warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В бомбейском журнале  «Теософское движение» с 1951 по 1954 годы публиковалась серия статей, озаглавленная «Указание пути», которая содержит вопросы и ответы, помогающие искателям истины осваивать знания,  изложенные в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской и «Океане теософии»  У.К. Джаджа.

С 52-го «Дельфиса» мы начали знакомить наших читателей с некоторыми материалами этой серии. В частности, с посвящёнными обсуждению трёх фундаментальных положений «Тайной Доктрины»,  данных Е.П. Блаватской в «Прологе» первых глав.

Эти три положения постоянно рассматривались и пояснялись на семинарах Е.П. Блаватской. Обсуждались они и на семинарах, где изучался «Океан теософии» У.К. Джаджа. И именно этот последний материал в виде вопросов и ответов публикуется ниже. Читатель должен понимать, что эти ответы — скорее предположения, чем утверждения. Их цель — побудить и вдохновить тех, кто задавал вопросы, на самостоятельный поиск ответов, то есть более глубокое изучение Доктрины.

Ответы даёт некий Джон ГАРИНГ, который был знаком с основателем Объединённой ложи теософов Робертом Кросби (присоединился к теософскому движению в 1888 году). О Гаринге известно мало, лишь то, что он обладал феноменальной памятью (мог наизусть цитировать страницы «Тайной Доктрины») и эрудицией, а также был меценатом. На свои средства он построил в Лос-Анжелосе здания для Объединённой ложи теософов. 

Материал этой книги и свой перевод нам предоставила Л. ЛЕЩИНЕР, проживающая в США и известная своими переводом «Океана теософии» У.К. Джаджа (М., Дельфис, 2006)

Указание пути1

Три основные положения «Тайной Доктрины»

I. «Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умалён человеческими выражениями и уподоблениями. Он — вне уровня и достижения мысли и, согласно словам Mandukya Upanishad, — «Немыслим и Несказуем»2.

II. Вечность Вселенной в целом, как беспредельный план (проекция); периодически — «ристалище бесчисленных Миров, беспрестанно проявляющихся и исчезающих», называемых «Проявляющимися Звёздами» и «Искрами Вечности». «Вечность Странника» подобна мгновению Ока Само-Существования, так говорит Книга Дзиан, «Появление и исчезновение Миров, подобно правильному возвращению прилива и отлива».

III. «Тайная Доктрина» учит основной тождественности всех душ с Всемирной Превышней-Душой, последняя сама есть аспект Неведомого Корня; и обязательному странствию для каждой души — искры Превышней Души — через Цикл Воплощений или Необходимости, согласно Закону Циклов и Кармы на протяжении всего срока.

Второе основное положение «Тайной Доктрины»

Вопрос: Чем различаются перевоплощение и метампсихоз?

Ответ: Разница состоит в определениях и неправильных представлениях, данных этим терминам человеком. Е. П. Б. говорит, что «метампсихоз», прежде всего, означает те изменения, которые метафизически происходят в любом и каждом существе. Само слово «метампсихоз» — трансформация души — не рассматривает материю. Каждый раз, когда наши чувства меняются от плохих к хорошим, от храбрости к страху — это метампсихоз. Это временно, но это трансформация, неважно как долго она длится. Она происходит в нашей собственной душе, поэтому метампсихоз направляет внимание на человека, как духовное и психологическое существо, не имеющее отношения к миру, в котором он обитает, к форме, в которую он вселён, или состоянию сознания, в котором он может находиться в каждый данный момент. Метампсихоз имеет дело с изменениями, через которые проходит душа.

Слово «перевоплощение» буквально означает «возвращение в плоть». Психологическое и духовное существо может войти в материальное тело, известное нам под названием плоть. Это его воплощение. Если оно входит в тело второй раз, это будет его перевоплощение. В «Разоблачённой Изиде» Е.П.Б. первоначально использовала слово «метампсихоз». Она отказалась использовать слово «перевоплощение», потому что это слово уже было применено последователями Аллана Кардека, очень известного французского спиритуалиста, автора многих учебников, используемых во французских общественных школах. Кардек начал интересоваться спиритуализмом, благодаря двум своим маленьким племянницам. Он провёл с ними и другими людьми много экспериментов, и на их основе развил некую философию. Этой философией он устанавливал, что то, что мы называем личностью, человеческим сознанием, является истинным существом. Он думал, что человеческое сознание возвращается на Землю, и человек может перевоплотиться в своего сына или внука. Это возвращение личности в тело на Земле он называл «перевоплощением».

Путаница между учением Кардека и учением Е.П.Б. привела к возникновению одного из самых больших недоразумений, которые, в результате, привели к расколу Теософского общества. Некоторые из учеников Е.П.Б., среди них полковник Олькотт, думали, что, поскольку она отвергла доктрину Кардека, она ничего не знала о перевоплощении, или, возможно, изменила своё мнение после поездки в Индию.

Но в «Изиде» было дано ясное различие между метампсихозом и перевоплощением.

Перевоплощение — это возвращение Атмы-Буддхи-Манаса в животное тело на эту Землю. Метампсихоз — это изменения, происходящие в Буддхи-Манасе [то есть, в сознании] в результате опыта, полученного путём повторяющихся перевоплощений.

В.: Происходит ли метампсихоз в элементах жизни, переходящих из одного царства в другое?

О.: Когда элементы жизни следуют из одного царства в другое, а, именно, умирают в одном царстве, теряя там своё тело, и получают новое тело в другом царстве — это есть их вторичное вхождение в новое тело. Если это возрождение в плотское тело, то это — перевоплощение. Но если говорится об изменениях, происходящих с душой, тогда используется другое слово.

Если душа перевоплощающегося «Эго» ещё не достигла человеческой стадии, тогда процесс смены тела называется трансмиграцией. 

«Трансмиграция», если говорить правильно, слово, которое использовалось сначала, не употребляется для перевоплощающегося «Эго». Когда Е.П.Б. приступила к написанию «Тайной Доктрины» материалистическое слово Кардека «перевоплощение» стало популярным и все, теософы и спиритуалисты, пользовались им. 

Поэтому в «Тайной Доктрине» Е.П.Б. должна была пользоваться известным всем словом. Она приняла слово «перевоплощение», но придала ему совсем другой смысл, чем оно имело у Кардека или у индусов. Надо хорошо помнить, что концепция кармы , которой учила Е.П.Б., совсем неизвестна миру, что доктрина перевоплощения, которой учила Е.П.Б., неизвестна ни одной религии.

В.: Является ли совершенное существо, действующее в физическом теле, объектом перевоплощения?

О.: Давайте рассмотрим это предложение. Совершенные существа не могут действовать в физическом теле, если они не подлежат перевоплощению. «Все существа до Брахмы» — то есть, вся жизнь вплоть до той, которая не проявлена, — «подлежат повторяющемуся возрождению». Высшие существа, так же, как и мы, являются объектом перевоплощения. Но возрождение для них нечто другое, чем для нас. Они выбирают время, место и обстоятельства своего рождения. Они сознательно следуют через весь этот процесс. Для нас всё иначе.

В.: Однако, он может сделать выбор перевоплотиться.

О.: Он не делает выбор перевоплотиться. Он выбирает время, место и обстоятельства перевоплощения. Затем следует: «Тогда обязательно ли, что предыдущее существование включает перевоплощение?» Оно не обязательно включает перевоплощение здесь. Однако любое существо, каким-либо образом причастное к проявленной жизни, если не воплощается здесь, то должно воплотиться в каком-то ином месте.

В.: Есть ли какой-нибудь путь освободиться от перевоплощения?

О.: Поразмышляйте над тем, что является противоположностью свободы. Быть несвободным, значит, быть жертвой сил, над которыми нет власти. Быть свободным — означает находиться в том же мире, где действуют те же силы, но властвовать над ними.

В.: Один из афоризмов кармы утверждает, что наши мысли и действия, или мысли и действия других людей могут нейтрализовать или смягчить последствия поступков. Вопрос такой: какие последствия может испытать индивидуум, кроме тех, которые являются результатом его собственных мыслей и действий?   

О.: Надо помнить, что природный метод подсчёта опирается на двойную бухгалтерию. Наши мысли всегда связаны с кем-то другим, мы всегда действуем вместе с кем-то другим. Вначале наши мысли и действия приводят к немедленным изменениям в нас самих. Но поскольку они задевают другого, то, желает он того или нет, они изменяют и его. С течением времени, то, что «посадили» вместе с другими, мы и пожинаем от них.

Если человек приносит нам зло, и мы, зная, это, не возмущаемся, если, страдаем по вине этого человека, но не осуждаем и не обвиняем его, тогда с нашей стороны карма отработана. Поскольку половина проблемы решена, то это ведёт к немедленному улучшению обстоятельств для другого, хотя это не всегда им осознаётся. Иначе, почему, к примеру, Будда сказал, «Пусть все грехи мира падут на меня»?

Мы утверждаем, что нет чьей-то кармы отдельной от всех. Я могу повредить свою ногу — часть моего тела, а потом избавиться от боли или облегчить её своими руками. Нетрудно понять этот вопрос, если мы знаем, что сознание Сущности — это Буддхи-Манас. А в проявлении есть только Буддхи-Манас всего человечества, а не того или другого индивидуума. С точки зрения непрерывающегося сознания существует только одно человеческое сознание на Земле — это сознание человечества. Поэтому каждая отдельная личность рассматривается в отношении к коллективному сознанию человечества, Буддхи-Манасу, как, скажем, один из органов тела относится ко всему телу.

Каждый из нас — часть общего тела человечества. Каждую часть этого комбинированного тела физически и метафизически можно использовать, чтобы повредить другую его часть. Или её можно использовать, чтобы уменьшить, смягчить или нейтрализовать любое уже нанесённое повреждение, или то, которое грядёт. Мы знаем, что это так. Потерявший сознание человек умрёт от раны, если не остановить кровь. Результат столкновения, из-за которого человек потерял сознание и истекает кровью, смягчается, и карма улучшается тем человеком, который останавливает кровь. Для одного из нас завтра — срок оплаты за жильё, и ему грозит быть выброшенным на улицу. Сосед одалживает ему деньги или хозяин жилья изменяет своё решение. Это, конечно, улучшение кармы.

Взять, к примеру, наше собрание. Некоторые из нас черпают силы в коллективном разуме, в коллективном побуждении, без которых мы не можем справиться. Это улучшение индивидуальной кармы с помощью других. Все ассоциации существуют либо ради добра, либо ради зла, то есть, они могут сделать хорошее плохим или ухудшить плохое. Или они могут сделать хорошее лучшим, а зло менее злым. 

В.: Некоторые определённые ситуации мы называем кармическими. Зависит ли продолжительность ситуации от кармы или у индивидуума есть выбор? Является ли он беспомощной жертвой этой ситуации или своей волей может произвести изменение?

О.: Мы знаем, что у него есть выбор. Если вы хотите понять психологическую сторону вопроса с точки зрения теософии, то стоит прочитать очень короткий рассказ Эдгара Аллана По «Ад и маятник». Человек оказался в такой ужасной ситуации, в которую невозможно поверить или вообразить. Он примирился с ней. В рассказе он изображается не жертвой, но побеждённым в борьбе.

Всё, что происходит с нами, — это карма. Таково обычное её понимание. Мы не думаем о карме иначе, как о следствиях наших поступков. Но есть и другая её сторона — причины этих поступков. Когда с нами что-то происходит в теле или вне его, «Эго» является тем, кто чувствует это. Находясь вне тела, «Эго» знает причины, приведшие к таким результатам, поэтому, возвращаясь в тело, и, уже не понимая причин, он борется невольно. Он борется с этими плохими последствиями, даже не понимая почему.

Древняя философская школа с давних времён учила, что человек — это создание окружающей среды, а это, фактически, материалистическая философия. Теперь обратитесь к философии религии. Религиозный человек в той же мере создание религии, как в материализме он — создание среды. В одном случае он — создание материи, окружающей его среды, его рождения. В другом — создание «Бога». Настоящий материалист тот, кто знает, что бороться бесполезно. Он верит в Кисмет, судьбу, фортуну, и в то, что свободной воли нет, но он продолжает бороться и не осознаёт в себе противоречия. Подобно этому — религиозный человек не понимает логического абсурда своего собственного положения, когда веря, что на всё, что с ним происходит, есть воля его Бога, он, в то же время, занят, как пчёлка.

Высший Манас — это восприятие на плане причин. Низший манас — это опыт на плане следствий. Другими словами, учение «Тайной Доктрины» очень простое. Е.П.Б. выразила его буквально такими словами: всякий раз, когда бессмертное «Эго» воплощается, оно становится единством духа и материи, действующим на семи определённых планах Жизни и Сознания. Если рассмотреть вещи с этой точки зрения, то проблема начнёт проясняться.

Мы объединяемся с братскими жизнями низших, чем мы, степеней ментальности. Объединившись с ними, мы видим их глазами на их плане. Другими словами, на какое-то время мы становимся другими — нашей животной составляющей, нашей астральной составляющей, нашей камической составляющей, нашей физической составляющей. И мы остаёмся такими, пока эта связь не ослабляется либо сном, либо смертью. Либо, возвратив себе Манасические знания, можно, оставаясь в теле, стать свободным от условий окружающей среды.

 В соответствии с тем, о чём говорит седьмая глава «Океана Теософии» (У.К.Джаджа — Ред.), можно выразить это следующим образом: назовите Манасом то, что Е.П.Б. называет бессмертным или перевоплощающимся «Эго». В тот момент, когда Манас соединяется с формами жизни на плане ниже своего, он модифицируется (то есть, дифференцируется — Ред.). Низший манас — это модификация Высшего Манаса. Высший Манас — это та часть Манаса, которая не модифицируется под влияниям материи. А это есть та часть Манаса, которая связана с Буддхи.

Если не считать низший и Высший Манас двумя отдельными вещами или двумя отдельными существами, а считать низший Манас модификацией, возникшей в Манасе в результате его соединения с материей — именно в этом заключается значение слова «воплощение» — тогда мы можем понять различие. Джадж продолжает, показывая, что начальная модификация этого низшего Манаса является объектом ещё четырёх модификаций: той, что стимулируется физическим телом; той, что стимулируется астральным телом; той, что стимулируется принципом кама или ментальностью, природа которой астрально-физическая. Эти три модификации, по словам Джаджа, являются результатом памяти. Изучая наше физическое тело, мы видим, что оно — продукт памяти. Наше астральное тело — это тоже продукт памяти. Страсти и желания также продукт памяти. Все они являются оживлением в материи трёх форм памяти. Что оживляет их? Наше воплощение.    

Что же является четвёртой модификацией Манаса? Низший Манас остаётся Манасом при всех условиях, даже в той своей части, которая присутствует в теле и одурманена, можно сказать, воплощением, он действует, в какой-то мере, как Манас. Такова его природа. Если мы пытаемся выяснить причину происходящего с нами или другими людьми, не стараясь увернуться от событий, но стремясь выяснить, что привело к этому; если мы стремимся улучшить плохие последствия признанием нашей доли участия в происшедшем и полны решимости поступать лучше — это действия в теле Манаса, чистого Манаса.

В.: Почему в жизни человека важные изменения происходят каждые семь лет?

О.: В этом нет ничего странного и необычного. Это самая естественная вещь в мире. Все события в природе происходят циклически. Это закон для всей Вселенной, и он относится к атому в такой же мере, как к нам и к Солнцу. Вселенная, в которой мы живём, сейчас в состоянии напряжённой деятельности, затем будет отдыхать, уйдя в тишину и тайну, после этого для неё наступит  другой, новый вид деятельности. То же происходит с нами. Сейчас мы очень активно живём на этой Земле. Но мы умрём, для нас наступит отдых, и мы снова вернёмся на Землю. Мы перевоплотимся, как говорят теософы, потому что здесь мы оставили незавершённые дела. Здесь есть существа, с которыми мы вместе действовали раньше, ибо мы действуем не в одиночестве, а все вместе. Каждый раз, когда мы действуем умственно, духовно или физически, мы привлекаем к нашим действиям всю Вселенную — кого-то незначительно, а кого-то — более непосредственно.

Как семя растения вырастает в совершенно определённый плод, то же происходит и с нами. «Каждый час создаются причины, каждая из которых даёт свой урожай следствий, потому что непоколебимая справедливость управляет миром». Случайностей не бывает, чудес не существует и нет никого, чтобы дать этому пропуск в нашу жизнь. Мы создали причины, мы вызвали эти причины. Поэтому мы действительно можем быть создателями нашей судьбы, хорошей или плохой. И мы создаём эту судьбу каждую минуту. Пока мы работаем для добра всех остальных во вселенной — мы работаем ради реализации нашей божественной судьбы. Но если мы действуем для себя, тогда — для реализации судьбы дьявольской.

Если мы действительно узнали этот закон, мы должны стать более понятливыми, поддерживать на этой Земле Закон Гармонии и превращать его в то, что мы все хотели бы видеть осуществлённым — Всеобщее Братство людей. Для теософов это не только название, а то, над чем они трудятся постоянно.

Послесловие от редакции

(Е.П.Блаватская и спиритуалисты о перевоплощении)

Любое дело начинается с малого, и это есть основной космический закон. Капитальный труд Е.П. Блаватской «Разоблачённая Изида» был первой осторожной попыткой просветить сознание западного читателя лучом Эзотерической Мудрости, поэтому многие темы освещены в нём крайне обобщённо, без детализации. Этот принцип в полной мере отражён в изложении темы о перевоплощении, поскольку для её точного описания и, соответственно, ясного понимания читателем, потребовалось бы выдать миру схему семеричного строения человеческого микрокосма, что на том этапе было запрещено. Е.П. Блаватская в «Разоблачённой Изиде» пользуется только обобщённой троичной схемой деления на тело, душу и дух, аппелируя к аналогичному мнению таких великих философов древности, как Платон, Ориген, Плутарх. Такая схема не позволяла, конечно, точно обозначить границу между бессмертной (перевоплощающейся) и смертной частями человеческого микрокосма, поэтому было невозможно понять, какая часть перевоплощается, а какая — нет. Можно предположить, что запрет на более детальное изложение этой темы был объективной трудностью, мешавшей Е.П. Блаватской в полемике с её противниками из стана новоявленного западного вероучения так называемых спиритуалистов, быстро распространившегося в XIX веке в Западной Европе и Америке. После выхода в свет «Писем Махатм», в которых было преподано семеричное деление, термин «перевоплощение» в его подлинном эзотерическом смысле стал общеупотребимым в трудах Е.П. Блаватской. Но в «Разоблачённой Изиде» она пользовалась другими терминами, вероятно, чтобы отмежеваться от принятого спиритуалистами понятия «реинкарнация» (или «перевоплощения»), в который они вкладывали неверный смысл. Так, в «Разоблачённой Изиде», чтобы обозначить подлинную суть перевоплощения или бесчисленных повторных рождений духовного «Я» человека (ведущих к очищению, возвышению души и её слиянию с божественным духом — Богом в человеке), она наиболее часто пользовалась термином «метампсихоз». Также она иногда употребляла и другие термины — «трансмиграция», «пермутация», revolutio, которые все были синонимами понятия «метампсихоз». 

Для того, чтобы понять суть неприятия Е.П.Блаватской взглядов спиритуалистов, надо представлять разницу между Индивидуальностью и личностью в человеке, что и стало возможно после обнародования схемы семеричного строения. Так (если бегло суммировать), в человеческом микрокосме имеется высшая бессмертная триада принципов (аспектов сознания), представленная Атмой — всезнающим божественным Духом, неотделимым от Мирового Духа и Мировой Души (Акаши). Атма имеет в качестве своего носителя Духовную Душу — Буддхи, и вместе они составляют Монаду. Носителем Буддхи является Высший Манас или «Эго» — прямая эманация Космического Разума в микрокосм человека.

У Манаса имеется и его низший аспект (иногда его даже выделяют в отдельный принцип) — низший манас — интеллект или рассудок. По границе, отделяющий Высший Манас от низшего, проходит грань между высшими, бессмертными принципами (Индивидуальностью) и низшими смертными (личностью). Итак, личность составляют: низший манас, соединённый с принципом камы (вместилищем животных желаний и страстей в человеке); прана (жизненный принцип, призванный оживотворять тело), эфирный двойник («матрица», по которой строится физическое тело) и, наконец, тело (которое, строго говоря, не есть принцип, то есть, аспект сознания, а только — плотный «футляр» человеческого микрокосма).

По Эзотерическому Учению, перевоплощается бессмертная Индивидуальность, или, даже более конкретно — «Эго» (Высший Манас), неотделимый от Буддхи и Атмы. «Эго» — одно — на весь, невообразимой длительности, период эволюции, а его личности, каждая из которых живёт одно воплощение — бесчисленны. Именно «Эго» в новом воплощении несёт все наказания за прегрешения низшей личности в предыдущем воплощении и получает заслуженную награду, собранную в виде «жатвы» с благих дел прежней личности, — в Дэвачане — области воздаяния и отдыха перед новым воплощением. Именно «Эго» запечатлевает на себе тени «скандх» — атрибутов каждой личности, ибо все они (кроме неисправимо материалистических), оставляют свой несмываемый отпечаток на этом перевоплощающемся Духовном «Эго».

Основное разногласие между Эзотерической Доктриной и взглядами спиритуалистов заключалось в том, что последние, по невежеству, полагали суть реинкарнации в новом воплощении той же самой личности (низшей распадающейся после смерти части микрокосма), что совершенно не соответствует истине. Между тем, Эзотерическая Доктрина признаёт существование частных случаев именно реинкарнации — возвращения той же самой личности в новое тело — в виде исключений, когда работе Природы (которая никогда не оставляет её недоделанной), помешали какие-то факторы. К причинам, вызывающим новое рождение той же самой личности относятся: аборты, смерть ребёнка до определённого возраста, тяжелые врождённые патологии. Но это именно исключения из общего правила Природы, ибо перевоплощается «Эго», наделяемое новой личностью.

Судьбой низших принципов после смерти является растворение, исчезновение — быстрое (для самых низших) и более постепенное (для двух срединных — камы, соединённой с низшим манасом).

Спиритуалисты, фиксируя только неотрицаемую реальность феноменов на спиритических сеансах, приписывали, по невежеству, их происхождение появлению духов усопших «собственной персоной», которые, именно, этого не делают. Все происходящие подобные феномены (за редчайшими исключениями) производит полубессознательная, оставленная высшими принципами срединная часть распадающегося на составные части человеческого микрокосма — кама, которой помогают низшие элементалы. Вызывание таких останков на спиритических сеансах (что и было основным методом познания Тонкого мира у спиритуалистов) явилось несознательной некромантией, против которой в древности строго предостерегали все Учителя Мудрости, хорошо разбирающиеся в качестве «руководящих духов».

Именно взгляды спиритуалистов на суть подобных феноменов были вторым разногласием между Сокровенным Учением и новоявленным вероучением. И против этой пагубной практики выступила в своих трудах Е.П. Блаватская, справедливо отказывая новому движению даже в самом названии, ибо подлинный спиритуализм есть сама теософская доктрина, которая учит, что всё сущее оживлено Всемирным Духом, вне которого не может пребывать ни один атом в нашей Вселенной.

 

О.М. Порожнякова

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: