warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Пять кризисов души

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

Эгоцентризм и чувствознание несовместимы, ибо самость есть страж порога, ведущего к высшему знанию. Победитель, сумевший себя победить, стража этого порога вызывает на бой и побеждает его в схватке не на жизнь, а на смерть, ибо, пока он не побежден, двери Высшего Мира закрыты...

Казалось бы, не трудно понять, что отрешение от себя есть важнейшее условие контакта со Мною и восприятия мыслей надземных, но сколь же трудно применение этого в жизни.

Грани Агни-Йоги, запись 8.2.1960 г.

Многие годы мы были лишены возможности свободно рассуждать о трудностях, которые переживает каждый духовно растущий человек, ибо их словно бы и не существовало. А теперь, когда, наверстывая упущенное, стремительно несемся в познании неведомого, порой недостаточно осознавая, что же на самом деле с нами происходит, то неизбежны ошибки. О них-то и необходимо поговорить. Все нижесказанное — попытка осмыслить опыт последних пяти лет активной работы в рериховских организациях, опыт, который приносил ощущение торжественного величия и глубокого страдания, умиротворяющей любви и безысходного отчаяния. Ни в коем случае автор не хотела бы кого-то поучать. Просто увиденное и подмеченное показалось типичным. И еще: данная статья продиктована не тем, что автор придает преувеличенное значение болезненным проявлениям человеческой психики и ее низших аспектов, а стремлением предостеречь от неправильных и скороспелых выводов, когда мы сталкиваемся с паранормальными явлениями. О высших, созидательных возможностях человека, раскрывающихся в процессе его духовного преображения, написано уже достаточно книг и статей.

 

* * *

Как-то в разговоре один человек сказал о другом:

 — Он не рериховец, а это значит, высокой поддержки его начинания не получат.

Я пыталась возразить, мол, у него иной путь духовного развития, но безуспешно. Не помогли и слова о «единстве в многообразии», «всех путях, ведущих ко Мне» и т.д. Сколько в истории человечества было создано шедевров искусства и архитектуры, научных теорий и философских учений, школ и мастерских, давших миру замечательных мастеров своего дела, двигателей прогресса. И все это творилось и вдохновлялось подвижниками, которые придерживались самых разнообразных духовных течений. А ведь, по сути, подобным же образом рассуждают и иные служители церкви, признающие для русских лишь православный путь развития духовности. Для них, например, неоиндуизм Рамакришны и Вивекананды — «наступление на христианский мир», теософия — «темный культ с наукообразной фразеологией» (журнал «Православная беседа», 1994, №2, с.27 и 31). И в том и в другом случаях мы видим неприятие свободы духовного поиска, нежелание признать единую основу всех религий и допустить различную терминологию.

В статье «Что есть истина?», помещенной в начале нашего журнала, Е.П.Блаватская дала сокрушительный отпор догматикам и сектантам. Она призывает уважать мыслящих людей, «к какому бы образу мысли они не принадлежали», ибо в их трудах всегда могут содержаться правильные предпосылки и утверждения. Абсолютная истина нами непознаваема. «Вне определенного высокого духовного и благородного состояния ума, когда Человек един со Вселенским Разумом, — пишет Е.П.Блаватская, — он ничего не может получить на земле, кроме относительной истины или истин из любых философий и религий.» Заметим — любых!

Однако свобода выбора — не всеядность, И естественно, ничего нет хорошего в том, если кто-то с легкостью перепархивает из восточных ашрамов на медитативные сеансы и потом под своды православных храмов, чтобы на следующий день предпринять поход на стадион, где выступает знаменитый протестантский проповедник. Хотя и здесь, на мой взгляд, особой опасности нет. Русский человек — неравнодушен и любознателен, и это никогда не мешало ему оставаться непоколебимым в чем-то главном. А это — его природная духовность и верность традиции. Давшие миру Живую Этику Рерихи были большими почитателями буддизма, неоиндуизма Рамакришны и Вивекананды, но оставались православными. Мы часто прекрасно рассуждаем о единении, но в тайниках своего сознания прячем уверенность, что только нами выбранная дорога — наиболее правильная и прямая. Прочтя книги Живой Этики, считаем, что уже встали на путь высокого служения — Агни Йоги, и имеем водительство Махатм.

Сегодня рядом с нами существуют, помогают людям в их духовных исканиях (помимо различных конфессий) общины бахаев, последователи Шри Чинмоя, приверженцы «Розы Мира», «Науки Разума». Многие близкие нам по духу люди объединены в движение «Света», «Гуманитарную партию». Идущие по пути совершенствования своего сознания посещают лекции школ «Новый Акрополь», «Лекториум Розенкрейцер» и другие. Не все в их миропонимании идентично рериховскому. И это, по-моему, не значит, что их начинания обречены на неудачу. Главное — есть или нет устремления к Высокому, к гармонии и красоте, самоотверженная работа над собой.

В одном из прибалтийских городов мне пришлось беседовать с двумя студентами-рериховцами, хорошо подкованными цитатами из Живой Этики. Они в категорической форме потребовали, чтобы я назвала, кого считаю Иерархом после ухода из жизни С.Н.Рериха. Им это, видимо, было необходимо знать, чтобы в зависимости от моего ответа причислить меня к сторонникам или противникам определенного лица и, соответственно, отнести к «темным» или «светлым» силам. Не правда ли, странный тест? А ведь очень распространенный. Примеров подобного клише из недавних времен предостаточно. Тем студентам я ответила, что такого лица сегодня не знаю. Да, чтобы не превратиться в «лодку без руля», нужно водительство. Но его необходимо заслужить духовным подвигом, а не славословием и цитатничеством. Высокий Учитель приходит к ученику, но лишь тогда, когда тот готов к этой встрече. «Конечно, каждый получает Учителя по сознанию, — говорится в «Иерархии». Все ли мы прошли через духовный подвиг ? Или остановились на одной из ступеней развития своего духа, не в состоянии одолеть очередной неизбежный кризис?

Ответ на этот вопрос найти не легко. Судить других мы умеем, а оценивать свои поступки и поведение, как правило, нет. Здесь, как мне кажется, могла бы помочь классификация душевных состояний, описанная итальянским психологом Роберто Ассаджоли (1888-1974), автором известных книг «Психосинтез» (М., «REEL-book», 1994) и «Акт воли». Он является основоположником психосинтеза, рожденного из соединения глубинной психологии, оккультизма и платонико-индуистского подхода к пониманию Бога и человека. Однако о психосинтезе упоминают в своих работах и Карл Густав Юнг, и Пьер Жане, и многие другие психологи и психиатры.

Согласно теории Ассаджоли, духовное развитие — это длительный процесс, изобилующий удивительными событиями и опаснейшими препятствиями. Духовное преображение у всех людей протекает по-разному, вызывая нередко нервные, эмоциональные и даже умственные расстройства. Их легко спутать с психическими заболеваниями, в то время как они требуют иной оценки и лечения.

Сейчас появляется все больше и больше людей, сознательно или бессознательно занимающихся внутренней духовной работой. А из-за сопротивления, вызванного критическим умом современного человека, процесс трансформации у него протекает тяжело. Но и в прошлые времена он был связан с теми или иными отклонениями у некоторых, особенно тонких и впечатлительных людей. У древних китайских художников сумасшествие считалось особым видом просветления. Стихи средневековых трубадуров, которыми восхищались Данте и Петрарка, не были понятны обычным людям. А юродивые на Руси!

Чтение книг «Живой Этики», как и других духовных учений, приносит совершенно новые ощущения в психическую жизнь человека. На высоконравственные истины, излагаемые в них, его подсознание отзывается, как на звук камертона, и начинается его очень тонкая и сложная перестройка. Она сопровождается различными явлениями.

Иные люди открывают в себе новые способности. Одни начинают писать стихи, другие — рисовать картины, третьи — путешествовать в иных мирах, четвертые — ощущать себя пророками, целителями и т.д. Что это — действительно данный свыше дар или посланное испытание?

Один ученик поведал Рамакришне, что в процессе медитации мог видеть события и людей, происходившие на далеком расстоянии, и то, что он видел, подтвердилось. Учитель ему на это ответил: «Сын мой, воздержись от медитаций несколько дней. Эти способности — препятствие на пути постижения Бога».

Р.Ассаджоли считает, что на пути достижения полного духовного сознания человек проходит пять критических стадий: кризисы, предшествующие духовному пробуждению; вызванные этим пробуждением; спады, следующие за ним; кризисы духовного преображения и «темную ночь души» (более подробно см. журнал «Урания», 1991, №2).

На первой стадии — предшествующей пробуждению, человеку начинает казаться, что он не так живет и думает. Он испытывает страдания от чего-то неопределенного, непонятного ему. За этим скрывается то, что можно назвать подсознательной «великой тоской подавно потерянному родному Дому», предвоспоминанием о своей божественной душе. Чувство нехватки чего-то главного и уверенность, что этот недостаток можно восполнить, — является движущей силой каждого духовно растущего человека. Зарождающийся процесс духовной трансформации часто застает его врасплох и пугает. Иногда это состояние является результатом сильного разочарования и потрясения. Во всех случаях нередки заблуждения относительно причины своего настроения. Пытаясь избавиться от мучительного беспокойства, внутренней дисгармонии, человек может начать пить, погрузиться в водоворот жизни. Но если это на время и приглушит боль, то потом она вспыхнет с еще большей силой. И тогда возможны любые срывы, вплоть до мыслей о самоубийстве. В клинике психических заболеваний подобные симптомы относят к неврастении и психостении. Человек в этом состоянии худеет, мучается бессонницей, бывает подавленным и раздражительным.

И однажды он испытывает освобождение. Внутренняя борьба, страдание уходят. В нем пробуждается новый человек. Это может сопровождаться ощущением благодати, бурной радостью, эйфорией. Но если человек неуравновешен, эмоционально экзальтирован, его нервная система нежна, у него происходят расстройства, которые называются кризисом духовного пробуждения. При этом симптомы могут быть уже близки паранойе.

«Когда разум слишком слаб и неподготовлен, чтобы вынести духовный свет, — пишет Ассаджоли, — или когда человек склонен к высокомерию и эгоцентризму, внутренние события могут быть неправильно поняты. Возникает так называемое смещение уровней, перенос относительного на абсолютное, сферы личного — в духовный мир... Болезненное заблуждение тех, кто становится жертвой подобных иллюзий, заключается в том, что они приписывают своему преходящему «я» качества и способности высшего духа».

А вот что по этому поводу говорит Е.И.Рерих: «Часто люди смешивают великое чувствознание, являющееся плодом долгих опытов (многочисленных воплощений) и прекрасных накоплений, с некоторым видом психизма, выражающемся в более или менее ясных предчувствиях, в снах и соответствующих сознанию прозрениях и явлениях астрального плана».

Посмотрим вокруг. Разве не преждевременное отождествление своего личностного «я» с Божественным толкает иных из нас искать подтверждение тому в своих прошлых воплощениях? Сколько мы уже встречали людей, убежденных в том, что они были Чингиз Ханом, Ломоносовым, Дмитрием Донским, Суворовым, рыцарем короля Артура, Блаватской, Еленой Рерих, Иисусом Христом, Буддой и т.д.! Иногда это внушается кем-то из близкого окружения, иногда человек сам считает себя таковым. Случается, что кто-то ощущает себя работающим «в луче» той или иной духовной знаменитости и раздает подобные «роли» всем окружающим.

Ассаджоли указывает, что в этом состоянии некоторые сильные натуры объявляют себя пророками и реформаторами. Они возглавляют движения, основывают секты, отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру. Примеров предостаточно, назовем хотя бы Марию Деви. И пусть каждый продолжит этот список. На этой ступени развития духа часты случаи непомерно разросшейся самости у человека. Он перестает прислушиваться к другим, советоваться с ними, все пытается сделать и решить самостоятельно. Сформированные вокруг таких людей группы отличаются сектантской обособленностью и нетерпимостью. Они исповедуют известный принцип: «кто не с нами, тот против нас», изгоняют из своих рядов инакомыслящих. Как правило, в их сети попадают люди, нуждающиеся в опоре, несамостоятельные. Прибитые течением жизни к их берегу, они скоро превращаются в «зомби» — повторяют чужие слова, отучаются самостоятельно принимать решения, полностью это доверяя избранному гуру. Вместо работы над собой и развития чувствозиания — подчинение чужой воле.

У некоторых людей, имеющих к тому предрасположение, пробуждение сопровождается различными паранормальными явлениями — видением ангелов, мадонн, слышанием голосов, побуждением к автоматическому письму и т.д. Как относиться ко всему этому? Ассаджоли предлагает в каждом случае трезво анализировать ситуацию — без заведомого отвержения, но и без предварительного пиетета, который может внушать необычность источника информации. Особенно осторожно, предостерегает он, следует относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требования слепого послушания, а также к тем, в которых превозносится принимающий информацию. Истинные духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам.

Однако, замечает ученый, независимо от того, насколько истинны такие сообщения, они вредны для здоровья, поскольку могут нарушить равновесие чувств и разума. Многие контактеры, как мы все наблюдаем, осознают себя мессиями, жаждут широкого оповещения о своей информированности, поклонения, и, если кто-то относится к ним без ожидаемого почтения, становятся агрессивными. Тема так называемого «астрального тренажера» — очень актуальна сегодня и требует отдельной статьи. Единственное, что мы должны понять — это то, что контактеры — такие же люди, как и мы. Завтра в их роли может оказаться любой из нас. И относиться к ним нужно спокойно — без шарахания, но и без простодушного доверия каждому их сообщению.

За духовным пробуждением следует спад. Уход благодати многие люди переживают мучительно. И тогда может всплыть весь «мусор» нашей души, человек становится нервозным, вспыльчивым, пытается высмеять себя и других, нередко отрекается от своих идеалов. И разве мы мало встречаем людей, то увлекающихся «Деткой» Иванова, то Агни Йогой, а потом становящихся ревностными приверженцами православия или буддизма. Их бросает от одного учителя к другому, за эйфорией следует спад... Часто это состояние усугубляется осложнением отношений с близкими, окружающими, которые не понимают и не разделяют их метаний и страданий.

Подход человека к духовному преображению — длительный и сложный, имеющий много фаз: активного очищения с целью устранения препятствий потоку духовных сил; развития внутренних способностей; фазы, когда нужно безмолвно и кротко переносить неизбежные страдания. И затем наступает самое трудное — то, что христианские мистики называют «темной ночью души». Это — «мистическое распятие» или «мистическая смерть», за которой наступает победное воскресение, рождение нового человека. Это и есть тот духовный подвиг, о котором говорится в «Иерархии». Этот путь в аллегорической форме описан в «Алхимической свадьбе Христиана Розенкрейца» (Менли П.Холл, «Энцеклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии», Т.Н. с.268).

Происходит возврат человека к вечной гармонии, в изначальный порядок, воссоединение с источником всего сущего. В разных религиях и учениях этот процесс описывается по-разному, но суть всегда одна. Такой процесс может произойти в человеке лишь в том случае, если он свергнет с трона сознания свой эгоизм, свое личностное «я». Оно должно уступить место новой душе, космическому сознанию.

Наше личностное «я», которому подчинен земной человек, служит лишь инструментом для самоутверждения, развившимся и отшлифованным в борьбе за существование. Это эго, которое стало причиной человеческого безумия и страданий, является нашим самым большим врагом. Оно должно в результате духовного совершенствования отступить перед истинным Человеком, который в каждом из нас растет. «Ему должно расти, а мне умаляться», — говорится в Евангелии от Иоанна. Ему — новому Человеку, мне — старому, изъеденному ржавчиной эгоизма. Это и есть крестный путь каждого. Это ясно выражено в словах Христа: «Кто хочет жизнь свою» — жизнь в смертной природе — «сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее» (Мат., 16:25).

Развитию божественной искры (Евангелие), раскрытию Лотоса Сердца (Агни Йога), Розы Сердца (розенкрейцеры) — человек обязан соприкосновению со Светом, который исходит от Высшего Источника. Так на каком же этапе преображения находимся мы? Пусть каждый определит это для себя, критически осмыслив происходившее с ним. Очень важно воспитать в себе способность к раскаянию, избавиться от мифологичности восприятия себя и собственных поступков, когда всеми средствами человек стремится оправдать любое свое действие. И тогда он поймет, как далек от освобожденного состояния, полного любви и гармонии, о котором говорили Иисус Христос, Будда, Лао Цзы и другие основоположники религий и философий. Осуществить это возможно лишь через познание самого себя, через трудную борьбу с самим собой. Апостол Павел сказал: «Я каждый день умираю», имея в виду умерщвление своего эго ради возвращения в Дом Отца своего.

Закончу словами из «Напутствия вождю»: «Одни скажут — все легко, другие предупредят — все трудно. Людям с огненным сердцем можно сказать — все легко, но при обычном сознании правильнее предупредить — все трудно. Если кто-то убежит от одного предупреждения о трудностях, то он все равно не подошел бы для настойчивого труда».

 

Н.А. Тоотс

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: