warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

«ПРОСПЕКТ МИРА». Под таким названием десять лет назад в прибалтийском Калининграде начал выходить еженедельник — в ту пору первый печатный вестник духовного возрождения России. Его главным редактором была Надежда Ушанговна Вардосанидзе-Юшко. Это было веяние Нового времени. Еженедельник прожил около четырёх лет, и для формирования нового сознания людей было сделано очень многое. Сегодня мы, два главных редактора, вспоминаем то время и тот молодёжный еженедельник. Предлагаем вашему вниманию несколько эссе, которые печатались на первой полосе «Проспекта Мира» — это и были дух и политика еженедельника.

Н.А.Тоотс

«Проспект Мира»

Давайте, Надежда Ушанговна, в начале нашей беседы освежим в памяти то время и то место, где появился «Проспект Мира».

— 1990-й год. Ещё существует страна-континент СССР, но гигантский механизм уже пошёл вразнос. Как под космическим паровым катком, пришедшим в действие и набирающим обороты. Неизбежно и неумолимо. Крушилось и сметалось всё иллюзорное, насильно соединённое, нежизнеспособное. Это время. Для людей оно было жестокое и бурное, время тяжких испытаний.

А место — Калининград (Кенигсберг), обосновавшийся на территории бывшего Прусского королевства совсем недавно, после Отечественной войны. Самая западная точка нашей страны, форпост, наглухо застёгнутый, зашифрованный и закодированный. Горожане живут — ходят — ездят по «крыше», как минимум, четырёхэтажного подземного города, секреты которого похоронены где-то за границей.

Природа — странный уголок земли (!), позволившая бывшим государям разводить и выращивать здесь сады и парки с цветущими рододендронами, магнолиями, тюльпанными деревьями... Единичные представители экзотического царства и сейчас недовырубленно растут. И цветут. Сиротливо и пышно.

Проспект Мира

Н.У.Вардосанидзе-Юшко

 

На фоне великолепия ландшафта — кладбище Прусского королевства: недоразрушенные войной, временем и людьми замки, кирхи, костёлы, фьерты. В пасмурную погоду краски и звуки приглушены, но под куполом ясно-синего неба, из гущи изумруда зелени взмывают ввысь багрово-черепичные шпили, всё ещё взывая к Всевышнему последним аккордом молитвы прошения и прощания. Аккордом боли и скорби. Так звучит смертельно раненая красота.

А как жилось там людям? Да и кто же жил на этих руинах прусского величия?

— Люди, как тени, как никому не нужные провинциальные актёры, никак не вписывающиеся во всё великолепие декораций рухнувшего, но королевского театра. Со строгим паспортным контроль-режимом за пазухой — изгнанники, беженцы, насильно заселённые после Отечественной, вовсе не радели за землю, ставшую их домом. Она оставалась «вражеской». Роскошные остатки государства ненавистных пруссаков (видимо, им назло) лихо, с особым усердием разравнивались «мирным» населением многие и долгие годы. Сколько сил и бессонных ночей отнял только замок Трёх Королей. Его взрывали более 10 лет. Из подвалов особняков и вилл выгребались залежи — тонны отборного янтаря... в топку. В печи. ...«И согревал он не хуже угля...». Органы тщательно разбирались-разбивались на составные, по трубам.

Топили янтарём?!

— Да. Исторический факт. Из уст старожилов. Так что по закону неизбежности, по закону удара Молнии в свинцовую тучу, должно было что-то сверкнуть и здесь, в этом городе.

 

Проспект Мира

 

Так что же произошло? Что «сверкнуло» в этом городе?

— Производственная Компания «Алькор», которая уже с 1989 года развивалась очень динамично (строительство, издательская деятельность, позже авиаперевозки). Внутреннее кредо Компании: «философия без деятельности — пуста, деятельность без философии — бесцельна». Президент — Геннадий Артёмович Юшко. Необыкновенно мощный, солнечный, с несгибаемой волей к жизни и редким сочетанием творческих способностей с деловыми качествами. «Алькор» становится спасательным кругом для многих и многих. Одним из осуществлённых проектов ПК и был Некоммерческий Всесоюзный (потом Всероссийский) молодёжный еженедельник «Проспект Мира».

Расскажите подробнее историю появления «Проспекта Мира».

— Давным-давно... в государстве, которое уже не найти на современных картах, жил-был Всесоюзный молодёжный еженедельник «Калининградский Комсомолец» — один из представителей немаломощной и вечнозелёной организации ЦК ВЛКСМ. В то время он стал совсем безнадёжным... Родители — (Управители той страны решили: дитя трудноопределяемого возраста и пола отпустить на свободу. Так что в том далёком 90-м трагические возгласы слышны были повсюду: газета закрывается... У нас нет больше молодёжного издания... нужно... необходимо... Ищем спонсоров, соучредителей...

Да, еженедельник нужен. Только не скандальный, не сеющий раздоры, а действительно молодёжный. ПК «Алькор» даёт согласие ОК ЛКСМ стать соучредителем с условием: «...поднять на качественно новый уровень издание, содействовать делу объединения народов страны в грозное время испытаний»...

Потом мы перерегистрировали еженедельник в Госкомпечати, в Москве. На свет появился «Проспект Мира». Необычная и новая газета, с новым главным редактором. Редакционный коллектив (старый) не бросила. Но те, кто не могли и не хотели укреплять пространство Дружбы и Любви, творчества, взаимопонимания и уважения, должны были уйти. По несоответствию и инородности. Так что Проспект был открыт. Идти по нему, работать, сотрудничать могли все, кто хотели и могли доказывать соответствие названию, сути, слова с делом.

Какова была концепция еженедельника «Проспект Мира»?

— В самом названии и в графическом его изображении: дорога — взлётная полоса. Над горизонтом — Звезда. Всегда рядом и вечно недосягаемая.

В еженедельнике соединила элементы журнала и газеты, две взаимодополняющие и взаимоутверждающие части. Одна часть — основная, как несущая конструкция — Духовная Сокровищница Планеты, Пророки и Прозорливцы — печаталась неизменно и давала верное направление другой, меняющейся коловращением жизни вокруг главной оси — репортажам, интервью, конкурсам, новым рубрикам...

Расскажите чуть подробнее, что конкретно Вы печатали?

—Сводили под единый купол основные религии мира, философские системы, древние учения, показывая общность их происхождения и единый Источник; мифы, легенды, традиции и обычаи народов мира (с той же целью родства). Регулярно помещались материалы, знакомящие с достижением современной мысли в области философии, психологии, медицины, экономики, истории религиозных течений, их современное состояние. Заполняли белые пятна, созданные академической наукой в области знаний о крупнейших загадочных философских течениях, о реальных исторических лицах, героических событиях, существование которых официальная наука называла мифом, легендой.

Учитывая интерес (информационный взрыв) в те годы к Агни Йоге в нашей стране, наиболее полно и грамотно, непредвзято печатались материалы (об Учении, из Учения). Публиковали Тибетское Евангелие, Криптограммы Востока, Евангельский Эзотеризм, Основы Буддизма, Учение древних толтеков (фрагменты). Здесь такие имена: Е.П.Блаватская, звёздная семья Рерихов, Рамакришна, С.Вивекананда, Кришнамурти, Р.Тагор, Ауробиндо Гхош, Конфуций, Парацельс, Ориген, Сведенберг, Шопенгауэр, Кьеркегор, Ф.Ницше, Паскаль, Э.По, Борхес, Кафка, Э.Кейси, Э Циолковский, Л.Шестов. Гессе, В.Хомяков... многие другие.

Материалы были редкие (в те годы), очень редкие, было много эксклюзивных, присылаемых из разных уголков мира. Назову некоторые. «Леонардо Тибета» от профессора Берлинского университета г-на Каллена (редчайший ритуал разбивания камня. Ему позволили присутствовать и даже снять на видео!); «Откровение Вождя Белый Медведь» (от племён хопи, ирокезов, США), гениальные работы В.Хомякова — из архива в США; «Сказание о Беловодье» д-ра А.Асеева с предисловием Г.Гребенщикова (Анунсион, Парагвай. Прислан из США); главы из книги гуманитарного педагога академика — Ш.А.Амонашвили — «Исповедь Отца Сыну» (право первой публикации): «Декларация Прав Ребёнка» (о ней тогда даже не слышали у нас).

Во второй части (условное разделение) публиковались материалы об искусстве, о молодёжных его течениях — современной поэзии, прозе, джазе, рок- и поп-культуре в России, Европе, США. «Проспект Мира» принимал участие в Международных конференциях «Дети в опасности» (Норвегия, США), молодёжных делегациях (Бонн). Устраивали конкурсы фото, литературные, педагогические, детского творчества, выставки. Лучшие работы печатались в еженедельнике. Открывали «Клуб знакомств по интересам» (для юных, для инвалидов). «Дежурный репортёр» работал как служба спасения, совета, иной помощи. В рубрике «Благослови детей и зверей» печатались обжигающие материалы: «Склад забытых детей», «Города бродячих собак»...

Еженедельник читали все. И стар, и млад, и друг, и враг (последние особенно тщательно). Конечно, за каждым номером «Проспекта Мира» — и пот, и слёзы, и — радость! С самого начала отлично понимала: бросаешь вызов — надо держать удары. Еженедельник действительно был новым. Новым в смысле неординарного сочетания классических основ, абсолютно ВНЕ той политики, которая была и есть, он был неизменно чистый, правдивый, светлый. Никогда не позволяла «печатать в ответ», как бы ни дёргали или оскорбляли. Ответом, вызовом был весь еженедельник.

Почему ПМ прекратил издаваться?

— Последний год, до лета 1993-го, работала из Америки — трансатлантические белоснежные «провода» факса. Это было непросто. Но механизм был отлажен. По возвращении судьба повела дальше. Оставаться надо было в Москве. В 1992 году зарегистрировали в Москве международный журнал «Планета Людей» на четырёх языках. Но это уже другая история.

— Кроме выпуска еженедельника и такой живой работы в нём и вокруг, были ли другие проекты ПК «Алькор»?

— Да. В Москве силами и средствами компании воссоздали Синоидальный хор имени А.Свешникова под управлением проф. В.С.Попова — человека необычайно талантливого, красивого, благородного. За 1991—1992 годы свешниковцы с огромным успехом объехали более 15 стран. Это были некоммерческие фестивальные поездки. Впервые после Отечественной войны мир смог услышать смешанный хор мальчишеских и мужских голосов.

В 1991-м с успехом провели выставку работ художника В.Т.Черноволенко — неординарного, самобытного, талантливейшего. С тех пор началась настоящая «жизнь» картин, и заслуженное признание художника свершилось. М.Ф.Дроздова- Черноволенко, вдова художника — несравненная, изысканная, так и осталась нам навек родной. Она работала, ездила с нами, и как блистательная, неподражаемая переводчица материалов для ПМ, и как доверенное лицо. Друг на важных переговорах.

В 1990 году я была приглашена в Техас (США), в школу «Вечной Мудрости». Младшему ученику — 7 дней от роду (плюс родители), старшему — 16. Президент школы — модная, красивая, обаятельная Глория Крук, лихо управляющая автомобилем в свои (тогда) 76 лет. Я видела и состояние этой уникальной школы и самоотверженную работу педагогов. Примерно через год после поездки мы с Геннадием Артёмовичем смогли существенно их поддержать. Потом в письме Глория напишет: «...мы думали — всё. Больше не вытянем. Но помощь прилетела от Вас в самый час нужды. Пути неисповедимы...» (К тому времени они накопили более чем 25-летний опыт!)

Заложили основание, содействовали открытию Академии Гуманной Педагогики в г.Тбилиси (Геннадий Артёмович хотел строить рядом с древней Академией, где учился Ш.Руставели. Не надо объяснять, это оказалось невозможным). И Академия начала работать в уже существующих помещениях в городе. Ректором Академии становится блистательный учёный с мировым именем — Ш.А.Амонашвили.

В Калининграде, в 1991-м, создали (собрали разрозненных и талантливых музыкантов) джаз-ансамбль под управлением М.Пеганова. С 1993 года ансамбль уже работает самостоятельно.

В сфере образования огромная деятельность, существенная благотворительная помощь детям, школьникам, педагогам, приглашались врачи, психологи, музыканты, художники, руководители кружков для работы с детьми и в школах, и в интернатах, и в детских садах...

Был и экспериментальный летний класс из 7 детей, в возрасте от 3 до 6 лет. Для них приготовила самую солнечную с крошечными партами, с цветами, с музыкой комнату. Пригласила лучших педагогов. Что было! Биологию изучали в саду особняка, сами сажали растения, ухаживали. Философствовали на прогулке (как в школах Древней Греции) по поводу Детской Библии и вообще. В классе общались, разучивая танец, грацию движений, или рисуя, через... английский! Учились САМИ думать, принимать решения. Скорость постижения у детей — космическая. Сколько смеха, любви, удивления мы дарили друг другу...

Это некоторые проекты из осуществлённых. Были и другие. Например, восстановление кирхи Св. Екатерины (в Калининградской области, пос.Владимирово). Той самой Екатерины, причисленной к Лику Святых церковью после обезглавливания ею же. Строение было увенчано бело-мраморной статуей. После бомбёжки во время Отечественной — кирха чудом уцелела — незначительные разрушения — но статуя осталась без головы. Мистика! Обезглавленную той войной, но уцелевшую на 3/4 (тогда!) — в 90-м году мы увидели всё с той же величественной фигурой без головы, Бог знает как устоявшей на бордово- багряном остове. Она и пронзила...

Решили восстановить. Первый этап — очистительные работы. Подвалы, некогда кельи, — хранилища ядохимикатов десятками лет... Пригласили поляков (профессионалы своего дела. И рядом). Жители деревни с энтузиазмом, направленным теперь в сторону сотрудничества, созидания, помогали с искренней радостью. А дети! Своим присутствием, смехом заполнившие всю территорию вокруг кирхи: откапывали-отмывали красивую старую черепицу, складывали ровно, охраняли. Через полгода кропотливых, очень дорогостоящих работ (по выходным мы все выезжали работать и, прежде всего, Геннадий Артёмович), отмытую и вычищенную будущую кирху-храм стёртыми в кровь пальцами, поставили на «консервацию». До весны. Потом... потом шальной звонок под утро...

Доделывали работу, не оконченную той войной... бронетранспортёры. Старики стояли на коленях. Умоляли остановиться. Плакали. Дети плакали... Доделывали до основания, заглаживали до блеска в стальных глазах... Не человеческих и не звериных. Ничьих...

Говорили и писали разное. То ли «янтарная комната» именно там, то ли клады прусских королей, обнаруженные аэрофотосъёмкой (?!). Надо ли объяснять?.. Никто не дал толкового ответа, не отдающего бредом и ложью.

— Если начать сначала, Вы бы сделали то же?

— Несомненно. Здесь нет героизма. Нормальное, естественное, здоровое состояние — помогать другим и друг другу. У человека, движимого духовными целями, лучше развивается любое дело. Это было доказано на деле, а не на словах. Самым важным для нас с Геннадием Артёмовичем было дать импульс, толчок, расправить крылья талантливым, заставить поверить в самих себя. Поддержать и словом, и делом. А дальше... Дальше — они летят сами, окрепшие и уверенные — помогать в свою очередь другим.

И сейчас, на исходе 2000 года... Всем сердцем помню и люблю бесстрашного друга, талантливого, необычного во всём — Карима Садыкова, моего заместителя, прилетевшего на первый зов: кроме тебя — некому! — из Ташкента. И ещё двух женщин: Татьяну Машихину — художницу и Ольгу Музыкину — журналиста-искусствоведа. Творческие, талантливые, красивые - обе сразу поняли, что и как делать. Поняли и приняли. Работали неуклонно от линии красоты и гармонии.

Сердечная любовь и благодарность — Шалве Александровичу Амонашвили. Когда городские власти были — и в хрип, и и крик — против моего назначения главным редактором — он приехал специально. Это его магическое имя и голос, прозвучавший с телеэкранов: «...нужен отличный еженедельник, дающий истинные знания, показывающий путь к свету... только она сможет... И поднимет, и сделает...» — заставил их смириться. Признаюсь, боялась страшно! Это был прыжок, как минимум, в кипящий котёл. И я сама в него неистово просилась. Рядом со мной в те ураганные дни были два Друга. Геннадий Артёмович и Шалва Александрович.

— Скажите ещё несколько слов о Геннадии Артёмовиче.

— Для таких, как он, нет слова «команда». Никто и не мог разделить ответственность за такой размах деятельности. Ведь мы с вами поговорили едва ли о десятой части того, что делалось именно благодаря Геннадию Артёмовичу. Он был как скала, о которую разбиваются любые волны, брызжа пеной. Неистово мощный, бесконечно щедрый, неподкупный, с несгибаемой волей к жизни и добру. Всегда выбирал судьбу Дж.Бруно. Сейчас его нет. Сгорая, успевал согреть многих. О нём лучше сказать на языке Востока: такие не умирают. Будто уходят, затворив за собою дверь, на отдых. А потом возвращаются: «...кто ракитой, кто клёном, кто звёздною ночью...» Лучше услышать его в его стихах (из книги «Небесный олень»).

В заключение, позвольте выразить огромную благодарность и признание: М.Ф.Дроздовой-Черноволенко за то, что запретила мне молчать и «приказала» — а её авторитет для меня непререкаем, рассказать, насколько возможно, о тех годах: и вам, Наталья Александровна, — за возможность напечатать этот материал впервые (за много лет молчания) на страницах «Дельфиса» и на исходе века высказать слова признательности дорогим людям; и всему вашему коллективу за самоотверженную работу, за необычайную дружественность — во все времена редкую.

— Спасибо. Нишему коллективу очень созвучно всё то, что Вы делали в «Проспекте Мира». И Ваш подарок в день нашего 7-летия — «Знамя Мира», которое Вы хранили столько лет — это, думаю, символично, мы его приняли как эстафету. Чем Вы занимаетесь сегодня?

— Мне интересны направления гуманитарной технологии, гуманитарной психологии — это то, чем будет жить XXI век. Эти направления (суть единые) включают в себя все лучшие накопления прошлого и сегодняшнего в науке, в философии...

Информационный террор

«Из всех искусств для нас важнейшим является... телевидение», — так вполне обоснованно полагает сейчас любая партия, желающая удержать власть. Но в наше время слово «власть» непопулярно. Напоминание о власти унижает тех, кто ею не владеет. «Свобода» — более дипломатичное и тактичное слово. Одни свободные люди другим свободным людям ставят свои условия. Только и всего... Не важно, что ты из себя представляешь, — главное, ты свободен. А раз ты свободен, то... «кто был ничем, тот станет всем». Но если ты не знаешь последних новостей, не смотришь телевизор, ты никогда не избавишься «от предрассудков старого мира», с тобой не о чем говорить, ты отстал от жизни, а может, просто глуп?

Средства массовой информации любят разоблачать всякого рода неправду и несправедливость и обрушивают на нас лавину фактов. Каждым вечером, каждый день. Все виды террора и угнетения в прошлом, настоящем и возможном будущем предстают перед нашим честным и негодующим взором. Нет для отчаянных парней с телевидения, как известно, ничего запретного, ничего невозможного. Любого президента разденут до нижнего белья и торжествующе воскликнут: «А король-то голый!»

Любой террор, любое насилие против человека будут заклеймены ими, кроме одного, самого опасного и непоправимо вредного, в котором повинны... они сами. Это — информационный террор.

А чем он опасен? Он убивает душу, убивает способность думать самостоятельно, самостоятельно чувствовать, подтачивает нервную систему, делает человека безвольным и слабым. Вредит здоровью, наконец.

Люди хотят новизны, новых чувств, новых мыслей, но где их искать, не знают. Они надеются извлечь их из потока новых событий и доверчиво включают телевизор. Но новых событий всё нет и нет. Есть информация, но это старая информация, поскольку смысл её один и тот же. Но смакует её каждый день по-разному компания досужих и развязных болтунов, устроившихся по-домашнему в ваших гостиных.

Конец света, который не состоялся

Почти вся вторая половина нашего столетия прошла в ожидании ядерного Апокалипсиса. Карибский кризис, разразившийся в 1962 году, показал, что всего лишь случайность(?) — телефонный разговор по прямому проводу Дж. Кеннеди с Н.Хрущевым — помешала уничтожению Земли её обитателями. Повторение таких счастливых случайностей казалось маловероятным. Впервые в истории человечества люди осознали, что будущее может не наступить, а значит, любая их целенаправленная деятельность теряет всякий смысл. А в сознании молодёжи это отразилось полнейшим крушением всех авторитетов, всей шкалы общечеловеческих ценностей, на которой воспитывались сотни предыдущих поколений. Это, считавшее себя последним, поколение молодёжи ощутило себя не просто «потерянным», а «поверженным», почти «растоптанным».

И молодёжь взбунтовалась.

По всей планете прокатилась волна студенческих бунтов. Молодёжный терроризм, наркомания, преступность выросли в десятки раз.

В то время, как одни нарушали закон, другие, настроенные более «мирно», просто игнорировали действительность, погружаясь в таинственный мир над- и подсознания.

Но мир не сошёл с ума, и нормальная жизнь продолжалась. Человеческая непоследовательность и эгоистическая озабоченность повседневными неотложными делами, сиюминутными желаниями победили даже осознание грядущей катастрофы. К этой мысли сначала привыкли, потом её перестали замечать, а затем просто забыли.

Но от того, что человечество, как страус, зарывший голову в песок, перестало думать о неминуемом конце света, перспектива ядерного самоубийства планеты оставалась вполне реальной.

И вдруг это балансирование на краю пропасти прекратилось. Человечество вновь обрело реальную почву под ногами, своё будущее, смысл жизни, тысячелетние ценности, накопленные культурой. Заложники, сорок лет протомившиеся в ожидании термоядерной гибели, вышли на свободу. Но не заметили этого.

Представьте себе, что вы больны раком и жить вам осталось несколько лет. Вдруг вам говорят, что это — чудо, но вы излечились. Как бы вы себя ваши дети, и ваши внуки. И как глупо и несправедливо реагирует на это весь спасённый мир. Никто не испытывает никакого облегчения, никакого чувства благодарности. Ни люди, ни страны, ни их правительства.

Неужели никто не смог оценить дарованное ему счастье великой свободы? И теперь, когда катастрофа планетарного масштаба отведена, хочется, чтобы люди осознали это и преисполнились любви друг к другу и к Великой Силе. НЕИЗВЕСТНО В КОТОРЫЙ РАЗ ПОДАРИВШЕЙ ИМ ЖИЗНЬ И СОЛНЦЕ.

То, что не может меня убить, должно сделать меня сильнее

Ребёнок, брошенный в воду, может научиться плавать. Но человек, выпавший из кабины вертолёта, вряд ли успеет научиться летать. Ну, а если он — русский?! Не знаем...

Русский человек — это какое-то новое создание, и притом отнюдь не «божье». Может, это «сверхчеловек», а может, какой-нибудь «околочеловек». Не важно. Важно то, что это новое существо, полученное в результате семисотлетних (а не семидесятилетних!) бюрократических экспериментов, удивительно жизнеспособно. Это идеальный солдат, своеобразный «Рэмбо», привыкший к выживанию в любых обстоятельствах, даже невозможных. В знаменитом сериале о подвигах американского «зелёного берета» есть момент, когда героя выталкивают с борта вертолёта. Ну всё, кажется, его песенка спета. Но случай (а может, сценарист?) приходит на помощь. Всё заканчивается удачным падением в воду. Но никакому, даже сверхталантливому, западному сценаристу и в голову не могло прийти, что в подобной ситуации смог проделать простой российский человек, тоже, впрочем, бывший десантник. Такой случай действительно имел место у нас в стране в начале 70-х годов. Демобилизованный солдат возвращался в родное село. Сообщение у них там было вертолётное. Тайга, зима. Открылась дверь случайно в полёте, человек выпал. Лететь-то всего 12 секунд. А потом — в лепёшку... Учиться летать ведь некогда. Но ведь это был «русский»... Простой советский десантник. Это вам не Рэмбо из Айовы. За 12 секунд он успел застегнуть пальто каким-то особенным образом, сделав из него подобие парашюта, принял наиболее удобную для полёта в свободном падении позу и даже успел сманеврировать точно в сугроб. И вертолёт ему больше не понадобился. До деревни было уже недалеко, и он дошёл пешком. Ведь при падении солдат постарался не получить ни единой царапины.

 

Проспект Мира

 

«Гвозди бы делать из этих людей...» Но, поэт, ты опоздал. Гвозди уже сделаны. Семьсот лет ковали из «этих людей» железо. Батый и Мамай, Иван Грозный и Пётр Первый, Ленин и Сталин. Диктаторы и завоеватели несли с собой пытки и массовые казни, каторгу и голод. А в промежутках между ними насмешливо нам скалилась свобода, сопровождаемая анархией и разрухой, снова голодом и кровавыми междоусобицами. Вот и получились «гвозди». И стоит ли им бояться нынешних политиков?

...То, что не может меня убить, должно сделать меня сильнее

Ккогда повзрослеешь, с тобой станет скучно

Большинство людей живёт, не думая о себе. И не потому, что они в отчаянии. Просто почти все живут под гипнозом мелочей, которые они считают важными и серьезными. Они, бедняги, забыли, о чём мечтали в детстве. А в детстве всегда есть время помечтать о главном. Каким ты будешь, когда вырастешь, а потом снова будешь расти и никогда не умрёшь. Ты будешь становиться всё сильнее, всё интереснее, умнее, всё красивее и выше. Пока не научишься летать. А летать ты будешь выше всех, как летают во сне. Но дети взрослеют и забывают о своём главном. Или им кажутся глупыми их прежние мечты. Они подпадают под гипноз игрушек, взрослых «игрушек», они хотят играть во все взрослые «игры» и быть такими, как все.

Проспект Мира

А если «поставить крест» на своём взрослом существовании и вернуться к мечтам своей ранней юности? Мир снова станет волшебным и незнакомым, ты сам изменишься вместе с ним. И даже всё, что ты делаешь сейчас, обретёт оттенок новизны. Какой забавной и непредсказуемой игрой покажется тебе работа, такая занудливая, монотонная прежде. Какими таинственными и волнующе запутанными — отношения с людьми, если начнёшь общаться с ними как бы впервые, без скучной инерции опыта. Непредсказуемыми станут твои слова и поступки. И ещё удивительнее — реакция окружающих. Они решат, что ты влюбился или сошёл с ума. И то, и другое мнение сделает их поступки неожиданными и забавными. А самое главное — удача — она любит молодых, любит дарить им неожиданные выигрыши. И вдруг, к своему невероятному удивлению, ты замечаешь, что твои планы начинают осуществляться, хотя ты про них давно уже забыл.

Волшебная дверь приоткрывается для тебя. Ты снова можешь действовать и добиваться желаемого, любить и быть любимым, вовсе не думая об этом и не придавая ничему особого значения, кроме своей так неожиданно приобретённой юности...

Они кажутся маленькими просто потому, что слишком высоко поднимаются над нами

Почему дети всегда такие разные, а взрослые порой такие одинаковые... В чём же причина деградации, сопровождающей взросление? В отношении к любви. Для детей любовь — загадка, которую каждый из них разгадывает по-своему и любит по-своему. Для большинства взрослых любовь — общеизвестный факт, сущность которого они могут объяснить друг другу — не то что в двух словах — в нескольких жестах. Желать любви — получить желаемое. И всё. Да, жизнь очень многих взрослых бедна любовью. Вот они и пытаются восстановить забытое счастье, учатся у своих детей любви и вроде бы воскрешают свои знания о ней. Но всё равно в этих постаревших душах не укладывается, что любовь детей к ним и к друг другу есть единственно возможная любовь во всей своей полноте.

Умники-взрослые делят любовь на физическую, платоническую, любовь к Друзьям, к родителям, к детям и так далее. А по-настоящему не любят никого. Для детей же — любовь и влюблённость одно и то же. Они с одинаково трогательной нежностью любят друг друга, взрослых, стариков. Их любовь подобна светлой любви божества или солнца, которое греет с одинаковой силой молодых и красивых, старых и уродливых. Предмет любви у ребёнка всегда вызывает у него непрерывный интерес, он знает, как надо играть с ним или просто быть рядом (это тоже счастье). Ребёнок не стыдится быть влюблённым в мать или в отца, в сестрёнку или брата, в подружку или друга. Любовь для него основана на внутреннем понимании невозможности до конца разгадать загадку другого человек. Для ребёнка — все люди защищены такой же непроницаемой аурой любви, как и у него самого Любовь для него всегда переживание уже сбывшегося счастья, а не мучительное желание проникновения в мир другого существа, как у взрослого. Бестолковые взрослые уверены, что любовь бывает разделённая и неразделённая, естественная и противоестественная. Но любовь, основанная на желании проникновения в мир (тело) другого, всегда будет неестественной. И та древняя сила, оплодотворяющая жизнь, которая бросает взрослых в объятия друг друга, заставляя в этот, похожий на сон миг забыть себя, свои личные цели и желания и раствориться в другом, вряд ли есть любовь. Скорее, это восторжествовавшая сила тяготения и тяжести, когда каждый чувствует себя вдвое сильнее и тяжелее, чем прежде. А любовь — это лёгкость, это полёт. Любящий всегда внутренне одинок, потому что он наполнен своей любовью, непохожей на любовь других. Он летает один, в пустоте межзвёздных пространств...

Дети кажутся нам маленькими просто потому, что слишком высоко летают. И чем меньше они, тем выше поднимаются над нами.

На прощание, мне хочется пожелать в новом году: детям никогда не взрослеть, а взрослым как можно скорее впасть в детство. Быть может, взрослые всего лишь куколки,  приспособленные природой для создания, райских бабочек — детей?

 

  Проспект Мира

 

Из книги «Небесный oлень» Г.А.Юшко

О чём молчат кони

Встало сердце во мне на дыбы:

я отцовские вспомнил дубы,

материнские тёплые рощи, —

русский ветер нам гривы полощет,

нам тесна иноземная сбруя,

русским полем взываю,

ору я: разберитесь в законе:

«продаются иконы и кони»!

 

  Проспект Мира

 

Медь и серебро

Скоро июль — догорает акация.

Слышится август — шепчутся клёны.

Скоро пойду коридором зелёным,

горсткой рассветов оставшихся бряцая.

Я раздавал их

без сожаления.

Многим казались они

медяками,

но,

тем не менее,

брали

руками

зорь недопетых моих сбережения.

Пусть им отпустится их недобро.

Знаю и верю:

однажды с рассветом,

кто-то,

собрав воедино монеты,

крикнет:

—Смотрите!

Здесь есть серебро.

 

* * *

 

Гаснет осени бал быстротечный:

дождь-послушник поляны запил,

и ветра задувают свечи

в отсиявшей берёзами зале.

 

* * *

 

И станет светло окрест,

и разомкнётся крест,

и будет понятен жест

полёта листа и аиста,

и Триста Тристанов с мест

привстанут —

Изольда поднимет голову —

и возродится добро,

и олово сквозь серебро,

пройдя,

залатает ребро

сплавом из алого золота,

и меч станет

плугом

и

молотом.

Дураки (фрагмент поэмы)

Над рекой,

за рекой,

у реки

ходят. Всходят глазами болящими!

 Понимаете?

Дураки. Те — давнишние. Настоящие.

 Их клеймили и били.

 Калёным

вынимали им очи. О. Отче!

 Но они восходили:

кто клёном,

 кто ракитой, кто звёздной ночью.

Не нужны им наряды пышные

и рубли

Я вдыхаю их Души Всевышние —

вдох болит.

Смотрит в сердце Джордано Бруно

лунно.

Лунно мне.

Станет Солнце в окне —

Лунно мне.

День пройдёт по стене,

 по глазам,

по спине —

лунно мне...

 

Проспект Мира

«Екатерина и другие»

 

Графика Н.У.Вардосанидзе-Юшко

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: