Путь к победе над кармой Тамерлана
Друзья, у Нас готовы ответы, но пусть протекает река Кармы – запруда часто грозит наводнением.
Листы Сада Мории, кн.I, 1 авг. 1921 г.
Запруда на реке Кармы
Перед отъездом из Америки в 1922 году Юрий Рерих имел поручение посетить в Париже Ирму Владимировну де Манциарли для установления контактов с центром теософского движения в Адьяре.
«Явление Манциарли нужно Удрае, но, чую, надо туман рассеять около Моих поручений.
Удрая отнесётся, трудом объятый, к Моим Словам забывчиво.
Манциарли поможет ему сохранить атмосферу влияния» [8, 28 авг. 1922 г.].
И.В. де Манциарли, русская по происхождению, выйдя замуж за француза, покинула Петербург и переехала жить во Францию. В теософских кругах она была известна ещё и как переводчица «Бхагавадгиты»; была знакома с Р.Тагором, Шри Ауробиндо и многими другими выдающимися индусами.
В Париже стала активным членом французского отделения Теософского общества, пользовалась авторитетом в теософских кругах, была близким другом А.Безант и Д.Кришнамурти, неоднократно приезжала в Адьяр – штаб-квартиру Теософского общества; её поддержка деятельности Н.К.Рериха в Индии могла быть существенной. Рерихи познакомились с ней в Лондоне, встречались в Америке, вели переписку, их совместная работа носила не только деловой, но и дружественный характер.
По воспоминаниям современников, м-м Манциарли была красивой, маленькой и очень энергичной женщиной, имела трёх дочерей и сына, которых сделала ещё детьми членами Международного ордена «Звезда Востока», специально основанного Анни Безант для Джидду Кришнамурти [44]. Перед орденом стояла задача объединить тех, кто верил в скорое явление Мирового Учителя, и подготовить общественное мнение к его приходу. С этой целью в Адьяре начал издаваться журнал ордена – «Вестник Звезды».
Разъезжая по миру со своим учением, выступая с лекциями, Д.Кришнамурти приобрёл множество сторонников, включая видных государственных деятелей и интеллектуалов. В том, что привлекало людей к Д.Кришнамурти, немалое значение имела его внешность, он был необычайно красив, но наибольшая притягательность состояла в его личном обаянии, которое ощущали присутствующие на его публичных выступлениях.
Джидду Кришнамурти, 1920-е гг.
По просьбе А.Безант м-м де Манциарли принимала живое участие в жизни юного Д.Кришнамурти. Когда в январе 1920 года он приезжает в Париж, м-м Манциарли берёт на себя заботу о нём и его брате Нитью, поселив их в своём доме.
Старшая дочь де Манциарли Марсель, ровесница Кришны (так называли Кришнамурти в доме м-м Манциарли), талантливая пианистка и композитор, стала его близким другом. Вместе с ней они окунулись в Париже в светскую жизнь, свойственную молодости. Летом м-м Манциарли и её дочери вместе с Кришной и Нитью отдыхают на Женевском озере, затем переезжают в живописные пригороды Парижа. Но приходит время Д.Кришнамурти вернуться к работе в ордене, так как в Париже в июле 1921 года должен состояться Международный Конгресс теософов, а за ним Первый съезд ордена «Звезда Востока».
Марсель Манциарли
После торжественных мероприятий, сопровождавших конгресс теософов и съезд Ордена «Звезда Востока», Д.Кришнамурти покидает Европу и прибывает в Адьяр для выполнения миссии Мирового Учителя.
Приглашение от Кришнамурти посетить Адьяр было получено Н.К.Рерихом в начале 1922 года с заверениями, что там ждут встречи с ним [38, 30 апр. 1922 г.].
Юрий Рерих был направлен Руководителями (Учителями. – Ред.) в семью И.В. де Манциарли, связавшую свою жизнь с духовными исканиями и верой в братство людей и равенство религий. Находясь в Париже, Юрий легкомысленно отнесётся к поручению, и визит к Манциарли был отложен.
«Опять дух захромал, подковать нужно.
Пусть помнит, один не дойдёт.
Моя мощь на нём через вас» [8, 20 авг. 1922 г.].
Е.И.Рерих приходится напоминать Юрию о значении визита к м-м Манциарли, её особом положении в теософских кругах: «Милый мой мальчик, не забудь своё поручение у Манциарли. Помни, что ты должен высоко держать наше имя. Она сейчас проникнута восторженным поклонением к папе и видит в нём будущего лидера, а потому удержи её в этом понимании. Это очень важно, ибо ты знаешь, что в Адьяре мы ничего не найдём» [31, 28 окт. 1922 г.]. А пока, до особых указаний Владыки, значение центра в Адьяре оставалось по-прежнему важным для осуществления поездки Рерихов в Индию.
В октябре 1922 года семья Манциарли принимает в свой круг Юрия Рериха. Здесь он встречает поддержку планам по строительству Новой Страны. Дом м-м Манциарли, расположенный на улице Лафонтен, Юрий посещает почти ежедневно. Старшая из дочерей, Марсель – домашнее имя Мара, берёт Юрия под своё покровительство. Вместе они проводят свободное время, посещают музеи Парижа, изучают восточные коллекции. В Лувре наибольшее впечатление на Юрия производит буддийская бронза из собрания П.Пеллио. «Какие чудные вещи, мистические Будды, утончённые Бодхисаттвы и свирепые kin-kang, гении-хранители доброго закона. Вообще буддизм меня страшно привлекает. В нём я нахожу глубоко мистическое чувство и красочность», – пишет он родителям в Америку [45, 30 окт. 1922 г.].
Следует отметить, что с января 1921 года в Америке проводились совместные с Европой сеансы собеседования с духовными Руководителями. В них принимали участие: в Лондоне – В.Шибаев, в Париже – Г.Шклявер, в его группу также входила и Мара Манциарли. С приездом Юрия сеансы возобновились, теперь они проходят в доме м-м Манциарли и предназначены Учителем только небольшой группе, в которую входили, помимо Юрия, И.В. де Манциарли, Марсель (Мара), её сестра Иоланта (Ио) и брат Саша.
«Будьте объединены в вашем искании. Недаром встретились.
Воспользуйтесь для полного объединения. Встречи не повторяются» [46].
Записи бесед Юрий вёл в небольшом блокноте, они продолжались с осени 1922 года до весны 1923-го и составили так называемый «Парижский дневник».
Юрий с радостью делится с родителями тем, как проходят сеансы: «Начали также очень успешно писать автоматически. Были даны замечательные указания Ирме Вл. и Маре Степановне… Через автоматическое письмо Учитель постоянно проводит идею…» [47, 30 окт. 1922 г.].
«И в 1931 году славится Россия, Мать Мира.
В России заложен Камень вашей работы, там всё должно быть» [46].
Строительство Города Знаний в Звенигороде было частью Великого Плана космической эволюции. Парижская группа, так же как и члены Кембриджского кружка, готовились Учителями принять практическое участие в создании духовного центра в Звенигороде – Храма Знаний и Красоты, нести людям сокровенные знания Востока, оповещать пути роста духа.
«Во имя духа совершится будущее строительство России. М.М.» [46, окт.–нояб. 1922 г.].
Рисунки из дневника Ю.Н.Рериха. 1922–1923
Особенность этой группы состояла в том, что её участники кармически были связаны друг с другом, встречались в прошлых воплощениях. «Из вековечных глубин вырвал Я вас», – записаны в дневнике Юрия слова Владыки, открывшего ученикам эту тайну. Наиболее значимой для успеха исполнения плана Владык была встреча Юрия и Мары. В те времена, когда Юрий был воплощён Тамерланом, Мара была его женой, её имя – Улута-Ханум, она сопровождала Тимура в его многочисленных походах...
Рисунок Ю.Н.Рериха. 1922–1923
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии