Солнечный дар Виктории Григорьевой
Идея нации есть не то, что она сама о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
Вл.Соловьёв
На втором этаже музея Ч.Дарвина осенью 2011 года проходила выставка картин Виктории Григорьевой. Цикл за циклом. Начиная с птиц, водопадов, зверушек. Народу собиралось много. Интерес был большой. Если было бы светлее, некоторые разглядели бы блеск перьев, услышали голоса птиц, или как ёжик перебирается по мху, или коты умиляются. В этом тайна её искусства. Тайна или дыхание её души. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3, 8). Священник, посмотрев картины Виктории, сказал, что от них исходит целительная сила, они приобщают человека к Духу. Когда нехорошо на душе, начинаешь всматриваться в её картины, и плохое настроение проходит. Но от чего это? Не потому ли, что Бог думает о ней в вечности? Вопреки тезису Р.Декарта: «Мыслю, значит, существую», – Вл.Соловьёв скажет: «…я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно, – я стыжусь своей животности, следовательно, я ещё существую как человек» («Оправдание добра»). В этом суть. Полупрозрачная стена разделяла два взгляда: один сосредоточен на себе, другой на мире вокруг. Можно вспомнить книгу «Взаимная помощь как фактор эволюции» (Лондон, 1902) князя П.А.Кропоткина. Духовная философия России противостояла рационализму европейцев.
Но как получилось, что ребёнок, отрезанный от явленного мира, отразил русский стиль мышления? Не потому ли, что есть вечная Истина, и она даёт о себе знать – для одних ярко, для других тускло. Но Она есть, и никуда от неё, Слава Богу, не денешься.
Виктория родилась 7 декабря 1981 года, в день Святой Екатерины. Имя – символ жизни. Доброта, но не в обычном смысле, – красива во всём, и мыслила как-то глубинно. Ощущала душу вещей, узнавала, где что-то притаилось. Когда кто-то не мог найти нужную вещь, она ему указывала. Бабушка Таня привезла ей из Японии редкостные вещи. На следующий день девочка отнесла их в садик и раздала детям. На дачу приползла собака. Видимо, попала под косилку. Откуда восьмилетнему ребёнку знать о целебных свойствах трав? Вылечила, главным образом – ласкала, гладила, что-то нашёптывала. Уникальное создание! Баба Оля называла её «Ангелом». Но непросто Ангелу в нашей человеческой среде: нет взлёта.
Виктория Григорьева
Жили летом у бабы Оли, под Рязанью. Вместе переплывали реку, много бродили. Но играть Виктория любила одна. Сидит себе на берегу, и строит из песка домик, и что-то приговаривает. Совсем как в наши дни трёхлетняя племянница Лия. Такое же погружение в игру, рассуждает с мышатами или кто-то там ещё подберётся. И никого не слышит. Гены. Никуда от них не денешься. И, может быть, хорошо, что не денешься. Виктория не плакала. Не было повода.
Осенью, когда ей исполнилось 7 лет, бабушка отвела её в английскую школу. Там ей устроили экзамен и взяли с удовольствием. Всё шло хорошо, пока год спустя учительница не поговорила с ней резко. С тех пор она замолчала. Никакой жалобы или недовольства, просто молчала. Когда летом выехали на дачу, простудилась. Мама Лариса увезла её в Москву. Болезнь обострилась. Врач, заподозрив воспаление лёгких, сделал ей 40 уколов антибиотиков и тем осложнил положение. С тех пор стала волочить ножки.
В 1991 году папа Олег1, отец семейства, переехал с семьёй в Америку. Диагноза точного у Виктории не было, но снимок показывал нарушение мозжечка. И в Америке всё поначалу было в порядке. Приезжала бабушка Таня, они плавали в бассейне, ходили в лес собирать грибы. По ночам Вика перебиралась в бабушкину постель, и они читали Библейские сказания для детей. Она внимательно слушала и кое-что запоминала. Знала хорошо английский, разбиралась в компьютере, помогала другим детям решать задачи. Со школой не было проблем, но внутреннее состояние ухудшалось. В 1997 году вернулась в Москву уже в коляске, в полной неподвижности. Перестала говорить. К кому только ни обращались родители, лечилась Вика и у Дикуля. Приезжали врачи из «Аюрведы». Положение не менялось. И в Америке, и в России не могли помочь. Но может быть, проблема в чём-то другом?
Первая выставка картин называлась «Радость жизни» (2001 г.). Появилось два превосходных отзыва с иллюстрациями: у Аллы Симоновой «Преодоление» («Московская правда», 7 марта 2001 г.) и у Марии Бодровой «Солнечный дар Вики Григорьевой» (ж. «Планета КРАСОТА» № 3–4, 2001). Оба автора говорили о высокой любви, о большой энергии Добра, которые дарят картины Виктории. Той Любви, без которой немыслима жизнь человеческая в будущем.
В.Григорьева. Ты опустила глаза – солнца луч
Почти десять выставок юной художницы прошли в США, на Кипре. Получила 13 дипломов, в Твери, в Великом Новгороде. И опять гены! Её прапрадед, Антон Фёдорович Колоколов, был избран Почётным гражданином Новгорода за духовную деятельность, получил несколько орденов, возведён в дворянство.
Учитель Вики – художник Божьей милостью – Владимир Николаевич Богачёв. И опять фамилия – знак судьбы (главный художник Гуманитарного центра «Преодоление» им. Н.А.Островского). Он «обогащает» тех, кто может говорить лишь картинами. Он организовал выставки тех, кто преодолел свой недуг, чтобы пробудить внутреннее чувство в людях. И какими глазами смотрели зрители на эти картины! Художник работает с Викой раз в неделю. Беспомощные руки, глаза полузакрытые, отсутствующее лицо. Но происходит чудо: из смешанных красок, откуда-то изнутри является Образ, и всё начинает оживать. Появляется вдруг лик «Русской мадонны», и глаз оторвать невозможно, столько в ней тайны и простоты. Или Олень, что висит в бабушкиной комнате, с плачущими глазами. Боль, не за себя, а за всех. Они напоминают Викины слёзы. Смотреть больно: сколько в них жалости к погибающему миру. И вместе – ощущение Божественной Истины.
В.Григорьева. Оленёнок
Всё связано в этом мире: в одном месте тронешь, в другом отзовётся. Нет Сострадания без Любви, и нет Любви без Сострадания. Эта Любовь дремлет в каждом, но пробуждается в том, кто охраняет Жизнь. И происходит чудо. Немощные пальцы начинают двигаться, и является картина более реальная, чем в жизни. Её вещи живут, потому что на них её Душа. Вникните в древний храм в тени деревьев, или вглядитесь в бутон, из которого вот-вот родится цветок. Каждый образ, каждый миг Природы извечен. Пробуждается память, память Бога, всё обретает свою внутреннюю Красоту. Бог не знает однообразия. И человек, проснувшийся, готов увидеть это.
Но почему так мало великих умов заглядывали вовнутрь, как это делал немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835). Не так просто ему было доказывать: «В индивидуальности заключена вся тайна бытия». И позже: «Мы должны найти правильное понятие Единства, в котором снимается всякая противоположность единства и множества». Единичное и есть Единое: в миге заключено всё время; в зерне – Вселенная. И дети-ангелы видят это в нашем мире, чтобы не рухнул он в потопе цивилизации.
В.Григорьева. Безмятежность бытия
В.Григорьева. Бело-рубиновая икебана
В.Григорьева. Горбатый мост
В.Григорьева. Уплывая в прошлое
В.Григорьева. Ель на фоне закатного солнца
В.Григорьева. Весенний букет
В.Григорьева. Папин завтрак
В.Григорьева. Стеклянные рыбы
- Ваши рецензии