Пути развития цивилизации-синтез научных и теософских представлений
(Эпоха пространственных огней)
Исследование околосолнечного пространства с помощью автоматических станций приводят учёных к заключению, что в последние десятилетия Солнечная система на многие тысячелетия погрузилась в полосу повышенной материальной, энергетической и информационной насыщенности пространства. Это обстоятельство повлекло за собой рост интенсивности соответствующих процессов в её пределах, в том числе на Земле [1]. Имеются также наблюдения влияния на солнечную активность излучения из определённых центров космического пространства. Эти факты заставляют задуматься о естественной ритмичности подобных космических явлений и внимательно отнестись к предсказаниям об «Огненном Крещении» человечества и смене эпох в начале XXI века. Нельзя исключить, что ситуация способствует мутационным процессам в клетках биоорганизмов, в том числе человека, и изменению их вибрационного состояния. В Агни Йоге говорится о том, что «сущность эволюции заключается в развитии способности различных форм жизни повышать свои вибрации…» [2]. Возможно, что аналогичное по силе воздействие космической среды на планету происходило во времена Кембрийского взрыва 540 млн лет назад, стимулировавшего развитие биосферы.
Рассмотрим происходящее на основе синтеза новейших научных и эзотерических представлений о развитии человечества. Согласно теософскому знанию, эволюция осуществляется через развитие сохраняющих преемственность цивилизаций [3], [4], [5], [6]. Последовательно развивая семь начал, или принципов, тел, общих для всего Космоса (тела - физическое, эфирное, астральное, низший ум – инстинктивный, конкретный, высший – абстрактный, т.е. интеллект, духовный ум – интуиция, т.е. чувствознание, Высшее Я – дух), человечество прошло половину положенного ему пути. Если предыдущая цивилизация решала задачу развития у человека 4-го принципа (низший, или конкретный, ум), то задача современной цивилизации, 5-й Расы, - это развитие абстрактного мышления, интеллекта, позволяющего изучать мироздание и способствующего самопознанию на основе логических заключений [2].
Проследим историю становления ведущей Расы цивилизации, исходя из того, что центром формирования и распространения человека северной и среднеевропейской ветвей европеоидной расы [7], [8], [9], [10] является Восточно-Европейская равнина. Учёные признают, что на протяжении истории планеты климатические условия жизни на различных территориях неоднократно менялись. В период Микулинского межледниковья (130–70 тыс. лет назад), благодаря тёплому климату, аналогичному современному на западном побережье Европы, часть севера Восточной Европы могла стать для человека благодатным материнским пространством. Полагают, что максимального погружения в материю человек достиг в конце 4-й Расы (атлантической. - Ред.). Но с началом каждой новой Расы этапы цикла повторяются, подобно этапам развития ребёнка. В Агни Йоге утверждается: «Первые представители 5-й Расы были как дети – не обладали развитым рассудком, но их духовное начало было сильнее» [2], с.160, и, возможно, юный человек питался в основном плодами и зёрнами, был более закалённым, мог получать знания телепатически, видеть сущности, находящиеся в высоком вибрационном состоянии. Сезонные изменения приучили людей к созданию коллективов в холодный период, что обеспечило объединение усилий и быструю передачу опыта. Наступившее 70 тыс. лет назад похолодание было испытанием, которое, как считают исследователи, неоантроп в отличие от неандертальца выдержал благодаря общинному образу жизни. С периодом 50–22 тыс. лет назад (Молого-Шекснинское межледниковье) соотносится целый ряд стоянок верхнего палеолита на северо-востоке Европы: самая древняя (50 тыс. лет) стоянка неоантропа – Костенки, находящаяся почти у полярного круга, Бызовая, Сунгирь и ряд других. Восточно-Европейская равнина в ту эпоху отличалась обилием биомассы и воды: водились стада мамонтов, шерстистых носорогов, буйволов, лошадей. Как свидетельствует археология, строились постоянные жилища, вмещающие несколько очагов и десятки людей, при строительстве использовались кости мамонта. Население занималось собирательным земледелием, что доказывают многочисленные находки каменных зернотёрок. Это было время совместного проживания предков многих народов нашей Расы – период матриархата, детства человечества.
Шли тысячелетия. По мере ухудшения климата, возрастания плотности населения и развития навыков хозяйствования – переходу к производительному типу (с приручением домашних животных и посевом зерновых) – и, соответственно, с возрастанием роли мужского труда, лесная зона всё менее удовлетворяла активную часть населения. Миграции в различных направлениях становились массовыми. Необходимым этапом взросления цивилизации стал патриархат, что означало в перспективе многотысячелетние скитания племён праиндоевропейцев по просторам Евразии, формирование личностных проявлений племён и народностей, народов, наций и этносов в поисках места на планете, где можно было бы утвердиться корнями и проявить обретённое самопонимание. Такова была судьба тех, кого мы называем ведийцами, авестийцами, будущих германцев и датчан, о предках которых упоминается в Ведах, и многих других. В походы уходила в первую очередь мужская молодёжь – в ходе смешения, как показывает молодая наука генеалогия, обычно менялась внешность, но сохранялась характеристика мужской хромосомы, что и произошло, например, с ведийскими арьями [8]. Обогащались и менялись языки в соответствии с формирующимся характером народности. Цивилизация вступала в пору юности.
Осваивание зоны полустепей и степей Восточной Европы привело 6–4 тыс. лет до н.э. к одомашниванию лошади [11]. Достижение Южного Урала, Карпат, предгорий Кавказа ознаменовалось началом обработки металлов; 5–4 тыс. лет до н.э. в Прикарпатье уже функционировали рудники и имелась мощная культура с развитой металлургией. Отсюда в Южную и Западную Европу уже 4 тыс. лет до н.э. приходят технологии бронзового века; там появляется земледелие с использованием плуга, возникает мореходство [12].
Благодаря выходу на Средиземноморье, с одной стороны, и преодолению горных хребтов – с другой, начинается период активного (военного и мирного) взаимодействия северного ареала цивилизации с культурами, находящимися под влиянием потомков атлантической (4-й) и лемурийской (3-й) рас. Новые условия, благоприятный климат, наличие каменных строительных материалов, возможности мореходства, взаимообогащение культур – всё это стимулировало расцвет цивилизации. Впоследствии на протяжении веков обстановка способствовала проявлению самобытных талантов европейских народов, географическим открытиям, развитию науки и техники, распространению на всю планету завоеваний и европейской культуры.
В период зрелости (середина 2-го тысячелетия н. э.) решается основная задача – развитие интеллекта: «Мозг и воля сделались оплотом Запада … Интеллект имеет большие заслуги в деле развития цивилизации, науки, разного рода прикладного знания». Но «интеллект есть начало разъединяющее в человеке…» [3], Сердце]. В результате процессов самоопределения на пространственно расчленённой, но очень небольшой территории Западной Европы в ходе непрерывных войн и столкновений сформировалось порядка 30 самостоятельных государств. Войны следовали за войнами, некоторые продолжались десятилетиями. В XX столетии отгремели две Мировые войны. Согласно «Махабхарате», Кали-юга (а с ней и господство патриархата) завершилась в августе 1943 года с окончанием Курской битвы [13]. В последующие десятилетия мировые державы в полной мере осознают опасность дальнейшего противостояния; разъединяющие мир «занавесы» рушатся, в обществе возрастает роль женщины. Наступает переходное время глобализации, объединения, пока в основном на материальном уровне.
Совсем по-другому тысячелетия взросления человечества протекали на территории Восточной Европы, размер которой намного превышает размер Западной, но природные условия суровее. Повторим, что Восточно-Европейская равнина – одна из широчайших равнин планеты и единственная плотно населённая равнина с холодным континентальным климатом. Её пространственные и временные характеристики обусловили основные архетипы восприятия человеческим сообществом себя и природы [14]. Зимний период, естественно, настраивает человека на внутреннюю работу, погружение в себя, в свои представления о мироздании, тогда как весеннее пробуждение способствует устремлённости к красоте, к обновлению на всех планах. Образ беспредельного простора отражается в сознании потребностью к человеческому общению на сердечном уровне, душевной взаимосвязи невзирая на расстояния. Действительно, не существует понятия «английская, американская или китайская душа», но устойчиво понятие русской души.
Как упоминалось в работе [15], по данным молодой науки ДНК-генеалогии общий предок русских с маркером ДНК, характерным для 70% современного мужского населения центральных областей России, (гаплогруппа R1a1), жил не менее 4500 лет назад, что говорит о наличии генеалогического стержня русскоязычного этноса [8]. Эта же гаплогруппа представлена в Индии 16% мужского населения в целом и не менее половиной мужчин в высших кастах, свидетельствуя о северном происхождении, генеалогическом и культурном родстве русских и части индусов. (Этнолог С.В.Жарникова показала, что десятки и топонимов, и гидронимов Севера и центра России – названия рек, озёр, селений – соотносятся с упоминаемыми в Ведах и имеют санскритские аналоги, сохранившись на нашей земле с древнейших времён – это Вологодская, Архангельская области, Карелия, Центральная Россия, Урал, Предкавказье и другие [9], [13]).
В 6–4-м (5–3-м) тысячелетиях до н.э. в Прикарпатье и в западной части современной Украины развивается трипольская культура. Население Триполья, как обосновывает в своих фундаментальных трудах о происхождении славянства академик Б.А.Рыбаков, можно считать субстратом будущего славянства [16]. Основное занятие трипольцев – земледелие. Их представления о мироздании во многом перекликается с ведическими представлениями древних ариев. Как показано Б.А.Рыбаковым, археологические и другие изыскания позволяют указать на район протославянской (конец 3-го – начало 2-го тысячелетия до н.э.) и праславянской культуры (середина 2-го тысячелетия до н.э.), включая в него значительную часть Триполья. Их пределы: 1300 км с запада на восток от берегов Одера до притоков Дона и 350–400 км с севера на юг с центром в лесостепной зоне Приднепровья. Таким образом, прародина славян оказывается в значительной мере на территории юго-запада Восточной Европы.
В то же время на лесное пространство Русской равнины из-за Урала устремляются племена – представители урало-лапоноидной малой расы, которые предпочитали привычный, основанный на собирательстве и охоте образ жизни. Как свидетельствует археология в основном, хотя и не всегда, освоение новых земель праугрофинами происходило мирно: северная природа, свободные пространства не способствовали военным решениям конфликтов, да и сказывались общие, связанные с равнинным простором архетипы мировосприятия. Археологически демонстрируется близкий уровень культуры праугрофиннов как с праиндоевропейскими племенами, оставшимися на родине, так и с волнами прибывавших со среднего Днепра и других западных районов представителей праславянской культуры. Постепенно племенная дифференциация усиливается, и античные авторы уже различают на территории Восточной Европы многочисленные народности.
По мере освоения кочевого скотоводства степные и лесостепные просторы Азии и Европы на тысячелетия становятся ареной лавинообразного движения кочевых племён на запад. И первыми в этом ряду (конец 2-го тысячелетия до н.э.) оказываются потомки праиндоевропейцев, ставшие кочевниками в Прикаспийских степях и степях Западной Сибири – те, которых мы знаем под именем киммерийцев и скифов.
Здесь имеет смысл ещё раз [15] обратиться к замечательному литературному памятнику IX века «Велесовой Книге». Её переводчики Ю.Милорадов, С.Лесной (Парамонов), Н.Слатин, В. и Ю.Гнатюки и другие исследователи обосновывают истинность этого шедевра древнерусской культуры [17], [18], [19]. В бережном переводе Н.Слатина «Велесова Книга» производит впечатление сборника песнопений древних боянов разных времён о героической истории племени Славных Русов на протяжении 13–ти веков до времени Германариха (IV в.н.э.) и в последующие века вплоть до Рюрика. Перед нами раскрывается суть верований этого племени, судьбой которого было, подобно индоариям, покинуть родину и столетиями скитаться по Средней Азии, Ирану, Кавказу, Приазовью и Причерноморью, Карпатам и Прибалтике, с тем чтобы, снова оказавшись на прародине, способствовать созданию восточнославянской государственности, дав ей своё имя [12]. Понятие «русый, светлый» означало как внешнее, физическое отличие, так и душевное ощущение связи, единства с Отцами – Пращурами и с источниками вселенского Света – Дедами-Богами. Эта духовная связь отразилась в языке: русы, Световид, славяне.
Согласно «Велесовой Книге», русы не отделяли себя от скифов, как и от киммерийцев в плане кровного и духовного родства. Читаем: «И были кимры отцы наши … От Ра реки до Непры и Карпатских гор Держава по Родам тем правится родичами и Вечами…была Держава та Русской …» Похоже, что в понятие «русы» составитель вкладывает понимание единства не только и не столько по племени, сколько по мировосприятию. Суть восприятия себя русичами по «Велесовой Книге» – убеждённость в предназначении осуществления на земле божественной воли, патриотизм, различение добра и зла в устремлениях и действиях людей, осуждение себячества–эгоизма как причины разделения и, наконец, стремление не искушаться земными благами. Один из лейтмотивов Книги: «Не надо… делиться… оттого на Русь усобица приходит…». Мы знаем, что этот мотив – основная потребность простых людей, народной жизни на Русской равнине на протяжении как доисторической, так и Киевской Руси, времён княжеских междуусобиц, нашествия Батыя – потребность, которая стала осуществляться с образованием Московского государства.
Процессу объединения способствовали единые культурные традиции, складывавшиеся на Восточно-Европейской равнине на протяжении тысячелетий. На её севере и в значительной мере в средней части веками царило в основном мирное сожительство народов – изначально одинакового образа жизни: праславян, праугрофиннов, прабалтов. С юга в эту общность частично вливались представители кочевых и полукочевых народностей ираноевропейского происхождения, а позднее – и тюркских народов. Но всех объединяло общее равнинное, а значит, и информационное пространство. Происходило постепенное культурное объединение, в том числе в последнее тысячелетие – на почве православия.
Таким образом, на Русской равнине исторически не было выраженного противостояния индивидуальностей формирующихся народностей друг другу, подобного вековым противостояниям между собой англо-саксонских романских и славянских народов в Западной Европе. Информационное единство способствовало созданию на пространстве Русской равнины единого государственного организма. Начиная с XIV века, со времён Сергия Радонежского, в России воплощается универсальная идея нераздельности и неслиянности – сочетания общинности, соборности (считай – демократии) и авторитета высокодуховной личности. Кредо русской нации – добровольное единение народов на основе общих интересов при сохранении индивидуальности каждого и ведущей роли русского народа [20]. Разве не отражением этого является карта России на протяжении веков, начиная со времён Ивана Грозного и до нашего времени?
Благодаря преобразованиям Петра и Октябрьской революции, Русская империя и Советский Союз в короткие сроки воспринимают достижения Запада и вносят грандиозный вклад в культуру, науку и технику цивилизации. И снова обратимся к Агни Йоге: «Современный мир погибает из-за чрезмерного развития интеллектуального ума, от преобладания рассудочности в ущерб духовности…». Однако, использовавшая духовные устремления народа попытка построения большевиками общинного государственного строя – социалистического и коммунистического – привела к тоталитарному режиму. Основанный на западной, сугубо материалистической интеллектуальной базе марксизма, этот рывок исключал опору на нравственность. Но неимоверною ценою народной крови, ценою напряжения духовных сил всей страны он позволил союзу народов выполнить историческую миссию – противостоять крайнему проявлению западного индивидуализма в лице фашизма. В послевоенные годы декларируемые в стране высокие идеалы и нормы социальной жизни (бесплатное образование, право на труд и др.) способствовали утверждению в душах поколений советских людей общечеловеческих идеалов, высокому уровню культуры и образования.
Теперь, при возвращении к капиталистическому строю, России суждено подвергнуться искушениям потребительских тенденций западной цивилизации, кредо которой – личностный «успех» и телесное удовлетворение. Страна распята вновь, ибо сугубо материальная культура не может стать для большинства русских идеей, определяющей смысл жизни. Отсутствие чёткой гражданской позиции в политике привело к проявлению у части населения ранее загнанных вглубь желаний обогащения любой ценой, к безнравственности. Потеряно самопонимание, утрачены привычные ценности. Но на волне информационного бума реализуется поистине историческая возможность народу осознать себя глубинно. Для успешного развития общества национальная идея должна опираться на понимание истории народа и сущности его роли в развитии человечества. Суть нашей культуры исторически обусловлена материнским пространством Русской равнины: она включает устремлённость к Всемирному Братству, к Всеединству (вспомним Н.В.Гоголя: «Россия несёт братство людям») и соединение духовного наследия Востока и Запада. Россия – естественный центр равновесия между Востоком и Западом. Если Запад решал задачу развития интеллекта и познания внешнего мира в целях использовании этих знаний для материальных нужд, то Восток сохранял достижения человечества в плане тонкого чувствования энергетических возможностей человеческого организма (примеры – учения йоги Индии, медицина и боевые техники Китая, японские образцы восприятия красоты). Русская философская мысль имеет преимущественно восточный характер, близкий к индийской философии, которая, в отличие от западной, «видит смысл жизни в духовном самосовершенствовании, неотделимом от эволюции общества» [15].
Очередной задачей человечества становится развитие 6-го принципа – духовного ума, интуиции, прозрения, возвращающих людям на новом витке эволюции способности, обусловленные тонким восприятием энергий человека и пространства. Развитие чувствознания основано на «раскрытии сердца» - сердечной чакры, соединения в ней энергий, развитых на этапах нашей и предыдущих цивилизаций. А это стирает границы между плотным и более высокочастотными по вибрациям мирами. Сердце «есть тот орган, при помощи которого может совершаться дальнейшее развитие человека… Не самость живёт в сердце, а общечеловечность… Отягощёнными знаниями, но не окрылёнными будут бессердечные!... Первоначально граница между физическим и Тонким Миром не была так резка…Трудно было время Кали-юги, но Сатья-юга должна опять сблизить миры…» [3], Сердце. О приближении светлой эпохи свидетельствует, например, всё возрастающее число людей, принимающих информацию из Мира Тонкого.
Итак, «совершенная противоположность уму – сердце»… Но душевность, сердечность – общепризнанные, неотъемлемые черты русской нации, заложенные в нас десятки тысячелетий назад характером информационного пространства материнской Русской равнины и общинным образом жизни. Благодаря жизни в таком пространстве мы сохранили детскую непосредственность восприятия единства человечества, человечества и всего мироздания, и это наше главное достояние в грядущую эпоху. Не к этому ли призывает Библия в своём напутствии: Будьте как дети, держите светильники (сердца) зажжёнными? В период перехода от эпохи противостояния Добра и зла к эпохе Водолея, во время потрясения государственности, семьи, качества сердечности, душевности как целительная влага востребованы человечеством. Именно сердца простых людей легче входят в резонанс с пространственными огнями, высокочастотными энергиями, в сфере действия которых находится в настоящее время Земля и Солнечная система, способствуя их восхождению на новую ступень развития плотного и тонких тел: «Не все умрём, но все изменимся… последние будут первыми». «Огонь сердца разве не есть пространственный огонь? Разве не чает сердце тончайших вибраций?». По-новому открывается эпоха творения мыслью, ибо степень резонанса с космическими воздействиями определяется сознанием человека, мыслью, которая, будучи положена на сердце, «многократно усиливается... Работа женского сердца тоньше, и тем трансцендентальность является облегчённой» (там же). Россия – страна женских энергий, и ей суждено быть сохранённым в веках и резонирующим с пространственными огнями Огнём Сердца, тем самым открывая грядущую эпоху единения человечества.
- Ваши рецензии