Великое сокрестие континентов как модель космопланетарной интеграции планеты
К началу ХХI века на планете сложилась уникальная ситуация. В 1992 году в результате распада и ухода с политической арены социалистического лагеря рухнуло социальное противостояние двух мировых систем. Мир, практически, стал монополярным. Это позволило США, при активной поддержке стран-единомышленников «сильных мира сего» и при молчаливом согласии политически «временно ослабевших» других великих держав начать ХХI век, развязав войну и развалив Югославию, затеяв войну в Ираке, стравливая суннитов и шиитов, израильтян и палестинцев, пригрозив войной за «непослушание» Ирану. Оценивая ситуацию нынешнего времени, можно отметить, что, несмотря на видимое благополучие многих стран, глубинно нарастают негативные, разрушительные тенденции, свидетельствующие об исторической исчерпанности потребительского общества, социально-экономического строя, основанного на узком частнособственническом эгоизме.
Человечество ещё не в полной мере осознало, что мир перешёл в новое качество. Люди во многом продолжают жить по-старому, по инерции пользоваться отжившими мерками, подходами, нормами. Сложившийся на протяжении веков поведенческий стереотип человека формировал и продолжает формировать его социальный образ мышления, а также отношение к окружающему миру. Поэтому на новом витке диктуемых жизнью преобразований фундаментальной основой предстоящего преображения мира должен стать не сокрушающий социальный меч справедливости, а, прежде всего, всепроникающая, высокоразвитая созидающая духовность и культура. Духовная Культура — самое важное, что есть у человечества. Ведь именно она единственно способна служить основой для построения будущего. Проблемы экологии, международного экстремизма, коррупции и преступности, всеобщей дегуманизации и всепланетарного социального неравенства общества свидетельствуют о том, что человечество ещё не поняло глубинных причин их возникновения и в силу этого не знает путей их решения. А это связано с тремя обстоятельствами, играющими важную роль в развитии цивилизации.
Первое. Это антропоцентризм. С конца энеолита, с освоением железных орудий и уменьшением зависимости людей от природы и их социальным расслоением, началась эпоха антропоцентризма. Позднее это нашло отражение в писаниях мировых религий — Торе, Библии, Коране. И сегодня мировая политика, религия, экономика, наука, философская и общественная мысль отражают базовую концепцию антропоцентризма, согласно которой человек — самая высшая ценность в нашем социальном мире, высшее создание, а природа — вторична, так как она не является социальным явлением. Человек, тем самым, поставлен в центр социального мира, вокруг которого природа и должна «вращаться», как в птоломеевской картине мира. Это и наложило отпечаток на принципы формирования мировоззрения человека, отношения его к окружающему миру, который он строит по себе — от частного к общему, то есть только в рамках своего эго, и по мере познавания себя постепенно расширяет знания о мире. И к началу ХХI века человечество на планете представляет самостоятельные природно-этнические образования, имеющие границы и территории, соорганизованные в сообщества стран, государств, империй, живущие по сложившимся стереотипам антропоцентризма, «по инерции» пытающиеся навязывать свою волю окружающему миру — природе, Вселенной.
Второе. Это новое космопланетарное мировоззрение. Согласно нему природа, как составная часть Вселенной, стоит в центре, а человек — всего лишь её малая сознательная частица, неразрывно с ней связанная видимыми и невидимыми нитями на уровне ядерных, гравитационных, магнитных и других полей. Cкладывающееся космопланетарное миропонимание является объективной реальностью и стратегией участия человека в интеграции планеты, качественно новым масштабным явлением в коллективной деятельности людей.
Третье. В связи с новым космопланетарным мировоззрением, необходимо пересмотреть и переосмыслить фундаментальные и базовые понятия о мире, материи и духе, духовности и культуре, природе, по-новому посмотреть на суть и понимание самого человека, причинно-следственные связи, логику взаимоотношений и смысл существования людей. Выросло самосознание человека как личности, способной индивидуально выражать своё активное отношение не только к процессам преобразования мира, но и к космопланетарной интеграции планеты.
В современном понимании человека большинством учёных, политиков, медиков, социологов нет места его духовной составляющей. Человек воспринимается только как то, что существует физически — его тело, органы, сосуды, нервы, клетки и так далее. При этом его душа считается понятием религиозно-нравственным, философским, не осязаемым, следовательно, не материальным. Исходя из подобного убеждения, учёные, политики, социологи, экономисты уверены, что поведение человека и его жизнедеятельность можно предсказать только методом количественного анализа. Но разве можно измерить какими-либо количественными параметрами горе, жалость, надежду, честь, достоинство, преданность, волю, раскаяние, милосердие, порядочность, алчность, лицемерие, зависть, подлость, любовь, веру, счастье человека? В результате такие важные составляющие человеческой жизнедеятельности, как духовность, культура, не рассматриваются.
Первый век третьего тысячелетия несомненно ознаменуется новым накалом борьбы человечества за своё выживание. И если все предшествующие тысячелетия эта борьба шла по сути против стихий природы, а также между народами и странами, то теперь предстоит борьба со своим эгоизмом, ошибками и заблуждениями, страстями и пороками. Должно прийти космопланетарное миропонимание как основа новой цивилизации и новой эпохи в истории человечества для формирования нового человека-личности.
И иной альтернативы нет.
Теоретические разработки и исследования в данной области начали вестись в разных странах. Например, Римским клубом («Пределы роста»), ООН («Программа устойчивого развития»), Российским институтом проблем глобализации («Практика глобализации»), Новосибирским университетом («Выживания населения России»). Международной группой независимых учёных под эгидой ЮНЕСКО был разработан проект «Великое сокрестие континентов».
Объединяющей основой закономерного и неизбежного интеграционного процесса развития человечества являются постоянно совершенствующиеся информационно-коммуникационные связи и контакты, на современном этапе развития цивилизации возросшие до уровня информационных ресурсов и технологий. Так, Европа, Азия, Африка и Австралия миграциями, кругосветными путешествиями, культурными, торговыми, религиозными и другими информационными контактами постепенно укрепили эти связи между собой, а со временем распространили этот опыт и на другие континенты. В результате, к концу XX века эти четыре континента составили относительно единую системную целостность в виде Евро-Азиатско-Афро-Австралийского блока континентов — Евразийский субконтинент. А страны и континенты Северной и Южной Америки со всеми прилегающими материками и архипелагами аналогичным образом к концу XX век образовали другую относительно единую целостность — Американский субконтинент.
Берингов перешеек географически осуществляет объединение соответствующих суперэтносов: Американского и Евразийского. Это объединение имеет трасконтинентальную ось — трассу, проходящую через вертикаль Юг-Север Американского суперконтинента и горизонталь Запад-Восток Еврозийского суперконтитента. А вмести они (вертикаль и горизонталь) образуют так называемое «Великое сокрестие континентов», которое может стать моделью космопланетарной интеграции планеты1.
С.Рерих (слева), В.Казначеев, Г.Гречко, Д.Пюрвеев (справа) после подписания
«Благопожелания людям Земли»
Данная концепция воплотилась в проекте «Великое сокрестие континентов» — архитектурно-пространственной модели мироздания. Она объединяет Трансконтинентальной информационно-коммуникационной трассой и архитектурно-пространственной инфраструктурой Евразийский субконтинент с Американским субконтинентом через Берингов пролив на трёх уровнях — наземно-водном, воздушном и космическом.
Эта грандиозная, информационно-коммуникационная трасса с её инфраструктурой образует пересечение с трассой всемирно известного Великого шёлкового пути, сыгравшего в своё время объединительную роль континентов Европы, Африки, Азии и Австралии в Евразийский субконтинент — уже по географической горизонтали.
Впервые указанная идея была предложена российскими учёными в 1973 году на Международном симпозиуме ЮНЕСКО в Улан-Баторе. Началом практической реализации проекта явилась организация международной культурно-экологической экспедиции «Путями великих миграций человечества», маршрут которой и стал рекогносцировкой данной трансконтинентальной трассы проекта. В 1999 году экспедиция завершила свой первый этап, пройдя древними трассами Евразию от Гималаев до Чукотки, получив одобрение лидеров государств, глав мировых конфессий, выдающихся людей планеты: А.П.Окладникова, Л.Н.Гумилёва, С.Н.Рериха, Т. Хейердала, Ч.Т.Айтматова, Г.М.Гречко, В.П.Казначеева, Н.Н.Моисеева, Д.С.Стребкова, С. Дончева, Б.А.Ибраева и других. И остановилась перед перешейком Берингия, через который 21–22 тысячи лет назад древние племена из Центральной Азии перешли на Американский континент и освоили его. Сегодня, по мнению учёных, давших проекту звучное название «Великое сокрестие континентов», пришло время снова преодолеть это препятствие на пути интеграции Евразийского и Американского субконтинентов. Речь идёт не об искусственном восстановлении перешейка. Само по себе строительство, к примеру, тоннеля под Беринговым проливом бессмысленно. Он соединит фактически два «сухопутных островка» — Чукотку и Аляску, оба слабо связанных с материками. Восстановление путепровода через Берингию имеет смысл лишь в том случае, если он станет одним из элементов глобального трансконтинентального информационно-коммуникационного коридора, который соединит воедино всю планету. Эта трансконтинентальная магистраль, проходящая с Американского субконтинента через Берингию на Евразийский субконтинент с ответвлениями по странам, имеет протяжённость более 60 тысяч километров, а в ширину занимает полосу в 80–100 километров. Её географические составляющие — все страны планеты, которые органично вливаются своими внутренними коммуникациями железнодорожных и автомобильных, воздушных и водных связей в эту общую трассу, становящуюся новым значительным механизмом по гармонизации социально-экономических, научно-технических и других отношений в интеграции планеты.
В.П.Казначеев (в центре), Д.Б.Пюрвеев и индийский космонавт С.Шарма при подписании
«Благопожелания людям Земли»
Страны, расположенные в эпицентре сокрестия континентов, являются своего рода уполномоченными интересов стран их регионального окружения. Ведь история — это, прежде всего, процесс, созидаемый живыми людьми, думающими, любящими и творящими, где всё сплетено — личное, общественное, государственное. А характер связей между странами, общность интересов или антагонизм определяются общностью или различием культурных корней. Этнический фактор — это сила, с которой просто нельзя не считаться и которая может привести мир, если не к единому планетарному сознанию, то хотя бы к взаимопониманию и терпимости, чего так не хватает сегодня. Поэтому страны Европы, Россия, Казахстан, Монголия, Индия, Китай, Корея, Япония, США, Канада становятся «Великой страной», уполномоченной на равных с другими выражать интересы своих географических регионов, представительствовать и участвовать в программе космопланетарной интеграции планеты. Это налагает, соответственно, на них колоссальную ответственность.
Таким образом, Евразийский суперконтинент становится узловым центром развития планеты. Он располагает основными природными, материально-сырьевыми, энергетическими, территориальными и человеческими ресурсами. Напомним, что около 75% населения живёт на этом суперконтиненте. На его долю приходится около 60% мирового ВВП и около трёх четвертей известных мировых энергетических запасов. Евразийский суперконтинент включает в себя регион четырёх геополитических центров: Западный (Европа), Восточный ( Россия, Китай, Дальний Восток), Южный (Ближний Восток, Турция, Иран, Афганистан), Юго-Восточный (Индия, страны Центральной Азии и Юго-Восточной Азии), сюда же следует отнести и Океанию, Австралию и развитые страны Африки.
Весь этот огромный потенциал ресурсов и даст тот новый качественный импульс развития цивилизации в ХХI веке.
Поэтому каждому человеку, народу, каждому руководителю страны надо увидеть реальность, перспективы происходящего и задуматься. Ведь так важно обрести истинную мудрость и ясное видение того, что нас ждёт впереди, сделать правильный выбор своего будущего, по-настоящему самим его созидать.
Векторная Трансконтинентальная информационно-коммуникационная трасса не только соединит народы, страны, континенты Западного и Восточного полушарий планеты централизованной осью новых научно-технологических, информационных, производственных, социально-экономических и других связей, но и станет пространственной основой формирования уникальных научно-космических и информационно-коммуникационных инфраструктур, что будет способствовать переходу биосферы в ноосферу. Ведь речь идёт не о строительстве только ноосферы, о чём мечтал В.И.Вернадский, или пневматосферы П.А.Флоренского, а о поисках некоего нового принципа, где нет уже разделения на человечество, планету, биосферу и космос, а есть единый процесс, который мы можем обозначить понятием Природа, в самом широком её толковании.
Причём уже сделаны первые практические шаги в этой области, несколько опережающие своё время. Так, разработаны и уже реализуются авторами проекта «Космоцентры» — научно-технологические, культурно-познавательные и туристическо-развлекательные космические центры для выработки нового космического сознания у населения. В настоящее время проект разработан в научно-техническом, технологическом, социально-экономическом, энергетическом, этнологическом, экологическом и других аспектах его реализации.
Проект «Великое сокрестие континентов» масштабно имеет три уровня решения при общих сроках реализации в 25–30 лет.
В настоящее время некоторые страны, особенно на постсоветском пространстве, хотя и соорганизовались в некое евразийское сообщество (СНГ), но решают свои проблемы в отрыве от мирового сообщества, что называется «варятся» в собственном евразийском соку. Масштабно возросшее сообщество этих стран с присоединившимся Китаем (ШОС) всё ещё сохраняет мировую изолированность, а после политико-экономической соорганизации их в Бишкеке даже образовалось своеобразное одностороннее противостояние «евразийского сообщества этих стран». Чтобы это не вылилось в мировое социально-политическое противостояние континентов, необходимо своевременно урегулировать данный вопрос за «круглым столом» представителям и общественности 10-ти стран Великого сокрестия континентов.
«Благопожелания людям Земли». Г.Гречко и Д.Пюрвеев
К началам 2007 и 2008 годов активная внешнеполитическая деятельность стран, находящихся в эпицентре сокрестия, таких как Европа, США, Россия, Китай, Корея, относительно стабилизировались. Но положение может измениться из-за организационной и предвыборной ситуации в Европе, России и США, социальной и политической разобщённости Северной и Южной Кореи. Положение в экономике Китая привёло к ориентации политики страны на нынешнем этапе к сосредоточению на внутренних проблемах. Однако мировые интеграционные вопросы, несмотря на эти сложившиеся тенденции в мире, развиваются.
Активизировалась отчасти культурологическая деятельность России, Монголии, Казахстана, Индии. Так, Казахстан (как и Монголия), являющийся одним из инициаторов мирового евразийского движения, располагается в одном из ключевых участков эпицентра сокрестия. Через него пройдут узловые информаионно-коммуникационные связи с государствами южных регионов Евразийского суперконтинента, в частности, со странами ИСЕСКО (сообщество 44 стран исламского мира). Ведь исторически Россия, Казахстан, Монголия, Индия связаны культурами кочевых и оседло-земледельческих народов этих стран, географически находившихся на Великом шёлковом пути.
«Россия может стать уникальным мостом между Европой, Америкой и Востоком», — признал в ходе ХI Санкт-Петербургского экономического форума 9 июня 2007 года один из её бывших ярых противников, председатель Консультационного совета «Ситигрупп» Джеймс Вулфовиц. Он отметил, что в настоящее время в мире происходит смещение «фокуса развития» мировой экономики от стран «Большой-7» и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в сторону так называемых «быстро развивающихся стран», к которым Джеймс Вулфовиц отнёс Индию и Китай. При этом он отметил, что ожидается изменение соотношения производства мирового ВВП между странами «Большой-7», ОЭСР и быстро развивающимися странами и Россией. По его словам, Россия находится между Востоком и Западом и пытается реализовать возможности созидания нового «Шёлкового пути».
Сегодня миру как никогда нужна общественная творческая лаборатория осознания миропонимания Новой эпохи, предстоящих эволюционных преобразований. Нужен своего рода исторический полигон, где можно было бы начать создавать, затем отрабатывать отвечающие закономерностям Новой эпохи духовно-нравственные и организационные основы существования человеческого сообщества. Такой лабораторией может быть эпицентр стран Великого сокрестия континентов с Россией, Казахстаном, Монголией, Индией, Китаем и США. И дело не только в том, что эти страны уже имеют огромный опыт того, как прокладывать новую борозду по целине Всемирной истории. Имеется в виду, конечно, прежде всего социально-культурный, общественно-политический и экономический опыт этих стран. При всех своих издержках и просчётах этот опыт — бесценное достояние человечества, героическая попытка поиска новых путей цивилизационного восхождения.
А теперь, чтобы понять, почему психология космологического мировоззрения кочевников легла в основу формирования древних цивилизаций и мировых религий, представим себе образно всё историко-культурное пространство-время в едином географическом облике2.Тогда все материки, острова, архипелаги, хребты, равнины, степи евразиатской цивилизации, такие как Египет, библейские государства Ближнего Востока и Междуречья, Греция, Рим, Иран, Византия, Индия, Китай, Монголия предстанут омываемыми огромным морем евразиатской степи, с древнейшими в ней Скифией, Сарматией, Хунну, Тюркским и Хазарским каганатами, с племенами уйгуров, аланов, половцев, кыргызов, киданян, монголов, ойратов. В те времена ещё не было письменной истории. И сами кочевники, широко странствовавшие по просторам Евразии, были носителями информации, духовных знаний. Это ареал зарождения и становления архаической культуры древних ариев с их уникальным, сложившимся именно в их среде космологическим мировоззрением (в частности, Их-Тенгрианством — поклонением Вечному Небосводу), колыбель всей духовной культуры человечества. Здесь проросло её семя, лёгшее позже в основу развития всех древних цивилизаций. Эта мудрость пришла в Индию и породила индуизм и буддизм. На Ближнем Востоке она проявилась в верованиях Месопотамии, зороастризме и библейских религиях.
Кочевые народы Центральной Азии несли в себе духовную мудрость и распространяли её по всей Евразии. Таким образом, не зафиксированное в письменной истории духовное наследие народов Центральной Азии породило семена, которые проросли позже в виде основных религий. В самой Центральной Азии никогда не существовало разделения на религии. Поэтому и люди не разделялись по религиозным признакам, а обладали широким и целостным сознанием. Именно здесь, на основе выработанного космологического мировоззрения, было заложено начало симбиоза культур Европы, Древнего Востока, Евразии, которые получили своё развитие и распространились с миграционными процессами ариев в Азию и Индию, продолжив там этот симбиоз уникальной индоевропейской цивилизации.
Вопрос сходства древних культур Индии и России всю жизнь интересовал Н.К.Рериха. Он искал общий источник, питавший их много веков назад. Однако элементы общности в культурах двух стран не есть что-то исключительное. И поняв это, Н.К.Рерих поставил вопрос шире. «Гигантские ступы буддизма — погребальные памятники, обнесённые оградой, — писал он, — те же курганы всех времён и народов». В развалинах древних индуистских храмов Кашмира Рерих видел отчётливые следы романского стиля, связанного с поздними кочевниками — аланами.
Глядя на красочные женские костюмы Ладакха, обнаружил, что расшитая шёлковая накидка напоминает византийскую, а высокие головные уборы похожи на шапки русских бояр. Металлические пряжки, укреплённые на правом плече, повторяли скандинавские фибулы. На базарах Кашгара Рерих встретил сундуки раннего Ренессанса, а в степях Джунгарии вновь вспоминает русскую старину. Его поражает костюм киргизских кочевников: «...киргизы скачут на белых конях, на головах стеганные цветные шишаки — точно такие, как древние кушаки русских воинов. На макушке пучок перьев филина. На руке иногда сокол с колпачком на глазах. Получается группа, входящая и в ХII, и в ХV веках».
Русское Cредневековье смешалось в степях Джунгарии со скифской древностью. Единство культур объединяет не только страны Азии, но и континенты: Азию и Европу, Азию и Америку. В рериховской интерпретации путей развития «непреходящих элементов культуры» не оставалось места ни для европоцентризма, ни для противопоставления Запада Востоку. В отличие от многих учёных своего времени, отмечавших, в основном, отрицательное влияние кочевников на ход человеческой истории, он увидел их положительную роль.
При всём противоречивом влиянии на культуру осёдлых народов, приход кочевников стал своеобразным импульсом создания новых форм в искусстве, таких как скифский «зверинный стиль» в архитектуре, экипировке всадника и лошади, консервировании и сублимировании пищевых продуктов и так далее. Выделяя исторический динамизм (миграцию) как один из непреходящих долгодействующих факторов в истории нашей планеты, Н.К.Рерих искал подтверждения своим выводам в ранних периодах человеческой истории. Следы неясных нам передвижений народов в древности хранят погребения. На скалах Алтая, Монголии, Ладакха, Туркестана высечены круторогие горные козлы3, лучники, пляшущие фигурки. И учёный протянул нить от них до Скандинавии, Венгрии и даже Америки. Некоторые из этих петроглифов он датировал периодом неолита (VII–III тыс. до н.э.), другие учёные возражали. Но время показало, что Рерих был прав. Им были открыты ранее неизвестные мегалитические памятники в Тибете (культовые сооружения III–II тыс. до н.э. из огромных полуобработанных глыб), повторяющие конструкцию и облик мегалитов Франции и Англии. Древние пути народов связывали Запад с Востоком, Азию с Европой и Америкой.
В богатейшем фольклорном и мифологическом материале Н.К.Рерих нашёл те легенды, в которых отражались нравственные устремления разных народов к справедливости, лучшему будущему, торжеству добра над злом. Коллективный опыт народа, заключённый в его мифологии, фольклоре, культурных традициях, не только необходим, с точки зрения Н.К.Рериха, для развития культуры этого или других народов, но и нуждается в научном осмыслении, строгом выявлении реальности, стоящей за фантастическими образами мифов, легенд, сказаний. Забытое должно быть вновь открыто и благожелательно истолковано языком современности.
Пришедшие из Евразии кочевники и осёдлые народы субконтинента мирно сосуществовали, обменивались воззрениями, знаниями, культурой. И благодаря этому на Индийском субконтиненте произошло своего рода накопление обширных знаний о духовном пробуждении. Это было предысторией появления Гаутамы Будды. Мудрость, воплощённая Буддой, была кульминацией древней духовной мудрости. Ведь Будду по традиции зовут Шакьямуни. А шакья — это название одного из главных кочевых народов Центральной Азии. Греки называли этот народ скифами, персы — саками, его также называли сколотами, скитами, сукхами. Шакьи, живущие в непальском городе Патане, до сих пор хранят уникальное мастерство ювелирных изделий, идентичное культуре сакских курганов. И род, из которого произошёл Шакьямуни, является ветвью этого кочевого народа, переселившегося на Индийский субконтинент, и имя этого народа — саки. В силу этого буддизм не был и сегодня не является религией в традиционном её понимании и не может быть ортодоксально отнесён к категориям ни религиозного, ни философского начала, ибо в основе его формирования лежит космическое мировоззрение кочевников самого раннего этапа история человечества. Именно поэтому позднее буддизм так легко возвратился из Индии в Центральную Азию, в свою колыбель.
Такая же ситуация в ХХI веке складывается на Евразийском суперконтиненте уже на новом качественном уровне, только сюда уже добавляются познания и опыт Американского суперконтинента. Если мудрость, воплощённая Буддой, была кульминацией древней мудрости, накапливаемой под влиянием космического мировоззрения, то мудрость, накопленная на современном этапе народами Евразии и Америки, уже несёт в себе космическое мировоззрение, связанное с опытом выхода человека в космос.
Возведение Пагод по всему миру, как универсального символа всеобщего мира и Гармонии, явилось основной практикой жизни буддийского монаха-миротворца, друга и сподвижника Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, Нитидацу Фудзии и его ученика — продолжателя Дзюнсэй Тэрасавы. После атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году Нитидацу Фудзии стал одним из лидеров Международного антиядерного и антивоенного движения. Возведение Пагоды Мира в Дели — это желание увековечить уникальное мировое событие, совершённое столпами истории Евразии ХХ века — Махатмой Ганди и Джавахарлалом Неру: без войны и насилия сбросить колониальное господство Великобритании и утвердить государственную самостоятельность Индии. Мировая политическая общественность, устоявшаяся в своих теоретических пристрастиях и убеждениях, привыкшая по-европейски разрешать все социальные конфликты только революционным и военным путём, не придала этому явлению должного внимания. Открытые недавно в Лондоне, Франкфурте-на-Майне, Дели, Элисте или намечаемые к постройке в Москве, Донецке, Бишкеке Пагоды уже становятся важным историческим событием для всей Евразии, несущим консолидирующий характер, что заложено в самой сущности Пагоды как универсального символа Мира. И если Казахстан с трибуны Всемирного Форума Духовной Культуры обратится к общественности мира с предложением объявить ХХI век веком решения всех социальных конфликтов на Земле только мирным путём без применения войн и насилия, то это уже будет удивительным примером того, как настоящее великое дело, возрождённое Казахстаном, продолжает жить и приносить плоды по всему миру.
Далай-Лама XIV после подписания «Благопожелания людям Земли»
И тогда Казахстан будет первой страной, предназначенной быть ответственной за судьбы мира и планеты.
Началом практической реализации проекта «Великое сокрестие континентов» явилась Международная культурно-экологическая экспедиция «Путями великих миграций человечества» ЮНЕСКО, начатая в 1992 году по маршруту Трансконтинентальной оси.
Первый, Евразийский, этап экспедиции начался с самой высокой точки Гималаев — Джомолунгмы, где на Знамени экспедиции расписался его участник Федор Конюхов, обозначив этим самым начало экспедиции, а завершилась она в самой северной части Евразийского континента — на берегах Берингова пролива. Пройдены Индия, Непал, Китай, Монголия, Казахстан, Кыргызстан, республики и края Севера, Сибири, Дальнего Востока России. 15 мая 1999 года Генеральный директор ЮНЕСКО доктор Федерик Гонсалес Майор своей подписью на Знамени экспедиции завершил Евразийский её этап. Проходя по странам и государствам Евразии, лидеры государств, главы конфессий, космонавты регионов полёта, выдающиеся деятели мира ставили свои подписи на шёлковом Знамени экспедиции.
Основные идеи проекта изложены на Знамени экспедиции на четырёх основных языках — русском, английском, китайском и испанском, как БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ ЛЮДЯМ ЗЕМЛИ.
Начало Евразийской части экспедиции благословили в путь в 1992 году Папа Римский Иоанн Павел II и Его Святейшество Далай-Лама ХIV, а в числе первых лидеров — Президент Казахстана Н.А.Назарбаев. Главы государств, выдающиеся деятели Американского континента завершат своими подписями Знамя экспедиции уже на Американском суперконтиненте, после чего оно будет передано на хранение в ООН.
Вознести Культуру на пьедестал высшей ценности человеческой цивилизации призвана прежде всего духовная элита человечества, носители и творцы духовной культуры. Поэтому Всемирный Форум Духовной Культуры в Астане не следует рассматривать как подводящий итог, наоборот, он открывает новый этап.
Прав был В.И.Вернадский, писавший: «Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетие…Стоя на этом переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее, мы должны быть счастливы, что нам суждено это пережить, в создании такого будущего участвовать».
- Ваши рецензии