Семь смертных грехов и одна эмоция
Как-то раз случилось мне увидеть ТВ-рекламу фильма «Семь»1 и потом урывками его посмотреть, чтобы задуматься над понятием семи смертных грехов человека: гордыни, зависти, чревоугодия, блуда (похоти), гнева (злобы), алчности (жадности) и уныния (праздности). Их противоположности в виде семи добродетелей (любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость и трезвение), конечно, существуют, но они не так явно подчёркивают вневременные опасности моральной системы, предельно строго оценивающей самые высокие и самые низкие человеческие качества и страсти.
Цифра «семь» в концепции смертных грехов не постоянна, это понятие существует во всех мировых религиях. В христианстве (католичестве) смертных грехов, действительно, семь и названия их соответствуют перечисленным выше, однако цифра эта никогда не была стабильной. В православии их восемь и названия слегка отличаются: тщеславие, гордыня, чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль и уныние.
В XXI веке число смертных грехов в католичестве изменилось в сторону увеличения. Папа Бенедикт XVI добавил к ним аборты, педофилию, загрязнение окружающей среды, наркоторговлю и манипуляции с человеческими генами, в результате чего в католичестве смертных грехов стало двенадцать.
В исламе грехи делятся на большие и малые. Восемь смертных (больших) грехов – это идолопоклонничество и многобожие, клевета, убийство верующих, бегство с поля боя, посягательство на имущество сироты, совершение недозволенных действий на священной территории, оставление надежды на прощение и искупление грехов, прелюбодеяние. Малых грехов гораздо больше, и они не столь тяжелы, как большие.
Перечисляя количество смертных грехов, исследователи обычно называют цифры 7, 8, 12, 150 и даже 700. Однако есть и ещё одна цифра, которую многие люди часто ошибочно упоминают, – это 10, но она относится исключительно к Десяти заповедям Моисея: верь в единственного Бога, не создавай себе кумиров, не произноси имени Бога понапрасну, помни о выходном дне, почитай своих родителей, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги, не завидуй.
Отдельные постулаты в смертных грехах и в Десяти заповедях, действительно, схожи: к примеру, зависть и запрет на зависть, похоть и запрет на прелюбодеяние. Но Десять заповедей выглядят как утвердительные или отрицательные пожелания, которые можно назвать в то же время и просьбами, в них имеется прямое указание на религию того народа, к которому они обращены. В смертных грехах христианского происхождения религиозный оттенок полностью отсутствует, все они могут относиться и к людям иной веры, и к атеистам. Десять заповедей не угрожают людям гибелью их душ, они являются, в сущности, правилами поведения в семье и обществе, а также своеобразным моральным кодексом. Человек же, совершивший какой-либо смертный грех, может остаться законопослушным и уважаемым членом общества, но душу свою он всё равно уже погубил.
Понятие греха неразрывно связано с культурой того или иного народа, из неё же проистекает и его мораль. Вот, например, какие запреты содержались в одном из китайских кодексов поведения более трех тысяч лет назад: весело отплясывать с утра до утра во дворцах, распевать сладкие песни в чужих спальных покоях, злоупотреблять колдовством в достижении развратных целей, целью своей жизни ставить наложение рук на чужое богатство и на женскую красоту, проводить жизнь в похабстве и охоте, развращать нравы в смаковании разврата во время бесед, оскорблять в болтовне речения великих мудрецов, лгать во время бесед и выступлений, устранять себя и присных с пути добродетели, вести себя, взявши за пример разгульную молодёжь.
К данному списку прилагались два уточнения, абсолютно закономерные для Древнего Китая: если эти запреты нарушает муж, гибнет семья; если их нарушает государство, гибнет страна.
Истово верующие люди всегда придерживались правил, диктуемых им их религией, – таким образом они хотели спасти свои души. К сожалению, сегодня в обществе к основам религии и морали относятся менее серьёзно, чем тысячу и даже сто лет назад, но пункты Десяти заповедей и многие человеческие качества, упоминаемые в перечне смертных грехов, до сих пор вызывают полное согласие с их необычайной важностью для благополучного существования человека. Те, кто изучает описанную проблему, в большинстве своём сходятся в одном: во всех смертных грехах, ведущих к погибели человеческой души, «виноваты» три основные страсти: себялюбие, сластолюбие и сребролюбие.
Рассмотрим общеизвестный вариант семи смертных грехов с точки зрения человеческой психики.
Гордыня. «Я лучше всех, я умнее всех, я делаю всё лучше других или мой род выше других. Это должно быть всем и так понятно, я не унижусь до объяснений». К гордыне человека приводит желание быть признанным лучше и выше остальных. Проблема именно в моменте признания, так как само желание быть лучше других не является смертным грехом. А вот желание или даже требование быть признанным – да!
Почему слово алчность более точно выражает содержание следующего греха, чем слово сребролюбие? Потому что желание иметь всё
более грешно, чем желание иметь только как можно больше денег и изделий из драгоценных металлов.
Блуд или похоть отличаются лишь состоянием овеществления, но похоть – это блуд в мыслях, и она ещё сильнее самого блуда, простого желания потешить свою плоть.
Зависть – желание иметь то, что есть у другого или желание уметь делать то, что умеет другой, – в сущности, находится на противоположной от гордыни стороне. И зачем это иметь или уметь? Затем, чтобы было, чем гордиться. Подобное желание ставит зависть в один ряд с гордыней.
Чревоугодие, как правило, представляет собой особого рода заболевание, когда человек не может себя ограничить в еде. Вспомним, для примера, Лукулловы пиры: совершенно здоровые люди ради «имиджа» избавлялись от съеденного с целью освободить место в желудке для следующей порции. На тех пирах это было насилие над собой, а чревоугодие таковым насилием не является. Чревоугодник просто желает бесконечно набивать свой желудок едой.
Гнев, неудержимая ярость, истерики, психозы и другие мощные нервные выплески могут привести к беде и ужасным последствиям, если человек не умеет или, что гораздо хуже, не хочет владеть собой.
Уныние способно привести к праздности, которая является наиболее сильным проявлением лени. Нежелание что-нибудь делать или желание ничего не делать, но при этом вполне благополучно существовать за счёт других людей, – ещё больший смертный грех, чем пребывание в унынии.
Если внимательно перечитать характеристики семи грехов, то можно увидеть, что в описаниях почти каждого из них попадается слово «желать»: желание быть признанным, желание иметь как можно больше всего, желание потешить свою плоть, желание быть не хуже другого, желание без конца набивать едой свой желудок, желание ничего не делать. Только гнев стоит особняком. Желание вопить, бить, крушить, убивать и так далее – всё это, хотя и выглядит похоже, к гневу не относится. Такие желания могут возникнуть без всякого гнева, как, например, простое желание похулиганить. Гнев, скорее, схож с состоянием аффекта, когда человек не владеет собой. Потом, немного остыв, он может захотеть всяких ужасов, но это будут уже последствия гнева. Сам же гнев относится к простым эмоциям, к таким, как желание. Смертный грех в данном случае может заключаться только в том, что человек должен уметь владеть собой, своими эмоциями и не допускать в себе их вспышек. Делать это требуется осознанно, не прибегая ни к каким медикаментам, насильно останавливая себя разумом. Наркотики же и им подобные искусственные изменения состояний человека с глубокой древности использовались для возникновения либо отрешённого спокойствия, либо дикого, практически бессознательного, воодушевления (к примеру, для оргий).
Стремление людей облегчить своё существование в любом случае ни к чему хорошему не ведёт, только к греху, потому что люди перестают трудиться над собой, перестают самосовершенствоваться. К такому же результату приводят и различные допинги. Они искусственно добавляют человеку энергию для восприятия окружающего мира. Именно из-за допингов может возникнуть немотивированный гнев, когда человек бывает уже не способен контролировать сам себя.
Что самое страшное и нежелательное, – в состоянии гнева эмоции человека вполне способны превратить его в «зверя», переводя его за границы дозволенных мерок. Чтобы этого не произошло, необходимо укротить свой гнев и остаться человеком.
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в нашем интернет-магазине
- Ваши рецензии