С этюдником по России
( Акция «По следам "Поездки за стариной"» набирает силу)
Отрадно смотреть, как по понедельникам в офис Фонда «Дельфис» буквально вваливается после трёхдневного творчества на пленэре возбуждённая группа художников и начинает деловито развешивать на стенах ещё непросохшие этюды Мы и не заметили, как наш офис превратился в картинную галерею. С этюдов на нас глядит седая старина, древние храмы, великая Русь во всей её красе и великолепии. Из разных концов Москвы к нам приезжают читатели журнала «Дельфис», чтобы посмотреть на это нежданное чудо. Энтузиазм художников откровенно удивляет. И откуда они черпают силу так плодотворно работать, с такой отдачей и вдохновением? Ведь и своих-то, личных дел хватает. Какая-то необыкновенная заразительность творчества! Вот так же 100 лет назад писал свои этюды Николай Константинович Рерих. Из письма Елене Ивановне Рерих: «Сейчас буду спать. Встану в 7 часов. Сегодня встал уже в 6 часов. Что-то ты делаешь? Как глаза и прочее? Сегодня мужик, что носит ящик, после второго этюда сказал: ну, барин, и здоров же ты работать, я, даже ничего не делая, и то устал сидеть».
Кремль, г Юрьев-Польский. Слева направо Димакин В., Надёжин В.В., Власов Д.В., Сигуль А.В.
Как мы уже неоднократно сообщали (см. «Дельфис» № 3 (23) 2000 г. и № 2 (34) 2003 г.), Фонд «Дельфис» проводит акцию «По следам "Поездки за стариной"», и цель её - насколько возможно повторить маршрут Николая Константиновича Рериха в 1903-1904 годах, названный им «Поездкой за стариной», и запечатлеть на этюдах то, что когда-то писал знаменитый художник. Как достойный представитель русской национальной культуры Николай Константинович Рерих был горячим поборником защиты, сохранения и изучения памятников старины. Любить и ценить старину умели и его предки. Существует семейное предание о том, как прадед Николая Константиновича, будучи офицером, отказался разрушить храм, который использовали солдаты неприятеля. Также известно, что отец Николая Константиновича построил храм в одном из сёл под Петербургом. В 1903-1904 годах вместе с Еленой Ивановной Николай Константинович совершил поездку по около тридцати древнерусским городам. Так родилась серия из 90 этюдов, написанных художником и получившая название «Памятники русской старины». Позже её стали называть «Архитектурной серией».
Надёжин В.В., г. Ярославль
На приглашение, опубликованное в нашем журнале три года назад, откликнулись московские художники, почитатели творчества Николая Рериха. Весной этого года образовался дружный коллектив энтузиастов, представителей различных направлений и жанров в живописи. Среди них: А. Сигуль, В. Демакин, Ё. Маценко, Д. Власов. Возглавил группу организатор акции, заслуженный художник России Владимир Надёжин. Первую поездку В.Надёжин и главный редактор журнала «Дельфис» Н Тоотс совершили ещё в мае 2000г. Побывали они в Ярославле и Ростове Великом. А теперь приводим хронику поездок 2003 года:
Надёжин В В., г. Ярославль
4 - 7 июля - поездка в Ярославль. Написаны этюды храмов Николы Мокрого, Иоанна Предтечи (1671-1687) и Успения Богородицы. В отличие от Николая Константиновича, художникам не удалось написать паперть храма Николы Мокрого, так как вход был заложен кирпичом. Также оказались заложенными кирпичом входные парадные ворота, навсегда утрачена надвратная роспись, а, возможно, и все бесценные росписи внутренней галереи.
Надёжин В.В., г. Александров. Кремль
11 - 14 июля - выполнены работы в городах Юрьев-Пальский и Александров. Написаны Кремль (основан в ХIII в.) и Георгиевский собор (1234) а Александрове - Кремль и окрестные пейзажи.
Надёжин В.В., с. Кидекша
18-21 июля - Суздаль и Кидекша. В Суздале художники облюбовали Спас-Евфимьевский монастырь (середина XIV в.) и Кремль, а в Кидекше - церковь Бориса и Глеба (1152). Значительно изменённая и перестроенная, она дожила до наших дней, хотя об её первоначальном облике мы можем только догадываться.
Сигуль А.В., г. Суздаль
2-3 августа - поездка во Владимир. На сей раз художники с этюдниками расположились напротив Золотых Ворот (1158-1164) и Дмитриевского собора. Учёные косвенно установили дату постройки Дмитриевского собора - 1196 г. В 1837 г. по именному повелению царя Николая I приказано было «привести собор в первобытный вид». И под руководством ретивых чиновников решительно снесли все окружающие пристройки, в том числе оставшиеся со времён князя Всеволода нижние части лестничных башен и перестроенную галерею. К счастью, любители старины успели зарисовать собор до этого разрушения. В 1843 г. по благословению архиерея в Дмитриевском соборе было приказано «старую штукатурку в алтаре, церкви и на хорах во всех местах отбить, неровные камни, где нужно, обтесать и все стены перетереть, как нужно под роспись...». В том же послании написано, что перетирали каменщики столь усердно, что «даже белый камень большими штуками откалывался». Так погибла большая часть единственных в своём роде фресок времён князя Всеволода, которые горе-подновители называли «старой штукатуркой». Внутренние стены собора были записаны с ужасающей безвкусицей. Чудом уцелевшая часть древних фресок исчезла по причине невежества ремесленников.
Власов Д.В., г. Владимир
9 - 10 августа наших энтузиастов встречал посёлок Боголюбовo. Здесь объектом внимания художников стала церковь Покрова на Нерли (1165). Этот неземной красоты храм был построен по велению князя Андрея Боголюбского в честь его удачного набега на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода. Построен он был, по словам летописца, «единым летом» (за один год).
Надёжин В.В., г. Суздаль
Следующие поездки пройдут по городам Тверской области - Вышнему Волочку, Торжку, Валдаю, Осташкову, Удомле, Бологому, Кувшинову. По завершении будет произведён отбор живописного и фотоматериалов. В дальнейшем будет составлена выставка, приуроченная к празднованию 10- летия журнала «Дельфис», а описание поездок вместе с фотоматериалами ляжет в основу статей и публикаций в различных периодических, а возможно и самостоятельных изданиях.
Сигуль А. В., г. Александров
Одна из задач поездок - наблюдения за состоянием природы родного края, так необходимой для духовного здоровья нашего народа, ибо только созерцание и осознание гармоничного и прекрасного, способно изменить человека, а через него и мир, в котором мы живём. С горечью рассказывают художники о мусорных кучах на обочинах дорог. В озёрах и реках мусор - огромное количество пустых пластмассовых бутылок, которые издали, только романтический живописец может принять за лебедей. Научились ли мы ценить и любить красоту старины, беречь её, заботиться о ней? Именно это осознавание легло в основу сотрудничества московских художников и экологическо-конструктивного движения России «Кедр», оказывающего всестороннюю поддержку группе. Проводя акцию, мы рассчитываем на отклик и деятелей культуры, защитников экологии и меценатов, всех, кому дорога наша Родина. Завершить хочется словами Николая Константиновича: «Благо, если и среди тяжких испытаний Русский Народ будет помнить о Культуре, будет чтить всё великое сокровище, внесённое русскими людьми в Мировую Культуру». (24 декабря 1941г. Листы дневника, т. II)
Надёжин В В., г. Владимир
- Ваши рецензии