Творя миф о мироздании
Великое единство лежит В основе Всех процессов мироздания. Хаос, Теос, Космос — три его «кита». Что об этом говорили древние и как это понимаем мы сейчас? Стихия Огня, Агни, как Всеначальная энергия, и психическая энергия, как огонь сознания человека.
С древних времен человечество пишет грандиозное полотно Мироздания. Каждая эпоха вносила и вносит в него свои образы и понятия, корректирует уже сотворенное. В этом процессе участвуют народные сказители и философы, религиозные мыслители и ученые, писатели и поэты, деятели искусства и люди, которым удается прозреть будущее, осмыслить настоящее и прошлое.
Осознание энергетической основы Сущего, изучение неисчислимых качеств ее — задача нашего времени, смысл проходимой нами ступени эволюции. Все больше становится людей, которым в порыве возвышенного мышления открываются новые знания и которые чувствуют некое великое единство, лежащее в основе всех построений Мироздания. К тому же приходят и исследователи самых разных направлений; они высказывают смелые гипотезы, расширяющие привычные представления. Создаются новые теории, новые науки. Гигантские возможности вычислительной техники позволили развить идеологию, называемую синергетикой, — перейти от изучения замкнутых линейных систем к моделированию и исследованию систем больших, нелинейных, открытых. Таковыми являются и человек, и космос, и Мироздание.
Наш журнал на своих страницах постоянно освещает эту тему, показывая, к примеру, что в природе повсюду проявлена гармонизирующая золотая пропорция, что все алфавиты построены по единым матрицам, что нет различия в основах всех без исключения религий, а есть терминологическая специфика, что призыв индийских мудрецов к «единству в многообразии» куда более прогрессивен, чем позиция нетерпимости, вера в полную непогрешимость одного — единственного пути. «"Как внизу, так и наверху", — это древнее речение пусть будет путеводным к познанию Сил Надземных», — сказано в введении к книге «Надземное». Это — и стержень содержания нашего журнала, посвященного стихии Огня, Агни, космическому Огню как всеначальной энергии. Сам по себе Он нейтрален по отношению к человеку. Но если человек действует в соответствии с космическими законами, Огонь становится сознательным, созидает, Энергия Огня направляется им в творческое русло; если же Космические законы не соблюдаются, энергия Огня все разрушает. Эта тема раскрывается в статье М.Н.Егоровой «Огонь сознания в Учении Жизни».
Ключевым в разделе «Грани науки» является материал С.П.Курдюмова, связанный с синергетическим виденьем мира; речь идет об Огне, который способен самовозобновляться, саморегулироваться и увеличиваться с драматической быстротой. И не случайно в синергетике в качестве основной модели, претендующей в настоящее время на объяснение процессов самоорганизации, образования структур и их сверхбыстрого развития, выступают математические закономерности процессов горения и теплопроводности. Так, понятие «пространственного Огня» в Учении Живой Этики концептуально смыкается с идеями современной науки.
Мир в преддверии Новой эпохи — эпохи Огня, становится гармоничнее, в помощь ему протягиваются лучи новых светил и энергий. Особенна локализация Земли в наше время в галактическом лоне: многое склоняется к тому, что Солнечная система входит в специфический сектор своей орбиты и пространства Галактики. Есть мнение, что меняется пока физически не обнаруживаемая энергетика самого Солнца. Мы это уже начинаем ощущать в увеличении присущей человеку психической энергии, столь тесно связанной с огненной. Возжжение огней пространства и внутренних, человеческих, — знак переходного времени, шаг в Шестую Расу.
С данного номера журнала для продолжения затронутой темы мы будем публиковать тексты притчевого звучания. Автор их пожелал остаться неизвестным. Когда мы занимались подготовкой этих необычных материалов, мне в руки случайно попала небольшая книжка «Гармония—Цель—Гармония» (М., 1997). Ее авторы С.З.Агранович и И.В.Саморукова провели интересное исследование, касающееся архаического мифа, проследили судьбу притчевого жанра начиная с античной культуры и кончая нашим временем и пришли к выводу, что корни притчи находятся в архаическом мифе, который является древнейшей формулой структурного кодирования действительности. Об этом же говорила и Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине»; она была убеждена, «что ни один мифический рассказ, ни одно традиционное событие в народных сказаниях никогда и ни в одну эпоху не были вымыслом, но что каждый из таких рассказов имеет действительно историческую подоснову» (М.: «Прогресс»; «Сиринъ», 1992. Кн. 2. С. 373).
Функция притчи, согласно С.З.Аграновичу и И.В.Саморуковой, — сделать описание элементов мира, не доступных чувственному восприятию, лишенных зрительного, осязаемого образа, «видимыми и ощутимыми» в повседневной жизни человека. В притчевой фабуле происходит двойная перекодировка: «перевод» с языка времени на язык вечности и с языка вечности на язык времени.
Особенно наглядно это демонстрируют евангельские притчи о сеятеле и семени, о зерне горчичном, о закваске, о рыбаке, которые понимаются как аллегории Царствия Небесного. Притчи подобного рода формируют новое мировоззрение. Притчами говорил и Христос. Когда ученики спросили его, зачем Иисус это делает, Он ответил: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано». Так Христос учил видеть вечное в земном. Но пришел момент, когда Он заявил: «Доселе Я говорил вам притчами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу об Отце» (Иоанн, 16,25).
Ф.Кафка — автор притч нашего века, писал, что притча — это некий метаязык мудрецов всех эпох. Авторы упомянутой книги пошли дальше: придя к выводу, что существует некое особое культурное явление, они назвали его ГИПЕРТЕКСТОМ, в состав которого вошло нечленимое пространство всех знаковых структур, приобретших в ходе развития человечества значение его художественного базиса. ГИПЕРТЕКСТУ как количественному понятию противостоит МЕТАТЕКСТ — понятие качественное, своеобразная иерархическая надстройка над совокупностью конкретных моделей — ТЕКСТОВ данной культуры. Если МЕТАТЕКСТ рождается после ТЕКСТА в результате осмысления произведений определенной эпохи (например, Возрождения), то ГИПЕРТЕКСТ существует до ТЕКСТА. Исходя из этого первоначальным ГИПЕРТЕКСТОМ следует считать архаический миф — древнейшую модель взаимоотношений человека и Космоса. ГИПЕРТЕКСТ не является статическим. Сама его материальная природа постоянно пополняется и расширяется, впитывая в себя разнообразные компоненты МЕТАТЕКСТОВ культур, уходящих в прошлое, и образуя нечто вроде всечеловеческого культурного мифа.
В рамках этой концепции можно посмотреть на тексты эзотерических учений, как правило, написанные в виде притчевого повествования. В них всегда есть признаки притчи: бинарность (противопоставление: добро-зло, космос-хаос, жизнь-смерть и т.д.); фабула и толкование; триада «субъект—объект—Абсолют». Примером может служить «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской, построенная на станцах Книги Дзиан (фабула) и их толкованиях, переводе с языка вечности на язык времени. И все же очень многое по прочтении ее остается за пределами нашего понимания. Ибо нам не известны «тайны Царствия Небесного». А время, чтобы возвестить о них прямо, не пришло.
Мы не знаем, были ли совершенно понятны современникам Соломоновы притчи, представляющие собой краткие сентенции житейской премудрости. Читая сегодня этические уроки Агни Йоги или Учения Храма, мы, порой, лишь угадываем направление мысли, а конкретный смысл остается для нас сокрытым. И все же благодаря подобным текстам мы прорываемся мыслью к гипертексту, постигая (соответственно уровню культурного сознания эпохи) тайны всечеловеческого культурного мифа. На этом пути много подводных камней, и всегда есть опасность сбиться с курса. Но будем его сверять по «компасу», оставленному нам Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих, а также по все более убедительным данным науки, опровергающим старые догмы.
Именно с этих позиций коллектив редакции и редколлегия подходили к предлагаемому тексту. Многое в нем надо понимать не логикой, а чувством, не искать дотошного объяснения необъяснимого, а скорее угадывать смысл, творчески развивая появившуюся догадку. Скажем языком уже цитированных авторов, что цель его прочтения мы видим в формировании притчевого сознания, на котором, как на фундаменте, будет построено новое мировоззрение.
Но прежде чем читатель отправится в путь, напомним ему некоторые основополагающие представления древних о Мироздании, которые так тщательно собраны Е.П.Блаватской в «Тайной Доктрине». Согласно им мир произошел из Хаоса — Первичной Субстанции. Платон и пифагорейцы называли ее Мировой Душой, после ее оживотворения Духом того, что носится над извечными Водами (Океаном), или над Хаосом. А вот как звучит 3-я станца Книги Дзиан: «Корень жизни был в каждой капле океана бессмертия, и океан был светом лучезарным, который был огонь, и тепло, и движение. Тьма исчезла и более не существовала; она исчезла в своем естестве, в теле огня и воды, отца и матери». Согласно восточному эзотерическому знанию «Тьма есть единая, истинная действительность, основа и корень Света, без которой последний никогда не мог бы проявиться» («Тайная Доктрина»). Тьма — как множество, как то непроглядное, которое сокрыто и потому несказуемо.
В космогониях всех народов Зодчие (Демиурги, Элохимы) представляют коллективный муже-женский Теос, который формирует из Хаоса Космос. Аллегорическим языком это называется пахтанием Океана Богами. Космос, по Платону, есть «Сын», имеющий Отцом и Матерью Божественную Мысль и Материю.
«Хаос, Теос, Космос, — поясняет «Тайная Доктрина», — Троичное Божество есть все во всем. Потому сказано, что оно Мужское и Женское, Добро и Зло, положительное и отрицательное; полный ряд противоположных качеств». Оно не познаваемо во время Пралайи. А познаваемо лишь в своих «действенных функциях», как «Материя-Сила» и живой Дух, сочетание и следствие или выражение на видимом плане ультимативного и вечно непознаваемого Единства» (там же, С. 429).
Для того чтобы не впасть в терминологические споры, сразу отметим, что в эзотерической науке нет общепринятых понятий и символов. Это хорошо показала Е.П.Блаватская в «Разоблаченной Изиде». В разные времена разные народы называли Первичную Субстанцию (и ее превращения), из которой произошла наша Вселенная, по-своему. Это — «Хаос древних; Священный Огонь Зороастра или Атам-Бэхрам парийцев; Огонь Гермеса; Огонь Св.Эльма древних германцев; Молния Кибелы; Горящий факел Аполлона; Пламя на алтаре Пана; Неугасаемый огонь в храме на Акрополе и в Храме Весты; огненное пламя на шлеме Плутона; блистающие искры на головных уборах Диоскуров, на голове Горгоны, на шлеме Паллады и на жезле Меркурия; египетский Пта-Ра; греческий Зевс Катайбат (Нисходящий) Павзаниев; Огненные языки дня Св.Троицы; неопалимая купина Моисея; Огненный столб в книге Исход и горящий светильник Авраама; Вечный Огонь «Бездонной Бездны»; Пары Дельфийского оракула; Звездный Свет розенкрейцеров; Акаша индусских Адептов; Астральный Свет Элифаса Леви; Аура нервов и Флюид магнетизеров; Од Рейхенбаха; Психод и Электрическая сила Thury; «Психическая Сила» сержанта Кокса и атмосферический магнетизм некоторых натуралистов; гальванизм и наконец, электричество — все это лишь различные наименования для многих проявлений или воздействий той же самой таинственной, всепроникающей Причины, греческого Архея» (там же, С. 419).
От себя добавим, что их сегодня известно гораздо больше. И еще раз повторим — изучение неисчислимых качеств энергетической основы Сущего даст нам разгадку многих тайн природы, позволит осознать Гармонию и Красоту Космоса.
Рисунки рубрики — Светланы Турий
(г. Йошкар-Ола)
- Ваши рецензии