«Тайна времени и пространства велика есть»1
Оказавшись за пределом трёх измерений, даже самый хладнокровный ужаснётся, если сердце его не приготовлено к следующему познанию.
Мир Огненный
Надо огненной волей пробить плотную сферу очевидности, надо время понять и подняться над ним, надо мыслить о тайнах пространства.
Грани Агни Йоги
Одной из самых волнующих, но, в то же время, наиболее сложных и сокровенных является тайна многомерности пространства и времени. Свойственная привычному для нас «плотному», физическому, миру «трёхмерность есть оковы дьявола — так сказал кто-то. Действительно, тот, кто сковал человеческое сознание трёхмерностью, был настоящим тюремщиком. Как же можно было сокрыть прочую, прекрасную, высшую мерность! <...> Древняя Мудрость нигде не настаивала на трёх измерениях» [9], 109. Эта тема продолжается и развивается в Гранях Агни Йоги: «Проблемы пространства и времени принадлежат к разряду тех, которые человек рано или поздно должен решить. Нами (Великими Учителями человечества. — А.Р.) они Решены, и прошлое открыто для Нас, и будущее Мы Прозреваем. Так, решена и проблема пространства, вернее, расстояний, то есть близости и дальности. Явление, или понятие, пространства настолько глубоко и настолько всеобъемлюще, что расстояния являются лишь малой частицей его. Человек окружён тайнами, они вокруг него, и он их не замечает, считая, что всё понятно и задумываться не над чем. Но это только для обычного человека. Для истинного исследователя мир полон тайн и чудес. Правда, все они основаны на определённых Космических Законах, но законность, закономерность и стройность Мироздания дают возможность постижения человеком глубин окружающего его мира. Постигать может он без конца, и сама Беспредельность ручается за успех устремлённого к познаванию духа» [30], 295.
Привычный для нас трёхмерный мир
Для начала вспомним некоторые сведения о привычном для нас мире, который в книгах Агни Йоги называется миром плотным. Это так называемый физический мир. Имеет он всего три пространственных координаты и единственную ось времени, которую в теории относительности предлагается считать четвёртой координатой нашего «пространственно-временного континуума». Трёхмерность означает, что любой предмет в физическом мире имеет три измерения — длину, ширину и высоту, а положение любой точки в трёхмерном пространстве можно однозначно определить тремя координатами х, у, z (рис. 1). Для однозначного определения положения точки в пространстве необходимо и, в то же время, достаточно указать лишь три числа — три параметра, то есть три его координаты (линейных или угловых расстояний от некоторых объектов, условно выбранных в качестве начала отсчёта).
Рис 1
Все три пространственные координаты взаимонезависимы, и, зная только две из них, никак нельзя определить третью.
Значение размерности пространства, равное трём, оказалось обоснованным разнородными физическими явлениями — спектром атомов, распространением электромагнитных волн, движением планет.
Стремление «вывести трёхмерность» было ещё у Э.Канта; он попытался связать её с тем, что 3 — наименьшее число, предшествующее составному.
Существует целая коллекция математических утверждений, выделяющих даже не просто число 3, а размерность пространства, равную трём. Но можно указать и такие математические утверждения, которые выделяют другие значения размерности.
Действительные основания считать размерность пространства физическим понятием, а трёхмерность — физическим фактом, появились в 1917 году в статье Пауля Эренфеста (1880-1933).
Факт трёхмерности пространства связан с фундаментальными свойствами материального (физического.— Ред.) мира». (Г.Е.Горелик. Почему пространство трёхмерно? М., Наука, 1982).
Существование человека во Вселенной обусловлено как раз трёхмерностью физического пространства и имеющимися значениями её фундаментальных физических констант. Это составляет содержание так называемого антропного принципа.
В начале расширения Вселенной её внутренние измерения отделились от внешних. Размерность нашего пространства не случайно равна трём. Если в двухмерном пространстве животные бы рассредоточились вдоль канала входа и выхода пищи, то при размерности больше трёх гравитационная и электрическая силы убывали бы быстрее с расстоянием, делая орбиты планет и орбиты электронов в атомах неустойчивыми, ведущими к их падению на центр или безвозвратному удалению от него (Р.Ф.Полищук «Ежегодник "Дельфис", 2002).
Миры с меньшей размерностью пространства
В книгах Агни Йоги миры, или сферы, с меньшей, чем у нас, размерностью лишь упоминаются: «Законы тонких энергий столь же отличны от законов энергий обычных, как область двух измерений от трёхмерного мира. Расширение идёт по направлениям, не содержащимся в области обычных энергий» [21], 299. В книге же Даниила Андреева «Роза мира», этом энциклопедическом описании всех связанных с нашей родной Землей пространств и подпространств2, о двумерных и даже одномерных мирах сказано вполне определённо. В любом случае рассмотрение свойств такого мира полезно, поскольку поможет нам по аналогии разобраться со многими свойствами миров высшей размерности, представить которые «трёхмерному» воображению человека очень трудно. С пространствами же меньшего, чем у нас, числа координат, это воображение осваивается довольно просто.
Одномерный мир и населяющие его одномерные существа можно представить себе в виде очень маленьких бусинок и трубочек, нанизанных на бесконечно тонкую нить и имеющих возможность перемещаться вдоль неё. При этом нить не обязательно должна быть прямолинейной — она может искривляться, иметь форму параболы, спирали или, что особенно грустно, — окружности. Ещё точнее представить одномерное пространство в виде трубочки с бесконечно малым диаметром внутренней полости, в которой находятся шарики и палочки такого же бесконечно малого диаметра. Если составляющее их вещество не очень плотное, близкое по консистенции к газу или жидкости, то они могут сливаться друг с другом, проникать сквозь друг друга. Если к тому же они прозрачны, то могут видеть и «перспективу» — «свет в конце туннеля», далёкий-далёкий свет в далёком-далёком конце трубочки, конечно, при условии того, что там есть чему светиться.
Двумерное пространство — это, как тонкий лист бумаги бесконечной длины и ширины, по которому могут ползать гипотетические двумерные существа — «кляксы». Двумерной также является поверхность шара, тора, или «бублика», поскольку любая точка на их поверхности однозначно определяется двумя координатами. Обратим внимание, что двумерной является именно поверхность шара. Сфера — фигура трёхмерная, имеющая (как и куб) свою высоту, ширину и длину. Говоря о двумерной поверхности, лучше представлять себе не массивное круглое тело, а тонкую оболочку, похожую на мыльный пузырь или воздушный шарик.
Приведённые примеры — лишь аналогии. Строго двумерных объектов в нашем мире нет. Даже очень тонкий лист бумаги, металлическая фольга толщиной в несколько атомов имеют своё третье измерение. Тела же двумерного мира лишены какой бы то ни было толщины и не могут быть построены из материальных единиц трёхмерного мира. Их элементарные частицы — не наши атомы и электроны, а качественно иные объекты. Элементарные частицы нашего мира упрощённо можно представить как микрошарики, перемещающиеся направо и налево, вперёд и назад, вверх и вниз или одновременно по всем трём направлениям. Элементарные частицы двумерного мира — это «микроблинчики», перемещающиеся в одной общей для них плоскости. Они могут сцепляться друг с другом в плоскую «мозаику», но никак не могут «становиться на ребро». Выход такого «блинчика» или их комбинации из исходной плоскости равносилен исчезновению из «родного» двумерного мира и переходу в соседний, так что множество двумерных миров аналогично стопке бумаги, либо надутым один внутри другого воздушным шарикам, либо раскрытой книге, все плоскости-страницы которой пересекаются вдоль одной условной линии переплёта (на ней особенно удобно «переползать» из одного мира в другой).
Именно аналогичную модель описывает в своей книге Даниил Андреев, называя совокупность двумерных миров Антикосмосом. «Анти-космосы всех брамфатур3, и Шаданакара4 в том числе, — двумерны: это как бы бесконечные плоскости. Все они пересекаются между собой в одной и той же линии; её можно было бы назвать демонической осью Галактики <...> Естественно, что он будет зрим для любого существа, обитающего в любом из этих двумерных плоскостных миров, в том числе и из соответствующего слоя Шаданакара. Двумерный слой Шаданакара <...> — не страдалище человеческих душ в их посмертии, но обиталище большинства демонических существ нашей планеты <...> Не лишённый торжественности, но угрюмый этот мир любому из нас не мог бы не показаться жутким. Большое число временных координат при наличии лишь двух пространственных создает особую духовную духоту. Для всякой монады процесс вхождения... в этот мир мучителен: он напоминает ощущение, возникающее при затягивании тела в тесный железный корсет...» [18], кн. IV, гл. 1. Тягость существования в двумерных мирах имеет природу, аналогичную дискомфорту, который испытывает человек, вынужденный существовать в замкнутом объёме, не видя неба и солнца. Так чувствуют себя моряки подводной лодки и шахтёры. Конечно, они имеют третье измерение и могут посмотреть вверх или вниз, но там их ожидает вид, мало отличающийся от стесняющих их справа и слева стен. В этом, возможно, кроются корни психического отклонения — клаустрофобии, подсознательной боязни замкнутого пространства. Однако вернёмся к книге Д.Андреева: «...мир одномерного пространства и одномерного времени. Это Дно Шаданакара, страдалище демонических шельтов и немногих людей — носителей тёмных миссий <...> Трудно представить, как в подобных условиях может всё-таки осуществляться движение. Однако оно на Дне Шаданакара есть, для сознающего существа мучительное в высочайшей степени. Вызывается же оно необходимостью поддерживать жизненные силы, так как в противном случае существо будет затянуто в некий провал, ведущий в места, ещё более печальные: на Дно Галактики. Подобным Дном обладает всякая брамфатура нашей Галактики, кроме тех, которые свободны от демонических сил; следовательно, таких "днищ" в Галактике — миллионы. И подобно тому, как двухмерные космические плоскости многих антикосмосов <...> скрещиваются в общей линии, точно также скрещиваются в единой точке схода все космические линии галактических днищ. Точка эта находится в системе звезды Антарес5. Отнюдь не случайно эта звезда, именуемая иначе Сердцем Скорпиона, служила во многих мифологемах древности и средних веков олицетворением зловещих, даже дьявольских сил. Огромная планетная система этой звезды — средоточие богоборческих полчищ Галактики, их обиталище в трёхмерном мире <...> Со Дна же Шаданакара не видно ни Солнца, ни других небесных тел — ничего, кроме неподвижного Антареса, в который Дно упирается одним концом <...> Трудно представить, каким образом тело, самое плотное из всех, являет собою нечто вроде самого простого, что мы в силах представить: нечто вроде чёрной линии <...> Страдание неописуемо» [18], кн. IV, гл. 1.
Думаю, не удивительно, что создатели Агни Йоги не сочли нужным давать своим читателям подробное описание подобных миров. Да и мы с вами коснулись их лишь вскользь, поскольку сопоставление свойств доступных нашему воображению миров различных размерностей поможет нам хотя бы по аналогии разобраться в особенностях миров более высокой размерности, чем привычная для нас трёхмерность, ибо «сферы незримости имеют такое же отношение к плотным, как миры высших измерений к трёхмерному миру» [21], 436.
Миры с высокой размерностью пространства
Представить себе пространство с числом измерений более трёх для человеческого воображения очень сложная, почти невыполнимая задача. Но возможность анализировать и идентифицировать объекты четырёхмерных, пятимерных и иных многомерных пространств всё же имеется. Занимается этим, конечно же, «царица и служанка всех наук» — математика.
Зададимся вопросом, каким образом инженер, разрабатывая чертежи детали сложной пространственной формы, задает её обводы? На плоском двумерном листе бумаги он рисует целый ряд «сечений», каждое из которых является мысленным срезом трёхмерной детали двумерной плоскостью: если бы деталь распилить по этому месту, смазать краской и приложить к листу бумаги, получился бы отпечаток этой формы. (Именно так поступают находчивые студенты, встретив особенно сложную задачу по черчению или начертательной геометрии: берут большую картофелину, вырезают из неё «тело» требуемой формы и одним движением кухонного ножа выполняют заданное сечение.)
Зная ряд характерных сечений тела, можно представить его истинную трёхмерную форму. Если все поперечные сечения — окружности, а продольные сечения — параболы, то это параболоид вращения. Такую форму имеют зеркала фотоувеличителя, прожектора, фары и обычного карманного фонарика. Если все продольные, поперечные и горизонтальные сечения тела — окружности, значит, это сфера, поверхность шара.
Методы аналитической геометрии позволяют осуществить с помощью формул и расчётов полностью аналогичные операции с телами четырёхмерными, пятимерными и вообще имеющими любую размерность. Что это за четырёхмерный объект, все трёхмерные сечения которого — сферы? Логично назвать его четырёхмерной гиперсферой. А если пятимерный объект во всех своих разнообразных сечениях представляет собой четырёхмерные гиперсферы — то это уже пятимерная гиперсфера.
Гиперсферы, как и трёхмерные сферы, описываются определёнными уравнениями, и, как ни странно, их диаметр может быть измерен в обычных, привычных для нас метрах. Действительно, представим, что мы держим в руках картофелину идеально круглой формы. Начнём резать этот «шарик», выполняя сечения параллельными плоскостями. Диаметр получающихся кружочков будет сначала увеличиваться, затем уменьшаться. Из середины получится кружочек самого большого диаметра. Точно также, выполняя мысленные сечения четырёхмерной гиперсферы, мы будем создавать шарики всё большего диаметра, пока не получим обыкновенный трёхмерный шар самого большого диаметра. (Естественно, он может быть измерен любыми линейными единицами — метрами, миллиметрами, дюймами и т.п.)
С многомерными фигурами и гиперпространствами большого количества измерений достаточно свободно оперируют не только математики-теоретики, но и инженеры, отыскивая оптимальное соотношение параметров проектируемой машины, а также специалисты по оптимальному планированию, финансированию, транспортировке и т.д. Ведь практически решение задач оптимального проектирования или планирования есть исследование формы многомерной поверхности так называемой целевой функции, поиск на ней самых глубоких впадин-минимумов или самых высоких вершин-максимумов (словно это путешествие по сильно пересечённой местности. — Ред.). Если задача инженерная, целевой функцией может служить вес конструкции, а осями многомерного пространства — те параметры, от которых он зависит. Рассматривая десятки и сотни вариантов, инженер «путешествует» по этой многомерной поверхности, отыскивает самый подходящий вариант — самую высокую вершину на гиперповерхности целевой функции. Только представьте себе, сколько измерений имеет гиперпространство, в котором авиационное конструкторское бюро отыскивает оптимальное соотношение параметров крыла сверхзвукового самолёта!
Что же касается теоретической и экспериментальной физики, то пока ещё она не может дать точного ответа на вопрос, имеет ли пространство нашей Вселенной дополнительные оси координат, кроме нам известных трёх, а если да, то сколько всего этих измерений и подпространств с различным количеством собственных измерений имеет окружающий нас мир6. Наука, хотя и достигла определённого успеха в изучении многомерного пространственно-временнoго континуума, но рассматривает проблемы пространства и времени в отрыве от существования параллельных Тонких миров, что в принципе ограничивает возможности построения теории, адекватной окружающему миру.
Обратим внимание, что окружность — это сечение не только сферы, но и некое поперечное сечение цилиндра, конуса, параболоида, груши, яйца и даже луковки церкви. Точно также шар может быть трёхмерным сечением самых разнообразных гипертел высокой размерности. Поперечное сечение цилиндра — это окружность, а его продольное сечение — прямоугольник; если цилиндр разрезать наклонной поверхностью — получится эллипс (овал). Ещё интереснее «резать» конус. Поперечное его сечение — круг; если разрезать его продольно точно по оси — получится треугольник; если же рассечь такой же плоскостью, отступив от оси, получится гипербола (рис. 2). Но ведь ещё можно резать наклонно или параллельно образующей. Подчеркнём, что одно и то же тело в различных сечениях имеет разную форму, но верно и обратное — одна и та же двумерная фигура может быть сечением различных трёхмерных тел. Этим же свойством обладают и многомерные тела. Шар или любое овальное тело можно рассматривать как трёхмерное сечение четырёхмерного объекта, а оно вообще в одном трёхмерном сечении может иметь форму гиперболического параболоида, в другом — шара, в третьем — тоже шара, но меньшего диаметра. Конечно, представить целиком такое четырёхмерное тело наше пространственное воображение не позволяет, но замечательно, что они есть.
Каждое новое измерение делает обитаемое пространство несравненно богаче и разнообразнее формами существующих в них тел. Если в двумерном мире это — окружность и парабола, треугольник и квадрат, шестиугольник, спирали, кардиоида, то формы трёхмерных тел несравненно разнообразнее. Стереометрия знает сферы и эллипсоиды, двуполостные гиперболоиды и гиперболические параболоиды, кубы и тетраэдры, усечённые пирамиды и звёздчатые формы икосодо-декаэдра7.
Рис.2
Скульптор и архитектор, создавая свои пространственные творения, имеют несравненно большие возможности, чем мастер мозаичных орнаментов. Но сколь обширные и разнообразные перспективы для творчества открываются духу в четырёхмерных или пятимерных пространствах, сколь великолепны творения мастеров тех миров — не может представить себе разум обитателя трёхмерного мира. Мы научились анализировать формы и строить сечения многомерных тел, но испытать благоговение и восторг перед гениальным произведением искусства, имеющим ещё одну пространственную координату, ещё одну выпуклость, рельефность, мы пока неспособны, как не может даже очень умная клякса, обитающая на страничке из школьной тетради, восхищаться огранкой бриллианта. Вряд ли способна она оценить по достоинству и произведения «плоских» форм искусства нашего мира, ибо в живописных полотнах Рембрандта или Н.К.Рериха нас волнуют не сочетания тех или иных цветных пятен (как в орнаменте), а глубины пространства и игра светотени на объёмных телах, которые отображают эти плоские холсты.
В книгах Агни Йоги мы можем прочесть ещё об одной интересной возможности обитателей многомерных миров: «На Земле человек видит не предметы в целом, но лишь плоскости (поверхности. — А.Р.) их, обращённых к нему своими сторонами. Остальное дополняется его сознанием» [19], 211. Обитатели же миров высшей размерности способны при взгляде в наш мир «видеть предметы в целом», одновременно со всех сторон, нам полностью не известных, заглядывая из своего четырёх- или пятимерного мира в трёхмерный. Ведь «пространство можно рассматривать, как провод к мирам Незримым, но наблюдающим за нами» [8], 060.
В утешение же двумерным кляксам отметим, что, обладая стереоскопическим зрением, обитатель двумерного мира вполне способен ощутить перспективу, оценить расстояние до предмета и его выпуклость (сопоставляя некоторую разность изображений, воспринимаемых правым и левым глазами, как это делает наш мозг). Способен он также увидеть, что один предмет находится ближе, чем другой, и частично заслоняет первый, хотя тот и намного больше по размерам. Видение мира зависит не только от «картинок», запечатлённых глазами, но (в ещё большей степени) от способа их обработки в сознании, которое способно ввести целый ряд полезных поправок или, наоборот, вызвать обман зрения. Это в равной степени касается и обитателя двумерного мира, и существа из нашего трёхмерья. «Двигаясь в поезде или авто, он замечает, что в движение приходят все предметы, мимо которых идёт поезд, и притом с разной скоростью, в зависимости от их расстояния от смотрящего, но он преодолевает в сознании и это кажущееся движение. Так же сходятся и рельсы вдали или небо с землею на горизонте» [19], 211.
Попытаемся разобраться ещё с одной необычной особенностью надземных миров, о которой неоднократно говорится в книгах Учения Жизни. «Расстояние существует для трёхмерного сознания и предметов трёхмерного мира» [31], 005. «В Тонком мире понятие о расстоянии отличается от земного: расстояния есть, но видоизмененные и километрами не измеряются. Близость и дальность определяются мыслью и устремлением» [29], 565. «Законы пространства высших измерений далёкое делают близким и невозможное возможным. Единение в духе как с живыми, так и с развоплощёнными сущностями возможно поверх мира трёх измерений, когда расстояния исчезают и ничто не может остановить устремлённую мысль» [28], 437. Более подробно физическая сущность сокращения расстояний под воздействием устремлённой мысли в книгах Агни Йоги не раскрывается. Понять эту особенность не просто — та же самая аналитическая геометрия, в правильности которой (применительно к конкретным рассматриваемым ей объектам в трёхмерии) пока никто не сомневается, с чисто математической неумолимостью заявляет: прямая есть наикратчайшее расстояние между точками (в пространстве любой размерности). Действительно: если на листе бумаги расположены две точки, то кратчайшее расстояние определяется лежащей в этой же плоскости прямой между ними. И как бы мы ни ухищрялись, пытаясь использовать преимущества нашего трёхмерного существования, всё равно любые возможные траектории движения из точки в точку (с превышением, понижением, по параболе или синусоиде) всё равно будут длиннее, чем тривиальная прямая АВ, лежащая в этой самой плоскости (рис. За). Но справедливо это до тех пор, пока мы ведём себя математически строго, не выходя за рамки принятых постулатов. Если же мы поступим нетривиально и «в сердцах» скомкаем этот самый листик бумаги или сложим его «гармошкой» (а он от этого не перестанет быть двумерным), то сразу окажется, что в трёхмерии можно отыскать более короткий и более прямой путь, чем известная живущим там кляксам линия АВ (рис. 3б).
Ещё ярче иллюстрирует это возможное объяснение аналогия для одномерного мира, который выглядит как очень тоненькая ниточка с ползающими по ней одномерными бусинками и трубочками. На этой ниточке тоже можно поставить две точки. Если линия натянута, как струна, неумолимая математика заявляет, что кратчайшее расстояние между точками — прямая, лежащая в этом одномерном мире. А если ниточка смотана в клубок? Тогда очень близкими друг к другу (с точки зрения трёхмерья) оказываются точки соприкосновения соседних ниточек, весьма удалённые друг от друга по понятиям того одномерного мира. Ну а теперь представим себе, что нить-пряжа постирана и пасма её спиралью развешана сушиться, покачиваясь на ветерке. И вот две милые точечки-бусинки начали сосредоточенно думать друг о друге, испытывая мощную взаимную симпатию, «душевное тяготение». А мысль ведь, не исключено, способна воздействовать и на пространство. Висящие ниточки под действием силы притяжения этих малых, но мощных магнитиков искривляются, сближаются, и... бусинки вступают в контакт, находясь (по меркам своего одномерья) на огромном расстоянии друг от друга. «Характерно для Тонкого мира, что нет там... далёкого и близкого: близко то, что освещено лучом мысли, ибо там мысль творит окружение человека. Достаточно помыслить о дальнем предмете или человеке, как они уже перед глазами, вблизи. Магнетизм мысли велик» [19], 168. Впрочем феномен справедливо объяснять и быстрым, почти мгновенным перемещением тонкого тела к объекту сосредоточения, и деформированием очень пластичной материи Тонкого мира под действием мысли, но в приведённой цитате сказано, что они оказываются именно вблизи!
Особенности взаимоотношения пространств различной мерности помогают понять и повторяющееся в Агни Йоге и целом ряде других учений утверждение, что дух человека неизменен и вечен, что никакие воздействия из нашего плотного мира не могут уничтожить дух или сколько-нибудь существенным образом повредить ему. «Наша высшая огненная сущность вечна и неизменна, но сознание [или душа], собирающееся из энергий, накопленных вокруг основного огненного зерна, нарастает и изменяется. Так наше огненное зерно духа есть вечный носитель постоянно сменяющихся форм и выражений, порождающий, в своём прохождении через разные сферы и миры, непрестанные причины и следствия, складывающиеся в определённую форму предопределения или же судьбу...» [16], с.46. Дух же человека, высшая составляющая его сущности, — «не от мира сего», принадлежит высшим мирам (которые обладают существенно большей размерностью, чем наш). «Даже астральное тело действует уже в другом измерении. Очень поучительно сопоставить его с измерениями трёхмерного мира <...> Мысль облекается в футляр трёхмерности, когда имеет дело с восприятиями через плотные чувства. Вне их она уже не трёхмерна» [27], 458. Опять возвращаясь к аналогии взаимоотношений между трёхмерным и двумерным мирами, можно представить дух живущей на плоскости кляксы в виде некоего тела (для наглядности — конуса или бриллианта), который соприкасается с двумерным телом кляксы лишь своей вершиной8 (именно остриём; недаром говорят: «Искра Божия внутри нас», ведь искра — это как ярко светящаяся точка). Естественно, какие бы катаклизмы ни происходили в двумерной плоскости, на соприкасающееся с ней тело более высокой размерности они могут воздействовать лишь как мимолётный укол.
Что при этом будет с воображаемой «кляксой»? Кратковременное отсутствие высших составляющих духовной сущности аналогично сну или непродолжительному забытью. Если же астральное и ментальное тела остаются и вместе с плотным телом сохраняют возможность активного поведения, а высшие составляющие уходят, разумное существо превращается в «пустую оболочку», «живой труп», «ходячего мертвеца» [14], 557.
Задумаемся о том, с чем идентифицировать себя, что подразумевать под «Я» — то ли бренное наше тело, плотное и медлительное, то ли вечно волнующуюся астральную оболочку, то ли ментальное тело мысли, то ли дух, обитающий в сияющих мирах высшей размерности и ниспускающийся в наш мир, чтобы усовершенствовать и украсить его и самому при этом стать лучше, опытнее, мудрее. «Следует научиться мыслью в себе различать все три начала. Фактических семь, но для начала и упрощения — хотя бы три: плотное, тонкое, огненное. Сознание может пребывать преимущественно в каком-либо одном из них. На Земле обычно оно пребывает в плотном, но каждая эмоция связывает с астральным, а мысль с ментальным началом. И не в плотном мире, но выше пребывает во сне человек. Таким образом, ещё на Земле сознание может войти в незримые сферы, в которых будет оно пребывать, сбросив тело. Мы чаще, даже будучи в теле, живём в различных мирах, чем это может казаться. Погружаясь в мир мысли, не видит и не слышит порой человек того, что его окружает. Где мысль, там и сознание. Советую чаще устремлять мысль в высшие сферы. Эта привычка установит магнитную связь с высшим миром» [19], 262.
Отметим также, что переход духовной сущности из одного мира в другой, параллельный мир (слой), не всегда столь сложен, как в привычном для нас плотном мире (который в книге Д.Андреева называется Энроф). «Неправильно было бы думать, перенося специфические особенности Энрофа на другие слои, будто все преграды, отделяющие слой от слоя, непременно так же малопроницаемы, как преграды, отделяющие Энроф от слоёв других измерений. Встречаются, правда, преграды, ограничивающие один слой, и ещё менее проницаемые, ещё плотнее изолирующие его от остальных. Но таких мало. Гораздо больше таких групп слоёв, внутри которых переход из слоя в слой требует от существа не смерти или труднейшей материальной трансформы, как у нас, но лишь особых внутренних состояний. Есть и такие, откуда переход в соседние обусловлен не большим количеством усилий, чем, скажем, переход из одного государства земного Энрофа в другое. Несколько таких слоёв складываются в систему9. Каждую такую систему слоёв или ряд миров я привык мысленно называть индийским термином с а к у а л а. Впрочем, наряду с сакуалами встречаются и слои-одиночки, подобно Энрофу» [18], кн. II, гл. 3, п.1.
Эта же особенность упоминается и в «Надземном», но при этом отмечена ещё одна важная деталь — изменяемость миров, их эволюция, возможность постепенного сближения и упрощения перехода из одного мира в параллельный: «Границы (миров, — А.Р.) обычно неразличимы. Миры разделяются на многие состояния и даже входят один в другой. Только чувствознание может понять границу таких группировок, но ещё труднее осознать эволюцию миров. Если всё живёт движением, то и состояние миров не может быть без движения. Мы уже говорили об уплотнённом астрале; с другой стороны, телесный мир постигает энергию мысли и тем значительно видоизменяет сущность плоти. Значит, между миром Тонким и телесным, почти на глазах человечества, образуются новые состояния. Таким образом, и между Тонким и Огненным Миром начинают зарождаться новые формы» [14], 102. «Мысля о Дальних мирах, люди исходят от Земли. Точка отправления правильна, но ошибка в том, что её настоящее состояние считается как бы постоянным и неподвижным в своих формах, между тем как утончение самой материи и разрежение её плотности в процессе течения эволюции совершенно упускается из вида и не принимается в расчёт. Утончение и разрежение материи, которое происходит благодаря тому, что материя проходит путь трансмутации через растительные, животные и человеческие формы, медленно, но упорно и неуклонно повышает её пластичность и подвижность. Когда-то не только тела человеческие, но и материя планеты, станут уплотнённым астралом, тогда весь окружающий человека мир, благодаря своей возросшей пластичности и разрежению материи, будет более легко и свободно подчиняться оформлению мыслью» [20], 367. «Плотный мир существует и явно виден физическим зрением. Тонкий мир существует, но плотным зрением не видим... Новая Эпоха ознаменуется сближением миров. Граница между ними будет постепенно утончаться, пока не исчезнет совсем» [31], 294.
«Слои и целые сакуалы разнствуют между собой также и характером протяжённости своего пространства. Отнюдь не все они обладают протяжённостью космической, какой обладает Энроф. Как ни трудно это вообразить, но пространство многих из них гаснет на границах Солнечной системы. Другие ещё локальнее: они как бы заключены в пределах нашей планеты. Немало даже таких, которые связаны не с планетой в целом, а лишь с каким-нибудь из её физических пластов или участков» [18], кн. II, гл. 3, п. 1, (курсив — Р.А.).
Вернёмся ещё раз к вопросу об отличиях элементарных частиц, образующих двумерные и трёхмерные тела. Мы уже говорили, что трёхмерные «шарики» атомов и электронов нашего мира не могут выступать материалом для образования двумерных тел, а двумерные «блинчики» непригодны для трёхмерного пространства. Но в нашем мире существуют материальные объекты, способные проявлять себя в двумерье столь же успешно, как и в трёхмерье и, очевидно, — в многомерье. Это — ПОЛЯ различной физической природы, например, магнитное поле. Оно даёт рисунок своих силовых линий на плоском листе бумаги с рассыпанными на нём железными опилками. Оно же образует в трёхмерном пространстве причудливую «бороду» из гвоздиков и гаечек, притянутых к магниту. Очевидно, и в многомерных мирах оно способно образовать диковинные построения из соответствующих предметов, чувствительных к его воздействию. Электромагнитные волны радиосигнала концентрируются в остронаправленный луч параболической (трёхмерной) антенной радиолокатора, но и в простейшей одномерной антенне-проволоке они индуцируют электродвижущую силу. Это позволяет предположить, что объекты, проявляющие себя в различных мирах, по своей природе ближе к устойчивым образованьям на основе полей различной физической природы (например, к шаровой молнии), чем к твёрдым и жидким телам. «Пространство заключает в себе большие поля неисследованных сфер» [6], 418.
Что это за «объекты», принадлежащие сразу нескольким мирам, способные в них существовать? На этот вопрос мы тоже найдём ответ в книгах Агни Йоги. Это, прежде всего, — МЫСЛЬ. «Мысль не ограничена ничем. Нет для неё ни преград, ни препятствий. Подобно лучу света прободает она всё пространство всех измерений» [19], 262. «Мысленные образования не подлежат законам трёх измерений, хотя и имеют объём, форму, окраску и даже вес» [21], 299. «Так же иных измерений и память человеческая, и структура <...> сознания. Они не трёхмерны. Как вчерашнего дня нет на планете, ибо он умчался в пространство, в лучах отражаемый планетой, так же нет и прошлого, запечатлённого памятью, в теле человека, оно вне его, там же, где и вчерашний день <...> Материально <...> прошлое, существующее и запечатлённое в мире Незримом, в пространстве иных измерений. Прошлое запечатлено в лучах, несущихся в безднах пространства на неисчислимых расстояниях, если их измерять по-земному, но не существующих для огненного сознания духа» [31], 005. Отметим ещё раз, что «трёхмерный мир есть результат мозгового восприятия. Даже астральное тело действует уже в другом измерении. Очень поучительно сопоставить его с измерениями трёхмерного мира» [27], 458.
Что же касается четвёртого измерения, то оно есть свойство психической энергии [4], 542]. Другими словами, «пространственный огонь есть связующее начало между всеми мирами на всём проявленном пространстве» [16], 247, с.331. Использование термина пространственный огонь в данном случае особенно важно, так как именно «огонь пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию <...> Все подразделения на дух, душу, манас высший или низший по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия» [16], 005, с. 14-15.
До сих пор мы использовали наглядное, но упрощённое представление об элементарных частицах разномерных миров как твёрдых «шариков» и «блинчиков», но в квантовой теории вводится понятие частица-волна. Предполагается, что все элементарные частицы (а следовательно, и образованные из них атомы, молекулы, живые существа и планеты) имеют волновую природу и являют собой своего рода сгустки энергии некоего поля10. Но волна не может существовать локально, на ограниченном участке пространства: имеющийся в одном месте всплеск энергии-волны уходит от этого места по всем направлениям, бесконечно уменьшаясь в мощности, но никогда не достигая нуля. Таким образом, каждая частица энергии того или иного материального объекта, от звезды до атомного ядра, существует в любой момент времени в любой точке пространства. Значит, всегда и повсюду существует связь практически с каждым объектом Вселенной, если, конечно, иметь возможность восприятия, «общения» с этими микроэнергиями. Подробнее о частицах-волнах и голографической картине мира можно познакомиться в специальной или научно-популярной литературе по квантовой механике. Мы же попытаемся ответить на вопрос: где существуют загадочные параллельные миры и как туда попасть?
Елена Ивановна Рерих, разъясняя терминологию Учения, писала: «Под дальними мирами следует понимать другие планеты в нашей Солнечной системе, [такие], как Венера, Юпитер и др. Но когда упоминаются сферы, или мир Тонкий, Огненный и Высший, то подразумеваются сферы-миры, непосредственно окружающие нашу планету и входящие в нашу планетную цепь. Это именно те миры-сферы, откуда приходят и куда вновь возвращаются души, покидающие наш плотный мир. Планетная цепь, состоящая из семи сфер, составляет одно целое, и все сферы-миры концентрически совмещаются одна в другой и представляют определённые планы познания или бытия. Сферы эти отвечают принципам в человеке» [17], с.144, курсив — А.Р.
Непроизвольно и неосознанно даже обычные люди попадают в параллельные миры не так уж редко — во время сна, забытья, под влиянием некоторых психически активных веществ, а также стрессов и экстазов. Попасть же туда человеку, живущему на Земле, сохраняя сознание и фиксируя в памяти свои действия, также не возбраняется: главное, надо думать об этом, стремиться к этому, всем сердцем желать принести осознанную пользу и в этих мирах, поработать там на Общее Благо. «Если можно различать слои мысли, то так же можно ощущать разные виды деятельности. Сперва вся деятельность кажется происходящей на земном плане. После, среди так называемых сновидений, отделяются чувствознания как бы отдельной деятельности, происходящей не только на земном плане. Так образуется первое осознание привхождения и других миров в наше существование. Затем уже в состоянии полного бодрствования начинают замечаться мгновенные отсутствия, не связанные ни с каким заболеванием. Так ещё глубже намечается связь миров и наше участие в них. Нелегко сознанию охватить представление о мирах незримых, по причине нашей плотной оболочки мы очень трудно сознаём все возможности вне нашего зрения. Нужно привыкать мыслить о целых мирах, реально существующих. Тонкий мир не есть только наше состояние, он, именно, представляет из себя целый мир со всеми возможностями и препятствиями. Явление жизни Тонкого мира недалеко от земного, но в иной плоскости» [9], 105. «Нельзя перескочить из одного состояния в другое без закаления огненного. Так невозможно принять красоту и торжественность Тонкого мира без своевременного утончения сердца. Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих! И зажечь пространственный Огонь можно лишь Огнём сердца. Много раз говорилось, что великий Огонь выявляется нашим сердцем. Так, если кто-то остаётся в темноте, пусть винит лишь себя. Но ужасно остаться во тьме четвёртого измерения, и все следующие измерения превращаются в ужасные гримасы без освещения Огнём сердца» [9], 030. «Богатство и возможности пространственной жизни открываются перед духом, который может уже сознательно выходить в пространственный океан. Но для этого необходимо, чтобы и другие тела его были оформлены. Для оформленного огненного тела пространство открыто и доступно» [28], 437. Именно, «надо огненной волей пробить плотную сферу очевидности, надо время понять и подняться над ним, надо мыслить о тайнах пространства» [19], 269.
г.Харьков
(Окончание следует)
- Ваши рецензии