«Предварительное Действо» А.Н.Скрябина в завершённых версиях С.В.Протопопова и А.П.Немтина
Мистерия «Предварительное Действо» Александра Николаевича Скрябина несёт в себе множество ярких свидетельств уникальности её идеи и связи с глубокими мистическими тайнами и духовными откровениями, присущими художественной атмосфере начала ХХ столетия. Несмотря на то, что автору не было суждено завершить это произведение, сохранившееся в форме набросков и фрагментов, оно остаётся одним из самых крупных творческих проектов его жизни, суммирующее многолетнее развитие его новаторского музыкального языка, философских, мистических идей и концепций. Сам замысел проекта Скрябина, несущий в себе апокалипсическую идею, связанную с глубокими тайнами космогенезиса и эсхатологии, основан на вере композитора в дематериализацию и трансформацию Вселенной.
А.Н.Скрябин
В основе замысла «Предварительного Действа» лежат идеи Е.П.Блаватской, представленные в её монументальном труде «Тайная Доктрина». Согласно Блаватской, в истории Вселенной должны воплотиться семь человеческих рас, из которых наша является Пятой. Каждая раса завершается приходом Мессии. По всей вероятности, Скрябин считал себя Мессией, избранным привести Пятую расу к преображению и трансформации в огненном экстазе, а также к слиянию с единой космической мировой душой1.
Первоначально Скрябин вынашивал грандиозный, экстравагантный замысел «Мистерии», для которой он собирался построить храм в Индии, в которой принимало бы участие всё человечество, добровольно туда собравшееся. Предполагалось, что в осуществлении этого замысла будут задействованы музыка, светомузыка (уже опробованная им в «Прометее»), танцы, театральное действие, цвет, литературный текст и даже сама природа.
Спустя некоторое время Скрябин осознал, что человечество ещё не готово к такому грандиозному свершению, и начал вынашивать план написания «Предварительного Действа», которое должно было стать неким прологом, или преамбулой, к Мистерии. В конце концов, Скрябин счёл, что «с Мистерией нужно подождать». Следуя фантазии композитора, Мистерию должен, в конце концов, создать он же, но только через несколько своих реинкарнаций на земле. По свидетельству Л.Л.Сабанеева, Скрябин фактически сочинил всю музыку «Предварительного Действа» «в голове» и во время встреч с ним играл ему большие фрагменты её на рояле2.
«Предварительное Действо» должно было явить собой сочетание многих видов искусства. Своего рода либретто для музыки к этому грандиозному замыслу должна была стать поэма Скрябина – литературный текст, в котором сюжет «Предварительного Действа» был осуществлён в поэтической форме. Эту поэму Скрябин писал два года. Многие его почитатели видели в этом увлечении литературным творчеством причину того, что композитор так и не успел закончить сочинение музыки «Предварительного Действа».
Скрябину оставалось лишь сделать «самое неприятное» – записать всю эту музыку на бумагу. К несчастью, именно тогда, когда он собрался приступить к этой работе, он неожиданно умер, оставив после себя литературный текст к «Предварительному Действу» и 53 листа набросков. В книге «Воспоминания о Скрябине» Л.Л.Сабанеев описывает всю глубокую степень досады и разочарования, которое испытали он и его друзья. После смерти композитора они принялись искать ноты к «Предварительному Действу» и, не найдя ничего, кроме разрозненных эскизов, осознали, что не только замысел, но и сама музыка Скрябина «были потеряны безвозвратно». Впоследствии текст был напечатан Шлёцером в шестом номере журнала «Русские пропилеи» за 1919 год. Данный текст существовал в двух редакциях, первоначальной и окончательной. Последнюю Скрябин так и не завершил к моменту своей смерти. Окончательная версия отличалась от первоначальной присутствием множества отдельных ролей и в большей мере походила на театрализованную пьесу.
Сюжет «Предварительного Действа», подобно концепции Мистерии, навеян теософией и древнеиндийской религиозной философией. В начале в тексте описывается первоначальное состояние Вселенной, в которой духовные стихии и высокие божества общаются друг с другом в состоянии восторженного самоупоения. В их диалогах возникает всё живое – леса, реки, звери, птицы и, наконец, люди. Голос женственного призывает Голос мужественного следовать за ней и совершать ради неё жертвы. Волны, Мечты, Мысли, Горы, Поля призывают к радости и творческому вдохновению. В середине текста присутствует мольба человечества к Всевышнему, просящая Его облегчить его страдания и помочь подняться по лестнице духовного совершенствования. Весь этот стихотворный текст обрисовывает некий первоначальный Золотой век, когда космос и человечество были связаны на более глубоком духовном уровне...
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии