Непостижимое Оно
...Стоит, бежит, несется вскачь, течет и останавливается,
ползет, ждет или нет. Его не повернуть.
Его пытаются убить. Играть нельзя с ним, не поймаешь,
то есть оно, то нет, то его вдруг куча.
С ним надо осторожным быть — оно опасно,
в его течении есть все, что окружает, мир.
Знамения, проблемы и загадки решит оно, быть может,
оно наступит, не стоит на месте, редко — отступает,
его растратить можно попусту, заполнить чем-нибудь,
пытаются тянуть его и таки — тянут,
кто обмануть пытается его, тот будет сам обманут,
его потратить можно или потерять, купить нельзя,
но может окупиться, а может — нет, оно бесценно,
кто в ногу с ним идет, а кто — отстал,
а кто-то думает, что обогнал его, — напрасно!..
Кто чувствует его, кто — не умеет,
но изменить никто не смеет, да и не сумеет,
его жалеют или не жалеют, а могут даже предоставить,
оно не терпит или терпит, а то вдруг позабудешь про него,
в момент кончается, девается куда-то вечно,
как нужно срочно, так и нет его иль не хватает,
хотя оно незабываемо и бесконечно...
Ушло, пришло, прошло, вернулось (лишь само),
оно — для жизни, и оно — для смерти,
есть прошлое, забытое, плохое и хорошее,
приятное и доброе, тяжелое и легкое,
есть будущее, настоящее, есть даже протяженное,
есть сложное, есть древнее, а есть и невозможное...
оно безжалостно, неумолимо, но и милосердно,
Оно — целитель и Великий Утешитель,
ОНО — ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО...
и ход его различен, нам не уразуметь...
В сущности, все началось с вопроса, на который не было ответа. То есть не вообще не было, где-то он был, конечно, но не у меня. Сыну в училище на семинаре по философии задали подготовить сообщение на тему: «Что такое ось времени? » Я тогда обзвонила многих знакомых, которых подозревала в том, что они могут это знать. Результат был неутешительным — никто не знал, Но все, как один, просили позвонить и рассказать о том, что я узнаю. Поиски длились около двух недель, и в конце концов, уже совершенно отчаявшись, я нашла наводку на ответ в сносках книги Т.П.Григорьевой «Японская художественная традиция».
Эта проблема оказалась настолько занимательной, что я уже по собственному почину, стала подбирать материалы на эту тему. Результат перед вами.
Что же такое — Ось Времени? Чтобы представить себе нечто подобное, необходимо вернуться в древние времена. Тогда люди воспринимали Время как таинственную, могущественную силу, превосходящую даже богов, жизнью которых оно управляло так же, как и жизнью простых смертных. ОНО было способно разрушить горы, высушить реки... ЕГО боялись больше, чем богов, — с богами можно было как-то поладить, принести жертвы, читать молитвы... Время же «было угрожающе непонятным. Поэтому человек всеми силами пытался вытеснить его из своего сознания. Мир без времени казался хаотическим, за пределами настоящего будущее и прошлое терялись в тумане смутного восприятия»1. Древнейшие хроники — ассирийский эпос о Гильгамеше, халдейские письмена, вавилонские астрономические трактаты — показывают нам попытки изучения Времени. Ростки эзотерической концепции находятся в преданиях древних арабов, для которых время было... особой силой, творческой энергией, одухотворяющей Вселенную.
В древнеегипетской философии Время противопоставляется внутренней сущности бытия, которая понимается как безвременность, бездвижная Вечность. В Кибалионе сказано: «Всеединое создает в своем бесконечном Разуме бесчисленные вселенные, которые существуют в течение эонов; и однако для Всеединого созидание, развитие, упадок и смерть миллионов вселенных являются как бы одним мигом». Жрецы «каменного компьютера» Стоунхенджа, мудрецы Китая, Индии, Иудеи и Древней Греции изучали Время. «Они устанавливали биение природных ритмов различной длительности: недельный, 9 и 13-дневные, 260-дневный, 11-летний и удивительный 60-летний «календарь животных», связанный с циклическими периодами обращения вокруг Солнца планет Юпитер и Сатурн. Великий философ Древней Греции Платон, многое почерпнувший у египетских жрецов, обращал внимание на кольцевой цикл времени в 35 тысяч лет. Об этом цикле говорило предание, появившееся из глубины веков. Оно повествует о редчайшем явлении — «свидании» всех планет в каком-то одном созвездии, которое указывает на наступление глобальной катастрофы»2.
Высказывание Платона о кольцевом цикле Времени и стало отправной точкой моих изысканий. Позже христианство разомкнуло круг, сделав движение времени линейным, а в XX веке стали считать, что время движется по спирали. Мне почему-то легче представить себе Время в виде, извините, бублика, который плавает в Пространстве в соседстве с другими бубликами. Стыдно, конечно, за столь примитивную аналогию, но картинка такова.
Здесь необходимо вспомнить, что Пространство и Время — лишь частные случаи Бесконечности и Вечности. Причем, Бесконечность чисто зрительно легко представить себе как что-то расширяющееся за пределы зрительных возможностей, и в этом Бесконечном Пространстве плавают «бублики» Времени. Судя по теории Платона, подобные Кольца Времени возникают лишь вместе с чем-то весьма материальным, имеющим начало и конец... Вне этих Колец течения Времени НЕТ, поскольку нечему меняться.
Где же находится Вечность? На картинке ее не видно...
Вот тут-то и нужно найти Ось Времени. Где она? Что она?
Древние полагали время движущимся по кругу вокруг своей оси (кит. синь). Представьте себе, пожалуйста, бублик в разрезе и центральную точку кружочка, отрезанного от нашего бублика. Если теперь в эту точку воткнуть спицу и начать поворачивать кусочек вокруг нее, мы получим действующую модель. Сама Ось Времени относительно «бублика» неподвижна, в срезе — это точка, соединяющая Время с Вечностью.
Мудрецы Востока давно дали имя этому явлению: это Путь, Дао. У каждого существа, у каждой вещи есть свой Путь, тянущийся ровно столько, сколько Времени выделено им. Ось Времени — это сущность каждого сущего. Поэтому ищущим истину надо стремиться к центру круга, чтобы узнать главное. Как же делать это ?
Древние высказывания Востока говорят: «Колесо вращается лишь потому, что ось неподвижна», «Не иди путем древних, ищи то, что искали они». Они искали Истину, а она находится в центре круга, где Вечность...
Мастер (тот, кто стремится к совершенству и уже многого достиг) может быть в любом виде ремесла. Что же он делает, чтобы приблизиться к оси Дао?
1. Он «познает самого себя».
2. Он познает суть вещей, суть того, что изучает.
3. По мере приближения к центру круга он отбрасывает все лишнее: «Ничего сверх меры».
Тогда то, что он создает, будь то одежда, пища либо предметы искусства, — приближается к Истине, существующей лишь в Вечности.
Он может перемещаться по Оси Времени в любую сторону. Фантазия помогает ему. Мудрецы называют это прозрением. Именно в подобных случаях может родиться шедевр — произведение, живущее одновременно в материальном мире и в Вечности.
Я видел точку, излучающую свет
Столь яростный, что взор, им опаленный,
Не в силах выдержать слепительных лучей.
Вкруг точки круг светящийся вращался
С такой поспешностью, что превзошел любое
Движенье, что охватывает мир.
И сферу первую вторая окружала.
Потом шла третья и четвертая за ней.
Вкруг этой пятая и, наконец, шестая, седьмою окруженная...
За ней восьмая и девятая:
И каждой тем замедленней вращенье проходило.
Чем больше от единства отдалялась;
Ведь только те, что близко от чистейшей Искры,
Способны Истину испить до дна.
Данте Алигьери «Песнь 28»
В результате приближения к центру Крута — Оси Времени процессы изменения материального в Бесконечной Вечности приобретают неожиданную форму: они спиралью сворачиваются в единый миг, который вечен и отправлен в информационное поле Вселенной. Аналог подобного свертывания встречается в апокрифическом Евангелии от Фомы, где приводятся слова Иисуса Христа, который на вопрос учеников о том времени, когда наступит Царствие Небесное, загадочно отвечает:
Когда станете двое одним,
а внутреннее станет как внешнее,
и внешнее как внутреннее,
а высокое точно низкое!
И если сделаете из мужчины и женщины единое,
чтобы мужчина более не был мужчиной,
а женщина женщиной;
Тогда войдете в царство.
Проблема синхронности прошлого, настоящего и будущего — это три дракона Древнего Востока, образующие клубок внутри Круга Времени...
Достаточно конкретное изображение единственно возможного представления связи между Временем и Вечностью может быть найдено в величайших произведениях мирового искусства и в особенности в музыке: именно в ней можно суметь ощутить СВЕРХВРЕМЕННОЕ СОЗЕРЦАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. Вот что пишет Е.Н.Трубецкой в своей работе «Смысл жизни»: «Звуки сменяются, но не исчезают: они протекают, но вместе с тем пребывают; они как будто вытесняют друг друга, но вместе с тем образуют целое. Тайна музыкального откровения заключается в том, что здесь самое страдание овеяно вечным покоем... Вечный покой, как вечная правда... вот то откровение, которое было явлено человечеству... ибо тот же синтез временного и вечного представляет собою общий источник всех вообще высших вдохновений художественного творчества...
…С одной стороны, Бог в вечности полагает начало времени и включает человека и его дело в свой творческий план; с другой стороны, человек во времени творит перед лицом вечности: каждое его дело, всякое его движение и намерение некоторым образом вечно... Если Бог от века видит творческий акт человека во времени, это значит, что этот акт — не только вечно древнее, но и вечно новое».
В Пространстве и Времени существуют миры, материальные предметы, живые существа. В Бесконечности и Вечности существуют Бог как Абсолют, Гармония, Разум, Ничто... Когда Ничто становится Чем-то, появляется Время и существует до того момента, как это Что-то становится Ничем... Небытие и Бытие перетекают друг в друга, в момент перетекания возникает движение и, одновременно, Время...
Любое движение, даже самое беспорядочное, имеет свой ритм. Любой ритм приближает нас к звукам, к музыке. Да, в мыслях о времени постоянно возникают мысли о музыке. Быть может, в этом виновата моя профессия? Не знаю, не знаю, не уверена...
Вы уже прочитали высказывание Трубецкого по поводу музыки. Вот еще: «Музыка... есть ничто иное, как изображение нашего Возлюбленного... То, что мы видим от нашего Возлюбленного своими физическими глазами, — это красота, которая предстает перед нами... Что мы видим как главное выражение жизни в красоте, проявленной перед нами? Это движение. В линии, в цвете, в смене времен года, во вздымании и падении волн, в ветре и буре — во всей красоте природы существует постоянное движение. Именно это движение вызывает день и ночь, смену времен года, и это движение дает нам понимание того, что мы называем временем. Иначе времени не было бы, поскольку на самом деле существует только вечность; и это учит нас тому, что все, что мы любим и чем восхищаемся, наблюдаем и постигаем, есть жизнь, скрытая за этим, и эта жизнь есть наше бытие. Только благодаря нашей ограниченности мы не можем видеть полное бытие Бога; но все, что мы любим в цвете, линии, форме или личности, принадлежит этой реальной красоте, Возлюбленному всего. И когда мы проследим, что привлекает нас в этой красоте, которую мы видим во всех формах, то обнаружим, что это движение красоты; другими словами — музыка». Так пишет Хазрат Инайят Хан в своей книге «Мистицизм звука». И если вы согласитесь с ним, что движение — это музыка, а время мы ощущаем лишь благодаря движению, то придется согласиться и с заключением, что без движения или без музыки Времени нет. Но это, естественно, совсем не та музыка, которую можно услышать в концертных залах. Это музыка сфер. Это музыка струй. Это музыка дыхания и шелеста. Это музыка солнечных лучей и звездного света, это музыка движения планет...
Эта музыка — хозяйка Времени!
Она способна работать с физическим временем, преобразовывать его, увеличивать и уменьшать, рассеивать и накапливать...
Она способна распоряжаться ЭНЕРГИЕЙ Времени, его скоростью.
«Музыка — единственная область, в которой человек реализует настоящее. Несовершенство природы его таково, что он обречен испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить, как нечто реальное.., устойчивое, настоящее. Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем». (И.Ф.Стравинский)
Тайна музыки — тайна синтеза временности и вневременности. Музыка является искусством не только временным, но и теснейшим образом сопряженным с вечностью; она живет жизнью вечною и сулит ее нам. Это вечное присутствие прошлого, настоящего и будущего в одной точке, неуловимой, как звук руками, — без начала и конца, без рождения и смерти. Это «вечно временное» искусство, в нем — «безвременье» времени.
Исчезли, ушли, как ветер с равнин уходит, устав скитаться;
На Запад, на Запад уходят дни, чтоб там навсегда остаться.
Кто властен сдержать бесконечный дым, летящий над пепелищами?
И годы, спешащие за моря, — удержим ли их? Отыщем ли?
Д.Р.Толкиен
«Я ощущаю время как аккорд — почти единовременное звучание прошлого, настоящего и будущего.., возникает то, что ощущается как соприкосновение с вечностью». (Альфред Шнитке)
«Если мы отмечаем в конце музыкальной пьесы, что «забыли о времени».., это значит, что мы переживали ее сильнейшим образом». (К.Штокхаузен)
Если Время пролетело незаметно, это скорее всего означает, что мы или вы выпали из ритма Времени, находились в другом измерении, возможно — в Вечности.
Вечность присуща всей природе в целом, Время измеряет существование ее отдельных частей, его длительность состоит из множества последовательностей. Вне материальных изменений Время не существует, во Времени все возникает и исчезает, точнее, с каждым возникновением появляется Его Время, и ОНО заканчивается с исчезновением этого. Время одномерно, асимметрично, необратимо, однако, теперь известно, что возможно его замедление при воздействии гравитационных полей, а в «физическом вакууме теряет смысл привычный ход времени: оно может двигаться не только вперед.., но и назад или вообще на какой-то момент остановиться». (Л.В.Лесков). А в космическом вакууме?
Музыка способна менять плотность Времени в нашем сознании, а плотность Времени, по Н.А.Козыреву (см. в данном номере «Дельфиса», с.76), уменьшает энтропию, разрушение, старение любой физической системы. Вот именно этим путем, путем «уплотнения» времени, музыка способна препятствовать разрушительным силам. Отсюда следует, что мы вполне можем говорить об излучении музыкальной материей дополнительного времени. Само Время тоже может работать против энтропии: «физические свойства времени могут противодействовать обычному ходу процессов, ведущему к разрушению организованности, а поэтому быть началом, противодействующим смерти систем (Н.А.Козырев). Однако то жизненное начало, которое вносит активное свойство времени, столь мало в сравнении с деструктивным влиянием среды, что оно оказывается не способным в должной мере противостоять силам разрушения. Каков же выход? Ответ Козырева: «...необходима только возможность его (времени) накопления, подобная той, при которой малые капли воды, падающие на обширные области, поддерживают непрерывное течение речных потоков». Подобным резервуаром, собирающим жизненное активное начало, вполне могут оказаться различные космические тела, в первую очередь звезды.
Спустя века после Платона ученые снова взялись за решение загадок Времени. Не того времени на часах, которое отсчитывает минуты нашей текущей жизни, о котором Исаак Ньютон сказал, глядя на победное шествие по Европе маятниковых часов: «Что такое время?.. Я не объясняю, ибо это понятно всем». Математическая модель времени в механистической картине мира очень естественно и удобно вытеснила, и надолго, древний страх перед непонятной силой, но все же нашлись дотошные научные работники, которых интересовала не сама эта сила, а структура, физическая структура, физическая природа САМОГО ВРЕМЕНИ!
Прочтем еще один отрывок из статьи «Куда и в кого летит стрела Времени?»: «...то ли мы уже давно не обладаем гармоническим ощущением природы, каким обладали древние, то ли не хватает знаний, но пока эти попытки не привели к успеху. Более того, любая попытка прикоснуться к тайне времени до сих пор оканчивалась... трагически.
Первым отважился взяться за изучение природных часов физик Больцман. Однако его выводы показались ученым коллегам настолько странными, что его объявили сумасшедшим. Не выдержав такого приема своих идей, Больцман застрелился.
Следом за ним на путь изучения времени встал известный физик Эренфест. И он столкнулся с полным неприятием со стороны общественного мнения и в результате кончил тем же, чем и Больцман.
Два этих случая надолго остановили охотников за тайной. Когда же в 1948 году смельчак все же нашелся — им оказался молодой советский физик Крылов, — он скончался, не успев даже приступить к решению сформулированной им задачи.
Над разгадкой физики времени словно навис какой-то рок...
Следующим, кто пошел по этому пути, был петербургский астроном Козырев. Его трагическая судьба была как будто предначертана заранее: ученый... умер, не успев завершить очень многого, встреченный с таким же недоверием, как и его предшественники.
Много гипотез выдвигали ученые в поисках стрелы истинного времени, искали они и реальное физическое вещество или материю, связанную со временем. Однако ни одна из идей не оправдала себя... Служба точного времени есть, а точной науки нет. Время оказалось слишком неуловимой и не поддающейся анализу субстанцией...
На 3-м съезде Международного астрономического общества профессор Н.Чернин заявил: «Мы до сих пор не понимаем, чем является тот поток времени, который течет рядом с нами. Возможно, мы неправильно ставим вопросы в поиске ответов, от которых зависит наша жизнь».
Ну как тут не вспомнить древнее изречение: «Тот, кто начинает расчленять целое на части, чтобы понять природу частей, уже не мудр».
Бревно в глазу почувствовалось ощутимо. Я лишь надеюсь, что читатели поймут мой искусственно вычлененный интерес к информации о проблеме Времени и к вопросу об его Оси. Ни в коей мере нельзя полагать, что это отдельная проблема или задача. Нельзя отделить Время от Энергии, Пространства, Смысла движения к Цели...
Человек создан не для того, чтобы играть со Временем.
Природа Времени причастна к глубине жизни
божественной, вечной, для нас — загадочной...
Пространство — Время живых организмов.
Мои ощущения говорят, что Время — это то дыхание жизни, которое дается Богом его созданиям, большим и малым, на период их материального существования. Как можно препарировать жизнь? Рассматривать, искажать, резать на кусочки?
Без опасения напортить, можно лишь предполагать и фантазировать, чем весьма успешно давно занимаются писатели. И после всевозможных РЕАЛЬНЫХ высказываний кажется не лишним вспомнить некоторые ФАНТАСТИЧЕСКИЕ. Ведь, похоже, именно с помощью фантастики были сделаны многие великие открытия. Именно фантасты ОПИСЫВАЛИ «петли времени», «машины времени», различные изобретения настолько подробно, что их пытались повторить в материальном мире и, бывало, весьма успешно. Они высказывали мысли, в их время нереальные, но позже ставшие действительностью. Они приоткрывали для нас завесу Времени. У них мы учимся путешествовать во Времени, пусть мысленно. Если к этим мыслям прибавить неуемное, но абсолютно органическое (так как наш организм требует) любопытство, возникают какие-то вихри, переносящие туда, куда тянет, и что-то там видишь, что-то понимаешь или догадываешься и пытаешься увязать, чувствуя лишь кожей, где глупая притянутость за уши «для красоты», а где — страшноватая Истина...
«Попробуем представить себе вселенную шести измерений, — сказал Мальгрим. — Первые три — это длина, ширина и высота, три остальные можно определить так: первое — сфера внимания и материального действия, второе — сфера памяти, третье — сфера воображения. Вы следите за моей мыслью?.. Все созданное воображением должно существовать во Вселенной...
...В третьей сфере есть времена параллельные, времена конвергентные и дивергентные и времена взаимно переплетающиеся». (Д.Пристли. «31 июня») Этот замечательный писатель очень много размышлял о Времени. Мне хочется напомнить Вам об одном из его замечательных произведений на эту тему — «Дженни Вильерс», об общении умершей актрисы и писателя, о взаимопонимании вне нашего времени, где-то по ТУ сторону, где люди не так разъединены, как им представляется, о повторении одних и тех же «мизансцен» в разное время, о загадочных совпадениях и многом другом.
Сумрак времени густеет, темный туман... Нельзя позволять своему вниманию заблудиться в нем. Надо сосредоточиться... Некоторые старые вещи, видевшие иные времена, живут двойной жизнью, тогда и теперь, и, глядя на них, трогая их, мы тоже можем попасть в «тогда».
«— Это вы со мною говорите?..
— Я говорю с кем-то, кто сейчас находится здесь и хочет понять меня, но кого не было, когда все это произошло в первый раз.
— Что значит в первый раз?
— Ведь это происходит снова и снова. И всегда может возвратиться, стоит только подумать, хотя в точности не повторяется никогда...»
Так писал Пристли. Просто удивительно, как совершенно разным людям «приходят» похожие мысли о Времени и его загадках. Все знают Агату Кристи. Она — не фантаст. Но в ее рассказе «Цыганка» фабула напоминает фантастику. Непредсказуем путь кочующих во времени влюбленных душ. Сквозь время, сквозь пространство стремятся они вновь соединиться в физическом облике, потому что лишь в нем они могут слиться воедино и обрести счастье... Сама писательница явно не собиралась считать свой рассказ фантастическим. Для нее, а следовательно, и для читателей, все это абсолютно реально: «Что он ожидал увидеть на ее лице, он и сам толком не знал, но только не этот взгляд, полный отчаянной бесконечной усталости. Он услышал, как она прошептала: "Опять ждать, долго, так долго...". «Странные штуки вытворяет иногда наше воображение…, мы бродили по саду…, говорили о переселениях душ…, говорили о том, что бывает, встречаешь человека впервые, а кажется, знаешь его давным-давно. Она еще сказала: "Вы имеете в виду влюбленных?.. Близкие души могут быть разделены многим — всеми тремя измерениями пространства... Но быть разделенными во времени — вот самое плохое..."»
Время страдать и Время радоваться...
Время плакать и Время смеяться...
Время любить и Время ненавидеть...
Время спать и Время бодрствовать...
Время действовать и Время отдыхать...
Время творить и Время молиться...
Время собирать камни и Время бросать их...
Время жить и Время умирать...
Время уходить и Время возвращаться...
Время выполнить назначенное и
Время смиренно ждать...
- Ваши рецензии