Страна аналогия - от плазмы к псевдоплазмодию
Одним из ярких и наглядных примеров элементарных коллективных явлений в живой природе служит жизненный цикл в развитии псевдоплазмодия, занимающий одни сутки. Этот объект наиболее полно изучен с точки зрения биологии развития, формирования групповых свойств в клеточных коллективах1.
Амёбы D.discoideum (Dd) — микроорганизмы, обитающие в лесной почве и питающиеся почвенными бактериями. Клетки Dd живут и размножаются делением, как одиночные, невзаимодействующие амёбы, пока пища находится в достатке; при её истощении включается новая программа, главной чертой которой является коллективность Именно благодаря дефициту ресурсов (помните? — «препятствиями растём!») возникает некий фазовый переход в следующее состояние, в структуру более упорядоченную, усложнённую. И это — факт самоорганизации. Рассмотрим его подробнее (рис.-схема из указанной книги представлена нами в таблице)
Гомогенное клеточное поле превращается в совокупность округлых многоклеточных масс, состоящих каждая из примерно 105 голодных клеток-амёб — элементарных исходных единиц всего этого множества. Они вдруг синхронно(!) направляются к каким-то агрегационным центрам, словно к центрам скучивания, притяжения — аттракторам, а фронты их центростремительного движения образуют спирали. По завершении агрегации появляются характерные радиальные ветвящиеся струйные тяжи (фото слева). Далее каждый агрегат-кластер трансформируется в устойчивый псевдоплазмодий (слизевик), имеющий уже объёмную гильзоподобную форму. Он способен мигрировать как единое целое по направлению к источникам тепла и света В нём происходит дифференцировка — пространственное расслоение на два типа клеток (поляризация) вверху — споры, совокупность генеративных клеток (их 60%); ниже — стебель, совокупность соматических клеток. В благоприятных условиях споры дают начало новому жизненному циклу.
Итак, мы замечаем, что на простейшем уровне морфогенез разворачивается от плоскости к объёму, преобразуя однородное поле клеток в массу, дифференцированную по крайней мере на две качественные составляющие — фиксирующую в пространстве и продлевающую во времени, что и выводит всё множество клеток из уплощённой двумерной формы в трёхмерную, словно ради четвёртого, временного, измерения. И все эти метаморфозы, подразделяющиеся как бы на семь этапов, напоминают, во-первых, принятую общую картину возникновения физической Вселенной, а также развитие растения, насекомого, и, во-вторых, ещё более широкую картину, известную из теософии. — нисхождение и восхождение монады (в процессе инволюции зерно Духа «погружается» в плотные слои физического мира, обретая сознание в жизненном опыте для совершенствования). Подмеченные аналогии говорят о многом. По-видимому, существует некая Единая Программа, «дирижирующая» любым процессом проявления во Вселенной и каждым процессом в уже проявленной Вселенной.
В физике — это искомое единое взаимодействие или заполняющий пространство эфир, тонкоматериальная составляющая которого уже более ста лет назад описана в «Тайной Доктрине» Е П.Блаватской. В биологии — это гипотетическое морфогенетическое поле (см. работу Б.Н.Белинцева); без него совершенно невозможно понять, как происходит уже на самых ранних этапах развития зачатка последующая специфическая компетенция его клеток. Считается, что морфогенетическое поле (МП) незримо определяет разметку структурообразования, начиная с его поляризации, как и при клеточном делении. Например, для псевдоплазмодия — это дифференциация на упомянутые уже генеративные и соматические клетки. Любопытно, что в чём-то подобная ситуация, по-видимому, возникает в ранней Вселенной при образовании сверхскоплений, скоплений галактик, самих галактик, то есть при крупномасштабной фрагментации вещества, как это имеет место в случае множества голодных амёб при их скучивании. Последние данные астрономии свидетельствуют, что и таинственное «тёмное», невидимое вещество Веденной, которого раз в 10 более видимого, возможно, тоже имеет тенденцию образовывать ячеистую структуру, как это заметно для светящегося вещества
Надо думать, что «инициаторы» морфогенетического поля, конечно же, находятся вне власти известных физических полей: они — в мире высоковибрационном, тонкоматериальном, как правило, «невидимом» для современной аппаратуры, регистрирующей только косвенные проявления. Лишь немногие учёные-биологи подошли именно к такому пониманию природы МП2.
Что касается упомянутых работ Б.Н Белинцева, то в них акцент сделан на физические основы биологического формообразования, причём обнаружены основополагающие общие закономерности, возможно, справедливые и в мире галактик, где невидимым дирижёром как раз и может быть «скрытая масса» вещества Вселенной.
Агрегационное поле D.discoideum на стадии струйных потоков до формирования плотных клеточных тканей. Фото из книги Б.Н.Белинцева
Упомянем, что характерным признаком для первичных МП полей является способность регулировать пропорции развивающейся структуры (например, головная часть по размеру всегда в несколько раз меньше туловища), то есть свойство размерной инвариантности, которое, как мы считаем, в виде принципа утроения масштабов проявляется в природе повсюду (см. таблицу соответствий в предыдущем номере журнала на с.86), вплоть до явлений тонкоматериальпых. касающихся формирования аур (см. статью «Зову утроения вторит пространство» в журнале «Дельфис» № 4(12) за 1997 г.).
Морфогенетическое поле, известно, обладает ограниченным радиусом действия 1 мм), накладывая определенные пределы на максимальные размеры живых объектов; в нём умещается примерно сотня клеток типичных размеров, что справедливо для различных зачатков в зародышах разных видов, и это подчеркивает универсальность природы полей всевозможных зачатков. В результате, проявляет себя общий процесс структурирования, являющимся существенно двухстадийным: 1) процесс пространственной разметки на надклеточном уровне, подтверждающий именно «полевое» происхождение явления; 2) проявление специализации клеток поля данного зачатка. Для зародышей позвоночных выделяют отдельные поля конечностей, глаз, сердца и т.п.
Так и при образовании звёздного вихря — галактики из вращающейся, гравитирующей массы вещества, состоящей на 60% из водорода, на 30% из гелия, сразу вычленяется центр симметрии — центр вращения, он же — центр масс, который вполне можно соотнести с «глазом» тайфуна, а вернее — с энергоинформационным СЕРДЦЕМ всей системы, задающим её ритм, развитие, «судьбу».
В «косных» структурах таких, как галактики, планетные системы (а мы вправе считать их по-своему живыми системами, тем более, если они следуют в своей организации принципу золотого отношения — значит оптимально сгармонизированы), в биологических объектах — всюду программа, регулирующая эволюцию, включает процессы самоорганизации. Эти процессы изучаемы ныне в рамках синергетического подхода, в котором математической основой морфогенеза считается теория диссипативных структур — междисциплинарная область естествознания. Согласно ей, незначительные возмущения (флюктуации), предполагающие пусть малую, но определённую пространственную асимметрию той или иной среды, могут не затухать, а вдали от состояния термодинамического равновесия усиливаться вплоть до макроскопических размеров, провоцируя усложнение системы — значит её эволюцию. Известно, что яйцеклетка обладает исходной асимметрией, и это залог дальнейшего структурообразования, развития организма. Поэтому некое пространственное расслоение видится учёным универсальным механизмом эволюции. Да, оно присутствует в масштабах космических — в условиях вначале горячей, потом холодной плазмы, затем в грандиозных объёмах вещества (газа и пыли), а также... на клеточном уровне, где вершит свои чудеса уже плазма живая — органического происхождения. И в заключение уместен пример, приведённый ещё более ста лет назад в третьем томе «Тайной Доктрины» и касающийся сопоставления этапов космического процесса и развития человеческого эмбриона.
Изображение спиральной галактики NGC 4414 из созвездия Волосы Вероники. Фото из журнала «Звездочёт»
С одной стороны: наружная корка каждого небесного тела; скорлупа Мирового Яйца; среда пашей Солнечной системы (и не «оболочка» ли обширного кометного резервуара, окружающего нашу систему?— Л.Я.)\ в сидеральном (межзвёздном. — Л.Я.) пространстве — собственно эфир; на земном плане — воздух, который опять-таки построен семислойно; и изначальная мировая потенциальная субстанция становится (на манвантарический период) постоянным шаром или шарами. С другой стороны: Хорион (или внешний слой) — шаровидной формы, называемый Пузырём Зародышевой Оболочки, внешний и внутренний слои плёнки которой начинают формировать физического человека; внешний, или эктодерма, образуют его эпидерму; внутренний, или эндодерма, — его мышцы, кости и т.д.; человеческая кожа гоже состоит из семи слоёв...
Процессы становления в природе и этапы развития коллективной фазы жизненного цикла микроорганизма псевдоплазмодия (вариант сравнения)
- Ваши рецензии