Прикасание к драме творческой жизни
(работа с архивом супругов Кирлиан)
Удел любого творческого человека — одиночество и непонимание, часто — и противодействие окружающих. Но какой силы должны быть эти препятствия, если творчество далеко обогнало и эпоху и уровень сознания современников? Все эти безмерные тяготы сполна испытали на себе супруги Кирлиан — создатели метода фотографирования тонкого тела у различных объектов проявленного мира.
Напомним, что науке известны разные виды фотографирования в строго определённых областях электромагнитного спектра — оптическом, инфракрасном, ультрафиолетовом, рентгеновском. Высокочастотная фотография, открытая супругами Кирлиан, позволяет получать изображение объекта одновременно во всём диапазоне электромагнитных волн, включая также и звуковые колебания, при этом последние, конечно, не регистрируются фотоматериалами [1]. Высокочастотная фотография даёт информацию не только о поверхности, но и о глубинных структурах объекта и позволяет выявлять всевозможные дефекты. К ним относятся, например, не только скрытые очаги заболеваний в физическом теле человека, но и разнообразные энергетические нарушения в его топком теле. Тонкий мир в некоторой степени становится доступен объективному наблюдению и изучению. Разумеется, его можно изучать и субъективными методами через посредство личности экспериментатора, наделённого соответствующими способностями. Однако в нашу эпоху особенно востребованы именно объективные, научные методы исследования Тонкого мира, ибо только так может появиться возможность убедить скептиков и отрицателей.
Открытие супругов Кирлиан явилось, поэтому, совершенно беспрецедентным прорывом в познании окружающего мира, ибо оно служит не только практической пользе человечества в самых разных областях, количество которых со временем будет только увеличиваться, но и призвано помочь изменению существующей, материалистически ориентированной парадигмы современной науки и переориентировать сознание человечества в понимании им подлинных основ мироздания. «Поэтому и восстаёт против него тьма и препятствует его применению» [2], т. VI, § 423. А в Учении Живой Этики столь мало оценённое современниками изобретение супругов Кирлиан сопоставляется с запуском космического корабля и называется величайшим открытием века.
Это изобретение, судя по ряду признаков, создавалось не только земными руками супругов Кирлиан. В Учении Живой Этики сообщается, что «на благо всего человечества Дано людям это открытие» [2], т. VI, § 423. В этом «Дано» с большой буквы прозрачно утверждается Высшая Помощь. О прикасаниях Высшего мира говорится следующим образом: «Если деятель полезен для Общего Блага, Мы Помогаем даже в тех случаях, если он далёк от Нашего Учения. Помощь Наша оказывается широко. И изобретатели, и писатели, и служители искусства, и общественные, и религиозные деятели часто получают помощь от Нас. Среди тусклых аур землян Мы отыскиваем те, которые начинают светиться, чтобы направить их и помочь» [2], т. IX, § 209. Подтверждением того, что уникальное открытие проходило под Лучом Иерархии Света, служит и творческий опыт самого С.Д.Кир- лиана, который, по воспоминаниям современников, в одной из бесед рассказал, что «многие идеи приходят к нему во сне. В это время кто-то свыше показывает ему схему или чертёж того или иного прибора. Просыпаясь, он тут же всё зарисовывал, зачерчивал, а затем начинал создавать» [3].
Недооценка значения открытия супругов Кирлиан привело к тому, что о личностях самих изобретателей широкой аудитории почти ничего не известно. Эти соображения побудили нас совершить поездку в станицу Динскую Краснодарского края, где в виде отдела Динского народного историко-краеведческого музея существует единственный в мире музей супругов Кирлиан. Во время работы в музее нам была представлена уникальная возможность ознакомиться с архивом Кирлиан в подлиннике, поэтому, пользуясь случаем, ещё раз выражаем за это сердечную благодарность директору музея Е.Г.Коробовой, личными усилиями которой за многие годы собраны и сохранены для грядущих поколений эти бесценные материалы.
В фондах музея имеются 22 тетради дневниковых записей В.X.Кирлиан, охватывающие период с 2 октября 1960 г. но 7 ноября 1968 г., и три тетради С.Д.Кирлиана с описанием его пребывания в Москве в 1958 и в 1969 гг. Фонд располагает большим количеством тетрадей с всевозможными черновыми записями и описанием отдельных опытов (например, две тетради записей посвящены экспериментам с целителем А.Е.Криворотовым), а также — многочисленными письмами.
Дневниковые записи В.X.Кирлиан тщательно описывают, в основном, связи изобретателей с внешним миром — представителями различных организаций и многочисленными энтузиастами, желающими перенять методику высокочастотного фотографирования. Дневниковые записи ярко высвечивают роль В.X.Кирлиан в семейном творческом союзе. Эти записи вызывают благоговейное удивление перед обликом женщины, до этого казавшейся только единомышленником и помощником своего мужа — замечательного изобретателя. Да и общественное сознание привычно отводит даже незаурядной женщине почётную, но второстепенную роль — быть в тени мужчины. Видимо, с этим стереотипом надо расставаться.
В дневниках Валентина Хрисанфовна предстаёт как подлинный сотворец изобретения и соавтор Семёна Давидовича. Вот как В.Х.Кир- лиан сказала об этом в беседе с корреспондентом АПН: «Споры между мной и Семёном Давидовичем разрешал всегда эксперимент, проделанный каждым в отдельности по своей идее. Это даёт картину взаимоотношений наших в работе» (запись от 23.01.1966 г.). История жизни, воспоминания современников и дневниковые записи повествуют о гармоничной творческой «батарее» — союзе равноценных начал, призванных судьбой к единому и нераздельному созиданию.
В дневниковых записях личность Валентины Хрисанфовны раскрывается и своими притягательными человеческими качествами. Она ощущается не только необычайно терпеливым, проницательным, деликатным, но и внутренне стойким, собранным человеком, подлинным волевым стержнем семьи. Чувствуется, что Валентина Хрисанфовна точно и ясно осознаёт масштаб открытия, а бесконечное непризнание и удары судьбы воспринимаются ею с большим достоинством. Хотя иногда (ведь это же дневник!) она и выливает многолетнюю душевную скорбь в записях, которые потрясают своим пронзительным трагизмом. Поэтому некоторые строки трудно читать.
В сущности, чтение дневников обоих супругов производит впечатление, напоминающее ожог, ведь драма жизни и великого изобретения, хоть и частично, но описана самими её участниками. Всё происшедшее с супругами Кирлиан иллюстрирует вечную истину об отсутствии «пророка в своём отечестве» и её особенное проявление в русском национальном характере, ибо даже нелегальное проникание идеи изобретения на Запад (ещё при жизни изобретателей) вызвало там гораздо более справедливую оценку, чем в России. Как не вспомнить горькое и непривычно резкое сетование Е.И.Рерих по поводу этой национальной особенности: «Наша родина на протяжении столетий в деле распознавания своих незаменимых ценностей упорно продолжает уподобляться (пожалуйста, не шокируйтесъ) — свинье, и даже без ермолки» [4]; 22.II.1936. Е.И.Рерих написала это не только по поводу отсутствия в России должной оценки гениальности определённого человека (в данном случае речь шла о С.Ковалевской), но и сделала справедливое широкое обобщение.
В Учении Живой Этики всё человечество, помимо прочих критериев, делится ещё на победителей и побеждённых, то есть на тех, кто превозмог все тяжкие препятствия и удары судьбы, и на тех, кто был побежден ими. Это есть основной критерий силы и стойкости духа. Супруги Кирлиан, несомненно, являются победителями, ибо выполнили, несмотря ни на что, своё земное назначение. Подтверждением того, что они хорошо осознавали реализованность своей миссии, является оценка Семёном Давидовичем значения открытия. Она была представлена им в тексте приветствия первой международной конференции, посвящённой изобретению Кирлиан и открывшейся 25 мая 1972 г. в Нью-Йорке: «Исследование различного рода объектов посредством изучения их "электрического состояния", названное учёными СССР "эффектом Кирлиан", очевидно, будет иметь в науке столь огромное значение, что беспристрастная и справедливая оценка предложенной нами методики исследования может быть вынесена только разумом грядущих поколений, так как возможности её грандиозны и практически неисчерпаемы» [5].
- Ваши рецензии