Вехи пути
В семье Рерихов из поколения в поколение передавались традиции семейного воспитания детей. Взаимное доверие и уважение, любовь и забота – вот те нравственные принципы, на которых оно строилось. В доме всегда было много книг, преимущественно исторического содержания. Они знакомили любознательных сыновей – Юрия и Святослава с великими деятелями прошлого. Детей с раннего возраста водили в театр, на выставки. Разнообразные впечатления детства будили воображение, выявляли склонности и, таким образом, формировали их личности с разносторонними интересами. Мать мальчиков – Елена Ивановна создавала в доме атмосферу радушия и приветливости, в семье жили напряжённой творческой жизнью. Она, как и Николай Константинович Рерих, много внимания и времени уделяли воспитанию и образованию своих сыновей. Детская их комната в Петербурге походила на мастерскую в миниатюре. С ранних лет они приучались к труду, развивали инициативу и наблюдательность.
Елена Ивановна писала Валентине Леонидовне Дудко1: «Вы спрашиваете, какие мои сыновья? Могу сказать – с самого раннего детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идёт своим путём. Никогда не навязываю им своего пути. Они идут к той же цели в своём понимании, и мы сходимся на конечном предсказанном пути. Оба в силу даровитости – трудные. Оба – большие труженики.
В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные лучшими профессорами по всем отраслям знания.
Старший проявлял любовь к истории и оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Стратегия – его конёк. Сказывается кровь предков. Когда дети проводили лето в имении, то каждый из них имел свои грядки на огороде, на которых выращивали шпинат, редиску, укроп, подсолнухи».
Когда родители уезжали, начиналась оживлённая переписка их с сыновьями. Каждый из них описывал свои занятия с мельчайшими подробностями. Например, поймали стрекозу, и они рассказывают, что крылья у неё отливают золотом, брюшко – отливает синим, зелёным и жёлто-зелёным. Такое описание стрекозы говорит о том, как остро была развита у мальчиков наблюдательность. Братья рано стали рисовать. В детстве рисунки Юрия высоко оценивались старшими, и ему даже пророчили, что он будет художником.
История, филология, археология, этнография увлекли Юрия с юных лет. Ещё в гимназии он стал заниматься египтологией с известным учёным-египтологом Б.А.Тураевым и монгольским языком с востоковедом А.Д.Рудневым. Культура и этнография Средней Азии, Египта, Вавилона, Ближнего Востока стали предметами его изучений, а уже с 15 лет его заинтересовала Индия. К этому времени Юрий Николаевич знал 15 языков, впоследствии изучил 22 восточных языка и наречия, а также французский, немецкий, английский. В 17 лет Юрий Николаевич учился на индо-иранском отделении Школы восточных языков при Лондонском университете, в 20 лет окончил Гарвардский университет (США) со степенью бакалавра индийской филологии. В 1923 году он уезжает в Париж и в Школе восточных языков при Сорбонне совершенствует свои знания с профессорами Пеллио и Бако, изучает санскрит, тибетский, китайский, монгольский языки, а затем учится на курсах китайского и персидского языков. Профессора высоко оценили дарования молодого учёного. Их поражала широта его познаний не только лингвистических, но и в области истории, археологии и этнографии.
Ю.Н.Рерих. 1920-е гг.
В 1923 году осуществилась заветная мечта Юрия Николаевича непосредственно соприкоснуться с Востоком. Он едет вместе со своей семьёй в Индию. Исколесив Европу, Рерихи обосновались в Индии в местечке Сикким, через которое идёт путь в Тибетское нагорье, Шигадзе и Лхасу. И все члены семьи занялись изучением культуры и быта этого района, делали много зарисовок, изучали фрески и изображения Будды в Тибетских монастырях.
С этого времени начинается неразрывная связь Юрия Николаевича со странами, связанными с его специальностью. Он принимает участие в экспедициях, организованных и возглавляемых Николаем Константиновичем, и становится неразлучным и незаменимым сотрудником и помощником отца во всех его начинаниях. Приобретённые знания во время учёбы он теперь углублял на практике. Живой контакт с истоками интересовавших его культур дал ему незаменимый опыт. На Востоке он имел возможность ближайших контактов с крупнейшими учёными и специалистами, он глубоко проникал и осознавал условия, в которых создавались эти древние культуры. И как учёный-мыслитель он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самосовершенствовании личности. Только постоянно работая над собой, он мог всесторонне обогатить свою специальность.
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии