Диверсия1
Не следует задумываться над путями Руководителя. Такие пути могут быть весьма сложны. Невозможно во время битвы начать рассуждать о мысли Предводителя, можно лишь напрячь всё устремление, чтобы сделать лучше. Так, на высших степенях сотрудничества нужно усвоить, что энергия может быть использована гораздо шире, чем можно было думать.
Надземное, § 471
…Всё сокровенное охраняется до времени. Кто-то читает Нострадамуса и прилагает к себе великие знаки, но может очень и очень ошибиться. Великие посвящённые, оставляя свои записи, умели охранить самое сокровенное. Без ключа никто не прочтёт их начертаний. Но когда предуказанное свершится, то и ключ будет найден.
Письмо Е.И.Рерих от 14 авг. 1936 г.
В связи с началом публикаций в 2002 году Бесед Е.И.Рерих с Учителем2 стали известны новые сведения о походе Рерихов на Алтай и в Тибет, новые подробности Мирового Плана Махатм. Записи об этом носили необычный характер, изобиловали сокращениями и частностями, рассчитанными на участников диалога, а некоторые фразы по определённому замыслу Учителя становились ясны адресатам лишь по прошествии десятка лет.
Совершенно уверенно можно утверждать, что часть записанного в тетрадях Е.И.Рерих о планах и перспективах Рерихов имело несколько смысловых слоёв, и самый доступный и поверхностный был в определённый период времени ориентирован на дезориентацию противника, а для других – на создание временной иллюзии. Так, Учителем в Беседах в период развёртывания маньчжурской эпопеи говорилось:
«Не нужно фыркать на предложение Брата Хиллариона, не для того он говорил, чтобы [вам] переезжать на Камчатку, но для диверсии. Вообще, Мы посылаем много неожиданных слухов. [Так] Мы сообщили в Москву, что король Карл и Александр готовят тайную армию. Также Наша весть, что Манерхайм заключил [против России] тайный договор [Финляндии] со Швецией. Также шах персидский усиливает силы на границе. Явление устрашающих монголов (панмонгольский план. – А.В.) и мусульман (Восточный Туркестан. – А.В.) вам известно. Также [по слуху] тревожат подводные лодки Японии. Правда, на севере Китая (в Маньчжурии и Внутренней Монголии. – А.В.) ещё не восстали, но с трёх сторон [России] очень тревожно – так ползут слухи» (16 авг. 1933 г.).
«Можно удивляться, насколько теперь люди не понимают положения вещей. <...> Именно Наш План является диверсией всем тёмным силам» (25 сент. 1933 г.).
Аналогичное звучало и перед поездкой в Москву, на Алтай и в Тибет. Касательно указаний предыдущего дня о построении Храма, носящих в действительности иносказательный характер, а также о принципах Общины, было сказано:
«Радуюсь видеть, как вы понимаете детали Моих Указов. Готовлю событие, предусматривая все подробности. Так же поступите и вы – легче встретиться. Нельзя многое сужденное пускать по ветру, но догадливо можно не изменить [подлинную] тропу [Плана]. И когда смотрите также внимательно как сегодня, то не ошибётесь. Важно напряжённое внимание. Бодрствующий дух идёт впереди [обыденного] понимания. Луч Мой готов зарницу [правильной] мысли зажечь. Так и пройдём между всеми опасностями, и неудача обернётся в удачу. <...> Как сказать, когда которое старьё продать на базаре. Не покажем, когда новое оденем. Пусть думают – нечего одеть. Даже ключи от сундука не должны греметь. Занавески на окнах закроем» (31 янв. – 3 февр. 1924 г.).
«…Не надо томиться записями. Можно схватить лишь сущность, которая иногда передаётся одним словом. Как часто сразу понимаешь степень сказанного. <…> Ведь лишь с вами Могу говорить, надеясь на понимание. Только вы можете понять красоту Пл[ана] и всю новость непреложности Нашего вмешательства в жизнь планеты» (28 февр. 1925 г.).
Всегда оставался риск, что записи попадут в чужие руки. Поэтому использовались разнообразные приёмы для сокрытия истинных целей и подробностей Плана. Текст дезинформации давался вместе с реально актуальными задачами и для указания на диверсию применялись разные способы. Так, панмонгольская легенда (о завоеваниях Азии с помощью «орд монголов») некоторое время неизменно соседствовала с характерной фразой Учителя, обращённой к Юрию Рериху (Удрае) – «позовите Удраю», «пусть слушает Удрая», «пусть Удрая встанет», «позовите мальчиков» и т. п. Аллюзия на ближайшее строительство Храма и Звенигорода – с именем Святослава (Люмоу). Не обязательно все такие сообщения шли от Учителя М., но могли принадлежать другим Учителям или кому-то из сотрудников Учителей, которым передавался провод передачи текста после произнесения слов «позовите Удраю», тогда как Учитель М. обеспечивал общее руководство и главную линию Плана: «Могут быть поучения и вдохновения [от разных Братьев], но действия идут из одного источника» (3 февр. 1923 г.). Позднее было сказано, что перед дезориентирующим текстом будет специальное предупреждение (24 июня 1933 г.). Иногда указание или намёк о дезинформационном характере сказанного давалось в последующую Беседу. В иных случаях требовалась интуиция, зрелость сознания.
В Беседах неоднократно предупреждалось, что при приёме слов Учителя возможно подслушивание: «Помните, когда в [вашем] Круге Меня нет, они (враги. – А.В.) читают ваши мысли» (13 сент. 1922 г.). «Почему не слышите подробностей пути, потому что у Нас несколько планов и было бы неразумно одним из них загромождать пространство. Когда его не будут знать враги, он будет лучше» (31 июля 1924 г.). «Уже замечаете, как события двигают План. Можно ждать новых потрясений, полезных для Плана. Никто не поймёт, почему деятельность Гитлера допущена лишь до известной степени. Никто не поймёт, что Херио (Herriot. – А.В.) облегчает [России] сношения будущие с Францией, и никто не допустит, что Рузвельт ждёт [русского] Ф[уяму] (Рериха. – А.В.). Так многое скрыто от Сатаны. Он думает, что знает всё, но из осколков он получит самое измышлённое представление. Но иногда будем говорить так, чтобы и он слышал, о таком разговоре будем предупреждать вас» (24 июня 1933 г.). «Нужно помнить, что не всегда можно [для Беседы] установить пространственную трубу. Нужно помнить, что когти недалеко, и потому будем бережны ко всему <…>» (14 авг. 1933 г.), а на следующий день, в контексте панмонгольской диверсии прозвучит: «На Монгольском Алтае, на Хингаре, на Камчатке множества угля. Так можно образовать целые государства и пропитать их своим же продуктом. Сегодня один из Братьев советовал – не может ли Америка арендовать для вас и Камчатку…» (15 авг. 1933 г.), а на следующий день будет дано разъяснение, что предложение о покупке Камчатки у большевиков – это диверсия (16 авг. 1933 г.). И, напротив, самые важные сообщения не записывались. Так, перед выездом Рериха в США для так называемой «Маньчжурской экспедиции» в окончании Беседы сделана запись: «Многое ещё было сказано [Учителем], но не записано» (26 нояб. 1933 г.).
Причины
Сопротивление враждебных сил миссии Рериха было колоссальным. Рерих был открытой, публичной фигурой, но не имел общепринятой при такой деятельности защиты. Желающих в преддверии войны остановить миротворческую деятельность Рериха, помешать распространению им на Западе и в Азии идей о значимости духовности, культуры, о величии России, о Знамени Мира – было предостаточно. Тем не менее, известность и авторитет Рериха на Западе и в Азии стремительно росли. При неизбежном противодействии росту подобных созидательных дел Рерих должен был защищаться. Главной защитой от врагов в такой ситуации стали многогранность, неожиданность и непонятность реализуемых им планов, сокрытие подлинного Плана.
Так, Учитель говорил о подобном запутывании врагов в период подготовки Маньчжурской экспедиции Рериха: «Обезьяны (англичане. – А.В.) совсем перепуганы идущими предсказаниями [от Нас] о гибели их страны3. Сейчас можно [спокойно] писать, ибо не интересуются (не подслушивают сейчас. – А.В.). Когда Ф[уяма] (Рерих. – А.В.) будет действовать, тогда нужно будет быть осторожными [чтобы не почуяли подлинный План]. Явление [Рериха] настолько запутано, что [враги] не знают [какое из дел является центром Плана] – выставка (картины Рериха. – А.В.) или травы (экспедиция в Маньчжурию. – А.В.), или Культурное общество (Всемирная Лига Культуры и Музей Рериха в Нью-Йорке. – А.В.). Майю набросили густую» (12 апр. 1934 г.).
Самым опасным предприятием Рерихов стала Центральноазиатская экспедиция, включающая проход через Восточный Туркестан (Китай) и отрезанный от цивилизации Тибет, а также приезд Рерихов в Москву для вручения правительству Послания Махатм о сотрудничестве и кардинальных переменах. В прежних культурологических описаниях данной экспедиции упоминаются действительно опасные бандитские шайки, с которыми пришлось встретиться Рерихам, а в нескольких случаях даже открывать стрельбу и организовывать оборону. Вызов Рерихов на Лубянку с огромным риском быть арестованными, всевозможные провокации по ходу движения экспедиции, наконец, вынужденная остановка, фактически плен на высотах Чантанга – зимой в летних палатках, когда от холода, скудного питания и болезней гибли животные и люди, – реально угрожали их жизни. Знакомство с новыми документами: тетрадями Е.И.Рерих, материалами о деятельности английской разведки, материалами из ранее закрытых российских архивов показывают, что Рерихи находились в орбите внимания целого ряда соперничающих государств, стремящихся активно влиять на азиатском и дальневосточном направлениях. Так, например, было установлено, что задержание Рерихов в течение пяти месяцев на высотах Чантанга «было сделано по наущению английского резидента в Сиккиме Ф.М.Бейли, который сообщил тибетцам, что Н.К.Рерих является агентом “красных русских”»4. То, что Центральноазиатская экспедиция выполнила главные цели, а Рерихи вернулись живыми и невредимыми, оказалось возможным благодаря мастерски составленному плану, тактике регулярной смены акцентов о статусе и целях экспедиции...
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии