Сефиротическое древо буддийской космогонии
(Трактовка воззрений философа и религиозного подвижника Бидии Дандароновича Дандарона, Дхармараджи (1914-1974))
Буддийское «сефиротическое древо» (взаимосвязь основных принципов Творения — десяти эманации Божества, где каждая сефира производит эманацией другую сефиру) структурно не отличается от принятого в западной традиции — в Каббале, которая в очень древние времена была фундаментальной наукой о тайнах Вселенной и Творения.
Из предисловия В.М.Монтлевича к изданию книги «Черная тетрадь»
Бидия Дандаронович Дандарон родом из бурятской духовной аристократии, с семи лет носил высокий титул Дхармараджи — Царя Учения, и жизнь его не могла сложиться в советское время просто и безоблачно. Испытав все тяготы советских лагерей, только в 1957 году Дандарон начал официальную научную деятельность внештатным научным сотрудником в отделе тибетологии Института культуры в Улан-Удэ. В сентябре 1972 года разразился кризис: арестовывают учеников, а 30 сентября оказался в тюрьме и сам Учитель; для пятидесятисемилетнего Дандарона начался последний и трагический этап жизни. За создание религиозной буддийской группы Дандарон оказался приговоренным к пяти годам заключения в колонии общего режима. Здесь он и начал 8 марта 1973 года писать в общей, с черной обложкой тетради в девяносто шесть листов свою последнюю работу — «О Четырех Благородных Истинах Будды».
Всю зиму 1973/74 года работа над рукописью продолжалась, а в июне 1974-го драгоценная тетрадь была отобрана работниками КГБ.
26 октября 1974 года Бидия Дандаронович погиб в зоне общего режима поселка Выдрино, который он в письмах попросту называл каторгой. По некоторым свидетельствам смерть его тела была насильственной. Именно тела, ибо есть свидетельства, что к этому времени он уже несколько дней находился в самадхи.
Дальнейшая судьба «Черной тетради» была и обычной и чудесной одновременно. Стоило только упомянуть о ее существовании в печати, как усилиями патриотов бурятской культуры копия бесценной рукописи была добыта из недр КГБ и передана известному журналисту В.В.Бараеву. Он, проделав изнурительную работу по сверке машинописной копии с ксерокопией, отредактировав ее, издал более трети работы в альманахе «Буддийский мир» (1994, №1). В 1995 году вся рукопись была передана в редакцию журнала «Гаруда» для публикации.
Космос и человек как психологические объекты, имеющие единую онтологию1
Древнеиндийская религия и вслед за ней буддизм исходят из сущности космоса и человека как психологических объектов, имеющих единую онтологию. Парадигму индийцев можно сформулировать так: «кто Я?» и «если Я таков, то что такое Мир и какова моя цель в нем?» В соответствии с этим кредо индийской цивилизации развился подход к исследованию мира через внутреннее его переживание. Были разработаны тончайшие методики исследования микрокосмоса и макрокосмоса посредством медитативных практик в различных йогических и буддийских системах. Их проникновения в сущность процессов, происходящих на Земле и в Космосе, оказались настолько глубокими, что для западного человека понимание того, о чем идет речь, приходит только по мере переоткрытия этих процессов современными научными методами. Слишком различен понятийный аппарат между современной наукой и языком древних изложений тех же истин, которые пользовались образными аналогами понятий культуры того времени. Тем не менее метафизическая схема онтологии мира буддистов при ее структурном анализе оказалась очень близкой к древнему учению Запада — Каббале.
Ниже приведена систематизация воззрений одного из видных буддийских философов Б.Д.Дандарона [1] в виде сефиротического древа (см. рис.). Каждая сефирота и каждый канал связи между ними имеют свои глубоко разработанные понятийные структуры в космогонии буддизма, что выявляет субъектное описание мира, в то время как западная традиция, считается, создает объектное его описание.
Сефироты
Первая высшая сефирота «Абсолют» — это Абсолютная истина, или в персонификации буддистов — Адибудда — трансцендентная вещь в себе, она же есть Ясный Свет, Шуньята2, потому является единственной подлинной реальностью. Она — источник и вместилище всех дхарм3 нирваны и сансары, ибо все дхармы исходят из нее и пребудут в ней. Она вне времени и пространства, в ней нет колебаний, она пребывает в полном покое. Это — Бог Отец христианских и иудейских учений, Нетер древних Египтян, Абсолют метафизиков, трансцендентный Дух и т.п. Это — венец устремления совершенствования индивидуальной духовной частицы в человеке (Алая-виджняны), что воспринимается как состояние Нирваны4.
Вторая сефирота «Джняна», или «Видья», появляется совместно с Авидьей (третьей сефиротой), потому их называют вместерожденные. Джняна — это мудрость, метафизическое знание, сверхсодержательное, понимаемое не просто как обладание информацией вообще и знание о чем-то. Символами ее являются: добро, свет, мужской принцип, положительность, притяжение к эволюционно высшему, духовное.
Третья сефирота «Авидья», или неведение, есть полная противоположность Джняне. На этом уровне сефиротического древа появляется полярность. Символы её — зло, тьма, женский принцип, отрицательность, притяжение к эволюционно низшему, идея материальности5.
Четвертая сефирота «Алая-виджняна», или «Мановиджняна», — трансцендентная монада духа, входящая в имманентный материальный организм человека, одухотворяющая тело. Этот дух постоянно проявляется через материальную оболочку в виде чувств (первая сигнальная система) и в виде сознания (вторая сигнальная система). Алая-виджняна содержит в себе все качества Будды, но не может их реализовать из-за наличия Авидьи. Но некоторые из этих качеств пробиваются сквозь панцирь Авидьи: это — любовь и жалость как самые основные качества Будды — Бога. Сущность материи и ее проявления познаются эмпирическими методами через свидетельство опыта; в противоположность этому проявление духа Алая-виджняны познается через глубокий религиозный опыт, интуицию и веру.
Пятая сефирота «Сансара» (самсара, сангсара) — вращение, блуждание, странствование из жизни в жизнь; одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии; перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, животного, Бога); осуществляется по закону Кармы. Цепь новых нисхождений души в форму физического тела называют также Колесом сансары (см.ниже). Областей сансары насчитывают множество; среди них есть и более и менее счастливые, чем обитель людей. Сансара может пониматься как реальность или как царство «кажимости» — в утонченной метафизике. Сансара циклична во времени: мир конечного периодически разрушается и созидается вновь. Освобождение от сансары (или, при возвышенном метафизическом понимании, осознание того, что на деле сансары нет, это лишь наваждение) — предельная экзистенциальная цель индуиста.
Шестая сефирота «Дхьяна» (от «дхьяй» — умозреть) — медитация, созерцание как процесс—состояние (в японском языке этому понятию соответствует дзэн, в китайском — чань). Существует пять состояний дхьяны, которая характеризуется отвлечением сознания от осознавания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом все поле сознания заполняется избранным объектом умозрения. Объект может быть самый разный; важно лишь, чтобы он не возбуждал страстей (чувственного влечения, отвращения, страха и пр.). При избрании как бы «зрительного» объекта он видится внутренним оком гораздо ярче, чем чувственно зримые образы, и оставляет переживание большей реальности. Самосознание умозрящего остается при умозрении пассивным, а объект сам раскрывает перед ним свою сущность, свое содержание. Это сопровождается духовным восторгом. В последующих стадиях (путях) сосредоточение возрастает, объект становится непрерывно усматриваемым во всем своем содержании разом, затем остается сверхсодержательная радость, после чего и она уступает место чистому, нейтрально оцениваемому сосредоточению. Наивысшим из этих состояний является то, в котором йогин испытывает экстатическое блаженство, достигаемое реализацией неизменного состояния изначального разума. Это состояние обозначается как «Истинное Состояние», представляя Пустоту (отсутствие) всех сансарических процессов мышления ума в его модифицируемом или конечном аспекте. Дхьяна является специальным духовным умением, не ведет непременно к мокше6. При практике дхьяны на определенном объекте могут порождаться творческие результаты познания этого объекта. В более низкой, или первой, стадии — Самадхи, в которой полное прекращение этих мыслеобразующих процессов не достигается, йогин испытывает несравненно более низкий (по качеству) вид экстаза, который новички не должны ошибочно принимать за высшее состояние. Таким образом, дхьяна есть чисто антропологическая проекция понятия «Творчество» как процесса.
Седьмая сефирота «Разум». Отражение Алая-виджняны в следующем нижележащем уровне, проявляющееся как сознание. Разум (сознание) являются зеркалом, в котором не только идет пассивное отражение всего материального и духовного, но и под влиянием сефиры Творчества строятся различные модели всего мира и его отдельностей.
Восьмая сефирота «Тело» — отражение сефиры Сансары в следующем нижележащем уровне, являющемся отражением единой идеи формообразования во множество форм при использовании махабхути осадка7.
Девятая сефирота «Карма». Метафизически — закон воздаяния, закон причины и следствия, или Нравственная причинность, Немезида (но лишь в одном смысле — в смысле «плохой» кармы). Агами-карма — правильное название кармы. Оно подразумевает, что физические и ментальные действия, совершенные во время пребывания в теле, влияют на наши дальнейшие воплощения. В христианской Библии есть утверждение: «Что посеешь, то и пожнешь». В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения; сила, которая посредством своей преемственности и своего развития как объективной и субъективной силы определяет возможность и природу повторных существований души на проявленном плане. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования (работа, деятельность; работа или обязанность человека; действия, влекущие за собой свои последствия).
Десятая сефирота «Человек» есть взаимодействие и взаимопроникновение сефирот разума и тела под управлением закона Кармы. Это самая последняя сефирота, метафизический смысл которой заключен в конечной инволютивной зеркальности Высшей сефироты. Через нее, как множественность, Единое познает себя. Дух, скрытый в недрах материального, через распознавание себя во множестве взаимоотражения иллюзий в эволютивном процессе должен найти себя как Единое.
22 пути мудрости (каналы связи между сефиротами)
В этом разделе мы дадим в соответствии с номерами каналов на схеме те понятия, которые были нами идентифицированы в буддийской космологии.
Группа из пяти каналов Скандхи: 13 — скандха формы (Рупа), 15 — скандха (чувственного) соприкосновения (Ведана), 21 — скандха различения (страсти), 19 — скандха действий и 11 — Виджняна-скандха (сознания). Совместное действие всех этих скандх обеспечивает конституцию индивидуума как полноценного человека. Через скандхи проявляются эмоции, вызывающие грехи и нравственные падения (неведение, страсть, гнев, гордость и зависть), — Клеши8, которые с помощью добра, веры, посредством глубокого религиозного восьмеричного пути и тантрийских методов могут быть изжиты и в конце пути совершенствования превращаются в свои противоположности (дхьянибудды), т.е. в пять свойств, особенностей Изначального Будды.
13 — Скандха формы — Рупа — реализует неведение (Авидью) о реальности существования индивидуального Я и Я внешних объектов.
15 — Скандха соприкосновения — Ведана — реализует эмоцию жадности; благодаря соприкосновению человек познает полезность и ценность вещей или их ненужность и неценность. Так называемый здравый смысл подкрепляет эту эмоцию. В дальнейшем она обычно перерастает в социальную проблему присвоения чужого и накопления богатства.
21 — Скандха различения — страсти — реализует эмоцию страсти. Посредством ее человек различает вещи в окружающей природе. Различение действует через зрение, слух и т.д. Разнообразие природы реализуется через цвет, форму, звук, которые своими комбинациями предстают как определенные эстетические ценности. Стремление обладать эстетической ценностью, будь то произведение искусства или очаровательная женщина, все равно, независимо от объекта красоты, является страстью.
19 — Скандха действия — реализует инстинкт сохранения жизни, обеспечения комфортности: роскоши, наслаждения, совершения добра и зла и пр. Все это подкреплено сознательным направлением воли.
11 — Виджняна-скандха — сознания — есть непросветленное сознание; оно, как носитель неведения, постоянно и повсюду участвует в эмоционально окрашенных чувствах и закрепляет их за теми объектами, которыми оно увлечено. Обычный человек, беспрерывно перерождающийся в Сансаре по законам причины и следствия (Кармы/ отягощенный всеми клешами, потребности которых он реализует через скандхи, и впредь будет перерождаться множество раз до тех пор, пока не подавит в себе эти клеши.
Группа из четырёх каналов функциональной связи между сефиротами, реализаторами кармы:
18 — Кармический ветер посмертный — посмертная сила концептуального мышления, заставляющая дух умершего все время передвигаться с места на место, не останавливаясь ни на одно мгновение, и испытывать шесть видов неопределенности: места обитания, поддержки, поведения, пищи (пищей являются разнообразные запахи), переживаний (его носит, как перышко по ветру), а также неопределённость с теми, с кем он общается.
20 — Кармический ветер воплощения — сила, влекущая дух человека к новому рождению (в соответствии с накопленной кармой) в данном конкретном теле, у определенных родителей, в определенных социо-психологических и материальных условиях.
22 — Канал акашической записи9 деяний, мыслей и поступков индивида, на основе которых формируются собственная и общественная карма.
17 — Канал управления кармой индивида, общества, человечества.
Группа из пяти каналов Дхьяны (дхьянибудды): 12 — амитабха, 10 — вайрочана, 5 — акшобхья, 3 — ратнасамбхава, 7 — амогхасиддхи. Все они относятся ко второму телу Будды — Самбхогакаи. Дхьяна есть чисто антропологическая проекция понятия творчества как процесса.
10 — Вайрочана — первая дхьянибудда Самбхогакаи, имеющая белый цвет. Является зерцалоподобной мудростью, в которую в процессе йогической практики превращается скандха формы (Рупа) индивида. Индивид видит любую форму внешних объектов и свою собственную форму как отражение в зеркале, как тень, мелькающую на экране кино или телевизора. Поскольку в них нет ничего конкретного, кроме самой формы теней, то там нет и Эго, или индивидуального Я к Я внешних объектов. Таким способом подавляется канал неведения (Авидьи) о существовании индивидуального Я, которое порождает эгоизм, активность борьбы за жизнь и т. д.
5 — Ратнасамбхава — вторая дхьянибудда Самбхогакаи, имеющая желтый цвет. Представляет собой «мудрость равного содержания», в которую в процессе йогической практики превращается скандха ощущения, или Ведана-скандха. Здесь для индивида все внешние объекты, все познаваемое становится одинаковым. Для него отсутствуют понятия «ценное и неценное», «полезное и бесполезное». Эта мудрость снимает с индивида клешу жадности и стремление к приобретению чужого. Все вещи в Сансаре обладают одной и той же сущностью, все они вместерожденные.
12 — Амитабха — третья дхьянибудда Самбхогакаи, имеющая красный цвет. Представляет собой «мудрость, познающую по отдельности», в которую в процессе йогической практики превращается скандха различения (Санджня). Элемент различения важен для живых существ, без него мир казался бы однородным, нельзя было бы отличить друга от врага, красоту от безобразия, полезное от бесполезного. Когда индивид реализует Мудрость, познающую по отдельности, он продолжает различать вещи по многообразным признакам, но благодаря этой мудрости он постигает Шуньяту каждой из них, что избавляет его от чувства привязанности, страсти в любой его форме; созерцание прекрасного в аспекте категорического императива также отсутствует. Йог, реализующий Махамудру10, выходит за пределы пространства и времени, а следовательно, за пределы страсти и сансарных условностей, за пределы сансарных эстетических ценностей.
3 — Акшобхья — четвертая дхьянибудда Самбхогакаи, имеющая синий цвет. Представляет собой мудрость дхармового пространства, в которую превращается скандха сознания (Виджняна-скандха). Здесь сознание полностью очищается от Авидьи (неведения), индивид становится просветленным йогом. Достижение этой дхьянибудды называется «вхождение в единство блаженства и Шуньяты». В момент обретения блаженства индивид перестает реагировать на процессы и явления, происходящие вокруг него; его сознание перестает прыгать с одного объекта на другой, с явления на явление. Это блаженство, свидетельствующее о победе над мэрами11 и клешами. Это есть Хинаянская12 нирвана, или достижение архатства. В тантрийской практике это — символический сгусток, называемый «бинду». В Махаяне это — символ не самой Нирваны, а лишь преддверия к ней.
7 — Амогхасиддхи — пятая дхьянибудда Самбхогакаи, имеющая зеленый цвет. Представляет собой «действенную мудрость», в которую в процессе йогической практики превращается скандха действия, или Самскара-скандха. Всякое живое существо несет в себе окутанный Авидьей Ясный Свет, что в целом и есть загрязненная клешами Алая-виджняна, истинная природа которой есть Дхармовое тело Будды, Дхармакая. По достижению этой мудрости зависть и гордость исчезают из жизни личности. Все усилия человека направляются на благо живых существ, и через такие усилия он обретает состояние Будды и освобождается от Сансары.
Следующая группа из четырёх каналов относится к группе чистых махабхути: 6 — огонь, 4 — воздух, 8 — земля, 9 — вода. Они суть элементарные принципы материи, материальная основа Сансары; произошли из Шуньяты в результате возникновения Авидьи. Чистые махабхути несут свойства разрушения и созидания; обычные сочетания элементарных частиц не обладают никакими свойствами, только чистые махабхути придают видимым материальным объектам различные качества. Четыре махабхути в чистом виде есть сила или энергия, несущие определенные свойства, которые дают возможность элементарным частицам благодаря конфигурациям (пространственной соотнесенности) стать вещами, обладающими твердостью, т. е. устойчивостью к разрушению, жидкоподобностью, газообразностью и способностью совершать движения. В период бесконечных колебаний частиц в сансарном пространстве-времени эти частицы бесконечное количество раз меняются, исчезают и вновь появляются, переходя из одного состояния в другое, и в результате грубеют и отвердевают, становясь материальными осадочными махабхути, которые участвуют в образовании плотной материи при помощи энергии четырех первоэлементов. В итоге их совокупного действия по закону Кармы возникают четыре поля: мезонное (ядерное), электромагнитное, гравитационное и слабое. Нет в природе такого материального элемента или вещества, которое бы не подчинялось действию какого-либо из этих полей.
В теле Дхармакаи существуют два основных канала — Дхармы: 1 — дхарма Видьи (джняны) и 2 — дхарма Авидьи (неведенья). Дхарма — это канал превращения, по которому Единое стало двойственностью, Адавая стала Дваей. Трансцендентное событие метафизического плана — неполная дихотомия (раздвоение) Абсолюта. Как и в западной метафизической традиции появление Чистого Бытия автоматически вызвало состояние Небытия, так и в восточной — появление Видьи вызвало к существованию Авидьи. Дальнейшие онтологические категории возникают в результате последующих полных дихотомий этих категорий.
Вся метафизическая схема онтологии мира условно разделяется на три уровня, три тела Будды: Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая:
- Дхармакая (санскр. — прославленное духовное тело) — высший из буддийских планов сознания, метафорически представленный в буддийском аскетизме как одеяние или покров светящейся Духовности. Дхармакая — это Космическое Тело Будды, которое не имеет конкретной формы; оно разлито во всем бесконечном пространстве, присутствуя повсюду.
- Самбхогакая — Тело Полного Блаженства. Это тот аспект Будды, который служит мостом между абстрактной Дхармакаей и конкретной Нирманакаей. Самбхогакая Будды ради спасения живых существ Сансары трансформируется в виде пяти дхьянибудд (бестелесная радуга): Вайрочана, Амитабха, Акшобхья, Ратнасамбхава и Амогхасиддхи. Они являются нирманакаями Самбхогакая, ее пятью мудростями, в которые превращаются пять скандх в процессе духовного просветления Адепта.
- Нирманакая — тело «божественного воплощения», «тело эманации», «форма магического явления». Третья из трех Кай. Аспект просветления, который могут воспринять обычные существа.
В эзотерической философии Нирманакая — состояние или условная форма, выбираемая Адептом по окончании его планетного цикла, обусловленного кармой. Нирманакая противоположна Дхармакае — абсолютному нирваническому состоянию, когда достигается полнота сверхличной жизни, слившейся с жизнью Вселенной. Однако Дхармакая уничтожает всякую связь достигшего с земным миром, и тот считается потерянным для Земли. Таким образом, Адепт, завоевавший право на блаженство Нирваны, но тем не менее отказавшийся от «облачения Дхармакаи», дабы быть в состоянии помогать человечеству, переходит в состояние Нирманакаи. Нирманакая — это видимое тело Будды, которое принимает человеческую форму и в которой Он проповедует людям свое учение.
В состоянии Нирманакаи человек, покидая свое физическое тело, сохраняет за собой все «принципы», за исключением камического (чувственного), и вместо вступления в эгоистическое блаженство избирает путь самопожертвования. Вошедшие в Нирманакаю составляют то невидимое Воинство, которое постоянно защищает и держит дозор над человечеством в его кармических пределах. Соединение усилий Святых, Адептов и Нирманакая создало символическую «Стену Охранения», или «Сторожевую Стену», которая ограждает человечество от худших бед и усилий злых сил, направленных к его уничтожению.
Выделенное кольцо (см. рис.) носит название «Колеса Сансары». Оно образовано пятью сефиротами и пятью основными каналами связи между ними. Область «Колеса Сансары» образует Трайлокью: камадхату, рупадхату и арупадхату.
Камадхата (камалока) образует мир желаний человека, рупадхата (рупалока) — мир форм человека и арупадхата (арупалока) — бесформенный, астральный мир человека.
Вращение «Колеса Сансары» происходит против часовой стрелки. Монада Духа человека (Алая-виджняна), одетая в клеши и под действием мар, воплощается в тело, совершает поступки, которые по закону Кармы формируют обстоятельства каждого следующего воплощения до тех пор, пока накопленные знания об иллюзии, формируемой Авидьей, не создадут Волю к преодолению материальности и к выходу из вращения «Колеса Сансары», достижению Нирваны и слиянию духа человека с Пустотой.
В древе сефирот можно выделить несколько триад, формирующих каждая на своем плане принцип взаимодействия (сосуществования) противоположностей, частным случаем которого является закон борьбы и единства противоположностей:
- Высшая триада — Нирвана-Авидья-Джняна.
- Этическая триада — Сансара-Алая-виджняна-Творчество.
- Астральная триада — Форма (Тело)-Разум(Сознание)-Карма.
- Физическая триада — Тело (Эмоции)-Сознание (Разум)-Человек.
Закон сосуществования противоположностей известен с незапамятных времен. Впервые в письменном виде он упоминается в скрижалях Гермеса Трисмегиста. Каждая цивилизация, начиная с античности и до наших дней, в том или ином виде раскрывает сущность этого закона в своих культурных традициях. Древние китайцы создали на его основе развитую философскую систему и медицину, используя дополняющие друг друга категории ИНЬ и ЯН. Эти представления сегодня широко известны российской аудитории. Гораздо менее известны эзотерические учения западной цивилизации, основанные на тех же противоположных началах в природе. Одна из самых развитых традиций имеет название «Каббала» [2]. Оказалось, что буддийское сефиротическое древо структурно такое же, как в древней западной традиции. Интересно отметить, что видимый нами физический мир форм по логике структуры буддийской Каббалы действительно является иллюзией, так как вся материя возникает из Авидьи — неведения. Метафизически Авидья аналогична Небытию. Абсолют эманирует из себя Видью — Чистое Бытие. Так как из ничто (Пустоты) появляется нечто — Бытие, то автоматически происходит возникновение Небытия (Авидьи). Это неполная дихотомия; истинные дихотомии появляются на следующих этапах эманации (отражений) сефирот. Именно Авидьей формируются принципы существования первоэлементов (чистых Махабхути — Панчабхути), которые в дальнейшем развитии и взаимодействии приводят к появлению физической плотной материи.
Комментарий
В своей «Иллюстрированной истории суеверий и волшебства» д-р Леманн писал, упоминая об основном содержании Каббалы: «Сефер Иецира — "Книга о происхождении" — приписывается патриарху Аврааму... В слове лежит все, из слова исходит все и "слово есть Бог"... Разлагая слова на их составные части, оказывается, что они состоят их 22 (еврейских) букв и первых десяти чисел, из которых можно вывести все другие числа. Эти 32 знака называются 2 чудесными путями мудрости". На них основывается все знание, и только посредством них мы достигаем мудрости...»
Встречаются многочисленные упоминания о том, что подобные системы существовали в древности и в других мифологемах, а не являются исключительной прерогативой древнесемитской традиции. Надо вспомнить о повсеместном отождествлении в прежние времена земного царства (страны) и небесного, построенных по воле божества. Мифологемы и эзотерические традиции описываются как «страна мудрости» (вариант — «страна мудрых») или «небесный град». Сефиры тоже иногда описываются как «дворцы Каббалы» — указание на более ранние конструкты. В других частях света можно найти упоминания о мифических странах, по названию (и ряду деталей) поразительно напоминающих систему Каббалы. Так, в «Книге Света» древних Майя (Пополь-вух) упоминается страна Шибальда. Некоторые мистики говорят о сходстве Шамбалы (и десяти крепостей Шамбалы) с системой сефирот. В Китае существует предание о стране Шааб (Кааб), также являющейся божественной эманацией, по описанию сходной с Каббалой. В Тибете прямо описана священная страна Шихальба, весьма близкая к мистической трактовке иудеев.
Сама иудаистская система, видимо, во многом пересекается с древневавилонской и древнеегипетской, так что определить, что было исходным, а что заимствованным у вавилонян и египтян (Моисей как-никак был египетским жрецом) ныне нам практически невозможно.
22 буквы еврейского алфавита у египтян существовали в виде Таро, и, по всей вероятности, эта система является для индоевропейцев повсеместно распространенной. Во всяком случае главные арканы Таро имеют еврейские, египетские, вавилонские обозначения и, что здесь наиболее важно, обозначения на санскрите. Элифас Леви в своих сочинениях приводит индийский вариант карт Таро, а Е.П.Блаватская (и, вероятно, это ближе всего к истине) считает систему Таро остатком еще более древнего знания, возникшего до формирования нынешних иудеев и индоевропейцев и происходящего из общего корня.
Вместе с тем отсутствует целостное и систематическое описание системы сефирот и арканов в ее традиционном индийском варианте. Представленная здесь схема (и это большая заслуга автора статьи) дает полноценное представление о философских и эзотерических воззрениях, положенных в основу индийского древа сефир, причем автор сознательно строит свой текст в терминах и понятиях, доступных европеизированному мышлению.
- Ваши рецензии