, может рассчитывать почти исключительно на свои собственные силы; тот мир, с которым Россия в последние годы наиболее близко общалась, мир культуры западно-европейской, ей в этом  не поможет или поможет мало; ибо к тупикам, в которые попал, он пришел в силу внутренних необходимостей и неотъемлемых свойств своего новейшего развития...Россия должна решиться одна идти в поиски и путь; одна взять на плечи бремя тяжелого дела: творенья (в отечестве и рассеяньи) «эпохи органической» посреди «эпохи критической».

Между духовным опытом «отечества» и «рассеянья» есть глубокое сопряженье. И то, что происходит и чувствуется там — имеет чувствоваться и здесь: и быть может, именно здесь отольется в законченные и выраженные формы сознания.

Глубоко нужно вобрать в себя воздух; и знать, что жизнь, которую живем, есть не та обычная жизнь, которую привыкли жить перед 1914 г. — но новая, страстная и зоревая... Надолго, накоротко ли, эпоху нашу мы должны ощутить, как эпоху поворотную и героическую;такую, какой столетия не было перед 1914 годом... Во мраке отыщем ли нить веры? Все потеряем или все приобретем? Более, чем было в прошлом, мы должны, в расчете на будущее, копить и точить героическую волю. Героическое чувство и героическая воля... Нам ли недостойным произносить эти слова? — Но потребность жива и настоятельна. В том мире, в котором живем, горизонт вспыхивает зловещими отблесками, знаками неслыханных провалов, и вслед за тем, грозит все поглотить сгущающаяся тьма. В эти сроки знамя должно быть лучезарно, и знаменосцы крепки!...

Россия должна освободить мир от рабства перед новейшим романо-германским шаблоном2.  Это освобождение есть, прежде всего, духовная проблема. И потому, формулируя задание, следует всячески подчеркнуть, что дело идет именно о духовной сущности, а никак не о явлениях вроде науки и техники. Сами по себе подлинная наука и опирающаяся на нее техника материально полезны и необходимы, и именно в наш век, когда злая метафизика (исторический материализм!) выступает в  обличий науки — подлежат сугубому утверждению; ниспровержению подлежит романо-германское отношене к науке и технике, затем — кичливая уверенность, что романо-германская цивилизация есть венец творения и завершение «прогресса». Более же всего должно быть изжито охватившее Европу и Россию обеспложивание духовной и веростной жизни, проистекшее из утраты живого и действенного религиозного чувства...

Из ниспровержения названных духовных начал следуют многообразные последствия. Основное из этих последствий для самой России есть имеющее возникнуть совершенно новое, по сравнению с недавним прошлым, значение церковного творчества... Можно быть какого угодно мнения о положении христианства в современной Европе. Можно признавать, что вероисповедания в ней сильны и организованы. Но для каждого, имеющего чутье к духовному творчеству, совершенно ясно, что если новейшая и современная Европа имеет клерикальную иcторию, давно уже она находится вне рамок истории церковной3. Есть некоторая странная реальность в том, что из всех стран христианского мира церковную историю в настоящее время ведет только Россия. Образы святителей и мучеников, владык и священноправителей, смутьянов, еретиков, отступников, разгорание иутихание гонений, движение масс и страсти их, власть богоборческая и сатанинская, народная податливость и народное горение — псе это, в сложной и волнующейся картине, предстает в русской церковной действительности, напоминая и воскрешая самые страшные и поворотные, грозные и вдохновенные моменты церковного прошлого. Не нужно закрывать глаза на глубинную трагичность момента. Но каждый, кому дороги заветы Христа и предания Вселенской церкви — должен понимать, какое огромное, и творческое, и «революционное» задание представляет собою сохранение и вознесение во славе Церкви Одной, Православной...

Среди смятения современности и перед поставляемыми ею задачами дух наш, как никогда раньше, может быть подавлен несоразмерностью наших сил стоящим задачам. Купол Православия лег широко и высоко. Не только мы, не только народ русский, но и другие народы мира умещаются под его сводом. В делах же мирских мы пребываем вне государства и без вождя. В самом точном юридическом смысле многие русские в настоящий момент являются безподданными. Но также и многие, многие из тех, кто формально находится в советском подданстве, существенно и основоположно считают себя безподдийными. Нет государственной рамки, нет средоточия и вождя, которые объединяли бы нас. Внимание к движущим силам и реальностям истории предостерегает от поспешных, чисто внешних поисков и нахождений — вождя. Личность плодотворна и победоносна тогда, когда ее держат и несут упруго-крепкие крылья огромной и творческой идеи. Идея должна заменить нам государство, средоточие и вождя, пока наши государство, средоточие и вождь не будут реально созданы, сделаны идеей... Для тех, кто мыслит Россию, как мир новый, как мир, построяемый па основе напряженного православно-духовного творчества и широчайшего культурно-национального и государственно-созидающего размаха, для тех единственно-возможным подданством является в настоящее время подданство идеи. Ранее и первее того, чем поставить над собою правителей — лиц и учреждения, мы должны провозгласить и поставить Идею-Правительницу... Для этого ее нужно выносить и взлелеять в глубинах сознания; увидеть и обрести на путях личного опыта; с тем, чтобы в порядке последующего раскрытия личный опыт этот стал опытом коллективным.

Было бы преступной гордыней думать, что эта идея обретена. Здесь нужно умножить усилия; и не отчаиваться от неудач; нужно верить, что каждая неудача есть этап на пути к конечному достижению; нужно помнить, что мы призваны сохранить и умножить наиболее священные и заветные религиозные и национальные ценности; что мы призваны в борьбе с отрицанием возвести и укрепить утверждение. Если мы не сумеем этого сделать, то поистине окажемся рабами лукавыми. И потому, в усилиях непрестанных и творческих, пусть станет нашей задачей: взрастить и избрать ее, грядущую Идею-Правительницу; взрастить и избрав, быть верными, самоотверженными и действенными подданными идеи.

 

«Евразийский временник», Евразийское книгоиздательство, Берлин, 1923
 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: