warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В статье научного сотрудника Института общей физики РАН Сергея Кировича БОРИСОВА используются исследования американского розенкрейцера Макса Генделя и христианского пантеиста П.Тейяр де Шардена как связующее звено между теософской доктриной и ноосферной идеологией. Не являясь сторонником Е.П.Блаватской, храня верность братству Креста и Розы, Гендель, тем не менее, выступил как один из самых глубоких и тонких комментаторов теософского учения и явился одним из немногих, кто внёс реальный вклад в его развитие. Предложенная им схема устройства Космоса расширяет теософскую схему от масштабов Солнечной системы до пределов Вселенной, наблюдаемой в современной астрономии, и позволяет теософии продвинуться в решении поставленной ею задачи синтеза научных и эзотерических представлений1.

Космические циклы и эволюция

...Даже греко и римско-католические христиане поступают мудрее, веруя... в Ангелов, Архангелов, Архонтов, Серафимов и Утренних Звёзд... в Правителей Космическими Стихиями, нежели наука, совершенно отвергающая их и рекомендующая свои механические силы. Ибо эти силы часто действуют с большею, нежели человеческой, разумностью и соответствием. Тем не менее, эта разумность отрицается и приписывается слепой случайности.

Е.П.Блаватская [4], с. 755

Наука утверждает, что физические силы ею уже познаны, и задаёт законный вопрос всем, кто привержен эзотерике: где они видят место своему знанию в рамках известного науке? Отвечая на этот вопрос, заметим, что научное знание построено на основе, не так уж отличающейся от эзотерики. Наука выросла на тех же метафизических предпосылках, на которых строилась герметическая философия, а также на базе христианской теологии, то есть религиозной философии [1]. Существенным расхождением же является то, что эзотерика центрирована на человеке и его внутренних силах, а наука старается вывести человека за рамки познаваемого мира, сделать его отстранённым наблюдателем (подобным христианскому Богу) действующих в природе внешних сил, старается познать вещи, как они есть «сами по себе», независимо от человека. Эзотерика же, и особенно религия (антропоморфный образ мира), стремится понять Космос через человека.

Показателен в этом отношении пример астрологии и астрономии. Интерес к звёздам древнего человека понятен и по-своему корыстен. Эзотерическая часть этого знания говорила о связи звёзд с судьбой родившихся под ними людей. Но когда нарождающейся науке (Н.Коперник, Дж.Бруно) стало ясно, что человек — пылинка в необъятной Вселенной вместе с тем «комком грязи» [2], на котором он живёт, Б.Паскаль высказал чисто человеческую тоску о бессмысленности существования на фоне этих необъятных и равнодушных к человеку пространств [3]. Их научное познание, казалось бы, дальше всего от «тепла» эзотерического знания и представлений о духовности в религиях. Тем не менее, именно восхищённое созерцание звёздного неба и далёкое от всякой человеческой корысти изучение объектов в астрономии и астрофизике связано с самыми возвышенными порывами человеческой души, на что неоднократно обращали внимание мыслители самых разных духовных ориентаций.

Поскольку само возникновение западной науки происходило в лоне христианской теологии и неотделимо от деятельности францисканского, иезуитского и других монашеских орденов, формирование норм экспериментального исследования складывалось в ходе астрологических (астрономия), алхимических (химия, медицина и, поначалу, неотделимая от медицины физика) и спиритуалистических (медицина, электричество и магнетизм как предмет будущей физики) опытов. В рамках этой программы ведут работу розенкрейцеры, сформулировавшие свою задачу как синтез науки, искусства и религии на основе христианства ещё при своём возникновении в XIII веке. Решает те же задачи и теософия, традиционно придерживающаяся восточных систем космологии и космогенеза. Она обнаруживает тесную связь с движением розенкрейцеров. Известны слова Учителей К.Х. и М., соавторов теософии, возникшей в трудах Е.П.Блаватской [4], о том, что программа розенкрейцеров в рамках христианства является наиболее близким к теософии направлением западной мысли [2].

 

Космические циклы и эволюция

Диаграмма 1 (из книги М.Генделя)2

 

Первой формулировкой научного метода мы обязаны францисканцу Р.Бэкону (XIII век), а развитию этого, названного индуктивным, метода в рамках философии, базирующейся на христианской теологии, — работам Ф.Бэкона и Р.Декарта (XVII век).

Размежеванию науки с теологической основой было положено начало в середине XVII века в знаменитых «Письмах к иезуитам» Б.Паскаля, который дал первые блестящие образцы экспериментального метода, использующего математический подход при обработке результатов эксперимента. Однако сам Паскаль отдал предпочтение религии, присоединившись к янсенистскому движению внутри христианства, относившему научные занятия к «похотям разума» [3]. Развитие экспериментально-математического естествознания в XVII (Галилей, Кеплер, Ньютон, Дальтон) и XVIII (Бернулли, Эйлер, Мопертюи, Лагранж) веках происходило в рамках христианской религиозной позиции (яркие представители — Ньютон и Эйлер) с одновременной активной разработкой основ повой философии (Декарт, Гоббс, Локк и Лейбниц). Лучше всего позицию учёных XVIII века выразил первооснователь вариационных принципов физики Мопертюи: законы науки — это христианские догматы в области природы [6].

К концу XVIII века ситуация резко изменилась, и такие выдающиеся учёные, как д'Аламбер и Лаплас, открыто провозгласили об отделении науки от религии. Была выдвинута сугубо научная программа изучения природы, поставившая своей целью свести все её феномены, в том числе феномены жизни и сознания, к сочетаниям модификаций вещества, скреплённого физическими силами (в варианте Лапласа — силами тяготения, распространёнными на область «молекулярных явлений»). Бурное развитие экспериментального и теоретического естествознания в XVIII — XIX веках привело к окончательному размежеванию астрологии — с астрономией (Лаплас «Небесная механика»), алхимии — с химией (Лавуазье) и спиритуализма  — с электричеством и магнетизмом (Ампер, Фарадей).

Программа розенкрейцеров о едином научном и религиозном знании стала восприниматься наукой  как анахронизм. Это исторически совпало с началом разделения самих наук на основе предметов их  изучения, то есть с процессом их дифференциации. Вопрос о едином знании, если и не был снят теоретически, то отвергался самим ростом экспериментального материала и обилием схем его теоретического осмысления (и это был вполне закономерный процесс. — Ред.).

С самого возникновения науки естествоиспытателями предполагалось, как само собой разумеющееся, что физика, которая занимается наиболее общими и фундаментальными законами природы, отвечает за единство всего естествознания в целом. Поэтому физическая картина мира считалась и считается до сих пор той естественной базой, на основе которой строятся картины мира всеми остальными науками. Эта точка зрения упрочилась в XX веке, когда квантовая механика обеспечила естественную основу для рассмотрения химических явлений, а один из её создателей Э.Шредингер сформулировал притязания физиков в области биологии в своей знаменитой работе «Жизнь с точки зрения физики». После появления этой книги очень многие физики перенесли интересы и методы исследования в область биологии, где к тому времени уже возникла генетика, что в итоге фантастически быстро привело к возникновению молекулярной биологии и её последующему бурному развитию во второй половине XX века.

Всё в том же XX веке родилась и ещё одна физическая теория, по поводу которой весь век не утихали споры. Это — частная и общая теория относительности, изменившая взгляды на механику масс с электрическими зарядами, на свет, на пространство и время, на гравитационное взаимодействие. Можно по-разному смотреть на метафизические предпосылки этой теории, на далёкий от наглядности её математический символизм, на категоричность выводов в отношении эфира, скорости распространения взаимодействий, одновременности. Но то, что она расширила горизонт нашего мировоззрения, как в область микроявлений, так и в область мегамира, — факт исторический.

В настоящем исследовании нас интересуют только те изменения физической картины мира, внесённые теорией относительности, которые касаются взглядов на эволюцию Вселенной. Следствием построенных на основе общей теории относительности уравнений Эйнштейна для гравитационных сил стало развитие Вселенной как целого, самих пространства-времени и материи, которые привели к теории Большого Взрыва, и эта теория послужила основой единого взгляда на целый ряд разрозненных экспериментальных данных астрофизики [7]; в результате, эволюционная теория проникла во все науки. До этого эволюция в науке рассматривалась только геологией и биологией. Начиная с работ В.И.Вернадского и П. Тейяр де Шардена, на основе именно эволюционных теорий, разрабатывается связующая разные научные дисциплины ноосферная идеология, получившая «второе дыхание» с возникновением синергетики, эволюция в астрофизике органично вписывается в ноосферную идеологию, развиваемую в настоящее время в рамках синергетики последователями Н.Н.Моисеева [8].

Чтобы сформулировать специфику подхода к эволюции природы и человека в теософии и эзотерике в целом, расценивающей научную методологию в качестве весьма специального частного случая собственного подхода [2], [4], [9], сравним эзотерическую космологию и космогонию с теоретическими представлениями современной физики об эволюции Вселенной.

В качестве системы взглядов, представляющих позицию розенкрейцеров, мы будем рассматривать работу М.Генделя «Космогонические концепции розенкрейцеров» [10].

Согласно Максу Генделю, Космос состоит из слоёв, иерархия которых изображается на диаграммах снизу вверх и называется традиционным для христианства термином — «лестница Иакова». Каждый расположенный выше слой является вместилищем для всех ниже расположенных и не только охватывает их собой, но и проникает собой каждую их точку. Однако корреспондирует он лишь с ближайшим к нему слоем. Каждый из слоёв делится на два подслоя — верхний и нижний; нижний называется веществом, а верхний — эфиром. Связь слоёв осуществляется через «отражение» вещества верхнего слоя в эфире нижнего. Внутри каждого эфир омывает и проницает вещество в соответствии с общей логикой верх—низ. Слои всего Космоса как целого тоже включают две группы — космические планы и космические миры. Последние являются подразделениями самого нижнего космического плана — плана вещества. Каждый из слоёв вещества этой иерархии пересекает наш трёхмерный мир по некоторому шару, сфера которого очерчивает вполне определённый объём видимого Космоса. Первый из планов очерчивает Галактику, а последний из миров, который корреспондирует с первым из планов, очерчивает нашу Солнечную систему. Первый, самый нижний план, населён звёздными гениями — духами звёздных (планетных. — Ред.) систем нашей Галактики, среди которых конечно есть и наш, «солнечный», гений. Именно он и отражается в эфире последнего, самого верхнего мира и является тем, кого мы называем Богом.

В этой системе вложенных сфер нетрудно узнать и «идеальные сферы» Платона, и «сферы совершенства» христианской теологии, которые поэтически описаны в каноническом для христианства произведении Данте, и «ноосферы» Тейяра де Шардена [11]. Такая же конструкция описывается в «Письмах к Синнетту», а затем и в «Эзотерическом буддизме» самого Синнетта [12]. Дело в том, что буддизм и йога следуют философской системе санкхьи. Санкхьяики делят мироздание на слои по степени грубости и тонкости. Всю эту иерархию тонких материй («тан-матр») венчает непроявленный Абсолют («Пуруша»), то есть «чистый дух» в западной терминологии. Так же поступает и Гендель. Он различает слои по плотности и увенчивает их Абсолютом (то, что лежит выше самого верхнего из космических планов, а значит то единство, которое объемлет и проницает собой весь Космос, все его планы и миры). Таким образом, мы видим, что отличие в схемах чисто терминологическое. Более того, Гендель принимает семеричные подразделения, как это характерно именно для индийских систем, а не девятеричные, типичные для европейской каббалистики, а значит для большинства западных эзотерических школ (сравнение этих подходов см. в [9], аркан 13).

Перейдём к краткой характеристике числовых разложений в генделевской космологии (диагр. 1). Генделевское мироздание состоит из семи космических планов. Каждый из них разделён на семь миров, однако, подробно рассматриваются только миры нижнего космического плана, которые Гендель называет «космическими мирами». Иерархия слоёв выстроена Генделем по фрактальному, как теперь говорят, принципу, и так — во всём эзотерическом знании. Блаватская называет такой принцип «призматическими делениями» [4] по аналогии с делением солнечного луча после прохождения через призму на семь лучей разного цвета (ньютоновская теория цвета). Из теории цвета следует, что любой цвет может быть получен смешением трёх основных цветов (это установил Дж.Максвелл — создатель современной электромагнитной теории), что отражено у Генделя в делениях слоёв на семь слоёв следующего уровня иерархии по схеме 7 = 3+4, где три задающих цвета призматического деления отвечают трём родам вещества, а четыре зависимых цвета — четырём родам эфира. Блаватская в «Тайной Доктрине» использует обратный порядок разложения (7 = 4+3), где «квадрат» (4) относится к материи, а «треугольник» (3) — к духу. Такая разница в каббалистических разложениях числа семь у Блаватской и у Генделя объясняется тем, что Гендель уделяет особое внимание материи [9], аркан 7, смотрит из материи на дух (а не из духа на материю, как делает Блаватская), что отвечает естественно-научному акценту в его рассмотрении Природы.

 

Космические циклы и эволюция

Таблица (из книги М.Генделя)

 

Применительно к планам и мирам генделевской космологии фрактальность означает, что три нижних космических плана являются планами вещества, а четыре верхних — планами эфира. Каждый план (как план вещества, так и план эфира) поделён по тому же принципу на слои вещества и эфира, но уже другого уровня иерархии. Так, нижний план (седьмой космический план на диагр. 1) — план вещества, делится на три мира вещества и четыре мира эфира. А нижний, физический, мир, мир вещества, опять подразделяется на три слоя вещества и четыре слоя эфира следующего, ещё менее масштабного, уровня иерархии (см. табл.).

Верхний эфир каждого слоя корреспондирует с первым объемлющим его слоем через нижнее вещество этого слоя. Космогенез рассматривается Генделем, как и Блаватской, лишь для Солнечной системы, то есть для миров. Три верхних мира Гендель относит к Духу, три нижних — к Материи, а самый нижний эфирный слой, который оказывается в середине схемы, отражает Дух в Теле Космоса (см. табл.).

Остановимся на том, каким образом развилась в Космосе подобная структура. Именно в космогенезе, описывающем процесс развития, заключено отличие теософии от религиозной космологии, но именно ряд важных положений космогенеза объединяет теософию с наукой. Как и в теософских первоисточниках [2], [4], космогенез у Генделя состоит из Периодов (диагр. 2), а каждый Период — из космических Дней и космических Ночей. Каждый космический День (Манвантара — по теософской традиции) делится на инволюцию (нисхождение Духа в Материю — в Тело Космоса), эпигенез (обретение Духом, воплощённым в Тело, свободы от Тела) и эволюцию (восхождение Тела обратно в Дух). Под влиянием нижнего из космических планов самый верхний из миров подразделяется на духов нашей звёздной (Солнечной. — Ред.) системы, которые и являются исходной причиной развития по кругам космических циклов и начинают формировать себе всё более плотные тела и опускаться, таким образом, в нижерасположенные миры. Это движение инволюции в каждом из циклов оканчивается в последнем из слоёв вещества. Здесь движение приостанавливается для обретения телесно воплощёнными существами свободы, а значит — сознания и самостоятельности. И это обретённое сознание, утончаясь, меняет свою плотность и таким образом возвращается в верхний из эфирных слоёв в обратном эволюционном движении (диагр. 3). Причём модифицирует его так, чтобы сделать возможным инволюционный спуск в ниже расположенные слои вещества. Сама модификация происходит во время космической Ночи (Пралайи — в теософской традиции), наступающей с окончанием эволюционного движения. Все подразделения периодов и циклов, как и подразделения планов и миров, Гендель по-прежнему рассматривает «по семёркам». Однако, стоит заметить, что конкретные числа, касающиеся подразделения единств на множества и периодов развития на циклы, всегда считались сокровенным знанием и тщательно скрывались от посторонних [2]. Все эти повторяющиеся по той же логике нисхождения и восхождения, заканчиваются нисхождением в самый нижний и самый плотный из слоёв вещества (см. диагр. 2), где идёт развитие сознания человека (как мы знаем его сейчас) и начинается его обратное эволюционное восхождение в менее плотные миры. Первый период, в соответствии с западной эзотерической традицией, Гендель именует Периодом Сатурна (см. диагр. 3), а тот, который проходим мы в настоящее время, — Периодом Земли. Интересно, что инволюционную и эволюционную ветвь этого Периода Гендель называет именами Марса и Меркурия, то есть тех планет, которые отмечают вехи текущего момента эволюции согласно теософскому знанию [2], [3].

 

Космические циклы и эволюция

Диаграмма 2 (из книги М.Генделя)

 

Период Земли отвечает настоящей стадии развития материальной Вселенной. Сознание человека, по мере его развития и вытекающей отсюда ответственности и дисциплины, начинает рефлексивно различать всё менее и менее плотные миры и отождествляет материю этих миров с субстанцией собственных страстей, чувств, мыслей, идей и т.д., составляя себе таким образом представление о том, куда ему придётся возвращаться по эволюционной дуге. В соответствии с этой чисто человеческой рефлексией Гендель именует миры в восходящем порядке следующим образом: химический слой физического мира, эфирный слой физического мира (прана и акаша), мир желаний (кама), мир конкретной и мир абстрактной мысли (нижний и верхний Манас), и, наконец, миры Жизненного Духа (Буддхи) и Божественного Духа (Атма). Мир конкретной мысли (нижний манас), куда приводит самый первый цикл нисхождения, Гендель называет Разумом. Самый же последний цикл, который мы проходим в настоящий момент, имеет Разум в качестве своей высшей точки.

В выше приведённых скобках указаны названия принципов макрокосма, которые использованы Е.П.Блаватской в «Тайной Доктрине», а вслед за ней и во всей теософской традиции. Нетрудно заметить полное соответствие этих схем. Гендель в анализируемой нами книге [10] (т. II, с.37—38) явно ссылается на «такие ценные работы по эзотерическому знанию, как "Тайная Доктрина" Е.П.Блаватской и "Эзотерический Буддизм" А.П.Синнетта, представляющие широкой публике учения Восточной Мудрости». У Генделя мир конкретной мысли, или нижний манас, — это мир вещества, а мир абстрактной мысли, или верхний Манас, — мир эфира, духа, или чистой субъективности. Слои Высшей Объективности, или три нижних космических плана, корреспондируют со слоями нижней объективности, или тремя нижними мирами, через четыре слоя субъективности, или четыре слоя эфира. Если говорить о пространственных масштабах, мир абстрактной мысли (верхний Манас) — это первый сверху слой, который «обслуживает» только нашу Землю из всех планет Солнечной системы, а миры Жизненного и Божественного Духа (Буддхи и Атма) по масштабу относятся к Солнечной системе в целом (см. диагр. 2).

Четвёртый эфир занимает во всех фрактальных подразделениях Генделя особое место — как посредник между соседними уровнями иерархии. Это касается и «предатмического» мира девственных духов (второй мир на диагр. 1), при разделении нижнего плана на миры. Девственные духи определяют эволюцию Солнечной системы, но не участвуют в ней, а поэтому соответствуют указываемому Блаватской «кругу Не Преступи» [4]. Такое же выделенное положение занимает и четвёртый слой эфира физического мира, который отвечает за Память Природы (см. табл.) и является проводником Разума в материю, то есть тем, благодаря чему тела живых организмов вообще способны вместить разум. Этот четвёртый эфир Генделя уместно соотнести с акашей, третьим принципом макрокосма в теософском знании [2].

Переходя к сопоставлению схем космогенеза в эзотеризме и эволюционных теорий в естественных науках, прежде всего необходимо отметить, что во всех эзотерических схемах эволюции человек (Гендель тут не исключение) проявляется на Земле раньше первого органического вещества. Так, Гендель, рассматривая первый цикл космогенеза (Период Сатурна), говорит об эволюционном восхождении человека из мира Разума к миру Божественного Духа (нижняя и верхняя точка того космического цикла, который отвечает этому Периоду).

Несмотря на то, что мир Божественного Духа пересекает видимую трёхмерную Вселенную по сфере, внутри которой заключено вещество Солнечной системы, остаётся совершенно неясным, какой стадии планетообразования из протосолнечной небулярной туманности отвечает завершение этой первой стадии развития человеческого духа. Гендель лишь делает пояснение, что нельзя соотносить названия циклов по планетам с самими, известными из астрономии, планетами, поскольку названия циклов связаны с астрологией в той её части, которая не совпадает с астрономией.

Вернёмся к принципиальному разногласию между эзотерикой и наукой. Если наука считает, что сознание не существовало до его пробуждения в нашем обезьяноподобном предке, и интересуется развитием вещества с самых первых моментов его появления и от этого момента строит космогенез, то эзотеризм считает сознание появившимся гораздо ранее и в основном интересуется только им. Нас же в данном изложении интересует космогенез всех видимых и невидимых подразделений Космоса с момента появления в нём вещества и по настоящее время и соотнесение эволюции (а возможно — и инволюции и эпигенеза) всех его слоёв по Генделю. В соответствии с этим мы вынуждены передвинуть начало отсчёта развития вверх по генделевской схеме, распространив наши интересы на неопределённый ряд космических планов. Космологическая схема Генделя, ориентирующаяся на западный менталитет и достижения науки первой половины XX века, позволяет это сделать, в отличие от теософских схем, которые ограничивают классификацию слоёв Космоса Солнечной системой. Гендель утверждает, что нижний космический план населён звёздными гениями (гениями планетных систем. — Ред.), а значит по нынешним представлениям отвечает организации нашей Галактики в её развитом, в смысле дифференциации на звёзды и планетные системы, состоянии.

Наблюдательная астрономия показывает нам, что удалённые галактики распределены в материальной Вселенной с вполне равномерной плотностью, хотя и есть основания выделить особенно плотные скопления и сверхскопления галактик, состоящих из нескольких десятков членов, что аналогично планетным системам вокруг звёзд; эти скопления некоторые авторы назвали «метагалактиками»3 [7]. Сейчас считается, что более крупных объединений в мегамире нет, и метагалактики равномерно распределены по пространству Вселенной, что даёт основание рассматривать крупномасштабную структуру мегамира как пустоту, заполненную «газом» метагалактик.

Если так и обстоит дело, то мы можем распространить наши интересы ещё на два плана генделевской схемы, пересекающиеся с нашим трёхмерным пространством по сферам, которые очерчивают, во-первых, галактики и, во-вторых, их скопления и сверхскопления — метагалактики. Всей Вселенной отвечает так называемый «горизонт событий»; он охватывает ту часть мегамира, из которой мы в принципе можем получать информацию с помощью электромагнитного излучения всех диапазонов длин волн4.

Если структура космических планов повторяет структуру космических миров (на которые разбит самый нижний космический план), то три снизу космических плана должны отвечать трём планам вещества; четыре же следующих за ними космических плана — планам эфира; а значит планами планетных систем, планами звёздных систем (галактик) и планами метагалактик должны ограничиваться подразделения уровней вещества в космических планах, и Гений нашей видимой Вселенной подводит Единство под всю совокупность планов и выводит нас на следующий по иерархии уровень Космоса, о котором ни наука, ни эзотерика в настоящее время не могут сказать ничего определённого, хотя вопрос о существовании вселенных, подобных нашей, активно обсуждается в настоящее время в научной литературе (в связи с наборами разных по величине констант фундаментальных взаимодействий в каждой из таких вселенных).

В теософии нет «планов», то есть слоёв материи и Духа, объективности и субъективности — более масштабных, чем Солнечная система, хотя Блаватская и говорит о трёх Логосах, но эти Логосы тоже, тем не менее, лежат в пределах того Космоса, телом которого является Солнечная система, поэтому схема Генделя предпочтительнее для сравнения с современным научным взглядом на Вселенную. Что касается пределов Солнечной системы, то есть нижнего космического плана (Абсолюта нашей Солнечной системы), разбитого на иерархию миров (иерархию субстанций этого Абсолюта), то Гендель выделяет для неё следующие фазы космогенеза (эти фазы он и называет вышеупомянутыми Периодами): Сатурн — формирование в материи протосолнечной небулы эфирных глобусов, прикреплённых к лайя-центрам будущих планет; Солнце — формирование отдельных планет и Солнца; Луна — развитие планетных геосфер; Земля — развитие жизни и разума на планетах.

Периоды Генделя отвечают «эволюции Глобусов» в теософском знании [2], [4]. Гендель разбивает периоды на циклы, обозначенные на диаграммах заглавными буквами от А до Ж (см. диагр. 2, 3). Им соответствуют в теософии так называемые «Большие Круги», пронумерованные цифрами от 1 до 7. Четвёртый Большой Круг земного глобуса отвечает развитию разумной жизни на Земле и подразделяется на Расы человечества (а Расы — на подрасы; все подразделения проводятся по семеричному принципу). Как хорошо известно последователям Блаватской, в настоящий момент космической эволюции мы проходим «Пятую Расу Четвёртого Большого Круга». «Большие и Малые Круги» — это словообразования Синнетта и Хьюма, данные в их переписке с Учителями [2], а вовсе не названия, принятые в восточном эзотеризме. В западном эзотеризме (этой традиции придерживается и Гендель) для обозначения фрактальных подразделений длительностей на всех уровнях иерархии используются названия планет. Так, например, этому следовала и Е.И.Рерих по отношению к циклам планетной эволюции, то есть по отношению к Большим Кругам теософского знания [14].

Чтобы продвинуться ещё на шаг в нашем сопоставлении научных и эзотерических взглядов на эволюцию, обратимся вновь к тому циклу космогенеза в генделевской схеме, нижняя точка которого расположена в химическом слое физического мира (Период Земли), и рассмотрим подробнее слои этого цикла. К ним относится слой вещества и эфира физического мира, мир желаний и мир конкретной мысли (физическая материя, прана, акаша, кама и нижний манас). Мир конкретной мысли (нижний манас) патронирует все слои, участвующие в эволюции земного глобуса, и является верхней точкой цикла. По структуре в настоящем исследовании нас особенно будут интересовать химический и эфирный слои физического мира. Химический слой физического мира состоит у Генделя из трёх фазовых состояний вещества: твёрдого, жидкого и газообразного. Это хорошо знакомо науке, и, поскольку Гендель, опять-таки в традициях эзотерики, начинает рассмотрение физического мира с минерального царства, в этом трёхфазном веществе мы легко узнаём предмет химической термодинамики: гетерогенное многофазное вещество, рассмотрение которого составляет основу геохимии и геофизики. Надо только иметь в виду, что земная геосфера состоит из разных веществ, каждое из которых в условиях Земли находится в своём определённом агрегатном состоянии [15]. Далее Гендель утверждает, что разница между минералом, растением, животным и человеком заключается в том, какой именно эфир из четырёх, имеющихся в эфирном слое физического мира, преимущественно проявляет свою активность в веществе.

Как и наука, эзотеризм строит свою логику на причинно-следственных отношениях. Однако, если наука стремится свести причины всех явлений к свойствам фундаментальных физических сил, в эзотерике гораздо больше независимых причин, и каждый верхний слой в генделевской космологии является причиной для нижнего; причиной всех причин является Абсолют, или Бог, Гений видимой Вселенной. Такая позиция традиционна для всей христианской теологии, в рамках которой и выстраивает свою ноосферную метафизику Тейяр де Шарден и языка которой старается придерживаться Гендель.

В эфирной концепции Генделя учёный легко опознает оставленный наукой витализм: существование особого рода сил, отвечающих за жизненность косного вещества, которое мы обнаруживаем в составе органической материи. У Генделя таких особых сил даже не одна, а четыре (см. табл.). Самый нижний эфир является причиной ассимиляции-диссимиляции, следующий отвечает за сохранение формы и передачу её по наследству (за простое и расширенное воспроизводство живых организмов, то есть за иммунитет и размножение), третий эфир — за энергетику биохимических процессов, связанную с ассимиляцией солнечного тепла и за производство тепла у теплокровных животных и человека, а четвёртый эфир — за специфическую способность к индивидуальной памяти, характеризующую условно-рефлекторное поведение. Но и этого оказывается недостаточно, и для активизации эфиров в теплокровных животных в схеме Генделя привлекается мир желаний, а в человеке — мир конкретной мысли.

В связи с этим остановимся на одном важном отличии эзотеризма и науки. Если в науке последовательность минерал—растение—животное—человек связывается с эволюцией, то в эзотеризме эта последовательность инволюционна, а эволюция начинается только после реализации потенций сознания в человеке и обретения человеком относительной свободы от органической и неорганической природы. Дело в том, что в тайных доктринах развитие (космический День) начинается со слоя, который является результатом подведения итогов в предыдущем цикле развития во время периода, называемого космической Ночью. Таким образом, есть материал — нижние планы или миры, и есть план обработки этого материала в верхнем по отношению к этим слоям слое (верхняя точка цикла).

В Периоде Земли, в середине которого мы сейчас находимся, существует план появления разума в человеке, и этот план стал причиной («конечной, или финальной, причиной» — в терминологии схоластов) появления растений, животных и нашего обезьяноподобного предка5. Сознание из слоя Разума нисходит в нижние слои и в каждом из слоёв формирует «проводник», через который оно проявляется в этих слоях; проводник, через который проявляется сознание в химическом слое физического мира, — это человеческий мозг, а точнее — кора больших полушарий головного мозга. Все эти проводники формируются внутри так называемых «аур», или уже рассмотренных нами ранее «сфер», которые являются областями пересечения «причинного» слоя с нижними, подследственными ему, слоями. Это те области, в которые заключается то косное вещество, из которого формируются проводники, а потом поддерживаются в устойчивом состоянии сформировавшим их причинным духом на то время, что необходимо для проявления потенций этого духа в среде данного слоя. Например, Солнце и планеты, известные из астрономии, являются проводниками, формируемыми «солнечным гением» внутри очерченной сферой области трёхмерного пространства (области Солнечной системы), где он реализует в этих проводниках свои потенции внутри физического мира и открывает таким образом дорогу для реализации потенций своим «детям», которыми являются человеческие сознания. Как говорит Гендель, формирование эфира и вещества нижних слоёв идёт по линиям причин из верхних слоёв.

На первый взгляд, точка зрения науки на тот же вопрос обратная. Есть косное вещество и слепые, лишённые жизненности, разума и вообще какой-либо ориентации силы, которые реализуют свои характеристики через ряд устойчивых форм скрепляемого ими косного вещества. Это происходит за счёт случайного сближения очередной порции таких устойчивых форм, благодаря чему проявляются характеристики всё тех же сил. И это приводит к формированию новых, более сложно организованных и более разнообразно в силу этого функционирующих форм, пока данный ряд форм, называемый эволюционным рядом, не приводит к появлению коры больших полушарий мозга у обезьяноподобного предка, функционирование которой и проявляется как феномены сознания. Эти феномены, как и более простые и фундаментальные для человеческих существ феномены памяти, поддержания и регулирования тепла, размножения и метаболизма, не нуждаются ни в каких особых силах и вызывающих их причинных эфирах, охватывающих те или иные по величине объёмы трёхмерного пространства, внутри которых осуществляется их влияние, а порождены они сочетаниями всё тех же частиц косного вещества и обусловлены характеристиками действующих между ними сил, одинаковых в звезде, планете, камне или в любом органическом существе.

В 60-х годах XX столетия, когда физики свели все взаимодействия к четырём фундаментальным (гравитационному, электромагнитному и двум ядерным — слабому и сильному), а всё вещество построили по существу из четырёх частиц (протона, нейтрона, электрона и нейтрино), и активно приступили к созданию астрофизической космологии на этой основе, был сформулирован принцип, получивший название «антропного принципа»6: количественные характеристики фундаментальных частиц и фундаментальных сил должны быть таковы, чтобы рано или поздно среди устойчивых форм вещества в такой Вселенной появился человек, наделённый разумом, благодаря которому он оказывается в состоянии познать эти фундаментальные законы. Данное вполне разумное требование к теории лучше любого другого формулирует установки и программу всего научного естествознания в целом.

Вернёмся к третьему снизу космическому плану в схеме Генделя, который в соответствии с установками эзотерики пересекается с видимой Вселенной по «горизонту событий», то есть охватывает всё, что может наблюдать современная астрономия. Получается парадоксальная вещь: если мы продвинемся ещё на несколько планов вверх по генделевской схеме или, возможно, даже останемся на третьем снизу плане, основные положения физической космологии один к одному совпадут с космологией Генделя. Это заметили и физики. Поэтому в последнее время их интерес к древним космогониям, особенно индийским и китайским, сильно возрос [16]. В настоящее время разногласия между эзотерикой и наукой следует выяснять совсем в другом ключе: не «был или не был план развития у нашей Вселенной» (ясно, что он был), а «чем он обусловлен и как далеко он простирается вверх по эволюционной лестнице устойчивых материальных образований». Эзотеризм считает, что сознание и жизненность изначально присущи космогенезу, то есть настаивают на особого рода «психических» и «витальных» силах, которые и обуславливают наличие плана построения Вселенной. И более того, во многих эзотерических доктринах, к числу которых относится и концепция розенкрейцеров, излагаемая Генделем, считается, что эволюционное развитие устойчивых форм вещества не идёт «на одном дыхании», как полагает наука, а нуждается в ряде остановок, во время которых «сознательные» и «витальные» силы подводят итоги очередного этапа развития и строят план следующего этапа, а также порождают для претворения этого плана в материю специально предназначенные для его реализации силы той же природы.

Наука же предпочитает держаться «слепых» и «мёртвых» сил, не меняющих своих характеристик в ходе развития, откуда следует, что развитие идёт «на одном дыхании», а его качественно различные этапы классифицируются по устойчивым формам вещества. Для объяснения возникновения таких форм наука вынуждена пользоваться «логикой малых вероятностей», которая становится всё более сомнительной по мере того, как мы переходим к формам со всё более сложной организацией, например — к явлению жизни или к сознанию у человека.

 

Космические циклы и эволюция

Диаграмма 3 (фрагмент диаграммы 2)

 

Именно с сомнения естествоиспытателей в правомерности сугубо научной программы познания природы и начинается ноокосмология, предложенная независимо В.И.Вернадским и П.Тейяром де Шарденом. В 30-х годах XX века Вернадский со всей остротой поставил вопрос о недостаточном философском обеспечении естествознания, несмотря на появление диалектического материализма, наиболее ярко и последовательно формулирующего эту чисто научную программу в логике иерархии форм самодвижущейся материи [15]. В ключе «чудесных невероятностей» построил свою философскую программу Тейяр де Шарден, возродивший на новой основе концепцию «вложенных сфер» христианской теологии и поставивший вопрос о существовании «точки Омега» [11] в эволюционном развитии, или даже, возможно, целого ряда таких точек, отвечающих каждой из сфер космологической схемы. Шарден считал, что человеческое мышление с созданием синтетического знания станет способно вносить порядок в универсум. Этой кульминации человеческого развития в схеме Генделя соответствуют эволюционные фазы Периода Земли (Шестая и Седьмая Расы, или Малые Круги Четвёртого Большого Круга — по теософской классификации) с переходом к фазе Юпитера, за которым следует фаза Венеры.

Следует заметить, что терминология Шардена легко переносится на эзотерическое знание. Хотя Шарден говорит всего лишь об одной «точке Альфа» (её он связывает с Большим Взрывом — началом видимой Вселенной) и одной «точке Омега» (кульминации развития прогрессирующего человечества, с которой Шарден связывает ту точку христианской периодики истории, что отвечает Второму Пришествию Христа), а также исключительно о «конвергенции» (схождении) всех организаций материи к духовной «точке Омега», то «точку Альфа» и «точку Омега» можно соотнести с началом и концом каждого космического цикла сакральной космогонии, а процесс развития по логике космического цикла (инволюция—эпигенез—эволюция) можно обозначить понятиями «дивергенции» от «точки Альфа» и «конвергенции» к «точке Омега». Чтобы противопоставить теологический взгляд на природу («спиритуалистический», то есть духовный) научному взгляду («материалистическому»), Шарден различает «радиальные» и «тангенциальные» энергии. «Радиальные» (или духовные) энергии отвечают силам схождения к единству, конвергенции «сфер» или «слоёв» Космоса по радиусу к центру всей иерархии сфер (глобусов) — Богу (Солнечному Гению, находящемуся в мире Божественного Духа, согласно космологии Генделя). По мысли Шардена, «радиальная причинность» должна поправить мизерно малые вероятности, которые связывает наука с появлением очередных форм вещества со всё более и более сложной организацией. Эти малые вероятности вызваны тем, что наука знает лишь «тангенциальные» силы, скрепляющие уже вполне развившиеся элементы материальных структур, пересвязывающие горизонталь мира и не выводящие на его вертикаль. Наука знает только внешнее и не знает внутреннего, изучает план «чистой объективности» и не замечает определяющей роли «чистой субъективности» (в терминологии Учителей и Блаватской). Внутреннее и внешнее, Дух и материя, постоянно развиваясь, по логике космических циклов выходят на равновесие, оттолкнувшись от которого, развиваются дальше. Вот эту статику равновесия Духа и материи, проявляющуюся в материи в виде детерминизма тангенциальных сил, и исследует научное познание, не замечая роли «инициальной» (отвечающей за дивергенцию от «точки Альфа») и «финальной» (отвечающей за конвергенцию к «точке Омега») причинности в организации природы.

 

А.Чижевский

Материя

Неведомо и нам ответа нет.

И только в смутном отдалении

Сквозь пустоту томится бег планет,

Живущих день, блистающих мгновение.

 

Но где б ни вышла ты из темноты

Великолепными колоссами, —

Ты к нам летишь и нас тревожишь ты

От века не решёнными вопросами.

 

Один вопрос в устах или вне уст:

Тоска по тьме исчезновения, —

И всё горит, страдая, древний куст

От первых до последних дней творения.

 

Так! От себя нам некуда уйти,

Как нам не скрыться от страдания.

О Мать-Материя, — трудны пути

На высоту Миросознания.

                          1922

 

Восток

Когда погибнет правда на Земле

И род людской погибнет в зле, —

Хоть ты один, сияющий Восток,

Останься вечен и высок!

 

И вот придёт Земле последний час

И будет дик надземный глас,

Но ты сияй великим торжеством —

Любовью, красотой, добром.

 

Пусть Каинов погибнет жалкий род —

Зверей-убийц кровавый всход,

Но над кладбищем в чистый час утра

Пусть вспыхнут символы добра.

 

В кругу светил, созвездий и планет

Тебе, о Жизнь, кончины нет,

Но лишь в мирах духовной красоты

Бессмертная ликуешь ты

                           1921

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: