Змеиногорск
—Лучше нашего климата нет! — сказала местная жительница. В голосе её звучала покоряющая убеждённость.
Но меня и не надо было убеждать — я уже успел влюбиться в этот небольшой городок, расположившийся, как в чаще, посреди холмов. По склону одного из них он ползёт вверх и двумя улицами, кое-где разветвляясь, исчезает за невысокими перевалами. «Маленькие деревянные домики и большие огороды», — так охарактеризовала его моя спутница. Везде много зелени, старые деревья, черёмуха, у окон домиков — сирень. Эх, пройтись бы по этой улице вечером в начале лета, когда всё тут цветёт и благоухает!
И ни одной заводской трубы! Кто говорит, что тут десять тысяч жителей, а кто — что двадцать. Это районный центр, в нём имеется и кино, и детская музыкальная школа, и своя газета, и автовокзал, откуда разбегаются рейсы в разные стороны, в том числе на месторождение алтайских самоцветов — Колывань, родину уникальной Царицы ваз (Эрмитаж). Напомним — ваза сделана из монолитной глыбы, а диаметр её что-то более пяти метров! Отсюда до Колывани 120 километров.
Мы сидим на краю города у подножия круто поднимающегося холма. На вершине соседнего холма поблёскивают на закатном солнышке большие буквы: «В 1986 году нашему городу Змеиногорску 250 лет».
—Бабушка, — обращается моя спутница к проходящей мимо нас старушке, — на этой горе, — она указывает на холм, у подножья которого мы сидим, — земляника растёт?
—Растёт, да коровы её всю поедают. За земляникой дальше надо ходить. Вот я, захочу малины, — вон туда хожу, — она махнула рукою куда-то на запад. — Нарву ведро — надолго хватит.
По словам старушки, коровы здесь бродят самостоятельно, без пастуха, и сами приходят домой для очередной дойки. Качество их молока меня восхитило.
Другая женщина, домик которой стоял на берегу речки Змиевки, сообщила, что вся почва под городом золотоносная и что она сама в дни молодости помогала отцу намывать золото на реке.
—Теперь это запрещено, — пояснила она. — Сосед (она назвала фамилию) начал было заниматься этим промыслом, так его вызвали к властям и пригрозили наказанием. Но когда дело дойдёт до женитьбы сыновей, я всё равно на обручальные колечки им золота намою!
В этом городе из кранов водопровода льётся вода, чистая как слеза, и ни в каком хлорировании не нуждается. Но самое удивительное — в этом городе нет преступности, нет злостного хулиганства!
—Конечно, иногда молодёжь подерётся, а так — мы можем спать с открытыми дверьми, — сказал мне один горожанин.
Уходя из своей комнаты в гостинице, я попросил ключ, чтобы запереть двери. Оказалось — ключи давно растеряны жильцами, а запирать двери нет никакой надобности — никто чужого не возьмёт. И, действительно...
Но такая аномалия требовала объяснения. Как так? Весь мир стонет от нарастающей преступности, ищет способы борьбы с нею, а тут — её нет!
Сухое логическое объяснение быстро было найдено: здесь нет промышленности, значит, нет и пришлого населения, текучести кадров и т.п. Но истинную причину я узнал только при отъезде на автовокзале, когда разговорился с интересной словоохотливой дамой. За десять минут беседы с ней я узнал о городе гораздо больше, чем за всю неделю пребывания в нём.
Она рассказала, что коренные жители города — старообрядцы, которых здесь называют кержаками, так как их предки когда-то жили по реке Керженец на Урале. Каждый второй дом в городе — дом кержака. Их селения разбросаны в более отдалённой от города окрестности, где они до сих пор сохраняют свой веками установленный быт и нравы. По-прежнему, если иноверец попросит у них воды напиться, — дадут, но посуду, которой коснулись губы иноверца, считают осквернённой и разобьют её. Раз в год они приезжают в город закупать муку, соль, спички и другие товары. На своих полях выращивают главным образом картофель, добывают мёд, которые сдают государству, чтобы иметь деньги на расходы. Ведут так называемое натуральное хозяйство. Некоторые кержацкие селения расположены в горах и добраться до них можно только в июле. Там свои порядки...
Почва под городом золотоносная и полна микроэлементов настолько, что население города собирает в своих огородах барит и сдаёт его государству. Это место при Петре Великом открыли недоброй памяти купцы Демидовы, ставшие первыми заводчиками на Урале. Каменные дома, за исключением построенных при Советской власти — все демидовские. Они же построили плотину на речке, образовав таким образом водохранилище. Здесь у Демидовых были шахты, где добывали золото. Говорят, что доныне сохранился подземный ход из конторы Демидовых прямо в шахту...
Но тут подошёл автобус и повествование моей собеседнице пришлось оборвать. А жаль — наблюдательный местный житель может рассказать так много интересного. Но теперь я понял, что одною из причин отсутствия преступности в Змеиногорске и, по всей вероятности, самой главной — был дух «древнего благочестия» кержацких староверов, сохранившийся, хотя и не в полной целостности, до наших дней, дух суровой нравственности мужественных людей, не кинувших насиженные места своих отцов, чтобы сохранить свою веру.
«Что имеем — не храним, потеряем — плачем...», — поётся в старинной песенке. В Змеиногорске мне попадались люди, которые ни во что не ставили достоинства своего города, узнав о моём желании сюда переселиться. Они недоумевали и даже с некоторой ноткой подозрительности спрашивали:
—С чего это Вам вздумалось бросать свою благоустроенную квартиру в крупном городе и переселиться сюда? Не понимаю!
А одна женщина так прямо и заявила: «Ну что здесь хорошего? Одна картошка!»
Что картошка тут замечательная — это была сущая правда. Она вкусная, мучнистая и крупная. Хозяйка, которая нас угощала этой картошкой, рассказала, что откопала в своём огороде очень большую картофелину, — побежала в магазин и взвесила её. Оказалось, что весит она 1,5 килограмма.
Именно из-за обилия здесь картошки создалось такое парадоксальное положение, что ни в магазинах, ни на базаре её не купишь — никому не нужна. Моя спутница обратилась к дежурной администраторше гостиницы с просьбой:
—Не могли бы вы продать нам 2 килограмма картофеля? В магазинах нет.
—Зачем покупать? Я и так без денег насыплю вам ведро и завтра принесу.
В 10 километрах на восток от Змеиногорска расположен посёлок Черепановское. Там начинаются поросшие лесом горы и тайга. Живописное место. Забредают лоси и медведи. Разговорились там со старой женщиной. Жаловалась она, что ноженьки её плохо слушаются, застудила, перетрудила их в молодости, когда в Великую Отечественную войну приходилось ей на лесоповале работать. «Зима. Подойдёшь к пихте, а она в два обхвата, — рассказывала она. — Сперва кругом неё снег в два метра расчистишь, потом пилить начнёшь...»
Я и моя спутница попросили у неё молока испить. Привела она нас в светлую чистую комнату, поставила на стол посудину с молоком, чашку мёда, краюху белого хлеба. Кушаем, пьём. Улучив момент, когда хозяйка отлучилась, шепчу спутнице:
—За такое угощение — платить надо.
А хозяйка-то услышала мой шёпот, показалась в дверях и заявила:
—Что? Платить вздумали? Не было такого в моей жизни и никогда не будет, чтобы я за еду деньги брала!
Признаюсь, это гордое заявление старой женщины, через все невзгоды сохранившей доброжелательность и радушие — прекрасные черты своего великого народа, — много прибавили моего к ней уважения.
В окрестностях Змеиногорска расположены процветающие колхозы. Одному из них «Россия» исполнилось 30 лет, и 29 лет председателем его состоит Шумаков. Из захудалой деревни Барановки он сделал образцовый колхоз, о котором немало написано в газетах. Но меня интересует, что говорит о нём простой народ — лучший судья. И слова этого судьи кратки и метки.
Высокий мужчина на остановке автобуса сказал:
—Шумаков нашумит, но дело сделает.
А другой, рядом стоящий, тут же добавил:
—Там самый плохой колхозник собственную машину имеет.
Выразительно, лучше не скажешь. У нас было мало времени — промежуток между двумя рейсами автобуса. Оказалось, что колхоз «Россия» имеет всё своё — школу, больницу, столовую, магазин и т.п. В продуктовых магазинах девушки в модных причёсках и белых халатах отпустили нам хорошего кофе и сардины, которых в городе не было. Любители модной теперь облепихи могли запивать обед в столовой колхоза её соком. Облепихи тут много, её и прочие ягоды разводит в большом количестве совхоз «Янтарный».
Мой очерк начался с заверения местной жительницы о превосходстве Змеиногорского климата над другими; чтобы не отнести это заверение в поговорку, что «всякий кулик своё болото хвалит», привожу свидетельства двух мам. У одной дети живут в Барнауле, а у другой — в Усть-Каменогорске. Обе поехали к своим детям погостить, и обе вскоре вынуждены были возвратиться, так как в этих крупных городах у них начались головные боли и прочие недомогания. И обе почти сразу выздоровели, как только вернулись в Змеиногорск.
Достоинства этого уютного городка первыми оценили геологи, много повидавшие всяких урочищ нашей Родины; выходя на пенсию — они стараются поселиться здесь. Многомиллионные города, в которых мне приходилось жить, встают в моей памяти как призраки оглушающей человека механической цивилизации, которая равно отравляет как окружающую природу, так и души людей. Тихий городок, отдалённый от железной дороги полсотней километров, но тем не менее обладающий культурными учреждениями современного общества, стал для меня чем-то вроде притягательного магнита...
1981 г.
- Ваши рецензии