Выставка В.Т.Черноволенко в Екатеринбурге
Весной 1723 года началось возведение на Урале на берегах реки Исети железоделательного завода, названного Екатеринбургом. Это событие положило начало и основанию города-завода. Имя Екатеринбург стало и именем города. То было время грандиозных петровских преобразований в стране. На Урале в ту пору создавались частные и казённые железоделательные заводы, но их производственная мощь была невелика из-за плохого технического оснащения. Со стороны государства не было единого управления и контроля. Назревала необходимость строительства нового завода, который выполнял бы функции и административного центра, а также стал бы базой для дальнейшего освоения края.
В 1720 году Пётр I направил на Урал своего сподвижника Василия Никитича Татищева для налаживания горнозаводского дела, а через два года на берега реки Исети прибыла целая команда русских и иностранных мастеров во главе с Георгом Вильгельмом де Геннином.
Герб г.Екатеринбурга
Новый Екатеринбургский завод был вершиной инженерного искусства того времени. Равного ему по размерам и технической оснащённости не было не только в России, но и в Западной Европе.
В 1998 году Екатеринбург отмечал 275 лет со дня основания, и в знак уважения к памяти «птенцов гнезда Петрова» в исторической части города был поставлен памятник с такой надписью:«Славным сынам России Татищеву В.Н. и Г.В. де Геннину Екатеринбург благодарный. 1998 г.»
В 1966 году был разработан проект реконструкции старого Екатеринбургского завода и создания на его территории мемориального музейно-паркового комплекса. Этот комплекс включает сохранённые заводские корпуса, расположенные на левом берегу реки Исети, а также Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала УГАХА (Уральская государственная архитектурно-художественная академия).
Выставка «Мелодии просторов мироздания» Виктора Тихоновича Черноволенко была размещена именно в этом музее. Она проходила с 12 марта по 13 апреля 2001 года.
Как явление в судьбе картин, выставка — всегда уникальна. Размещённые в новом пространстве, они соответственно и «проявляются» (если можно так охарактеризовать их раскрытие) совершенно по-иному. С момента открытия выставки и до её закрытия не ослабевал интерес к ней, причём многие посетители говорили, что они приходили по несколько раз. На вопрос, что привлекает их в картинах, ответы были, разумеется, разные, но общий смысл можно охарактеризовать так, как это было написано в одном из отзывов: в «зове картин к раздумью, к попытке приоткрыть тайну, зашифрованную в линиях, символах, завораживающих ритмах цвета и света».
Екатеринбуржцы широко освещали ход выставки и по радио, и по телевидению. Газета «Уральский рабочий» опубликовала статью «Космические миры провидца». А вот фрагмент из статьи искусствоведа Татьяны Роговой в журнале «Домострой»: «Выставка художника Виктора Черноволенко, проходившая в марте- апреле в Музее архитектуры, предстала зрителю в сто одной живописно- графической работе. Сто один год исполнился бы и самому художнику, ровеснику прошедшего века. Его творчество, проходившее в содружестве с группой "Амаравелла", образованной в 20-х годах XX века, интуитивно по своей природе, поэтому стилистическое направление, если можно применить такой термин к высоко эмоциональным пронзительно духовным изображениям, также называется интуитивизм.
Памятник В.Н.Татищеву и Г.В. де Геннину
Экспозиция "Мелодии просторов мироздания" стала культурным событием для екатеринбуржцев, в большинстве своём тонких ценителей искусства.
...Интерес к творчеству Виктора Черноволенко возрос в последние годы. Изменилось сознание зрителей, возникли новые ментальные запросы. Сегодня всех интересуют энергетические потоки, система взаимодействия человека с космосом. И мы вновь возвращаемся к плеяде русских "космистов", приготовивших нам ответы много лет назад, таких как К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, Е.И. и Н.К. Рерих, А.Н.Скрябин, Г.И.Свиридов. Более трёхсот работ, написанных В.Т.Черноволенко, также занимают место творений мысли, цвета и музыки, созданных русскими космистами. Глубины и беспредельные дали мироздания художник видел внутренним взором, затем переносил на полотно картины иных миров.
Знание и действие — вот те составляющие, которые лежат в основе творчества. Так считал художник, собиравшийся открыть новую грань Красоты. Сегодня, обращаясь к его картинам и попадая в удивительный мир волнообразного взаимодействия плоскостей и форм, ритмов и цветовых гармоний, мы оказываемся в иной реальности, которая будучи увиденной и сотворённой почти полвека назад, ощущается современной и ясной.
Картины Черноволенко напоминают нам, что всё вокруг есть продолжение космоса. Всё вокруг связано. Неразделима в его воплощении и концепция творчества: изображённое в его сознании, равно звучащему. Вдохновение для своих картин он черпал в музыке, которую сочинял тоже сам. Слыша её, выходил он в те же сферы, которые дарили ему свой цвет и свет.
Визуальный мир "Просторов мироздания" создан в попытке "освобождения человека от пут земного притяжения..."»
В лаборатории проф. А.А.Барабанова (ГАХА)
Встреча со зрителем 12 апреля в день закрытия выставки была посвящена памяти Юрия Гагарина и Виктора Черноволенко. Было отмечено, что этот день - особая дата в летописи XX века на Земле. Сорок лет прошло, когда Сын России — двадцатипятилетний Юрий Гагарин увековечил этот день.
В этот замечательный день, Гагарин, преодолев земное притяжение, выходит на орбиту околоземного пространства, и перед его взором проплывают звёздные пейзажи и неповторимые по красоте картины Земли, напомнившие ему о «красках, как на полотнах Николая Рериха». Эта встреча, объединившая всех её участников в каком-то высоком вдохновении, останется в их памяти надолго.
Музею истории архитектуры и промышленной техники Урала ГАХА в тот знаменательный день была передана в дар картина художника Виктора Черноволенко «Куда идешь. Человечество?» 1929 г., холст, масло. 1 70x94 см.
- Ваши рецензии