warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Словарь имен. Буква Е

Евдокс Книдский (408-355 до н.э.)

Древнегреческий математик астроном, географ и врач, в молодости учился в Афинах у Платона, затем много путешествовал и, наконец, поселился в родном городе Книде, где основал целую школу математиков и астрономов. Е. первый сформулировал определение «4», отраженное в пятой книге «Начал» Евклида: две величины имеют отношение, если кратное каждой из них может превзойти другую величину. Традиция приписывает ему создание большей части названной пятой книги «Начал» Евклида. Занимаясь теорией пропорциональных линий, Е. открыл (с Платоном) золотую пропорцию. По свидетельству Архимеда, Е. принадлежат теоремы, доказывающие, что объемы пирамиды и конуса равны трети объемов призмы и цилиндра, тех же оснований высот.

В астрономии одним из первых систематизировал зодиакальные созвездия, предпринял попытку построения теории движения планет. Е. прославился гипотезой о подвижных небесных сферах (для объяснения видимого движения светил), причем считал достаточным 27 различных сфер: 1 для звезд, 3 для Солнца, 3 для Луны и по 4 для Меркурия, Марса, Юпитера и Сатурна. Ему же приписывается введение в Греции календаря с годом, равным 365,25 суток. Полагают также, что Е. принадлежит изобретение горизонтальных солнечных часов.

Евклид (ок. 365-300 до н.э.)

Один из величайших греческих геометров. Место и время рождения Е. неизвестны. Наибольшего расцвета его деятельность достигает около 300 г. до н.э. когда он стоял во главе Александрийской школы. Он был очень скромен, относился сочувственно ко всем, кто содействовал успехам математики, и заботился о том, чтобы передавать работы других ученых как можно точнее. Наибольшей славы Е. достиг своими «Началами». Исследования второй половины XIX века вскрыли в работах его некоторые пропуски и недочеты, но они совершенно ничтожны в сравнении с той глубиной и силой мысли, которою труд греческого математика проникнут; может быть, притом, Е. считал, что допущенные им пробелы восполняются посредством нашей интуиции.

«Начала» Е. состоят из 13 книг, к которым присоединяют в качестве 14 и 15 работы Гепсикла и позднейших геометров о многогранниках. Первая книга трактует о прямых линиях, треугольниках и параллелограммах; вторая дает так называемую геометрическую алгебру древних геометров, то есть многие основные формулы алгебры в геометрической оболочке; третья трактует о единственной кривой линии, рассматриваемой в «Началах» — о круге, об углах и прямых в круге. Четвертая книга посвящена теории вписанных и описанных многоугольников, в особенности правильных. Пятая содержит удивительное по глубине и общности учение о пропорциональности, шестая о приложении этого учения к геометрии и геометрической алгебре. Седьмая, восьмая и девятая книги посвящены учению о рациональных числах. Здесь Е. дает знаменитый принцип (носящий и теперь его имя) для отыскания общего наибольшего делителя двух целых чисел (геометрически общей меры двух отрезков) посредством последовательных делений — принцип, использование которого трудно даже перечислить. Десятая книга (одна из труднейших) посвящена учению об иррациональных числах, одиннадцатая — о плоскостях и прямых в пространстве, двенадцатая — об определении объемов пирамиды, призмы, конуса, цилиндра и шара. Последняя, тринадцатая книга рассматривает правильные многогранники — тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, куб и додекаэдр, а также содержит важное замечание, что других правильных тел не существует. Из других сочинений Е. до нас дошло полностью только сочинение под названием «Данные». Оно содержит указания о связи разных величин и фигур между собой, проявляющейся в том, что если одни из них даны, то будут определены и другие. В неполном виде до нас дошли: сочинение о делении фигур, астрономическое сочинение «Явления» и «Оптика».

Евпраксия-Зоя (1107-114?)

 

Словарь имен. Буква Е

 

Вторая дочь Мстислава Мономаха, киевского князя, сына знаменитого Владимира Мономаха и Христины Шведской. С детских лет Е. проявляла интерес к медицине, изучала целебные свойства трав, умела приготовлять из них многие лекарства. Среди ее пациентов были и люди именитые и простые крестьяне. Очевидно, что Е. им успешно помогала. По традиции того времени она очень рано, в пятнадцать лет, была выдана замуж за старшего племянника византийского императора Алексея Комнина и при коронации ей было дано имя Зоя, которое означает «жизнь»; византийский двор надеялся, что русская княжна даст вскоре жизнь наследнику. Но детей у Е. долго не было.

 

Словарь имен. Буква Е

 

Многие годы она провела в обществе образованной принцессы Анны Комнин, известной византийской хронистки, написавшей биографию своего отца, а также севастокриториссы (придворная должность) Ирины, которая покровительствовала ученым и особенно интересовалась историей. Не без их помощи Е. овладела греческим языком и серьезно изучала труды Галена и Гиппократа.

В 1129 г. у Е. родилась дочь. Вскоре муж Е. умер, а императором византийским стал его брат Мануил. Е. долго носила траур и, по мнению придворных, все более походила на монахиню.

Е. свои знания по медицине обобщила в написанном по-гречески трактате «Алима» («Мази»). Этот интересный труд дошел до нас в неполном виде и хранится в библиотеке Медичи во Флоренции.

Трактат состоит из пяти частей, в которых рассматриваются общие вопросы гигиены, содержатся краткие сведения по микропедиатрии, дерматологии, внутренним болезням. В первой части, посвященной размышлениям об общей гигиене человека, есть зачатки средневекового учения о темпераментах: сангвинистическом, холерическом, флегматическом, меланхолическом. Вторая часть трактата посвящена гигиене брака, беременности и новорожденного, третья — гигиене питания. Интересно, что все пищевые продукты, как и в тибетской медицине, делятся здесь на две группы: имеющие «холодные» свойства (миртовое масло и т.п.) и «теплые» (вино, мед, мясо и т.п.). Здесь же приводятся рецепты диетического питания. Четвертая часть — «Наружные болезни» — содержит рекомендации по натиранию мазями при «парше», болезнях зубов, кожи. В пятой части излагаются некоторые приемы массажа при сердечных и желудочных болезнях. Известный русский историк Х.М.Лопарев, разыскавший трактат, писал: «Для своего времени он имел важное значение, — это доказывает факт пользования им со стороны греческих медиков, которые ставили Е.-Зою рядом с другими врачебными знаменитостями».

Еврипид (480-406 до н.э.)

Один из трех великих классических греческих трагедийных поэтов. Им поставлено 22 тетралогии. Сохранилось 17 трагедий и сатирическая драма «Киклоп». Е. по Аристотелю, «наиболее трагический поэт». Он первым стал изображать героев с присущими смертным недостатками и достоинствами, с их увлечениями, горестями, страданиями и страстями, толкавшими их порой и на преступления. В этом отношении Е. явился родоначальником психологической драмы, далеким предтечей Шекспира. Необыкновенно широк круг интересов Е. Он был очень образованным человеком и современником того исключительно бурного периода в умственной жизни античных греков, который связан с деятельностью софистов. Не было такого вопроса, из числа выдвинутых этими весьма различными по своим воззрениям мыслителями, какой бы не нашел прямого или косвенного отражения в произведениях Е.

Это и вопрос об отношении к традиционной религии, мифологии и тем силам, которые управляют миром, и вопрос о так называемом естественном праве, противопоставляемом законодательной деятельности государства, и вопрос о познавательной деятельности человека и тех моральных критериях, какие должны определять человеческое поведение, это и вопросы политические. Однако в центре внимания Е. стоял человек, страдания души человеческой. Язык Е. близок к разговорному, используемому в народе, его драмы отличают богатые словесные оттенки. Творческий метод Е. имел множество великих последователей, как в античной древности, так и в поздние эпохи.

Екатерина Сиенская (1347-1380)

Святая католической церкви, дочь сиенского красильщика. С ранних лет обнаружила высокую религиозность и уже в 15 лет вступает в орден св. Доминика. Этой скромной девушке принадлежит выдающееся место в истории XIV века. В то время, когда стремление к аскетизму начинает угасать в Италии, а житейские интересы и светский образ жизни одерживают победу, полуграмотная и болезненная девушка из Сиены становится хранителем забытого идеала. В ее душе этот идеал разгорался великим пламенем, и воодушевленная им Е. становится учителем не только своего окружения, но советником царей и наставником пап. Е. выступает с 1337 г. в роли умиротворительницы враждующих знатных родов Тосканы, едет в Авиньон, чтобы примирить папу Григория XI с Флоренцией, горячо ратует за переезд папы из Авиньона в Рим.

Ярко высвечивается духовное родство между Е. и Франциском Ассизким. В основании этого родства лежит идея следования за Христом в том нравственном смысле, как его понимал Франциск. Духовная деятельность Е. выражалась в беспредельном сострадании к ранам и страданиям Иисуса, в благодарности и покорности Его велениям, постоянном личном общении с Ним посредством молитвы, видений и откровений, и в проявлениях любви, доведенной до высшей степени, на которую способна пламенная и благородная до самозабвения душа.

Жизнь Е. состояла из подвигов любви ко всему живому, благотворительности, самопожертвования, аскетического самоистязания и высших экстазов. В своем, продиктованном экстазе-диалоге с Богом Отцом, Е. настаивает на необходимости воодушевленной «молитвы сердца» (не нуждающейся в словесном выражении), в противоположность молитве внешней и словесной. Для Е. интерес земного отечества совпадал с торжеством Небесного Царства и божественной правды, и потому силу земного меча она хотела победить силой любви и вечной истины. Ее жизнь знаменует нравственное торжество аскетического начала и вместе с тем поворот в аскетизме к лучшему принципу, принципу любви.

Елизавета Федоровна Романова (1864—1918)

Родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Еще одна дочь этой четы — Алиса стала впоследствии Российской Императрицей Александрой Федоровной.

Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому распорядку, установленному матерью. Все знавшие Е. с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии она сама, на нее еще в ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги Елизаветы Тюрингской, католической святой, жившей в эпоху Крестовых походов и в честь которой она носила свое имя.

На двадцатом году жизни Е. становится невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат с сестрой, так как каждый из них ранее, еще до встречи, дал обет безбрачия.

В 1891 году Е.Ф. принимает православие, в том же году она пишет отцу: «Ты говоришь... что внешний облик церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня и не богослужение — но основа веры. Внешние признаки только напоминают мне о внутреннем...» Тогда же Сергей Александрович был назначен Московским генерал-губернатором, и Е.Ф. должна была исполнять как супруга множество официальных обязанностей. Москва скоро оценила ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей и везде стремилась облегчить страдания людей, улучшить условия жизни.

С началом Русско-японской войны Е.Ф. занимается организацией помощи фронту. Одним из замечательных ее начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились за швейными машинами и рабочими столами. Огромные пожертвования поступали со всей Москвы и из провинции. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот. В 1904 г. боевая организация эсеров приговаривает С.А.Романова к смерти и, вскоре после его отставки, приговор был приведен в исполнение террористом Иваном Каляевым. На третий день после смерти мужа Е.Ф. посещает арестованного убийцу, после разговора с ним, выходя из тюрьмы она сказала: «Моя попытка оказалась безуспешной, хотя, кто знает, возможно, в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается». Великая княгиня просила Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.

С момента кончины супруга, в течение нескольких лет, Е.Ф. не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Часть своих драгоценностей она отдает казне, остальное решает употребить на постройку обители милосердия, которую в скором времени и основывает. В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. При ней находились не только два храма, но больница, аптека, амбулатория для приходящих больных, классы школы для девочек и библиотека. День в обители начинался в 6 часов утра и заканчивался поздно вечером. В больнице Е.Ф. брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, находила слова утешения, стремилась облегчить страдания больных. Когда больной метался и нуждался в помощи, она просиживала у его постели до рассвета. Многие говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала переносить боль. Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной, моральной помощи. Обитель получала до 12 000 самых разнообразных прошений в год, многие из которых удовлетворялись.

В 1916 г Е.Ф. делала несколько безуспешных попыток предупредить сестру императрицу о необходимости отстранить от себя Г.Распутина и о надвигающихся грозных событиях. Знаменательны ее слова: «Помни судьбу Людовика XVI». Уже в первые месяцы после революции ненависть разъяренных толп и революционных властей к обители и ее настоятельнице начинает проявляться. Несколько раз погромщики угрожали расправой, но всякий раз отступали перед хрупкой, но мужественной женщиной. Никакого озлобления или осуждения у нее не было против безумств толпы, своим близким она говорила: «Народ — дитя, он не повинен в происходящем... он введен в заблуждение врагами России».

В апреле 1918 г. Е.Ф. была арестована как член императорского дома и вывезена из Москвы. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении, в школе, на окраине г.Алапаевска вместе с преданной инокиней Варварой и несколькими родственниками Романовых. 5A8) июля все они были жестоко казнены. Известна последняя молитва Е.Ф.: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают».

Драгоценно воспоминание о великой княгине митрополита Анастасия, лично ее знавшего: «Не будучи монахинею в собственном смысле этого слова, она лучше каждой инокини блюла великий завет святого Нила Синайского: «блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога». В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил великую княгиню Е.Ф. и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России.

Ефремов Иван Антонович (1907-1972)

Русский писатель, палеонтолог, основатель тафономии — раздела палеонтологии о закономерности образования местонахождений ископаемых остатков. Руководил несколькими экспедициями в районе Гоби в 1946 — 49 годах.

Е. автор сборников научно-фантастических и приключенческих новелл: «Встреча над Тураскаророй» (1944); «Белый рог» (1945); исторических повестей «На краю Ойкумены» (1949), «Путешествие Баурджеда» (1953); философского, фантастического романа «Туманность Андромеды» (1957), а также романов «Лезвие бритвы» (1963), «Час быка» (1969) и «Таис Афинская» (1971).

Е. является одним из первых советских писателей, не только вдохновлявшихся высоким Учением Живой Этики, но и стремившихся прилагать его в своей жизни. Герои романов Е. — Таис и Эрис «Таис Афинской», Иван Гирин и Сима, Даямар Рамамурти и Тилоттама в «Лезвии бритвы», Веда Конг и Дар Ветер, Чара Нанди и Мвен Мае — в «Туманности Андромеды» — это люди поиска и светлого нравственного потенциала, непримиримые борцы со злом во имя Добра, Истины и Красоты. Венчают эту восходящую спираль героев Е. образы новых людей Земли Эры Встретившихся Рук из романа «Час быка», принесших своим задыхающимся в аду бесправия братьям по разуму все безграничное космическое знание и самоотверженную помощь Земли.

Лирический герой Е. — человек, прочно стоящий на Земле, чувствующий и осознающий свою неразрывную связь с ней и свою ответственность за нее.

Книги Е., переведенные на многие языки, одни из немногих сегодня, выражают предчувствие и даже реальное видение будущего человечества.

 

Словарь имен составили Н.М.Смирнов, Н.А.Тоотс

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: