Радость даяния — служение людям
(Буддийский мир)
Ни одно учение не предусматривало развитие будущего с такой ясностью, как буддизм. Наряду с почитанием Будды в буддизме развито почитание Бодхисаттв — будущих Будд. По преданию, Готама перед достижением состояния Будды в продолжение многих веков был Бодхисаттвой. Слово «Бодхисаттва» состоит из двух понятий: «Бодхи» — озарение или пробуждение, и «саттва» — сущность. Кто же эти Бодхисаттвы? Ученики Будды, добровольно отказавшиеся от личного освобождения и, по примеру Учителя, вступившие на долгий, тягостный и тернистый путь помощи человечеству. Подобные Бодхисаттвы проявляются на Земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являясь носителями принципа общего блага.
Е.И.Рерих. Основы буддизма
В духовной жизни России произошло неординарное событие, к сожалению, почти оставшееся незамеченным. Это приезд Его Святейшества Богдо-Гэгэна Ринпоче IX, являющегося третьим лицом буддийской иерархии после Далай-Ламы и ПанченЛамы. Это уже его третье посещение России. Живой Бог, Живой Будда — так называют Богдо-Гэгэна буддисты Монголии и Тибета. Джецун Джампел Гьялцен Намдрой Чеки Ринпоче признан девятой инкарнацией Богдо-хана, духовного главы Внутренней Монголии (а также Бурятии и всех монгольских народов). Линия его перерождений восходит к Ананде, ученику Будды Шакьямуни, а основателем прямой линии считается известный тибетский историк, скульптор и художник Таранатха, знаток Сутры и Тантры. Его Святейшество провёл недельный ретрит в Подмосковье для своих учеников из московских буддийских центров и общин, а также для многих учеников, съехавшихся со всей России — из Калмыкии, Бурятии, Тувы, Татарстана, Сибири, Дальнего Востока и европейской части России. Почитание Учителя, столь глубоко присущее Востоку, выразилось в огромной любви и преданности учеников к духовному главе Монголии, каковым титулом по духовному праву и древней традиции обладает Богдо-Гэгэн.
После ретрита в центре Москвы состоялась пресс-конференция для московских журналистов, где Его Святейшество достопочтенный Богдо-Гэгэн — именно так к нему принято обращаться — ответил на вопросы и кратко рассказал свою биографию, чтобы у российских читателей составилось представление о жизненном и духовном пути Ринпоче. Ниже мы предлагаем вниманию наших читателей данное специально для журнала «Дельфис» Его Святейшеством Богдо-Гэгэном интервью, переводчиком которого был достопочтенный Геше Джампа Тинлей, представитель Далай-Ламы XIV в России и СНГ.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как произошло признание Его Святейшества девятой реинкарнацией Богдо-хана?
Ответ: В Тибете существует несколько систем поиска кандидатов и последующего признания высокой реинкарнации. Первый — это тестирование, когда кандидат, как правило, это ребёнок, из различных предметов выбирает те, которые принадлежали ему в его прошлом воплощении. Второй — когда духовный наставник проводит гадание и консультируется с оракулом. Третий — когда с самого рождения ребёнка исследуется его поведение, чтобы выяснить, кем он был в прошлой жизни. Часто эти методы объединяются.
Богдо-Гэгэн официально был объявлен девятой реинкарнацией в 1992 году, когда ему исполнилось 60 лет, но признание его состоялось гораздо раньше, когда он был ещё мальчиком, и лишь по политическим причинам было решено отложить официальное объявление об этом (тогда в Монголии существовал коммунистический режим). Все предыдущие реинкарнации Богдо-Гэгэна рождались в Тибете, и из девяти лишь двое родились в Монголии.
С древности существовала благородная традиция, когда реинкарнация Богдо-Гэгэна посылалась в Монголию в роли тибетского врача и духовного наставника. Это был духовный дар Монголии от Тибета. Таким же образом в своё время восьмая реинкарнация Богдо-Гэгэна, — Богдо Джецун Дамба хутухта-хан отправился в Монголию с помощником. После его смерти помощник вернулся в Тибет, в те места, где в то время жил и мальчик по имени Джампел Гьялцен Намдрой. Как-то в один из солнечных дней, когда помощник предыдущего Богдо-хана сушил на солнце вещи, принадлежащие его духовному наставнику, к нему подошёл этот мальчик и сказал, что эти вещи его. К тому времени люди, жившие в округе, на основании некоторых признаков знали, что этот мальчик Тулку, то есть высокое перевоплощение, хотя не знали, кто он. После общения с ребёнком помощник заинтересовался им, вера его укрепилась, так как мальчик, знавший только тибетский язык, с лёгкостью понимал и монгольский. Тогда помощник попросил лам проконсультироваться с оракулами, и все они, включая главного оракула Тибета, подтвердили реинкарнацию Богдо-Гэгэна. Также это признал регент Далай-Ламы Ретинг Ринпоче (то были времена, когда Далай-Лама XIII уже ушел из жизни, а XIV ещё не был найден).
Его Святейшество Богдо-Гэгэн
Вопрос: Ощущал ли Богдо-Гэгэн в те годы себя избранным?
Ответ: В детстве в сознании всплывали сцены прошлых жизней, очень волновали истории из жизни Богдо-Гэгэна Ринпоче VIII. Если я вёл себя плохо, взрослые говорили, что идут красные русские, и я сильно пугался. В годы гражданской войны Красная Армия причинила большой урон Монголии, были разрушены многие буддийские святыни, и в Монголии существовала версия, что восьмой Богдо-Гэгэн был убит красноармейцами, а по совпадению, у мальчика в душе бессознательно жил огромный страх перед красноармейцами.
Вопрос: А сейчас остался ли этот страх перед русскими?
Ответ: Нет, сейчас другое чувство, сегодня я счастлив быть в Москве. Мне приходилось бывать в Америке, Канаде, Европе, я видел многих учеников, они все очень хорошие люди и преданно практикуют учение Дхармы, но к русским у меня особенно тёплое чувство, так как русские ученики отличаются огромной верой и преданностью.
Вопрос: И всё оке, понимал ли он своё отличие от всех?
Ответ: Возможно, когда он был маленьким, но сейчас этого уже не помнит.
Вопрос: Ваше Святейшество, чем отличается Ваша жизнь от обычной человеческой жизни?
Ответ: Я не думаю, что она значительно отличается, скорее, благодаря постоянным духовным практикам, она отличается состоянием ума. Благодаря практикам легче чувствовать любовь и сострадание к людям и легче смотреть на трудности, которые возникают в моей жизни. Благодаря духовным практикам и медитациям у меня нет страстных желаний и привязанностей, как у большинства людей. Я доволен тем, что имею, и не желаю большего. Такое состояние ума — результат многих практик в прошлых жизнях.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, если это возможно, каковы условия Вашего быта, что окружает Ринпоче, есть ли у него дом, семья, дети?
Ответ: Наверное, для этого проще рассказать краткую биографию Ринпоче. Когда ему было 7 лет, он получил монашеское посвящение в сане реинкарнированного ламы. С 7 до 21 года обучался в монастыре Гум. С 21 до 29 лет обучался в монастыре Таранатхи, который был основан одной из его прежних реинкарнаций. Когда ему исполнилось 25 лет, он снял с себя монашеские обеты и уже как мирянин изучал философию буддизма. В 29 лет в связи с событиями в Тибете ему пришлось бежать вместе со многими тибетцами в Индию, и с 29 до 61 года он жил в тибетской общине в Индии, жил просто, как все, внешне ничем не выделяясь, но внутренне постоянно занимался духовной практикой. Да, у него есть семья, его сын присутствует здесь, сопровождая отца, но его жена умерла.
В 1992 г. в 61 год Ринпоче получил официальное признание как девятая реинкарнация Богдо-Гэгэна от Его Святейшества Далай-Ламы XIV, который попросил переехать его в Дхармасалу, в собственную резиденцию Богдо-Гэгэна, где он и живёт по сей день. С 29 до 60 лет Ринпоче не давал никаких учений и практиковал втайне, был простым счастливым человеком. С 1992 г. он стал брать на себя обязанности духовного наставника, ламы, и, согласно просьбе Его Святейшества Далай-Ламы, стал ездить по миру и передавать учение Дхармы.
Вопрос: Может ли быть реинкарнацией Богдо-Гэгэна женщина?
Ответ: В настоящее время нет традиции признания реинкарнаций высших лам женского пола, и я не знаю, возможна ли такая система в будущем.
Вопрос: А может ли вообще такое быть с женщинами?
Ответ: Считается, что если женщина — великий практик, то она перерождается в женщину, если мужчина — то в мужчину. Но в случае мирян пол может меняться.
Вопрос: Скажите, нынешнее посещение России — это также просьба Далай-Ламы?
Ответ: На этот раз я приехал по приглашению президентов Калмыкии, Бурятии, Тувы и общины Санкт-Петербурга. Но когда Его Святейшество Далай-Лама узнал об этом, он был рад и благословил эту поездку.
Вопрос: Как считает Ринпоче, развивается ли сегодня буддизм? Приобретает ли он новые формы? Идёт ли он в ногу со временем?
Ответ: Лучше было бы сказать, что буддийское учение уже было развито. Будда дал его в целостной форме, но не всё тогда было понятно, и позднее многие мастера давали комментарии. Если говорить о развитии, то, скорее, в их комментариях раскрывается смысл положений учения Будды в соответствии с уровнем сознания людей разных эпох. Сегодня также буддийские мастера не пишут чего-то нового, они раскрывают смысл учения на современном языке. За многие века сознание людей мало изменилось. И если говорить, в чём суть учения Будды, то в том, чтобы развивать в себе любовь и доброту, сострадание, а для этого необходимо подчинять свой ум, укрощать его. Ум живых существ на Земле не развит, как и его положительные качества, он полон негативных аспектов. Мы можем сказать, что достигли материального развития, но вместе с ним люди не получили решения своих проблем, наоборот, они усугубляются, возникает больше зависти, чувства соперничества, эгоизма. Чем меньше в вас омрачающих эмоций, тем вы счастливее, поэтому единственный путь развития человечества — это укрощение ума, изменение отрицательных эмоций на положительные. В буддизме раскрываются именно методы укрощения ума.
Вопрос: Развиваются ли сегодня техники укрощения ума или они остаются традиционными, идущими с древности?
Ответ: Нет, появились лишь новые примеры, а учение, техники остались прежними, и они столь же действенны, как и раньше. Почему? Потому что проблемы людей те же, их сознание не изменилось. Так, никакими войнами и резолюциями ООН мира достигнуть нельзя. Пока не будет мира и покоя в сознании, гармонии и доброты, покоя во всем мире не будет.
Вопрос: А вообще, это возможно?
Ответ: Это трудно, конечно, но это единственный путь. Другого пути к миру и гармонии не существует. Человек может пройти этот путь, но нужно запастись огромным терпением и целеустремлённостью. Это зависит от каждого из нас. Чем больше вокруг будет людей с успокоенным сознанием, пребывающим в мире и доброте, тем больше они будут влиять на обстановку во всём мире. Если взять любого руководителя с неуспокоенным сознанием, то его окружение и даже народ будут страдать от этого. Если же его сознание будет в мире и гармонии, то от этого будет зависеть и состояние ума, и счастье многих людей. Как когда-то велись войны? Когда солдаты шли на войну и погибали, сознание воспринимало это, конечно, нелегко, но естественно, ибо это война, а они — солдаты и исполняют свой долг. Но сейчас мы видим, как в войнах гибнут дети, старики, женщины. Всё это следствие неукрощённого ума.
Вопрос: Сейчас очень многие ждут Апокалипсиса, конца света. Что об этом говорит буддизм?
Ответ: Я не знаю, почему беспокоятся последователи других религий. В буддизме причина порождает следствие. Если люди создадут коллективную причину для разрушения мира, то так и будет. Если же, наоборот, создать причины для мира и гармонии, то ничего не случится. Сейчас многое зависит от людей. Надо не беспокоиться, а делать шаги для мира и гармонии. Это будет практичнее и целесообразнее.
Вопрос: И всё же, сегодня многие говорят о приходе Мессии, который должен возродить мир и добро на Земле. Будет ли такой толчок, чтобы люди могли пробудиться для создания такой причины, так как последнее время наблюдается тенденция для развития негативных причин?
Ответ: Я не знаю, что по этому поводу говорит христианство, но согласно буддизму, невозможно, чтобы Бог, или духовный наставник, или мастер практики дал такой невероятный толчок, чтобы люди стали духовными. Люди сами должны создавать причины. Бог или учитель могут показать путь, показать правильную практику пути, но люди должны сами идти по этому пути и делать духовные практики.
Вопрос: Что Вы можете сказать о взаимоотношениях разных религий и конфессий и их совместной работе по установлению мира?
Ответ: Его Святейшество Далай-Лама часто подчёркивает, что в мире много духовных традиций и они должны существовать в гармонии и поддерживать друг друга. Их философская база может быть различной, но цель общая — развить в людях доброе сердце, помочь другим людям обрести счастье. Поэтому различные конфессии не должны сеять вражду, не должны обращать людей в свою веру, люди сами должны делать свой выбор. Если они видят, что другая религия помогает людям, конфессии не должны критиковать друг друга, и, если они будут уважать и ценить друг друга, тогда на земле действительно наступит мир.
Вопрос: Напоследок хотелось бы, чтобы Его Святейшество дал напутствие присутствующим журналистам. Что бы он пожелал им?
Ответ: Прежде всего, быть добрыми и честными, писать правду, не вводить в заблуждение людей, давать точную и достоверную информацию, развивать в себе сострадание и писать, исходя из пользы для людей. Эти качества трудно в себе развить, для этого нужно построить в себе целую систему, направленную на укрощение ума. Но когда пройдёт некоторое время, каждый сможет почувствовать от этого пользу и для себя, и для других.
- Ваши рецензии