"Дупло с гнездом летучих мышей"
Слышу вопрос — почему так много слов о предательстве? Именно потому, что предательств много. Когда кобра заползёт в дом, о ней много говорят. Перед землетрясением змеи выползают наружу. Сейчас много таких змей.
Мир Огненный, III, 548
Взяться за перо и продолжить тему закономерностей (а они едины для всех планов манифестации материи и её форм), по которым строится любая организация, побудил резонанс, вызванный статьёй «Закон Централизации» («Дельфис» №2 (30), 2002) у читателей нашего журнала. Этот универсальный закон предполагает действие как сил центростремительных — ради единения, так и сил центробежных, приводящих к разобщённости, распаду. И сконцентрировать внимание я решила на очень болезненной и многими не понятой проблеме, а именно — на смысле, причинах и последствиях предательства, что часто связано с нарушением или неповиновением этому закону. «Особенно часто люди закроют глаза на всё, относящееся к предательству и к психическому убийству», — констатирует Учитель М. (И., 126)1.
Эти два позорных действа поставлены рядом не случайно потому, что психическое убийство — это один из видов предательства, наиболее часто совершаемого и совершенно неосознаваемого.
Как правило, под предательством мы понимаем проступок, связанный с чем-то неординарным, например, с изменой Родине. За что совершивший его получает наказание. И тут не бывает разногласий. Но если дело касается измены мужу (или жене), товарищу, группе единомышленников или сотрудников, то тут уж единства мнений не получается, а определение «предатель» кажется, как правило, чрезмерным. Нет таких статей в кодексах законов, сочинённых людьми, которые бы карали за подобное поведение. И это, видимо, правильно. Потому что есть законы космические, их кара куда более суровая, чем может совершить правосудие, ибо она способна простираться на века и многие воплощения. Но есть у неё и преимущество — изменить её может сам человек, в некоторых случаях даже одним своим поступком, мгновенным преображением или жертвой.
Вот почему Те, Кого мы называем Учителями, так акцентируют в своих Учениях, Наставлениях и Посланиях к нам на недопущении предательства, понимая под ним не только измену Родине, но и все другие формы измен. Ведь расплата всегда очень тяжёлая. «Труслив и эгоистичен тот, — учит Учитель Ил., — кто с целью оградить себя от малых неудобств, от ничтожных личных неприятностей или же стремясь поднять себе цену в глазах других, отрывается от дела, от социального или религиозного общества, с которым он был связан, и, полагая, что видит знаки его падения и гибели, старается найти разумное оправдание своему предательству, убеждая себя, что этим он охраняет себя или же других, связанных с этим обществом. И в тот же момент, когда он решает поступить так, огненными буквами он впечатывает в свою ауру слова: "трус, изменник, недостойный, неверный"; и потребуются долгие годы почти сверхчеловеческих усилий на то, чтобы смыть их» (Уч. Хр., I, 225). И ещё: «Трус и дезертир выбывают из позиции, на которую он был поставлен эволюцией, и, подобно падающей звезде, оставляет свою орбиту и выпадает из защитного круга Ложи» (Уч. Хр., I, 226)
И таких людей, продолжает Учитель Ил., миллионы. Они не обладают способностью контролировать свои поступки и обстоятельства. Иногда совесть заставляет их сделать некое усилие и повернуть в сторону правильного пути, но они способны одолеть лишь короткую дистанцию, ибо сила их воли либо уже ослаблена, либо ещё не развита (ведь зерно духа не выдерживает предательства). И они плывут по течению из жизни в жизнь, совершая всё же некое малое продвижение в силу естественного закона эволюции, но так и не могут «твёрдой рукой ухватить змею самости и вырвать её ядовитые зубы — эгоизм, слабость и самопотворство» (Уч. Хр., I, 80-81).
С.Н.Рерих. Огни усилий 1939 г.
Может показаться непонятной оценка Учителем М. некоторых людей, бывших сподвижниками Рерихов в тот или иной период их жизни. Он указывал: « Запишите несколько имен, повинных в предательстве: Ладен-Ла, Картер, Шклявер, Германова, Сазонов, Урюпинский, Вреде, Портнягин, Чернышёв, Филиппов, Явленский, Бистром, Манди, Кеекар, Келлог, Рамбова» («Высокий Путь». Т. 2, 244). О некоторых из них мы сегодня многое знаем. Например, вряд ли у кого-то может вызвать иное чувство, кроме симпатии, образ Наташи Рамбовой (с которой был помолвлен С.Н.Рерих) после прочтения интервью В.А.Росова с автором книги о ней «Мадам Валентино. Множество жизней Наташи Рамбовой» — отцом Майклом Моррисом, а также главы из неё, посвященной египетской странице её жизни. («Вестник Ариаварты» №1, 2001). Да, эта американская балерина была незаурядной женщиной с яркой, но трагической судьбой, оставившей заметный след в египтологии, хотя специалистом в ней и не являлась. Она умерла после тяжёлой болезни в 1966 году, а Учитель М. причислил её к «предателям» ещё в 1931-м. Почему? Казалось бы, такая доблестная жизнь у Рамбовой — бесценные дары музеям, отказ от имущества, напряжённейший и самоотверженный труд и ...такой приговор! Правда, все эти достойные поступки были после 30-х годов. Аналогично можно сказать и о П.К.Портнягине, проведшем с Рерихами всю Центральноазиатскую экспедицию, и о Г.Г.Шклявере, бывшем председателем французской ассоциации друзей рериховского музея и так много сделавшего в Брюгге для продвижения Пакта Рериха, и о других. В чём же их вина? Мы можем только предполагать. Это могло быть и сознательное непослушание Указам Учителя, и непризнание Иерархии, и хула или поношение кого-либо, что равносильно психическому убийству, каждое из которых расценивается как предательство. «Много недостойной хулы произносится и мыслится между делами дня и ночи. Самый опасный яд вырабатывается этими неуловимыми предательствами. Часто следствие их бывает ужаснее, нежели один проступок крупного невежества» (И., 456, 376). Весьма необычное для нас представление о предательстве.
Измена названных выше людей не была явной, в отличие от действий Л.Хорша и Э.Лихтман, в открытую и вероломно изменивших Рерихам — своим Учителям. Но было оно меньше от этого? Учитель М. разъясняет: «Не нужно забывать, что предательство явное иногда даже легче неявного. Часто предатель не сознаётся даже самому себе в совершаемом предательстве. Очень сложна мера такого изысканного предательства! При сознании предательства предатель хотя бы частично разряжает нагнетение, им вызванное. Но было бы ещё мерзостнее, если бы Иуда не сознался» (С., 342). Впрочем, может быть, им всё же удалось праведными делами, самопожертвованием, трудом вернуть себе доброе имя? Вполне возможно, такое преображение не исключается, но чаще «однажды предатель — всегда предатель» (М.О., II, 445). Как правило, таковыми становятся в силу кармических причин. Получается, что человек своим поступком себя и изобличает и не понимает, что уплачивает старые долги. Предатели, говорится в Учении Живой Этики, с одной стороны, как бы обычные люди, а с другой — уже не принадлежат планете. Дух знает и такой путь — путь хаоса и разложения, потери зерна и превращения в космический мусор (М.О., III, 539). По существу это означает смерть души.
Великий гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536) посвятил разъяснению этого вопроса своё блистательное произведение «Энхиридион — Оружие христианского воина», которое при жизни автора выдержало более 50 изданий и было переведено на многие языки. Под «оружием» он понимает молитву и знание, а «христианским воином» считает того, кто вверил себя Богу и сражается за Него со своей собственной (выделено здесь и далее Н.Т.) душой. Эразм пишет: «Возьми признак, ещё более ясный: ты обманул друга, совершил прелюбодеяние, — душа получила смертельную рану, однако тебя это настолько не печалит, ибо ты радуешься, словно прибыли, и хвастаешься тем, в чём опозорился. Будь уверен, что твоя душа умерла. Тело не живёт, если оно не чувствует укола иглы, а будет ли жить душа, которая не замечает такой раны? Ты слышишь, что кто-то произносит нечестивые речи, напыщенные, непристойные, злословит, неистовствует против ближнего, — остерегись думать, что у этого человека живая душа». Смерть души — это самое большое несчастье. Но люди почему-то так боятся смерти телесной и совершенно безразличны к смерти душевной.
Любя нас, лелея как детей, Учителя стараются предупредить нас, уберечь от легкомысленных поступков. «Божественная мудрость лепечет с нами, как заботливая мать», — говорит Эразм Роттердамский.
Поэтому так много сказано в Живой Этике о предательстве. Так какие наши качества толкают нас к нему? В Живой Этике их перечислено много. Это, по существу, любой наш недостаток: эгоцентризм, самость, отсутствие соизмеримости, склонность к подкупу, клевете, оскорблению, разъединению; малодушие, самомнение, подозрительность, страх, легкомыслие, слабость, забывчивость, рассеянность, двойственность, любопытство, грубость. И мы должны эти качества искоренять, «ибо из них родится самое низкое» (И., 250). Но главное предательство, считают Учителя, это знать Учение и не применять его в жизни (З.А.Й., 98).
Прочтя эти строки, одни решат, что всё это к ним не относится, а другие, возможно, схватятся за голову в отчаянии, мол, за свою жизнь уже так нагрешили, что кроме суровой расплаты, нечего и ждать. Первым можно посоветовать всё же заглянуть более пристально в свою душу и однажды сказать правду о себе самом. А вторым — не отчаиваться. Осознание своих недостатков — это уже шаг к их исправлению. И не надо останавливаться на этом пути. А понимание сути и последствий разного рода предательств должно послужить стимулом к работе над собой. Если не ради себя, то ради Учителя, ради всего Мироздания. И это не преувеличение!
Предательство очень болезненно и Учителю, и предателю (И., 157). «Напрасно люди полагают, что Высший Дух становится нечувствительным к малым предательствам, наоборот, чувствительность возрастает с очищением сердца» (С., 533). Поэтому, советует Живая Этика, надо очень осмотрительно выбирать учеников, чтобы не способствовать космическому вреду. Да, да, именно так. Последствия одной измены переживает весь космос. «Не только в границах личности, но неутомимо на широких просторах действует разложение от предательства. Как чуют высшие сферы каждое возношение благое, так предательство гремит, как разрушенная башня. Приняв сравнение деодара, можно сказать, что предательство подобно дуплу с гнездом летучих мышей» (С., 237). «Если бы можно было выявить все рекорды Тонкого Мира, человечество ужаснулось бы, увидев серые тени вокруг разрушения, вокруг половинчатости, вокруг предательства, вокруг кощунства, непримиримости и самости» (М.О., III, 8). «И ни одно мёртвое тело не имеет такого запаха, воспринимаемого человеческим обонянием, как зловоние погребённой души, которое уже на четвёртый день оскорбляет божественное обоняние всех небожителей», — пишет Эразм Роттердамский.
Неверно думать, что последствия предательства локальны. Оно может быть тем детонатором, который вызовет необратимые разрушения, то есть сыграть роль «малой ехидны». «Можно наблюдать, как на протяжении одного поколения изменяется сущность целой народности. Не нужны целые века, где ехидна предательства свила гнездо. Можно удивляться, как распадается на глазах достоинство нации, но в умах людей обычно не вмещается такое поразительное явление. В основе, может быть, лежало одно отринутое слово...» (М.О., I, 261). Именно это может привести к необратимым социальным последствиям планетарного масштаба — войнам, природным катаклизмам и т.д. И мы это ныне наблюдаем повсеместно. Так проявляет себя конец Кали-юги. События последнего десятилетия в нашей стране, войны, развязанные Америкой в Югославии и Ираке, — всё это последствия того, что человечество, то есть мы с вами, положили на космические весы. А они могут выйти из равновесия, если на одной из чаш лишним окажется только один грамм.
Дальше я должна привести большой отрывок из «Мира Огненного» (I,609), так как в нём очень ярко описаны все последствия предательства. Здесь невозможен пересказ, ибо важны все акценты и интонации: «Не может долго жить предатель в плотном мире. Но когда он перейдёт в Мир Тонкий, то при отсутствии живоносной энергии он вовлекается в хаос и подвергается разложению. <...> Нужно понять, что возвращение в хаос, прежде всего, невыразимо болезненно. Кроме того, ощущение первичного зерна остаётся, и сама безнадёжность скорого преображения нуждается в несказуемом мужестве. Но предатель лишён мужества, он, прежде всего, обуян самомнением. Так будем предупреждать людей, что даже с материальной стороны предательство недопустимо. Предатель не только осуждает себя, но он заражает кругом широкие слои, внося огненные бури. Не следует думать, что человеческое противоестественное действие не будет отражаться на окружающем. Прежде всего оно может влиять на малых детей до семи лет, когда дух ещё не овладел всем организмом. Огненные бури особенно опасны в это время, они накладывают на сердечную деятельность особую нервность у тех, у которых и без того наложено бремя тяжкого атавизма. Так предатель не только предаёт личность, но одновременно покушается на целый род и, может быть, на благо целой страны. <...> Нет предательства малого, оно велико во зле и против Мироздания».
Всё должно быть предусмотрено, то есть вождь, полководец, правитель, руководитель организации обязаны проявлять бдительность и зоркость. Ибо «где удача, там Учитель, где поражение, там предательство» (З.А.Й., 76). Недопустимы умолчание и усыплённость. Ведь где созидается что-то светлое, где Учение — там и натиск тёмных сил. А действуют они обычно так: сами непосредственно не приближаются, но выбирают не менее трёх посредников — «сереньких и почти беленьких» и создают некую цепь с очень тонкой градацией. Ох, как опасен такой телеграф! (И. 283-284). Добрый и хороший человек может и не заметить, если не будет критичен к себе, как станет звеном в такой цепи. Ну, скажем, подумает: пусть кто-то о ком-то плохо говорит, а я-то молчу. А в том молчании кто-то почувствует одобрение, согласие с ним и укрепится в поношении. Сообщником можно стать и таким образом.
Однако и руководитель, как и любой член коллектива, не застрахован от предательства. И он может его совершить. Ибо самое худшее — предъявить ложное обвинение: в нём «и ложь, и клевета, и предательство, и невежество» (Об., 205). «Когда считаешь себя вправе осудить какое-нибудь, даже действительно возмутительное явление, поступок — проверь, нет ли в это время в тебе личной злобы, раздражения, ревности, зависти, враждебности к людям, желания унизить, осмеять; почти всегда найдёшь, что есть. Выводы отсюда ясны», — пишет в «Обращении к молодёжи» отец Александр Ельчанинов (1881-1934). Значит, надо, как говорится, семь раз отмерить, то есть проверить, прежде чем отрезать, то есть обвинить. Учитель М. предупреждает: не нужно откидывать самого неповоротливого сотрудника, пока не перейдена линия предательства (З.А.И., 310). Правда, Он оговаривается: не должно также забывать, что к предательству ведёт и чрезмерное (или нецелесообразное) даяние (С., 573). Перегрузить можно и доверием!
Ну а если всё же кто-то эту линию переступил, что делать? Его нужно изолировать от коллектива — предложить уйти, ибо «предательство нельзя не пресечь». Учитель М. приводит такой пример, когда один Их сотрудник допустил предательство: «Держатель дозора сказал ему: "Суди себя сам". Как бы ничего не произошло, предатель усмехнулся и продолжал жить. Но через год, лишённый сна, он ждал смерти, боясь её. Ужас смерти есть самое тяжкое самосудие» (Об., 236). Разве в повседневной жизни не бывает так, что человек мучается бессонницей и теми или иными страхами и не подозревает, что причина его душевного состояния в совершаемых им предательствах. Только обычно никто не имеет мужества себе в этом признаться.
Н.К.Рерих. Слава Герою
При всём при том, в Учении Храма рекомендуется дать отступнику возможность исправиться и вернуться в группу. Пусть испытает себя вне организации. А она имеет моральные обязательства не только перед этим оступившимся человеком, но и перед всем коллективом. Если группа не исполнит свой долг — то, ради чего была создана, — она станет соучастницей преступного лица, способствуя созданию условий, которые в конце концов разрушат её (III, 101). Там же (112) говорится, что, как правило, в организациях есть большое количество «отрекшихся, колеблющихся, честолюбивых эгоистов, а также окончательно испорченных, бессердечных людей и самовлюблённых, бездушных критиков, переоценивающих свой интеллект». Они причиняют много зла и являются теми каналами, через которые поступает поток стихийных сил хаоса в мир. Поэтому даже формальная причастность этих людей к группе опасна. На противодействие им или нейтрализацию этих сил уходит много энергии, а жизнеспособность организации понижается. Поэтому предпочтительна решительная позиция, а не столь иногда привлекательные компромиссы.
«Отступничество одного члена коллектива должно стать для остальных боевым кличем к объединению и сражению за охрану целого», — говорится в Учении Храма (I, 326). А в Живой Этике объясняется: подобная ситуация всегда предполагает доверие противоположной стороны. И чем больше было доверие, тем сильнее предательство. Как за это придётся расплачиваться виновнику, мы понимаем, а вот тот (или те), кто доверял, заслуживает иную участь: «Как наковальня и молот дают сильную искру, так доверие творящее получает от предательства силу огненную» (М.О., III, 540). И именно эта сила часто помогает стране, народу, коллективу выстоять, несмотря на выпавшие на их долю трудности.
Об этом состоянии, называемом «стоять в горниле», сказано в Учении Храма. Там объяснена причина задержки в духовном продвижении групп, центров и т.д. Оказывается, Учителям приходится «ждать замещения отступника из семеричной группы, прежде чем они могли продолжать дальше; ибо такая семеричная группа является необходимостью». Некоторые ученики не понимают причину такой остановки, начинают сомневаться в своих товарищах, а то и в Учителях. Ведь поток эволюционных энергий или Наставлений в этих случаях прерывается. И такое состояние любой структуры: — от государства до группы — называется «стоять в горниле» — то есть стоять бок о бок, выдерживая огромное напряжение. Только так возможно возобновить прерванную связь и удержать группу от получивших в неё доступ сил зла. Если группа не способна это сделать и выдержать напряжение, значит её члены «ещё не обрели силы спокойно пребывать на горизонтальной перекладине равноконечного креста, когда его вертикальное копьё пронзает ваши жизненно важные центры, чтобы поднять вибрации солнечного сплетения и позволить вам получить в награду распятие» (I, 303-304). Ведь крест символизирует взаимодействие материи и духа.
Так группа (или народ) проходит испытание огнём или распятием. И если выдерживает, то к ней подходит на место отступника недостающий седьмой. Связь с Учителем возобновляется. При создании любой формы организации происходит и образование (по универсальному закону притяжения) групповой души. Закон, «обращённый к единицам групповой души на внутреннем плане, требует принятия принципа братства и повиновения этому принципу. Следовательно, в какой мере единицы групповой души — прежде всего в форме на акашическом плане — верны этому принципу братства, в такой же мере они приближаются к совершенству в том определённом направлении, которое развивают в конкретный расовый период, облегчая эту задачу остальному человечеству» (Уч. Хр., II, 288). Как тут не вспомнить публикуемого в нашем журнале Р.Шелдрейка с его гипотезой морфогенетических полей, способных накапливать информацию и по достижению определённой критической «массы» изменять форму, тем самым меняя и весь вид, для которого эта форма создавалась. Если же закон притяжения не соблюдается, то начинает действовать закон отталкивания, и организация или группа разрушается.
Если исходной целью образования общества, говорится там же в Учении Храма, было получение материальных благ с эгоистическими намерениями, и общество этого добивается, то эволюция его членов значительно замедляется.
Давайте более подробно остановимся на нескольких особых числах. В Учении Храма даже есть Наставление (II, 219), которое называется «Число семь». Так вот, чтобы создать Храм Человечества, нужны были семь учеников, призванных Посвящёнными Великой Белой Ложи в 1898 году для того, чтобы создать ядро будущей организации. Если бы случилось так, что в этот критический момент один из семи внезапно заболел, или умер, или оказался несостоятельным, то группа тут же стала бы «ничего не стоящей». В данном случае на «вакантное место» может быть назначен ученик лишь самими Учителями, то есть Строителями этой формы. И дальше Учитель Ил. объясняет: «Всё сказанное Мною относительно формы, имея в виду Храм Человечества, в такой же мере применимо и ко всем новым политическим партиям, образующимся во всяком правительстве стран мира. (А так как закон един при построении любой формы, всё вышесказанное относится и к любой организации. — Н. Т.) При всей истинности основ социализма, он никогда не утвердится в полную силу ни в одной нации, пока центральная клетка, или нуклеус — определённый Законом человек, — не займёт среди своих собратьев принадлежащего ему по праву места наравне с шестью единомышленниками, поставленными на столь же законные места» (I, 327).
Теперь, по прошествии стольких лет после написания этих строк, мы уже знаем, чем закончилась история построения социализма в нашей стране. Он «так и не утвердился в полную силу». Потому что «Божественный закон, управляющий построением формы, будет сводить всякое усилие к нулю до тех пор, пока не пробьёт этот час» — то есть час, когда во главе государства станут те, «кто признают Отцовство-Материнство Бога и Братство Человечества» — и их будет «один плюс шесть». Мятежные вожди меньшинства (скажем, руководители фракций, партий и т.д.) обычно противодействуют этому закону и борются с этим одним, не давая сформироваться вокруг него ещё шести сподвижникам, и тем вносят разъединение и разделение интересов. На долю же народа выпадают величайшие страдания. И это будет продолжаться до тех пор, пока Закон не устранит разрушительные силы или не превратит их в созидательные (Уч. Хр., I, 327).
Число семь может быть и роковым, ибо тёмные силы, зная магическую мощь семеричной структуры, также используют её: «Если бы Я сказал вам, что всего-навсего семь человек — четверо мужчин и три женщины, по одному в каждом из семи больших разделов земли — являются фокусами низвержения, или каналами, через которые особенно активно действуют силы разложения, кровопролития и разрушения настоящей эры, и что не все из них полностью осознают меру своего участия в этом, вы бы наверняка стали оспаривать Моё утверждение. И тем не менее это правда» (Уч. Хр., И, 217).
А теперь поговорим о цифре четыре. Человечество с момента воплощения эго Адама, Евы и их сыновей, Каина и Авеля, подчиняется действию основного закона — «чтобы люди жили для своей расы и ради её развития трудились вместе в любви и согласии». Но этот указ Божественного Законодателя был нарушен убийством (из зависти) четвёртого члена этой четверичной группы её третьим членом. С тех пор в каждой комбинации из четырёх создателей расы (или любой группы) как минимум один пытался препятствовать совершенному исполнению основного закона. Это стремление перечить закону является следствием «ереси разъединения». И дальше в Учении Храма сказано: «В любом сообществе независимо от его численности и основной причины его образования, как составной структуры, всегда проявлялась подобная тенденция уничтожить одну или более из четырёх исходных единиц из тех же соображений, что привели Каина к убийству Авеля. И даже если преступление такого рода и не совершалось, всё же желание избавиться от какого-нибудь члена первоначального общества так или иначе удовлетворялось—иными словами, образованная в начале комбинация разрушалась во имя какой-то эгоистической цели» (Уч. Хр., II, 287).
Наконец, ещё одно число — двенадцать. Почему Учитель Иисус выбрал двенадцать учеников, а не восемь или девять? Это великая тайна, но число это, конечно, не случайно. Для нашего повествования важно то, что один из двенадцати обязательно становится предателем — Иудой. Так было в каждой группе из двенадцати избранных на каждой ступени Великой Белой Ложи. Причём так происходит и в любой группе из двенадцати человек, в ней обязательно будут организатор и дезорганизатор, строитель и разрушитель. Предатель — фигура, которую не назначает Строитель формы. Он выявляется сам, иными словами, каждый из двенадцати потенциально может стать Иудой, ибо испытание проходят все, но не справляется с ним один. «Поистине хорошо бы каждой человеческой единице такой двенадцатиричной группы задать себе вопрос: "Не я ли?", обращаясь к своему высшему "Я"» (Уч. Хр., II, 241).
Великой целью человеческой жизни является достижение совершенства, то есть возможность стать Высокой Сущностью — Учителем. Первый и последний враг, которого на этом пути необходимо уничтожить — это «личный демон, то есть сила, побуждающая к предательству» (Уч. Хр., II, 242). А этих сил, проявляющихся в наших негативных качествах, мы перечислили очень много. И всё же, эгоцентризм стоит под номером один в первом ряду. «Кроме эгоизма, лени и непостоянства, не найдется другого такого качества, которое способствовало бы так падению, как чрезмерный эгоцентризм. Никакая другая форма не распадается так быстро, как форма, построенная за счёт чрезмерно развитого эгоцентризма и самодовольства» (Уч. Хр., II, 90). Поэтому лучшим выводом, который может сделать каждый, прочитавший эту статью, это искоренение эгоцентризма. А он, в той или иной степени, присущ, за редким исключением, всем людям. Нам остаётся только зорко подмечать в себе чёрточки, словечки, привычки, повадки, свойственные эгоцентрику.
Одним из лучших произведений Пауло Коэльо является «Книга Воина Света». В притчах, из которых она состоит, даются очень поучительные наставления тому, кто считает себя Воином Света. В них говорится и о предательстве, столкнувшись с которым Воин должен быть неумолимым. И вот как ему следует вести себя: «Вступать в борьбу следует с открытыми глазами. И нужно, чтобы рядом с тобой были верные.
Случается так, что товарищ, сражавшийся бок о бок с Воином Света, становится его противником.
Прежде всех прочих чувств это вызывает ненависть; но Воин знает, что ослеплённый ею боец обречён пропасть и сгинуть в бою.
Тогда он старается припомнить всё хорошее и доброе, что делал нынешний противник в ту пору, когда ещё был соратником. Старается понять, что же привело того к столь резкой перемене, какие душевные раны, накапливаясь и друг друга усиливая, способствовали этому. Старается осознать, что заставило каждого из них прервать диалог.
Нет людей совершенных, как нет и безнадёжно дурных. Вот о чём размышляет Воин, обнаружив, что у него появился новый противник».
Давайте следовать этому мудрому совету, ибо он полезен и руководителю, и подчинённому, и тому, кто только собирается войти в какую-нибудь группу и стать одной из «единиц» групповой души. Воин Света обязан понимать, что он ответственен за каждый свой шаг. Тому же учит и мыслитель из Роттердама. Главное, чем должен заниматься воин Христова воинства — познанием самого себя. А это значит вести войну и жестоко сражаться со своими, а не чужими пороками.
Тогда человек становится всё больше способным к преданности и героизму, без которых невозможен восходящий путь души. Удивительно то, что слова «преданность» и «предательство», столь близкие по звучанию и строению, включают в себя слова «данность» и «дательство». Первое говорит о том, что нам дано от Бога, второе — что в данный момент мы готовы Ему дать. Одно — центростремительно и возвышенно (женского рода), другое — центробежно и низменно (среднего рода). На неуловимой грани смыслового различия вершится глубинное различие. Так и в жизни, всегда дающей человеку свободу выбора: от восходящего подвига до падения в хаос.
- Ваши рецензии