warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Мы продолжаем публикацию книги Х.У. Персиваля (1868 - 1953), сотрудничавшего в молодые годы с У.К.Джаджем (1851 — 1896) — сподвижником Е.П.Блаватской, оставшимся ей верным до конца дней и возглавлявшим Американское Теософское Общество. Впоследствии Х.У.Персиваль вышел из Теософского Общества, но не переставал самозабвенно служить великому делу совершенствования человечества. По существу его работы, как и Франчиа Ла Дью и Уильяма Доуэра (основателей Храма Человечества), явились теми ручьями, которые вышли из единого потока и оросили человеческую мысль новыми знаниями. Редакция сочла полезным познакомить своих читателей с одной из книг Х.У.Персиваля «Адепты, Мастера и Махатмы» (главный его труд «Мышление и судьба» слишком велик по объему для журнальной публикации, однако на английском языке его можно приобрести в нашей редакции), которая подробнейшим образом разъясняет, как человек, став учеником, должен работать над собой, чтобы быть Адептом, Мастером или Махатмой.

Прочтение этой книги поможет трезво оценить свои возможности и свои достижения тем, кто по незнанию уже счел себя переступившим Порог. Подумайте, чем же Вы по-настоящему владеете в себе, чтобы причислить себя к тому или иному духовному рангу. Пусть даже те градации, которые дает Х.У.Персиваль, кому-то и покажутся условными, не в этом суть. Главное — в ходе самого размышления, оно указывает, на наш взгляд, правильное направление и дает ориентиры. А кому они не нужны, он их просто опустит.

Адепты, Мастера и Махатмы (часть 4)1

7. Развитие ирождение Адептов и Мастеров

Существует много стадий, через которые проходит ученик, прежде чем становится Адептом. У него может быть один или более учителей. В этот период он получает информацию о естественных феноменах, которые являются предметами мирских, «внешних» наук, — например, о структуре и происхождении Земли, растений, воды, о распределении первичных элементов в природе и о методах их постижения в биологии, химии и т.д. Дополнительно и в связи с этим его обучают «внутренним», эзотерическим наукам о земле, воде, воздухе и огне. Ему показывают, и он убеждается, что огонь есть источник и двигательная сила всех проявленных вещей; что он в различных аспектах является причиной изменений во всех телах, и что он в результате вызванных изменений получает обратно в свое владение все проявленные вещи. Ученик видит, что воздух есть проводник и нейтральное состояние, посредством которого непроявленный огонь подготавливает нематериальные вещи к проявленному состоянию; что эти вещи по окончании цикла проявленности поглощаются воздухом; что воздух есть проводник между чувствами и разумом, между физическим аспектом и ментальным. Ученику показывают воду как резервуар для всех привходящих из воздуха вещей и форм, которые она преобразует и передает Земле; ему показывают воду как источник физической жизни и как фактор, ощущающий, моделирующий, балансирующий и распределяющий жизнь в мире. Он видит землю как поле, на котором материя уравновешивается и балансируется в своих инволюциях и эволюциях — поле, на котором встречаются и взаимодействуют огонь, воздух и вода.

Ученик видит служителей и работников, имеющих дело с этими различными элементами, и силы, через них действующие, хотя, будучи учеником, он не может находиться в присутствии повелителей элементов. Ему показывают, что огонь, вода и земля есть сфера действия четырех Рас, или миров, упомянутых выше (доступных современному человеку четвертого крута). Три Расы имеют природу огня, воздуха и воды. Ученик встречает представителей этих Рас и видит, как они соотносятся с его собственным физическим телом, телом земной природы. Кроме этих четырех миров ему показывают пятый, в каком он родится как Адепт по завершении своего развития. Ученика инструктируют относительно этих Рас, их сил и действий, но он не приобщается к областям, или сферам их обитания, пока не станет больше, чем просто ученик. Некоторые существа из этих миров предстают перед его развивающимися чувствами, чтобы он мог познакомиться с ними до того, как вновь родится среди них, и до того, как ему доверят и позволят самостоятельно действовать в них и среди них.

Ученика инструктируют относительно Земли и ее внутренней природы; он даже может быть перенесен в своем физическом теле в некоторые внутренние области Земли, где он познакомится с вышеназванными Расами. Ученик узнает о магнетических свойствах минералов, о том, как магнитная сила действует внутри Земли и внутри его собственного физического тела, а также сквозь них, и как тело может быть восстановлено в своей структуре и укреплено в качестве источника жизненной энергии. Среди вмененных ему обязанностей может быть условие, что он научится лечить при помощи магнетизма, сделает из себя резервуар и передатчик жизни. Ученик получает знание о свойствах растений, о развитии форм растительной жизни, о сезонных и циклических действиях сока растений, о заключенных в растениях силах и эссенциях; ему показывают, как эти эссенции соединяются и действуют в лечебных травах, лекарствах и ядах, как они воздействуют на ткани человека и иных тел. Он видит, как яды становятся противоядиями, как противоядия используются при лечении и как это все контролируется законом пропорций.

От него, возможно, потребуется, во исполнение его долга перед миром, стать знаменитым либо безвестным врачом. В этом качестве он может передавать полученную информацию другим ученикам, способным ее воспринять, или нести информацию в мир для благого использования.

Ученика инструктируют относительно астральных останков умерших людей, каковые в сущности являются остатками их былых желаний. Он видит, как желания длятся долгое или короткое время, как происходит их конфигурация и приспособление к Эго (деятельному компоненту личности), готовому вновь воплотиться в физическую жизнь. Ученик видит формы желания, их различную природу и силу, их образ действия в физическом мире. Ему показывают безвредные и вредоносные существа, окружающие человека. Возможно, он будет обязан отражать нападки враждебных существ на человечество, если те преступят границы дозволенного и вмешаются в жизнь людей. Но ученик не может подавлять такие существа, если желания и мысли людей не позволяют ему это делать. Ему преподают средства, с помощью которых он может сообщаться с существами иных миров и вызывать их присутствие, то есть он узнает их имена и звучание их имен, с правильным произношением и интонацией, а также символы и печати, открывающие к ним доступ. Ученик должен хорошо познакомиться с этим материалом под непосредственным наблюдением его учителя перед тем, как ему будет позволено практиковать одному. Если ученик попытается вызвать присутствие этих существ, не овладев как следует предметом, он может погибнуть, как это случается с теми, кто берется делать опыты с химическими элементами или электричеством, не соблюдая мер предосторожности.

Ученик, которому суждено во время текущего существования родиться Адептом в новой жизни, должен будет еще до поворотного пункта своей жизни оставить суетный мир людей и удалиться в тихое, изолированное место или в местопребывания той школы, к какой он принадлежит. Поворотный пункт в жизни мужчины — начало сокращения физической потенции. С некоторыми это случается в тридцать пять лет, с другими после пятидесяти. Подъем жизненной силы физического человека характеризуется усилением детородной функции. Эта сила растет, достигает наивысшей стадии и затем начинает сокращаться вплоть до того, что человек становится импотентом, каковым он был когда-то в детстве. Поворотный пункт наступает после достижения детородной силой своей высшей стадии. Ученик не всегда может определить эту высшую стадию; но если он хочет стать Адептом в данной жизни и данном теле, то должен это сделать в период роста своей силы, а не ее сокращения. Сексуальная функция должна прекратиться в мысли и действии еще до того, как он приступит к формированию того тела, рождение которого сделает его Адептом. И когда он с этой целью вступит на следующую ступень своего развития, то не рвет никаких личных отношений, не нарушает клятв, не ждет славословий и не объявляет о своем уходе. Часто это происходит незамеченным, и его миссия неизвестна людям. Его перерождение так же естественно, как ход времени.

Теперь ученик попадает под защиту и водительство опытного Адепта, который будет с ним находиться до нового рождения. Ученик переживает процесс, аналогичный тому, через который проходит женщина во время беременности и родов. Он более не расходует свое семя, он сберегает все силы и эссенции тела, как его учили на начальных стадиях ученичества. Ученику показывают, как каждый отдельный орган тела отдает нечто от себя развивающемуся психическому телу, которое формируется через него и внутри его, хотя возникающий элемент нового тела имеет иную природу и цель, чем орган, из которого этот элемент формируется. Истинные Адепты в своем физическом теле и вне оного могут теперь являться ученику, и он сообщается с ними по мере своего приближения к стадии Адепта. Он узнает все больше и больше о природе и жизни Адептов, дабы сознательно прийти к перерождению. Он может жить среди них или посещать какое-либо сообщество, которым они управляют.

В одном из таких сообществ, состоящем из представителей ранней Расы физического человечества, которая пребывает в своей естественной чистоте, ученик увидит физических людей, какими они были до того, как в их среде воплотился класс чувственных, наделенных сознанием существ. Они предстают перед учеником как образец силы, красоты и телесной грации, каким суждено стать и нынешнему человечеству в будущем, когда оно духовно вырастет и перерастет свои сексуальные и чувственные аппетиты. Ученик поймет также, что если кто-то не осилит всех испытаний ученичества, достигнув лишь определенного пункта на этой стадии, то его усилия не пропадут даром, он не будет задержан в посмертном состоянии, как другие люди, а будет направлен Адептом, сопутствующим ученику в его посмертном состоянии, обратно в физическую жизнь, и родится в подобном сообществе, где живут Адепты. И в этом следующем рождении ученик обязательно достигнет стадии Адепта.

В процессе обучения человек убеждается, что Адепты как таковые не имеют внутренних органов, аналогичных органам их физического тела. Он видит, что наличие органов в физическом теле обусловлено развитием и сохранением тела и что в иных мирах этим органам соответствуют определенные силы и способности.

Ученик замечает перемены, происходящие с его телом, и сознает, что приближается момент рождения. Это событие венчает усилия его предыдущих жизней. Но его новое рождение равнозначно физической смерти. Происходит отделение нового тела от прежнего. Этому может предшествовать смешение, смятение сил физического тела, вызывающее чувство напряжения и тревоги, или же приятной размягченности, какую мы ощущаем порой вечерами при виде красивого заката, Независимо оттого, будет ли это подобно грохочущим раскатам грома среди сгущающихся темных туч или великолепному свечению заходящего солнца — за тем, что кажется физической смертью, последует рождение. И как сгустившаяся после бури или заката тьма проясняется светом звезд или восходящей луной, так возникает из трудов и усилий, так вырастает из смерти новорожденная сущность. Адепт возникает внутри и вовне физического тела, приходит в мир, казалось бы, ему хорошо известный, а на самом деле почти незнакомый. Его учитель-Адепт, присутствующий при рождении, вводит его в мир, где ему надлежит отныне жить. Подобно тому, как тело младенца приспосабливается к внешнему миру при рождении, вновь рожденное тело Адепта претерпевает изменения, когда оно поднимается из его физического тела. Но в противоположность младенцу, Адепт владеет своими новыми  чувствами, и он не беспомощен.

Для кандидата в ученики школы Мастеров не бывает возрастных ограничений. Можно провозгласить себя таковым и в весьма преклонные годы. Пусть он не будет признан как ученик в текущей жизни, но этот шаг подвинет его ближе к рубежу ученичества в последующей жизни. Интересы кандидата лежат в области неведомого, он спрашивает себя и других о вещах необычных. Его могут занимать не подвластные чувствам таинственные явления или ментальные проблемы и процессы. Психические способности могут быть присущи ему с детства либо проявиться в период духовного самосовершенствования. В обоих случаях самопровозглашенный ученик, готовящийся поступить в школу Мастеров, обязан подавить и прекратить проявления этих способностей. Он сможет это сделать без вреда для себя, если переместит фокус внимания со своих чувств на те предметы, о каких эти чувства свидетельствуют. Кандидат в ученики, владеющий от природы психическими способностями, сможет быстро продвигаться по пути ментального развития, если решительно захлопнет дверь в психический мир. Лишь закрывшись от психического мира, он сможет пытаться войти в мир ментальный, развивая и используя свои ментальные способности. Когда он преградит доступ психических потоков, они примут вид энергии, вызвав наращение его ментальной силы. Этот путь сулит долгое путешествие по сравнению с результатом, получаемым в школе чувств, но в конечном итоге он будет самым кратким путем к бессмертию.

Постижение ценностей, управление силами

Заставляя разум обратиться от чувств к предметам, этими чувствами представленным, мы можем видеть различие между школой Адептов и школой Мастеров. Школа Адептов учит контролю над разумом и чувствами посредством чувств. Школа Мастеров использует для этой цели свойства ума. Пытаться управлять разумом при помощи чувств все равно что запрягать лошадь головой к телеге. Если кучер понуждает лошадь ехать вперед, то телега движется назад; если он заставит лошадь пятится, то никогда не достигнет конечного пункта своего пути. Если затем, после тщетных и длительных усилий, он повернет лошадь хвостом к телеге и будет править, то продвижение будет медленным, ибо ему предстоит не только научиться самому и научить свою лошадь правильной езде, но оба они должны отучиться от привычки ездить задом наперед. С точки зрения школы Мастеров, затраченное на становление Адепта время сравнимо со временем, затраченным на обучение ездить задом наперед. После того как ученик стал Адептом и научился понуждать разум с помощью чувств, ему будет почти невозможно усвоить лучший способ управления чувствами посредством ума.

Кандидат, назначивший себя в школу Мастеров, переходит от изучения чувств и объектов чувств к предметам, отражаемым объектами чувств. Вещи, воспринимаемые чувствами как объекты, превращаются в субъекты, когда мысль обращается от чувств к тому, что они отражают. Таким образом, кандидат в ученики выбирает школу разума; однако он не отказывается от чувств. Он должен учиться, испытывая и используя их. Когда он воспринимает что-то через чувства, его мысль, не задерживаясь в раздумье над опытом, возвращается к тому, чему этот опыт учит. Усваивая урок, преподанный в опыте, он переключает свое внимание на необходимость чувств для опытов разума. Тогда он может задуматься о причинах существования. Раздумье о причинах существования заставляет ученика, назначившего себя в школу Мастеров, приспосабливать, относить чувства к разуму, помогает ему различать разум и чувства, помогает понять способы действия того и другого.

Кандидат в ученики школы Мастеров будет иметь схожий опыт с человеком, назначившим себя в школу чувств. Но вместо попыток соотнести и объединить ум с чувствами, как бывает, когда человек удерживает в памяти приснившийся сон, смотрит на астральное изображение или пейзаж, пытаясь продлить ощущение и переживание, кандидат в школу Мастеров ищет и находит значение сна и обусловившую его причину, предметы, на которые указывают астральное изображение или пейзаж, и их сущность. Таким образом, он обостряет мыслительную способность, сдерживает проявление психических качеств, уменьшает власть чувств в их влиянии на разум, разделяет в мыслях разум и чувства и учится тому, что, если ум не хочет служить чувствам, то чувства должны работать на разум. Он приобретает все большую уверенность, и его мысль действует все более свободно, более независимо от чувств. Он может продолжать грезить, но вместо самих снов-видений он анализирует их суть; он может перестать грезить, но предметы его снов займут место снов и будут присутствовать в его мысли, как ранее присутствовали сны в его астральном сознании. Его мысль с объектов, искомых его чувствами, переключается на их субъекты.

Если психические чувства заявляют о себе, то их производное трактуется посредством чувств физических. Кандидат учится рассматривать свои чувства как несовершенное зеркало, а то, что они манифестируют, — как отражение. Ведь если он видит в зеркале какое-то отражение, то оборачивается посмотреть на сам отражаемый объект; так и его мысль переключается на предмет, воспринимаемый чувствами. Посредством зрения от видит объект, но его мысль не останавливается на объекте дольше, чем потребно для обыкновенного отражения. Он ищет значение и причину увиденного; и может найти это в ментальном мире, в виде мыслей; и за пределами мышления — в виде идей.

Если ищущий истину находит значение и причину любого объекта чувств, то вместо того, чтобы оценивать объект по внешнему впечатлению и доверяться чувству, он относится к своему чувству, как к зеркалу, несовершенному либо правдивому, рассматривает объект как искаженное либо точное отражение, и только. Таким образом, он уже не придает прежнего значения объектам или чувствам. Он может в некоторых случаях выше, чем раньше, оценить чувство и его объект, но высшую ценность для него будут представлять субъекты и вещи, которые он постигает своей мыслью. Он слышит звуки музыки, или шум, или слова и пытается распознать их скорее по их значению, нежели по способу их воздействия на его слух. Если он понимает, каковы их значение и причина, то будет оценивать свой слух как несовершенный либо точный передатчик, или инструмент, или зеркало, а музыку, шум и слова — как неправильную либо правильную интерпретацию, или эхо, или отражение. Он будет расценивать поступки и людей, их совершающих, исходя из понимания связи между людьми и их поступками. Если он сможет познать сущность и значение слова в ментальном мире, то перестанет цепляться, как раньше, за слова или имена, хотя будет придавать им больший смысл. Истинный кандидат не пытается отрицать, или избегать, или подавлять чувства; он стремится сделать из них адекватных интерпретаторов и отражателей мысли. Поступая таким образом, он отделяет свои мысли от чувств. Его мысли получают больше свободы, действуя в ментальном мире, и могут быть независимы от его ощущений. Его медитации отныне не исходят из чувств, не концентрируются на объектах чувств. Он пытается начинать медитацию с мысли ради самой (абстрактной) мысли, а не ради чувств. По мере того, как мысли проясняются у него в голове, он может лучше следить за процессами мысли в умах других людей.

Кандидат может иметь склонность к полемике, но если ему приятно выходить победителем в споре, если он видит в собеседнике лишь оппонента, то не придет к рубежу ученичества. В речи и полемике самодеятельный ученик, готовящийся поступать в школу Мастеров, должен стремиться к ясности и правде, а также отчетливо понимать цель и предмет спора. Его целью не должно быть одержать верх над другой стороной. Он должен столь же охотно признавать собственные ошибки и правоту высказываний оппонента, как он отстаивает свою точку зрения, твердо зная свою правоту. Так он становится сильным и бесстрашным. Если человек озабочен лишь собственным выигрышем в споре, то теряет из виду истину или не хочет ее видеть. Когда он спорит ради победы, становится слепым по отношению к реальности. Не видя истины, он все более и более одержим желанием выиграть, он начинает бояться проиграть. Тот, кто заинтересован лишь в том, что истинно и правильно, не будет иметь страха, потому что не может проиграть. Он ищет правды и ничего не теряет, если обнаруживает, что прав не он, а другой.

Когда кандидат научится направлять и концентрировать мысль, он начинает ощущать силу мысли. Это опасная стадия на пути к школе. Если он мыслит ясно и сильно, то видит, что люди, обстоятельства, условия и окружение могут изменяться при определенном качестве мышления. В зависимости от характера людей, он может лишь мыслью, без слов, вызвать у них положительную либо отрицательную ответную реакцию. Его мысль может причинить им вред. При помощи мысли он может воздействовать на их недуги и несчастья, соответственно направляя их внимание или же отводя их мысль от этих предметов. Он видит, что может усилить свою власть над умами других, практикуя либо не практикуя гипноз. Он понимает, что может силой мысли изменить свои обстоятельства, может увеличить свой достаток и обеспечить себе благополучное и даже роскошное существование. Кандидат в ученики, кто своей мыслью будет вынуждать других действовать соответственно своей мысли, лечить телесные недуги, вызывать телесные повреждения, либо силой своего мышления направлять мысли и действия других людей, перестанет продвигаться к своей цели — ученичеству; а продолжая подобную практику врачевания, исцеления, управления чужими мыслями, он может, не желая того, примкнуть к одной из многих групп существ, враждебных человечеству (рассказ о них выходит за тематические рамки книги об Адептах, Мастерах и Махатмах).

Кандидат, получающий деньги при помощи мысли или любых иных средств, помимо законного способа заработка в обществе, учеником не станет. Тот, кто настойчиво желает перемены в обстоятельствах и думает только об этом, но не делает работы, необходимой для того, чтобы обстоятельства изменились; кто пытается изменить свои условия и окружение посредством интенсивного желания, — получит предупреждение о невозможности обеспечить перемену естественным путем, а если такая перемена все же произойдет, это задержит его продвижение. С ним будут происходить вещи, которые покажут, что при наличии сильного, фиксированного желания данная перемена наступает, но она приносит с собой другие, непредвиденные и нежелательные условия, с которыми опять надо будет бороться. И если он не прекратит желать перемены обстоятельств, не прекратит концентрировать мысль на достижении подобной цели, то никогда не станет учеником школы. Будет казаться, что он получил желаемое; условия и обстоятельства могут в самом деле значительно улучшиться, но его неминуемо ждет поражение, и обычно в текущей жизни. Мысли смешаются у него в голове; желания станут хаотичными и бесконтрольными; он может испытать нервное потрясение и окончить жизнь бесчестьем или сумасшествием.

Когда человек, назначивший себя учеником, обнаружит, что сила его мышления возросла, и он может производить действия при помощи мысли, это знак о необходимости воздерживаться от подобной практики. Использование мысли с целью обретения физических или психических преимуществ преградит ему вход в школу Мастеров. Он должен преодолеть свои мысли, прежде чем сможет их использовать. Тот, кто думает, что уже преодолел свои мысли и может использовать их без вреда, обманывает себя, он недостоин приобщиться к тайнам мира мысли. Если самопровозглашенный ученик понимает, что способен командовать другими и контролировать условия при помощи мысли, и не делает этого (выделено редактором), значит, он на верном пути к ученичеству. Сила его мысли будет расти.

Выдержка, мужество, настойчивость, решимость, понимание и энтузиазм нужны кандидату, если он хочет быть учеником. Но самое важное — стремление к истине. Лучше он поступит правильно, чем поспешит. Нельзя спешить стать Мастером; хотя никому не следует упускать возможность продвинуться, однако нужно пытаться жить в вечности, а не в конечном мире. Он должен отыскивать мотивы своих действий в мыслях. Его мотивы должны быть правильными во что бы то ни стало. Лучше быть правым с начала, чем неправым в конце пути. Благодаря серьезному желанию идти вперед, постоянному стремлению управлять своим мышлением, бдительному анализу своих мотивов, а также непредвзятой оценке и коррекции неверных мыслей, кандидат приближается к рубежу ученичества.

В какой-то момент во время медитации его мысли неожиданно убыстряются; циркуляции в его теле приостанавливаются; чувства замолкают; они не отталкивают и не притягивают ум, который действует через них. Происходит ускорение и интеграция всех его мыслей; все мысли сливаются в одну. Мысль прекращается, но он в сознании. Мгновение кажется вечностью. Внутри себя он делает движение встать. Он сознательно входит, он вошел в школу Мастеров, школу разума, и действительно стал признанным учеником. Он сознает одну мысль, и в ней как бы получают завершение все иные мысли. С высоты этой одной мысли он взирает на все остальные. Поток света струится сквозь все вещи, являя их суть. Это может длиться несколько часов или дней, может через минуту закончиться, но за это время человек находит себе место как ученик в школе Мастеров.

Циркуляции тела возобновляются, способности и чувства оживают вновь, но между ними нет более разлада. Свет струится сквозь них, как сквозь все другие вещи. Сияние распространяется повсюду. И нет уже места ненависти и разладу, все сливается в симфонию. Его практический опыт в мире продолжается, но он начинает новую жизнь. Он проживает ее внутри своей внешней жизни.

Следующая жизнь для него — ученичество. Кем бы он ни был для себя прежде, теперь он — ребенок; но ему не страшно. Он живет, полностью доверяя, как ребенок, своей способности учиться. Он не использует психических способностей. У него есть иные дела. У него много обязанностей. Никакой учитель не приходит, чтобы направить его шаги. Благодаря своему собственному свету, он должен видеть путь. Он должен употреблять свои способности для исполнения обязанностей жизни, как это делают другие люди. Хотя он, вероятно, не будет попадать в затруднительные положения, он не вполне от них застрахован. Он не имеет силы или не может ее использовать иначе, чем обычный человек, во избежание препятствий или неблагоприятных условий физической жизни. Вначале он не встречает других учеников из школы Мастеров; не получает инструкций относительно того, что должен делать. Он один в мире. Ни друзья, ни родственники не понимают его; мир не в состоянии его понять. Те, кого он встречает, могут считать его мудрым либо наивным, богатым либо неимущим, простым либо странным. Каждый видит его таким, каким бы сам хотел или не хотел стать.

Ученик в школе Мастеров не получает никаких инструкций относительно правил жизни. У него есть одно-единственное правило — оно и помогло ему найти доступ к ученичеству. Это правило есть мысль, поглощающая все другие его мысли, указывающая ему путь. Пусть он не всегда действует, исходя из этой мысли, но он не может ее забыть. Когда он способен ее видеть, нет трудности, какую бы он не мог преодолеть, нет неприятности, с какой бы он не справился, нет неудачи, какая бы повергла его в отчаяние, нет горя, какое бы он не мог перенести, нет радости, кая бы его захватила целиком, нет должности, какой бы он соблазнился, нет ответственности, слишком для него обременительной. Он знает свой путь. Этой мыслью он приводит в неподвижность все другие мысли. Через эту мысль приходит свет, тот свет, что затопляет мир и показывает все вещи как они есть.

Хотя новый ученик не знает никаких других учеников, хотя к нему не приближается никто из учителей и хотя он кажется одиноким в мире, он в действительности не одинок. Он может быть не замечен людьми, но не Мастерами.

Ученик не должен ожидать прямых инструкций от Мастера в определенное время, инструкция не поступит прежде, чем он будет готов ее получить. Он не знает, когда придет срок, но знает, что это будет. Ученик может прожить до конца жизнь, в которой он стал учеником, и не встретиться осознанно с другими учениками; но прежде, чем уйти из данной жизни, он узнает своего Учителя.

Во время своего ученичества он не может ожидать таких ранних переживаний и происшествий, какие выпадают на долю ученика в школе Адептов. Когда он готов, то вступает в личные отношения с другими в своем классе учеников и встречает своего Учителя, которого уже знает. Знает таким же естественным образом, как знают мать и отца. Ученик чувствует тесную связь со своим Учителем, но не испытывает перед ним благоговейного трепета.

Ученик видит, что во всех своих классах школа Мастеров — это школа мира. Он видит, как Мастера и ученики наблюдают за человечеством, хотя человечество, как дитя, ничего не замечает. Новый ученик видит, что Мастера не пытаются ни надевать узду на людей, ни изменять условия их жизни.

Ученику дана работа — жить неприметно жизнью людей. Он может быть вновь послан в мир, чтобы жить среди людей, помогать им исполнять справедливые законы, когда стихия людских желаний это позволяет. В таком случае Учитель показывает ему карму его родины или страны, куда он послан, и ученик становится сознательным помощником в регулировании кармы данной нации. Он видит, что нация есть как бы укрупненный индивид, что как страна относится к своим подданным, так и последние будут к ней относиться; что если она живет войной, то и погибнет от войны; что как нация управляет покоренными народами, так и ею будут управлять в случае ее поражения; что период ее существования как нации находится в пропорциональной зависимости от ее промышленного уровня и степени заботы о гражданах, особенно слабых, бедных и беспомощных, и что ее жизнь будет дольше длиться, если правление будет мирным и справедливым.

Что до его семьи и друзей, ученик видит отношения, в которых он находился с ними в прошлых жизнях; он видит свои нынешние обязанности как результат этих отношений. Все это он прозревает, но не с помощью психического видения. Инструмент, с которым он работает, есть мысль, и он видит мысли, как вещи. Продвигаясь по пути ученичества, он может проследить посредством мышления происхождение любого объекта.

Во время медитации он сосредоточен на своем теле, на разных частях тела, дабы понять их различную роль и значение. Таким образом, он может в каждом органе увидеть жизнь иных миров. Сосредоточившись на движении жидкостей в теле, он постигает циркуляцию и распределение земных вод. Раздумье о циркуляции воздуха в организме помогает ему увидеть потоки эфира в космосе. Сосредоточившись на теле вообще, он приобретает знание о времени — его движении, распределении, параметрах, изменениях и трансформациях в трех проявленных мирах. Сосредоточившись на физической природе тела, он может наблюдать устройство физической вселенной. Медитация, направленная на психическое тело формы, дает знание о мире грез с его образами и желаниями. Медитация о мыслительном теле позволяет представить образ небесного мира, а также идеалы мира людей. Путем медитации и размышления о присущих ему телах ученик учится правильно относиться к каждому из них. Он слышал ранее о принципе целомудрия физического тела в связи с проблемами самопостижения — теперь он полностью отдает себе в этом отчет. Размышляя и медитируя, он пришел к пониманию изменений, происходящих в физическом теле в процессе пищеварения и усвоения питательных веществ, постиг отношения между физическим, психическим и ментальным, а также способы алхимического превращения продуктов питания в эссенции, увидел план своей работы, ее отдельные участки, и теперь он приступает к ней.

Следуя всецело законам своей страны, выполняя обязанности, сопряженные с его положением в обществе, семьей и друзьями, он начинает разумно, интеллигентно работать со своим телом и внутри него, хотя, возможно, были такие попытки и раньше. В своих медитациях и размышлениях он использует мыслительные способности, но не психические или чувственные. Ученик не пытается контролировать силы огня, направлять потоки воздуха, исследовать воды, совершать экскурсии в земное лоно; все это он может делать внутри собственных тел. Он постигает движение и природу этих элементарных сил посредством мысли. Он не пытается вмешиваться в ход вещей вовне, но направляет и контролирует действие элементарных сил в присущих ему телах соответственно универсальному плану. Управляя силами внутри себя, он знает, что может управлять аналогичными силами вовне, но не пытается это делать. Ему не даются никакие правила, поскольку он может вывести правила из действия сил. Расы, предшествующие физической, и вся их история предстают перед ним по мере его знакомства со своим физическим телом, психическим телом формы, телом жизни и телом дыхания. Физическое тело, тело формы и тело жизни он может познать уже сейчас. Тело дыхания ему знать пока не дано. Это выше его.

Особая сила, которую ученик должен научиться контролировать внутри себя, есть неоформленное элементарное желание, представляющее собой космический принцип. Его долг — рафинировать это желание. Ученик видит, что оно не поддается тому, кто старается извести его голодом или убить, как и тому, кто кормит и насыщает его. Низшее должно быть преодолено высшим, — и ученик укрощает свои желания, когда управляет своими мыслями. Он видит, что желание бессильно без соучастия мысли. Если мысль поддерживает желание, то желание будет направлять мысль; но если мысль будет сосредоточена на мысли или чем-то реальном, желание вынуждено будет это отразить. Ученик приходит к выводу, что мысль в состоянии спокойного самосозерцания моделирует желание. Вначале беспокойные и бурные, желания подавляются и приглушаются по мере того, как ученик упражняет свою мысль и все полнее использует способности своего ума. Он продолжает мыслить о себе в ментальном мире; таким способом он контролирует желание посредством мышления.

Если он остается в мире, выполняя свои обязанности среди людей, то может занимать выдающееся или неприметное положение, но он не позволяет себе даром терять время. Он не станет ораторствовать или корпеть над диссертациями, иначе как по особому распоряжению. Его речь, равно как все иные привычки жизни и мысли, находится под контролем, но, контролируя свои привычки, он должен быть незаметным в той мере, в какой позволяет его положение. Если он научился жить, не мечтая или не сожалея о своем уходе из мира; если он понимает, что время существует в вечности, что вечность проявляется во времени и что он может жить в вечности, находясь в потоке времени; и если поворотный пункт его физической жизни еще не наступил — тогда он убеждается, что период внешних действий окончен и начинается период внутренней активности.

Его работа закончена. Сцена меняется. Его роль в данном акте жизненной драмы сыграна. Он уходит за кулисы. Он отходит от дел и переживает процесс, аналогичный тому, через что прошел ученик школы чувств, прежде чем стал Адептом. Он может отчетливо видеть в себе различные тела или Расы, которые в обычном человеке смешаны с физическим компонентом. Соответствующие этим Расам и телам части его физического тела сильны и здоровы. Его нервная система хорошо настроена соответственно камертону его тела и отзывается на самые легкие и быстрые движения его мысли. Симфонии мысли звучат на нервных струнах его тела, стимулируя и направляя эссенции тела в прежде закрытые каналы. Через эти каналы совершается циркуляция детородного семени; тело получает новую жизнь. Тело, казавшееся старым, может быть восстановлено в юношеской свежести и силе. Не желание, а мысль направляет теперь жизненные эссенции на действие во внешнем, физическом, мире. Ученик готовится к вступлению в высший мир мысли.

 

Читайте продолжение: Адепты, Мастера и Махатмы (часть 5) >>

Перевод с английского Л.В.Зубковой

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: