Взгляд в этот год столетия1
Счастливого Нового Года! 1998 год имеет особое значение для Храма, знаменуя 100-летний юбилей его основания в Сиракузах. И хотя непосредственный день основания приходится на 15 ноября, отмечать этот юбилей мы будем весь год, ибо эта годовщина чрезвычайно важна. Как организация мы будем проводить различные мероприятия: специальные встречи, лекции, приемы, обеды, дни открытых дверей и выставки. Однако если мы вместе и каждый по отдельности не будем отмечать его на внутренних планах, то возможно, эти дни промелькнут в привычных узорах, не поднимая рябь даже на поверхности нашей жизни, не говоря уже о ее глубинах.
Франчиа А.Ла Дью
Я не призываю весь год оценивать самих себя или других по качеству наших устремлений с соответствующим диапазоном реакции — от самодовольства и самоуспокоенности до самобичевания и уныния из-за осознания своих промахов. Я навожу на мысль, что дни рождения всякого рода дают нам возможность понять, откуда мы пришли, где мы находимся сейчас и куда нам двигаться дальше. Я вижу это как время спокойствия и радости, когда трезвый взгляд честно оценивает свои силы, которые могут быть использованы для укрепления тех точек в нашем внутреннем строении, которым требуется внимание. Оценка — это бесконечный процесс. Это сложно во многих отношениях, потому что наше низшее «я» стремится объяснить, оправдать и быть снисходительным к нашей занятости в других направлениях жизни.
Нам кажется, что для человека естественно сказать: «да, жизнь — это бесконечный процесс, путешествие, но не конечная цель», имея в то же время неосознанную надежду, что «если я сделаю так-то и так-то, эта проблема будет решена, мне не придется сталкиваться с ней снова». Чем больше мы можем думать о нашей жизни как только об одном моменте в спирали эволюции, тем яснее могут стать наши действия. Двигаясь по такой спирали, мы входим в область той или иной проблемы, работаем с ней, проходим дальше, и затем она часто возвращается обратно для дальнейшей работы над ней. Теперь она более утонченная, но и мы уже более искусны в ее решении. Моя мать говорила: «Та же заплата на другом платье!»
Поскольку я работаю с письмами, газетами, записями и журналами в архивах Храма, я вновь и вновь сталкиваюсь с этой циклической природой жизни. Сегодня так много проблем у Храма: личные конфликты, вероломство, убытки, страх неизвестного, попытки, следующие одна за другой, неудачи и снова попытки. Одновременно видна и прочность наших начинаний: верность, служение, преданность, жертва, вера, доверие, любовь, сострадание и сотрудничество. У нас разные имена и лица, разные адреса, но у всех одна основная задача — приложение к каждодневным делам в любой момент всех устремлений, какие только мы содержим в себе. Вместе с нашими устремлениями автоматически открываются внутренние силы для развития стойкости, необходимой для продвижения вперед по пути ученичества. До тех пор, пока мы двигаемся маленькими шажками, делая все, с чем нам приходится сталкиваться, стойкость, которая нам нужна, будет раскрываться свободно и легко. И только когда мы пытаемся сократить путь, как ребенок, который пробует бегать, не научившись еще ходить, возникают трудности. Конечно, в этом милосердном мире даже трудности наши оборачиваются приобретением опыта.
В течение этого года я буду делиться записями из нашего прошлого, которые вдохновляли нас и вносили ясность в Учение, которым мы так богато одарены. Каждую годовщину основания Храма мы вспоминаем как Учитель пришел к Голубой Звезде и указал ей начать Храмовую работу. Мы прочитали о том, как она в конце концов взялась за работу, несмотря на чувство несоответствия полученной задаче и о жертве, принесенной ею с такой готовностью.
Халсион, 1998 г. Вторая справа — Э.Шамвей
Я нашла одну интересную историю о том, как Учитель пришел к Голубой Звезде в своей физической форме. Это было одно из первых его появлений. В сентябре 1898 года он пришел к ней и указал, чтобы она сопровождала его в город, расположенный на востоке, в штате Нью-Йорк, для встречи с сестрой человека, которого она вылечила, когда тот умирал. В тот же вечер он появился у нее с экипажем и билетом на поезд. В течение нескольких часов поездки Голубая Звезда не осмелилась произнести ни одного слова, кроме робкого вопроса: «А вы теософ?» Учитель улыбнулся и ответил: «Не в том смысле, как вы это понимаете». Он поделился с нею тогда многими высокими и величественными мыслями, которые произвели на нее такое неизгладимое впечатление, что впоследствии она их записала. Некоторые из них включены в небольшую книгу «Огни Маяка». Но о чем еще можно было говорить с Учителем?
Пережив состояние немого оцепенения в Его присутствии, Голубая Звезда позже осмелела и написала об Учителях в «Темпль Артизан» в июле 1900 года такие очень ясные слова: «Концепция Ложи Учителей — основной пункт, на котором основываются большинство Восточных философий, и которая сейчас стремительно получает признание в Западном мире, — действительно существует, но мало понята западными учеными. В своей полноте она заключает в себе единство всего живого и наличие четко определенных ступеней эволюционного развития. Она не делает никаких коренных различий между Расами, кроме тех, которые установлены естественным законом между минералами, растительностью, животными и человеком. Все древние философские системы основаны на предположении о существовании Ложи Учителей, для Учителя же эволюция различных планов, миров и Рас — это геометрический закон».
Она продолжает говорить об эволюционном пути Великих Учителей или Старших Братьев, о том как они могут перемещаться вверх и вниз по эволюционной лестнице, как их энергия приходит от Центрального Духовного Солнца, и как они понижают ее для использования другими планами под их руководством. Она заканчивает словами: «Говоря коротко, Учитель Белого Братства — это тот, кто совершенным служением и повиновением Закону сам стал Законом, и кто работает в полном единстве со всеми его действиями и реакциями и в состоянии владеть огромными скрытыми силами природы, работая во благо человечества; работая по большей части «невидимо», как для своей собственной защиты, так и ради людей, которые еще не способны сознательно управлять или безопасно переносить постоянное воздействие мощных сил, которыми он вынужден манипулировать. Так как Учителя едины со всей жизнью, то они способны действовать на всех планах бытия».
И именно Они — Великие Учителя, Старшие Братья — управляют развитием одного из Центров Ложи — Храма Человечества. Обещали ли Они сделать все уютным, и поставить всех нас в более высокое положение просто потому, что Они звали нас именно в тех вибрациях, которые наше Высшее «Я» могло воспринимать и на которые могло отозваться? Едва ли! Несем ли мы ответственность за все наши каждодневные мысли, слова и поступки? Безусловно! Должны ли мы продолжать этот путь? Да, но мы можем делать это красиво, с интуицией и пониманием, а можем мучительно тяжело!
Способность действовать с красотой, интуицией и пониманием приходит с проблеском осознания того, что мы всегда что-то делаем в нужном месте и в нужное время, что говорим нужные вещи. Мы можем метаться между внешним проявлением работы Храма, которое может меняться, и которое может нам не нравиться, и внутренней уверенностью, внутренним светом, внутренним великолепием настоящего Храма. И наша задача — привести в соответствие внутренний и внешний мир и отыскать внутри себя наш собственный Храм, символ которого мы видим сегодня перед собой.
В 1900-м году доктор Франц Гартман написал такую статью, названную «Посещение Храма»: «Мне снилось, что я был светящим духом и жил в восхитительном месте, настолько прекрасном, что я не в силах его описать. Это было какое-то пространство, где все вокруг залито божественным светом, таким, что я и мой товарищ часто гадали, где же обитает Создатель всей этой красоты. Однажды лучезарный дух с обликом ангела приблизился ко мне и сказал: «Смотри, — вон планета, названная Землей. Там есть Храм, названный Человеческим и в нем обитает дух Создателя». И он показал мне маленький светящийся шар, несущийся с огромной скоростью сквозь пространство и беспрестанно вращающийся вокруг собственного центра, как будто он хочет искупать каждую свою часть в солнечном свете, который льется на него, и который он так любит; но этот шар был окружен облаком огненно-красных испарений.
Будучи полон желания посетить Храм, я облекся в тело из плоти, чтобы защититься от тех огненно-красных испарений, и спустился на Землю, но мои поиски были тщетными. Много раз я спускался и скитался по холмам и низинам; я обнаружил леса, полные насекомых, и долины, кишащие змеями, но Храма Создателя нигде не было видно.
Но однажды, в течение одного из моих скитаний, после многих дней неудачных поисков и накопившейся усталости, я оперся о камень и вошел внутрь самого себя. Сначала все показалось темным, но как только я проник глубже в свою внутреннюю сущность, все стало вдруг светлым, и я сразу же обнаружил, что нахожусь в Храме, который я так долго разыскивал, и в его центре находилось святилище, от которого исходил созидательный свет.
Затем я оглянулся вокруг и увидел, что у Храма не было стен, и хотя он был внутри моего собственного сердца, тем не менее его протяженность не имела границ и вмещала всю Вселенную со всеми ее творениями, и тогда я осознал, что свет Храма был моим собственным светом, и я никогда не был отделен от него».
Различие между внутренним и внешним Храмом делает его историю очень трудной для описания. Кроме меня еще и другие пытались это сделать, и все наталкивались на проблему как соединить вместе два рассказа в единое целое. Если ограничиться только простым историческим повествованием о том, кто, куда и когда пошел, прекрасными историями насыщенной жизни за последние 100 лет, но тогда получится очень плоская картина, если в этот гобелен не будет также вплетена философия этих 100 лет. В самом деле, наказ, который Учитель дал нам в начале работы — есть гобелен, богатый красками, глубиной и целеустремленностью, который связывает нас вместе: «Вы никогда не должны упускать из виду один факт. Высшим назначением, целью всякого настоящего Храмовника было и остается до сих пор подготовка места, куда было бы возможно войти незримо Спасителю и дать четвертое послание, которого мир ждал так долго. Таким незримым духовным силам было бы действительно невозможно прийти и находиться среди неизжитых элементов недовольства, предательства, жестокости. И даже если бы было возможно, они все равно не смогли бы выполнить свою работу, ради которой они прийти. Такое место требует мира, сосредоточенности, устремления, объединенных усилий и веры друг в друга и в общую цель. Вот это важно, все остальное — несущественно».
Таков наказ. Мысль о том, как этот наказ прилагается сейчас к жизни каждого дня с помощью наших человеческих средств, наводит на такую показательную историю. Герман Больц дал нам некоторое представление о группе Храма в 40-х годах в своем дневнике: 1 января 1942. «Был замечательный новогодний прием в санатории. Присутствовало 50 человек. Съели 9 тортов, кроме булочек и бутербродов. Все происходило с 2.30 до 5.30. Гарольд показал свои картины четырех ветров. Имел абсолютный успех. Много разговоров о войне». 15 Февраля. «Прекрасные весенние дни вдохновляют на работу. Был разговор в Храме по поводу «Больницы Господа» (God's Hospital). Фрэд Уитни сказал, что это превосходно. Из Англии говорил Премьер Министр Черчилль. Траурный разговор для Англии выглядит непривлекательно. Он объявил, что пал Сингапур. Ему было нелегко говорить». Дневник Германа рассказывает об обычных добрых поступках: о работе в саду Перл, об уборке ее дома, о купании больного Отто Вестфолла, о перевозке удобрений для городских садов и о возрастающих военных действиях, идущих не очень успешно: о воздушных полетах над Калифорнией, о том, что чего-то в Храме не хватает. Было организованно пополнение; жизнь в Храме продолжалась, сильно сосредотачиваясь вокруг сада и общины. Запись 3 августа: «Пошел в Арио Гранд и прошел медосмотр в Американскую Армию». Последняя запись была 10 сентября, в среду: «Уезжаю на осмотр в лагерь. После медкомиссии я, может быть, стану солдатом». Конечно он им стал. Сквозь события в жизни Германа сияют устремление, объединенные усилия, вера друг в друга и общую цель.
У нас есть возможность слышать в тысячу раз больше таких воспоминаний, собрав в общий фонд рассказы всех, кто приходил сюда, в этот центр, пусть даже ненадолго. Этот богатый архив продолжает пополняться нашими последними воспоминаниями о жизни центра: о вере в Братство, о Любви, жертвах и самоотверженности. В течение нынешнего года мы будем исследовать эти воспоминания. Мы будем возрождать наши старые традиции в области церемоний, ритуалов, музыки и встреч, опираясь на воспоминания всех, кто был до этого, а также силой обновленной веры в идеалы, которыми мы живем. Каждый месяц этого года принесет вибрации одного из двенадцати основных принципов: январь — любовь, февраль — воля, март — мудрость, апрель — знание, май — вера, июнь — надежда, июль — истина, август — справедливость, сентябрь — преданность, октябрь — честность, ноябрь — служение, декабрь — смирение.
Наш сотый день рождения — самое лучшее время, чтобы сосредоточиться на процессе, описанном Учителем, когда Он говорил нам, что все мы имеем свой вес в состоянии мира и обязаны это учитывать. Происходит очищение мирового дома, по большей части внутри него, конечно. Каждая комната, каждый шкаф, каждый уголок, каждая щелка и каждая полочка в каждой области Жизни и на всех планах тщательно осматриваются.
Каждый без исключения сосуд и каждый предмет, участвующие в этом процессе, должны быть самостоятельно очищены перед тем, как работа может быть полностью продолжена. Учитель говорит нам, что должны быть проявлены забота и мудрость. Определенные навыки, рожденные интересом, сосредоточенностью и преданностью высшим принципам, предпочтительнее всего, что приобретено с помощью внешнего мастерства и дисциплины. Другими словами, должен быть повернут Ключ, который откроет в нас поток внутреннего наблюдения, таким образом настраивая нас на истинное решение каждой насущной проблемы. Мы должны мобилизовать себя к духовной активности. Мы можем насыщать наши собственные души так же, как и души многих других, находящихся рядом с нами, уверенные в том, что Свет придет, а тьма будет повержена, и восторжествуют мощь, способности и благоприятные возможности. Провал усилий — только временный. Мы должны продолжать дальше работу, слушая голос Единой Реальности.
Доктор Доуэр — второй Главный Хранитель — писал: «Существует единая энергия, которая бьется в каждом атоме вселенной, и единое человечество, которое постоянно стремится проявить эту энергию. Каждая большая волна цивилизации — это послание с небес на землю, переданное через умы и сердца людей и зовущее их подниматься выше к великому божественному идеалу ордена и правительства Белого Города, города, который «лежит на четырех столпах» Откровения. Каждая цивилизация несет основную ноту определенного и совершенно иного аспекта истины, Единой Реальности. Вся наука, философия, искусство, музыка и поэзия, которые когда-либо существовали в мире — это всего лишь «тихий Голос» одной синтетической истины, венца всей правды и жизни, Христа, единого во всем — в светиле, в молекуле или в человеке, и всегда ищущего возможность проявиться через человеческое сердце; и каждая великая эволюционная волна, которая должна содержать в себе и энергию предшествующей, делает такое проявление более полным, более совершенным, легче воспринимаемым, и все больше и больше раскрывает красоту божественного идеала».
В течение этого года у нас есть счастливая возможность видеть историю Храма, чувствовать историю Храма и быть историей Храма — нашей историей. Мы наделены силой всех предшествующих поколений Храмовников. Это делает наши голоса более полными, более совершенными и легче воспринимаемыми. И наша задача — делать эти голоса громкими и ясными с открытым разумом, устами и сердцами.
На 50-й юбилей Храма Перл Доуэр, третий Главный Хранитель, подвела итог, который настолько актуален сегодня, как будто сейчас 1948 год: «Храм — это синтетическое движение, которое включает всю жизнь и показывает единство всей жизни. Все — Одно в Сущности, каждый — часть великого целого, божественные эманации, исходящие от Бога и погружающиеся в материю, чтобы принять участие в эволюционном законе развития и роста. Храм символизирует групповое сознание, работающее как одно целое и выдерживающее единую линию. Нам было сказано, что Группа Храма была стянута вместе в одну Иерархическую Линию вследствие кармического закона и была тесно связана в течение многих жизней и столетий. Основное положение этой Иерархической линии божественной справедливостью требует преданности от своих последователей, что есть священный указ и большая честь. В результате такого непреложного закона точного следования одной линии, прогресс, рост и развитие тех избранных оберегается, направляется и защищается на этой линии.
Глубоко принята прочная вера и любовь в это Великое Дело, неустрашимая отвага, непоколебимая стойкость и твердое намерение начать Храмовое движение; и первоначальные сотрудники имели такие внутренние качества, чтобы противостоять многим бешеным нападкам враждебных сил, которые пытались всеми способами помешать работе. Все члены Храма, подошедшие позже, уже имели вымощенную для них дорогу, и каждый, входящий в ряды Храма, может только испытывать глубочайшую благодарность и признательность тем доблестным и мужественным слугам Учителя, которые служили преданно и верно до конца.
По мере того, как мы приближаемся к будущему, неизменные божественные законы, действующие на всех планах, будут требовать все тех же принципов поведения: преданности, верности и служения, даже в большей степени. Будучи избранными из многих других для того, чтобы любить, служить и зажигать факел огнями устремления, праведности, правды и справедливости, велика наша ответственность и много от нас ожидается; и если кто-то желал бы достичь высот и принять венок Бессмертия и Самоотверженной Любви, то все будет зависеть от наших чистосердечных усилий, приложенных нами в этой великой работе Ложи. Эти великие законы управляют каждым шагом нашей жизни, и направление должно быть выбрано с мудростью и любовью в наших сердцах ко всем творениям.
Все человечество постоянно приобретает опыт жизни в мириадах ее проявлений. А в сокровенном центре больше ожидается от этой группы, потому что больше было дано в помощь, защиту и для духовного развития. Как Группа, работающая под руководством Великой Белой Ложи и как проводник или координирующий центр сил Ложи, человечество должно сохранять открытыми внутренние каналы для использования Учителем, где и когда бы это не потребовалось.
Так как мы входим в Новую Эпоху, то давайте очистим самих себя, чтобы продолжать высоко держать Знамя Ложи и работать все в большей степени вместе с Высшими силами Любви, Гармонии и Единства».
Независимо от того, есть ли это первый, пятидесятый или сотый Юбилей, Новая Эпоха зовет нас к такому очищению. Так давайте начнем прямо сейчас.
12 января 1998 г
Перевод с английского И .А.Пашкова
- Ваши рецензии