warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Выжить на тропе знания


(Рецензия на книгу Сейдахмета Куттыкадама «Дао Алтая. Исток человеческой цивилизации»)

Есть известное выражение: «Всё тайное становится явным». По мнению автора книги «Дао Алтая. Исток человеческой цивилизации», известного казахского публициста и философа Сейдахмета Куттыкадама, не менее верно обратное утверждение: всё явное со временем становится тайным. Неизвестные страницы нашего прошлого, уходящие в глубокую древность истоки цивилизации остаются для нас тайной и поныне, манящей и увлекательной. Приближаясь к её разгадке, мы получаем возможность обрести своё истинное настоящее и придать будущему более чёткие очертания.

Книга представляет собой яркий пример творчества Духа: по сути дела, автор бросает вызов общепринятым устоявшимся подходам к истории, предлагая свой, свежий взгляд на эволюцию человечества, основанный на фактах и интересных логических построениях. Сейдахмет Куттыкадам сам признаётся, что искусительный призыв Имманиула Канта: «Имейте мужество пользоваться своим умом», – завлёк и его самого.

В этой книге читатель найдёт подход к Истории не как к развитию   социально-экономических формаций, в которых на первом плане всегда было и есть материальное потребление, а как к этапам восхождения человека в Духе, его внутреннего совершенствования. Больше всего автора интересуют духовные истоки нашей цивилизации, и он задаётся вопросами, которые приобрели в современном мире наибольшую остроту и актуальность. Как «умудрилось» человечество от «божественного» Разума деградировать до сегодняшнего сумасшествия, при полном убеждении, что оно всё время двигается вперёд? Так ли неизбежен конец миру людей и мы «стремительно катимся к концу» или всё-таки есть выход? Чтобы ответить, предлагается проследить, как двигалось человечество от своего рассвета до сегодняшних вечерних сумерек, за которыми провидится закат. Кроме того, автор подчёркивает, что нельзя познать и самого себя, не познав общих истоков, духовных начал древних цивилизаций, скрытых в «тёмных тысячелетиях». При этом автор «Дао Алтая» обнаруживает, что все они сходятся в одной «нулевой» точке – в палеолитической обители Изначального Знания. Приводя известные слова: «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе», – Сейдахмет Куттыкадам подчёркивает  связь всех людей на земле. По его мнению, каждый человек, от пигмея в африканских джунглях до фараона или президента, участвовал и участвует  в сотворении истории рода человеческого. Складывая разные составляющие, он получает извилистую линию в системе трёх координат: духовности, материального благосостояния и формы политико-социальной организации – и со значительной мерой условности предлагает считать её культурной тропою человечества, которая, по его убеждению, началась с Алтая.

Вероятно, именно творческий подход к такой сложной теме может помочь определить траекторию и понять скрытую логику движения земной цивилизации, а также предсказать дальнейший ход событий и предпринять попытки повлиять на него. Конечно, то, что предлагает автор, – это гипотеза, не историческое, а системно-логическое описание. Разумный консерватизм нужен историкам, чтобы уберечь науку от всякого рода шарлатанов, но вместе с тем надо задуматься и над поиском новых исторических методов и методологий, нового взгляда для целостного восприятия и отражения потока истории.

Главное качество книги – она заставляет думать. Мы привыкли доверять всему тому, чему нас учат в школе и институте. Подчас мы не воспринимаем информацию критически, не осознаём, что всё поступающее в наш мозг является своего рода программой, в той или иной степени определяющей нашу дальнейшую жизнь.

 Автор предлагает свою гипотезу возникновения человеческой цивилизации, находит точку зарождения первоначального импульса     невероятного духовного взлёта, наблюдавшегося у наивного, «безграмотного» и юного человечества, способствовавшего возникновению многих древних культур. Его рассуждения об изначальном знании и протоязыке, а также анализ огромного количества материала, найденного в пещерах Алтая, который оказался настоящей палеолитической сокровищницей Сибири, привели его к интересным выводам: на протяжении 300–20 тысяч лет тому назад существовали и взаимодействовали между собой предковые формы человека – неандертальцы и «человек алтайский».    Как раз на «протоалтайцах» и сконцентрировано внимание автора. Несмотря на то, что их сакральные объекты, в частности, храмы и памятники, уничтожались более поздними правителями и последующими религиями, всё больше и больше всплывает фактов, доказывающих, что мы ещё очень мало знаем о нашей древней истории, и самая невероятная гипотеза может оказаться истиной.

Великий русский художник, глубокий мыслитель и неутомимый путешественник Николай Рерих прекрасно знал Алтай, и вот его слова: «Куёт кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах». Гроб Святогора стоял на Сиверных горах. Сиверные горы – это древнее название Горного Алтая. А ведь это равноудалённый от четырёх океанов центр. На правом берегу Катуни есть гора Белуха, значение которой автор приравнивает мировой горе Сумеру. В древнеиндийской мифологии есть образ Меру (в переводе с санскрита – «держащая ось») – огромной золотой горы, центра Земли и Вселенной, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. На этой горе живут высшие боги, и она располагается где-то на севере, за Гималаями (по отношению к Индии). Буддийская мифология добавляет, что Меру окружают концентрическим образом семь горных хребтов, которые отделены друг от друга кольцевидными озёрами. Это и есть примерное описание месторасположения горы Белухи в «Золотой стране». Слово «Алтай» происходит от тюркских слов «Алтын эль», то есть «Золотая страна», и это, конечно, неслучайно: со столь красноречивым названием, скорее всего, связан легендарный «Золотой век» в «Золотой стране».  

В представленной книге прослеживается попытка воспринимать мир древних не как хаос, а как закономерный порядок, установленный богами, с особым вниманием к топонимическим названиям, сакральным по своему существу, которые сохранили для наследников огромный объём культурно-религиозной информации, представления народа о структуре родного пространства.

Русский философ Николай Бердяев утверждал, что метаистория – это Царствие Божие, и Сейдахмет Куттыкадам в своей книге берётся за непростую задачу – реконструировать Изначальную Религию. Он предполагает, что в её основе лежала сакральная связь между Небом, Землёй и Судьбой – людей, народов, рас и человечества. У  протоалтайцев было абсолютно иное, «божественное», восприятие времени, пространства и жизни. В «Золотом веке» жили неторопливые, благородные, любознательные и открытые люди, для которых труд был радостью и средством познания матери-природы, а в современном мире, поклоняющемся «золотому тельцу», – в основном суетливые, жадные люди, для которых труд – вынужденная обязанность, а природа – рабыня, поставляющая блага. По представлениям алтайцев, во всех структурах мироздания действуют не две полярные силы, а три – равновесные. Например, базовые: женское, мужское и детское (ребёнок начинает новый цикл жизни); небо, земля и воздух; добро, зло и равнодушие; холод, жар и тепло; прекрасное, безобразное и заурядное; сладкое, горькое и пресное; северный, южный полюса и экватор; день, ночь и сумерки; прошлое, будущее и неуловимое настоящее, ну и, наконец, им соответствуют даже современные знания об атоме – электрон, протон и нейтрон. В мире идёт бесконечная борьба Добра и Зла, когда на самом деле двойственность мира создаёт его тройственность. Позднее это, например, выльется в христианскую Троицу.

Автор предполагает, что приход алтайцев и ариев на подготовленную протоалтайцами почву довольно быстро принёс свои плоды:  в VIII–II веках до н.э. в Китае, Индии, Персии и Греции. Но развитие человечества «пошло не туда». Спекуляция Духом – Ренессанс – привела к продаже веры – реформации, и они вместе породили буржуазные революции, возведшие на пьедестал Плутоса1. Прагматизм стали воспринимать как одну из главных добродетелей человека, это развило невероятную активность в материальном плане и привело к прогрессу общества, но, как говорил французский эзотерик Рене Генон, «прагматизм во всех его формах приводит к тотальному безразличию по отношению к истине».

Автор проследил этапы развития человеческой цивилизации от Древней Греции и Рима до современности. Как это ни парадоксально, важной духовной силой на Западе, противостоящей нигилизму, растлению, разложению и распаду, является исторический враг науки – католическая церковь, а в греко-славянском мире – православная церковь. И, наверное, им надо преодолеть тысячелетний раздор, наладить диалог и воссоединиться для отстаивания божественных и моральных ценностей в этом заблудшем мире. В миру же настала пора совместить общинность с индивидуализмом, знания с моралью, потребительство с необходимостью.

По мнению автора «Дао Алтая», опыт Востока и Запада показал, что Материя и Дух должны находиться в равновесии, но при условии, что Дух повелевает Материей, чрезмерное богатство и чрезмерная нищета – это порок, необходимо придерживаться принципа разумной достаточности материальных благ для поддержания Духа и развития личности и общества.

Воистину символично: цивилизация получает своё развитие за счёт гибели природы. Имея реальные возможности построить рай на земле, люди, обладающие огромной властью, тратят немыслимые ресурсы на сохранение материальной устроенности своего Эго, по сути обрекая самих себя на гибель. Но, как говорил таинственный дон Хуан писателя Карлоса Кастанеды, «только воин может выжить на тропе знания. Потому что искусство воина – находить равновесие между ужасом от того, что ты человек, и восхищением от того, что ты человек». И эта книга прежде всего напоминает нам о нашей истинной сути, о том, что мы люди с великой и светлой целью, а не потребители и разрушители природы, какими предстаём в наше время. Наступает переломный момент, когда тайное постепенно вновь становится явным, чтобы пробудить человека к сотворчеству с окружающим миром, в Духе и материи.

 

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: