warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Валерий Иванович АШИКОВ — педагог и руководитель детской студии «Семицветик», более 10 лет занимается воспитанием и творческим развитием дошкольников, является автором федеральной культурно-экологической программы. Он — отец пятерых детей и поэтому свой родительский опыт может передать другим. Как член педагогической группы Международной Лиги Защиты Культуры Ашиков участвует в организации семинаров, конференций. В своей небольшой статье, которая так созвучна основной теме этого номера журнала, он показал и подсказал, какое значение может иметь красота в воспитании наших детей.

Восприятие красоты

Красота нужна всем. Всем, кому нужен свет. Красота сама есть свет, и светит она тем, кто влюблен в красоту, кто видит и слышит её.

Сама по себе красота не способна действовать на человека. Без его желания, без его устремления к ней она недейственна. Она как бы вещь в себе, если человек её не откроет. Как та жемчужина в раковине: если за ней не нырять, если её не открыть своею рукою — она не заблестит перед глазами, не сверкнёт своей лучезарностью.

В чём поиск прекрасного? В том, что мы направляем свои мысли, чувства к чему-то более совершенному, прекрасному, что дарит нам жизнь ежедневно, если к этому отнестись серьёзно, осознанно.

Восприятие красоты — основное качество человека. Он словно рыбак, забрасывающий сеть, с раскрытым восприятием вылавливает жемчужину красоты. Не всю красоту, а лишь жемчужину, так как всю её постичь невозможно. Она ускользает от нас по мере того, как мы все больше и больше её воспринимаем. Потому, что красота — это Беспредельность. Помните А.Фета? —

 

Целый мир от красоты,

от велика и до мала,

и напрасно ищешь ты

отыскать его начало.

Что такое день, иль век

перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек, всё,

что вечно, человечно.

 

Конечно, человек вечен, но не вечно его пребывание в земном теле. Также не бесконечно его восприятие красоты, ибо даётся оно ему лишь в тех рамках и пределах, которые обусловлены пребыванием его в земных условиях, в земной грубоматериальной оболочке. Красота — Вечность и Беспредельность, и отыскать её начало, а тем более конец, невозможно. Можно лишь стремиться к ней и всё больше и больше постигать её нескончаемые фазы и проявления...

Спускаясь на землю, человек получает всё возможные для него способы постижения красоты. Это — видение, слышание, тактильное ощущение, осмысление и т.д. Но всего этого недостаточно, если не открыт главный орган — Сердце, синтезирующий все восприятия в единое целое. Сердце человека — трансформирует энергии красоты в кристаллы психической энергии. Почему мы говорим об энергии? Потому, что все наши ощущения, впечатления — это энергии, или вибрации, полученные в результате контакта с чем-то более совершенным, если таковым являлся объект нашего восприятия. Сердце синтезирует наши впечатления и аккумулирует их в Чаше накопленного нами опыта. Можно ли всё это проверить? Несомненно! Дети приходят в этот мир с уже накопленным опытом впечатлений, свершений, переживаний, страданий, завоеваний духа и мысли. Они не способны нам рассказать об этом, но они способны открыть нам всё это, если мудрая, знающая рука взрослого умело прикоснётся к этому кладезю жизненного опыта.

Дети чуют красоту повсюду. Это чудное свойство дано им от природы. Но они не фиксируют этот факт своим сознанием, так как ещё не способны это делать. Все воспринятые сердцем вибрации ребенок ощущает, но не осознаёт. Они незримо пробуждают его Чашу накоплений и воспоминаний.

В Учении Живой Этики говорится, что к трём годам ребёнок уже полон восприятий. Откуда они берутся? Конечно, из Чаши — кладезя мудрости и жизненных сил, органа, ещё не открытого современной наукой, но который существует и помогает человеку принимать верные решения, давать советы, остерегаться неправильных поступков, позволяет увидеть и понять многое невидимое и неясное. Чаша накоплений ребёнка ждёт открытия, но у каждого это произойдёт в свой срок, под особым лучом. И, упаси нас Бог, от грубого вмешательства в этот процесс.

Мы, взрослые, часто не знаем, что в себе несет тот или иной ребёнок. Рембрандт, будучи ребёнком, не мог сказать отцу и матери о своей великой миссии стать художником, но мать и отец, являясь чуткими людьми, способны были уловить направление энергий ребёнка и поэтому могли тонкими касаниями пробуждать в нём память о своём назначении, Чашу накопленного опыта и знаний. Великий художник постепенно шёл к выполнению своей миссии, и в нём, в свой индивидуальный срок, пробуждалась энергия творчества и восприятия красоты.

Почему энергия красоты творит энергию в нас? Да потому, что ответная вибрация всегда созвучна, отвечает той вибрации, которая её вызвала. Если есть энергия, то родится новая, с которой энергия вступит в контакт. Восприятие есть энергетический ответ организма на воздействие энергии извне, но лишь в той мере, на какую этот организм способен. Так организм неразвитый, не готовый к восприятию тонких энергий, идущих от внешних объектов действительности, не способен ответить вибрацией соответствующей силы и качества. И насколько развит наш организм, настолько и получаемые вибрации соответствуют вибрациям источника. Так восприятие есть основной фактор развития человека, основной фактор эволюции. Энергии, порождаемые нами в пространстве космоса, будут вполне адекватны нашему восприятию. Человек сам творит космос вокруг себя и в себе. Так змей пространства заглатывает свой хвост — причина и следствие сходятся в одной точке.

Восприятию красоты, раскрытию в детях этого божественного свойства, должны мы, последователи энергетического мировоззрения Живой Этики, уделять сегодня особое внимание. Человек, не воспринимающий красоту, не способен её творить. А без красоты жизнь уродлива, погружается во мрак. Всё живое нуждается в свете, и свет красоты дается людям; мы же и только мы своим восприятием способны его материализовать, сделать проявленным, видимым и ощутимым.

Не имея в себе восприятия красоты, той доли восприимчивости, которая необходима для того, чтобы вообще говорить о красоте, мы не сможем это сделать в нашей работе с детьми. А это действительно труд, требующий напряжения всех душевных и духовных сил. Поэтому, говоря детям о красоте, направляя их глаза, их ручонки к красивому, мы, прежде всего, эту красоту чувствуем, видим, сознаём сами, переживаем её освежающее воздействие, и тем самым уже способствуем раскрытию восприятия ребёнка.

Почему многое ускользает от нас, как бы не даётся нашему восприятию? Потому, что наше внимание и сосредоточение ещё недостаточно развиты. А без умения фиксации на образе не происходит полного контакта с объектом восприятия, и таким образом не возникает канала энергетической связи между нами и излучателем энергий.

Развитие внимания, наблюдательности, сосредоточенности есть основное задание нам, педагогам, воспитателям на путях раскрытия в детях восприятия красоты. А она, видимая и невидимая, требует своей фиксации, как бы дотрагивания. Этим лучом касания станет наше внимание — направление мыслей и чувств, наши энергии, устремлённые к красоте. Будем думать о прекрасном, думать красиво, и мы ощутим отклик, ответное прикосновение. Дума о прекрасном в результате рождает более прекрасную жизнь. Всё это нам завещали великие мудрецы, те, кто уже прошёл ступени постижения красоты, кто знал, что только размышляя о прекрасном, человек сможет подняться по лестнице духовной эволюции.

Сейчас в обществе столько безобразных мыслей и безобразных образов. Всё это намерено заглушить, задавить мысль человека о красоте. Насколько же мы должны мощно помыслить о свете, обо всём прекрасном и великом, чтобы преодолеть этот натиск!

Святослав Николаевич Рерих, любимый всеми нами Творец Красоты, неоднократно повторял на встречах с друзьями и единомышленниками: «Будем всегда стремиться к Прекрасному», и тогда мы увидим, как постепенно начнёт становиться более прекрасной и совершенной жизнь. И мы почувствуем себя в этом потоке устремления к Красоте не одинокими, а окружёнными сотнями, тысячами душ, ищущих и достигающих новых ступеней красоты. По этим ступеням мы поднимемся и поднимем тех, кто рядом с нами. И тогда всё, что было мешающим, непреодолимым исчезнет, и родится новый свет, новая радость — особая мудрость, которой так не хватает сегодня, в День поворота нашего общего Корабля к Новому Берегу животворящей, спасительной Красоты.

«Красота спасёт мир», — сказал Достоевский. «Осознание Красоты спасёт», — сказал Николай Рерих. Сегодня эти слова великого Творца наиболее актуальны. Именно, осознанная, воспринятая умом и сердцем красота способна будет оказать на нас своё спасительное воздействие и повернуть жизнь к лучшему.

 

Воссприие красоты

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: