Адепты, Мастера и Махатмы (часть 5)1
9. Тело мастера, развитие новых способностей
Физическое тело является почвой, в которой из семени произрастает новое тело, образуется сердце растущего нового тела. Оно не физической и не психической природы; это чистая жизнь и чистая мысль. После того, как новое тело вырастет и разовьется, ученик встретится с Мастерами и Адептами, увидит места, которые они посещают, и людей, которыми они управляют; но более всего мысль ученика будет занимать тот новый мир, что перед ним открывается.
Рисунок С.Турий
Теперь в школе Мастеров ученик узнает о состояниях после смерти и перед рождением. Он понимает, что разум, который был воплощен, покидает земную плоть, сбрасывает постепенно зловещий покров желаний и входит в свой небесный мир. Ученик понимает теперь, как устроен небесный мир человеческого разума: его образуют накопленные за целую жизнь мысли вне-плотской и вне-чувственной природы; существа и личности, имевшие отношение к его идеалам в то время, когда ученик был еще в физическом теле, сопровождают его отныне в его небесном мире. Он понимает, что продолжительность его пребывания в небесном мире зависит от масштаба прежних идеалов и от количества силы и мысли, которые были употреблены на отстаивание этих идеалов в прошлой физической жизни: что при высоких идеалах и сильных желаниях, направленных на воплощение этих идеалов, небесный мир будет длиться дольше, и что чем легковеснее идеал и чем меньше затраченная сила, тем короче будет период пребывания в небесном мире. Ученик понимает, что время небесного мира отличается от времени в астральном или физическом мирах. Время небесного мира имеет природу мысли. Время в астральном мире измеряется переменами желания. А в физическом мире время определяется движением земли в звездном пространстве и природными феноменами. Ученик понимает, что небесный мир ранее воплощенного разума непродолжителен — он и должен приходить к концу, потому что иссякают прежние идеалы, и никакие другие идеалы не могут там появиться вновь, помимо тех, что имел человек, пока находился в физическом теле.
Ученик видит, как разум покидает свой план; как он притягивает старые тенденции и желания физической жизни; как эти старые тенденции присоединяются к новой форме, смоделированной во время прошлой жизни; как эта форма — дыхание внедряется с дыханием в формы будущих родителей; как она в виде семени попадает в матку женщины и проходит различные стадии, или царства, в период созревания; как приобретшая человеческий облик форма нарождается в мир и как в нее посредством дыхания воплощается разум. Все это видит ученик, но не физическим зрением и не чувственным зрением ясновидящего. Ученик школы Мастеров видит все это при помощи своего ума, а не чувств. Он это видит и понимает, пока находится в физическом теле, обладая нормальными способностями и чувствами.
Ученик обнаруживает, что все увиденное и осмысленное сейчас он отчасти переживал сам перед уходом из суетного мира людей и что те стадии, через которые обычный человек проходит лишь после смерти, он должен будет пройти, находясь в полном сознании и в своем физическом теле. Чтобы стать учеником, он прошел через астральный мир желания до того, как уйдет из мира. Теперь ему предстоит научиться жить сознательно и действовать осознанно в небесном мире человека, чтобы стать Мастером. Он имеет опыт пребывания в астральном мире, но это не означает, что он живет в нем сознательно, употребляя ясновидение или другие психические чувства, подобно Адепту или ученику Адепта; но он ощущает астральный мир со всеми его силами, благодаря определенным пристрастиям, развлечениям, удовольствиям, страхам, ненависти и печали, какие должны быть узнаны и преодолены всеми учениками школы Мастеров, прежде чем они станут признанными учениками.
Пока он ученик, небесный мир человека для него не ясен и не отчетлив; этот мир может быть полностью осознан лишь Мастером. Но ученик получает разъяснения от Мастера относительно небесного мира и способностей, которые он должен выработать и развить, чтобы быть туда допущенным. Небесный мир человека есть ментальный мир, куда ученик учится входить, находясь в сознании, и где Мастер живет постоянно. Чтобы жить там сознательно, разум должен построить себе соответствующее тело ментальной природы. Ученик знает, что это его задача и что иначе он не попадет в ментальный мир. Он может держать желание под контролем. Но будучи лишь учеником, он не может преодолеть желание или направлять разумно как отдельную от себя и своих мыслей силу. Кольца желания все еще сковывают его, мешая полному развитию и проявлению его ментальных способностей. Как разум расстается со своими желаниями после смерти, чтобы войти в небесный мир, так теперь ученик должен перерасти желания, которые его стесняют или занимают его мысли.
Он понимает теперь, что во время его превращения в ученика, в момент или период того тихого экстаза, в потаенные глубины его мозга внедрилось семя или зародыш света, обусловив ускорение его мыслей и неподвижность его тела, и что в тот момент им была зачата новая жизнь, и что в результате зачатия должно сформироваться и прийти в небесный мир новое тело, которое сделает из него Мастера, — в теле Мастера.
Так же, как ученик в школе Адептов, он переживает все стадии, через которые проходит женщина, вынашивая ребенка. Но, хотя процессы аналогичны, результат получается другой. Женщина не сознает сути происходящего и законов, лежащих в основе процесса. Ученик Адептов осознает процесс; он должен подчиняться определенным правилам в период созревания нового тела и нуждается в помощи Адепта при своем новом рождении.
Ученик Мастеров осознает все стадии и процессы, но не имеет заданных правил. Его правила — его мысли. Он должен узнать все сам. Он оценивает эти мысли и их результат, обращаясь к одной и той же мысли — камертону, включающей все остальные. Он осознает последовательное развитие тела, которое сделает его чем-то большим, чем человек, и понимает, что следует внимательно следить за процессом. Хотя и женщина, носящая ребенка, и ученик Адептов следят за развитием тел внутри себя, но эти тела развиваются независимо от этого. Не так с учеником Мастеров. Он должен сам привести новое тело к рождению. Это будет не физическое тело с физическими органами, какое рождает женщина; и не тело желания, каким обладает Адепт, лишенное физических свойств (органов пищеварения и т.д.), но оно будет иметь форму, в определенном смысле аналогичную физическому телу.
Тело Мастера имеет способности, а не чувства и органы. Ученик начинает осознавать развивающееся в нем тело по мере того, как пробует и учится использовать ментальные способности. И это тело развивается в силу того, что он разумно их использует. Данные способности не есть чувства и не связаны с чувствами, хотя являются аналогами оных и употребляются в небесном мире аналогично тому, как употребляются чувства в астральном мире и физические органы в мире физическом. Обычный человек использует свои чувства и способности, но не знает, что они сами по себе значат и что есть его ментальные способности.. Он совершенно не знает, каким образом он думает, какова природа мыслей, как они развиваются, и как его ментальные способности действуют заодно с его чувствами и органами или через них. Ученик Мастеров должен не только знать отличительные признаки ментальных способностей, но применять эти способности в ментальном мире так же разумно и уверенно, как обычный человек действует благодаря своим органам чувств в мире физическом.
Любому из человеческих чувств соответствует определенная ментальная способность, но лишь будущий Мастер узнает, как отличить способность от чувства и как употреблять ментальные способности независимо от чувств. Пытаясь использовать свои ментальные способности отдельно от своих чувств, ученик высвобождается из пут мира желания, в котором он все еще пребывает и который должен оставить. В результате настойчивых усилий он постигает ментальное выражение своих способностей и начинает ясно сознавать их суть. Ученик видит, что всем вещам, существующим в физическом и астральном мире желания, соответствуют идеальные модели в ментальном мире как эманации тех вечных идей, которые образуют мир духовный. Он понимает, что каждый субъект в ментальном мире есть лишь соединение материи соответственно идее духовного мира. Он понимает, что чувства, при помощи которых воспринимаются физический или астральный объекты, есть отражающие астральные зеркала, что увиденный объект может быть оценен лишь в том случае, если чувство воспринимает и отражает ту или иную модель ментального мира, чьей копией является физический объект. Это отражение из ментального мира осуществляется при помощи ментальной способности, которая соотносит объект в физическом мире с его моделью — субъектом в ментальном мире.
Ученик видит и чувствует объекты в физическом мире, но интерпретирует их, употребляя определенные ментальные способности, вместо того, чтобы пытаться понять объекты чувств .посредством самих чувств. С течением времени он понимает, что разум независим от чувств и чувственного восприятия. Ученик узнает, что истинное знание чувств можно обрести лишь при помощи способностей разума и что объекты чувств и сами чувства не могут быть познаны, пока способности разума действуют через чувства и их физические органы. Ему становится ясно, что знание всех вещей физического и астрального миров сокрыто в мире ментальном. Поэтому именно там ему надлежит учиться и развивать способности своего разума независимо от физического тела, что использование этих ментальных способностей требует большей аккуратности и точности, чем использование органов физических чувств или чувств астральных.
Во многих школах философии, которые пытаются объяснить разум и его операции чувственным восприятием, царит путаница. Ученик видит, что обычный философ не может познать универсальные феномены с их причинами. Это объясняется тем, что философ, хотя он часто бывает способен подняться до ментального мира благодаря одной из своих ментальных способностей и ухватить там одну из истин существования, не может полностью использовать эту способность, если не соотносит познанное с уже имеющимися понятиями, но эти наработанные понятия всегда будут довлеть над независимыми мыслями и мнениями. Когда он пытается осмыслить увиденную в ментальном мире истину, его ментальные способности действуют не сами по себе, а через соответствующие им чувства. В результате то, что философ верно подметил в ментальном мире, искажается восприятием, приходя в противоречие с эмоциональной окраской, атмосферой и иными свидетельствами, предоставляемыми его чувствами.
Мир никогда не знал — и не знает по сей день, что же представляет собой разум. Существуют различные мнения относительно того, является ли он причиной или результатом физической организации и действия. Нет единодушия и по вопросу, обладает ли разум отдельной сущностью, телом; однако многие согласны с такой формулировкой: «Разум есть сумма состояний сознания, образованных мыслью, волей и чувством». Это определение многие мыслители находят удовлетворительным, воздерживаясь от дальнейших поисков. Некоторые считают его чуть ли не магической формулой, помогающей разрешить любую трудность психологического характера. Данная формулировка может быть приятна, поскольку она привычно звучит, но недостаточна как определение. Эта формулировка ласкает слух, но, когда на нее падает свет пытливого разума, очарование исчезает, и остается пустая форма. Здесь фигурируют три фактора: мысль, воля и чувство, и о разуме сказано, что он испытывает состояния сознания...
Сознание не имеет состояний. Сознание — Одно. Оно не подразделяется на степени, не классифицируется по состояниям или условиям. Как разноцветные линзы, через которые проходит один и тот же свет, так способности ума или чувства, отражающие Сознание, расцвечивают и определяют Его соответственно собственной окраске, качеству, степени развития; в то время как Сознание, независимо от эмоциональной окраски и качеств ума, остается Одним, неизменным и без качеств, присутствуя, однако, во всех вещах. Хотя философы думают, они не знают ни сущности того, что есть мысль, ни процессов мышления, если не умеют использовать ментальные способности отдельно от чувств. Сущность мысли и ее природа понимаются по-разному в различных философских школах. Воля — предмет, который тоже занимает философские умы. Этот предмет более непонятен и сложен для восприятия, чем мысль, потому что воля не может быть познана как вещь в себе, пока разум не разовьет сначала все свои способности и не освободится от них. Чувство не есть принадлежность чувств; это низший и развивающийся аспект разума. Разум имеет способность, которая соотносится с чувством и в обычном человеке действует через чувство...
Ученик в школе Мастеров не связывает себя ни с какими спекулятивными теориями. Он видит, что основатели некоторых школ, до сих пор ценимых миром, пользовались своими ментальными способностями независимо от своих чувств, пользовались ими свободно в ментальном мире и могли также координировать и употреблять их посредством чувств. Ученик должен прийти к знанию, благодаря своим собственным ментальным способностям, каковые он приобретает постепенно, в процессе непрерывных усилий.
Каждый современный человек имеет четыре группы чувств и три высших аспекта. Это зрение, слух, вкус и обоняние, а также аспекты так называемой Триединой (Высшей) Сущности: Деятель (чувство-и-желание), Мыслитель (правильность-и-разумность), Знаток (я-существование-и-самость), принимающие участие в процессе развития и совершенствования. Четыре группы чувств соотносятся с органами чувств, то есть с глазом, ухом, языком и носом, представляют порядок инволюции (разума) в тело. Осязание — одна из функций обоняния, подобная чувству. Эти чувства относятся к животной природе человека. Животное пользуется своими чувствами, такими, как зрение, слух, вкус и обоняние, повинуясь естественным импульсам и безотносительно к какому-либо моральному чувству (последнее в принципе у него отсутствует), если только это не домашнее животное, находящееся под влиянием человеческого разума и способное до определенной степени отражать оный. Чувство-и-желание, правильность-и-разумность, я-существование-и-самость представляют порядок эволюции и развития разума.
Человек использует эти способности, хотя не знает, как и в какой мере он это делает. Иногда в людях бывает больше развита одна или несколько таких способностей, а остальные находятся в латентном состоянии. Лишь очень немногие имеют или пытаются равным образом развить в себе все способности. Те, кто затрачивают свою энергию на развитие лишь одной-двух ментальных способностей, станут когда-нибудь гениями в соответствующей области, хотя другие способности остановятся в росте. Человек, уделяющий должное внимание всем способностям своего разума, может показаться неразвитым в сравнении с теми, кто усиленно специализируется в какой-нибудь одной, но он будет совершенствоваться, развиваясь ровно и стабильно, а гении окажутся ментально неуравновешенными и неспособными пройти весь путь постижения истины.
Ученик в школе Мастеров понимает, что должен развивать свои способности равномерно и методично. Хотя и он может сосредоточиться на одних и пренебрегать другими. Или пренебрегать всеми иными, кроме способности я-есть; в таком случае в нем разовьется непреодолимый эгоизм. Ученик может развивать одну или более способностей, исключительно или в любой комбинации, действовать в мире или мирах, соответственно избранной способности или способностям. Но он узнает, что способность, благодаря которой он из ученика школы Мастеров сделается Мастером, есть способность мотивационная. (Из всех вещей наиболее важен мотив.) И посредством мотивационной способности он заявит о себе.
Рисунок С.Турий
Живя и выполняя обязанности в мире, ученик узнал многое о пути, который ему надлежало пройти. Но когда он удалился из мира и стал жить в уединении либо в общине, совместно с другими учениками, то начал практически участвовать в том, о чем он узнал и был информирован в мире людей. Реальность собственного бытия проясняется для него. Он сознает реальность своих ментальных способностей, но еще не до конца понимает, как сполна и свободно использовать То, что вошло в него как семя, когда он вступал на путь ученичества, и дальнейший процесс его развития становится ему все яснее. Поняв это, он пользуется своими способностями с большей свободой. Если ученик выбирает путь развития, согласованный с универсальным законом, если его мотив — развитие не для одного лишь себя, тогда все способности раскрываются и развиваются в нем естественно и по порядку.
Находясь в своем физическом теле, ученик постепенно открывает потенциальную силу осознания (я есть) внутри себя. Этому он научается, призвав к действию светлую способность, но лишь после того, как способен фокусироваться на ней. При этом самопознающая и светлая способности оживляют временную и мотивационную. Упражняя последнюю, ученик познает качество и цель осознания: я-есть. Временная способность дает движение и рост, фокусирующая — приспосабливает силы мотивационной и временной способностей к самопознающей и ее светлой силе, которая становится все более явной. Когда темная способность пробуждена или призвана к действию, она стремится разрушить, затушевать, смешать, затмить светлую сторону личности. Но, упражняя фокусирующую способность, ученик вынуждает свою темную сторону действовать вместе с образной, а последняя обусловливает воплощение в теле я-есть способности с ее светлой силой. Использование фокусирующей способности помогает проявлению в теле других задатков. Когда они пробуждаются и начинают действовать слаженно, ученик, соответственно уровню своего внутреннего развития, получает доступ к знанию тех миров, в которых или через которые они функционируют.
Светлая способность позволяет узнать беспредельность света. Что есть свет, будет показано не сразу. При использовании светлой способности все вещи растворяются в свете.
Временная способность сообщает о материи в ее революционных изменениях, комбинациях, движении и распадении. Благодаря временной способности становится ясна природа материи, мера всех тел — измерение или размеры каждого из них, масштаб их существования и отношение друг к другу. Временная способность позволяет измерить предельные деления материи, или времени. Посредством ее можно прийти к пониманию того, что предельные деления материи являются предельными делениями времени.
Образная способность позволяет придавать материи формы, она координирует, формирует и сохраняет частицы материи. Благодаря этой способности из неоформленной материи возникают формы и образуются виды.
Фокусирующая способность собирает, регулирует, соотносит и централизует вещи. Посредством ее двойственность становится единством
Мотивационная способность избирает, решает и направляет. Посредством нее даются безмолвные приказы, обуславливающие появление на свет всех вещей. Она указывает направление частицам материи, вынуждая их оформляться соответственно заданному направлению. Пробуждение этой способности — причина любого результата действия в любом мире. Использование мотивационной способности вводит в действие причины, которые вызывают и определяют каждый результат в феноменальном и любом другом мире. Использование ее определяет уровень и качество знания у всех разумных существ. Мотив — созидательная причина каждого действия.
Посредством самопознающей (я-естъ) способности познаются все вещи; это способность к осознанию сущего. Она дает знание собственной идентичности я-есть и позволяет отделять ее от других носителей разума. Благодаря ей происходит уяснение идентичности материи. Я-есть — это способность осознавать себя.
Темная способность — это спящая сила. Будучи пробужденной, она становится беспокойной, возбуждается и противостоит порядку. Это сила, вызывающая сон. Она пробуждается действием других способностей, которые она отрицает и которым сопротивляется. Она слепо вмешивается в действие всех других задатков и вещей и затемняет их значение.
Ученик узнает об этих способностях и учится их использовать там, где нужно. Потом он начинает их упражнять и совершенствовать. Он проходит курс упражнений и тренировки, пока находится в своем физическом теле; тренируясь и развиваясь, он регулирует, адаптирует и приспосабливает способности разума к новому телу, которое прорастает в нем и рождение которого сделает его Мастером. Ученик осознает наличие у себя светлой способности, я-есть, а также временной, мотивационной и образной. Но, будучи учеником, он должен начать свою работу с фокусирующей способности.
10. Фокусирующая и темная способности, пробуждение
Теперь для ученика настает время проверить, истинно или ложно то, что он познал в процессе контакта с людьми в мире. Он делает это, направляя способности своего разума на разные объекты. Ученик обнаруживает многие важные вещи: что та мысль, в которой слились все другие мысли и с помощью которой он осознал себя как ученика, допущенного именно в школу Мастеров, есть фактически открытие своей фокусирующей способности и возможности сознательно ее использовать; что он, наконец, после долгих и непрерывных усилий может собрать воедино свои блуждающие мысли, зависимые от чувств и проявлявшиеся через них; что такая концентрация мыслей достигается при использовании фокусирующей способности, которая приостанавливает деятельность разума, чтобы позволить светлой способности оповестить его о том, где он находится, и предупредить о вхождении в ментальный мир. Он видит, что не может пока использовать продолжительно фокусирующую и светлую способности, но, чтобы стать Мастером, он должен научиться использовать пять способностей: временную, образную, фокусирующую, мотивационную и темную, — осознанно, разумно и сколь угодно долго.
Когда ученик начинает разумно использовать свою фокусирующую способность, ему кажется, что знания его увеличиваются и что с ее помощью он сможет войти во все сферы различных миров. Ему кажется, что использование этой способности дает ему возможность все познать и ответить на все вопросы. Тогда все способности оказываются в его распоряжении, готовые к употреблению. Оперируя фокусирующей способностью, он может удерживать в своем разуме любой объект или предмет и, концентрируя на нем все свои задатки, познавать его природу и значение. В то время, как он держит объект в фокусе и направляет на него другие способности, я-есть способность привлекает к нему свет, мотивационная способность проводит объект через временную способность к образной, затем все они вместе превозмогают темную способность, и из тьмы, которая поглощала разум, возникает и познается объект или вещь в своем предметном бытии, со всеми присущими, или возможными, атрибутами. Это ученик может делать в любое время, в любом месте, пока он пребывает в своем физическом теле.
Ученик в состоянии пройти через этот процесс в течение одного вдоха и выдоха. Когда он смотрит на что-нибудь, слышит какой-то звук, пробует еду, воспринимает цвет, трогает какой-то предмет или о чем-то думает, он способен уяснить для себя значение и природу того, что ему предлагают органы чувств и способности разума, в соответствии с тем побуждением, которое определяет направление запроса. Фокусирующая способность действует в физическом теле из сферы секса, в знаке Весов. Соответствующее этой способности чувство — обоняние.
Опыт, который превращает учащегося в ученика, дает ему во владение и пользование фокусирующую способность, и первое ее использование служит началом сознательного и разумного действия. Перед тем ученик был подобен ребенку, который, обладая органами чувств, еще не овладел ими. Сразу после рождения ребенок в течение некоторого времени по сути дела ничего не видит, хотя глаза его открыты. Дитя становится членом людского сообщества, когда начинает узнавать свою мать и приводить свои органы чувств в соответствие с воспринимаемыми объектами. То, посредством чего это происходит, и есть сила фокусирования.
Ученик знает, что именно благодаря этой силе он осознал себя в мире, отличном от мира чувств, хотя чувства остаются при нем. Подобным же образом дитя осознает себя в физическом мире, когда становится способным сфокусировать свои органы чувств на предметах этого мира. Умея разумно использовать эту способность, ученик все же находится в позиции ребенка по отношению к миру ментальному, куда он учится входить через свои задатки, ведомый фокусирующей способностью. Она отвечает за то, чтобы все остальные способности были согласованы между собой. Фокусирующая способность — это сила разума, которая выстраивает объекты в ряд и связывает каждый из них с источником его происхождения. Удерживая в уме некий предмет и используя фокусирующую способность, мы познаем его как он есть, а также процесс, в результате чего он стал таковым или может стать иным. Если предмет прямо связан с источником своего происхождения, сразу познается его сущность. С помощью фокусирующей способности ученик может проследить в прошлом путь и события, которые привели предмет к его теперешнему состоянию, а также будущую траекторию его развития. Фокусирующая способность устанавливает границы между объектами и их субъектами, а также между субъектами и идеями. Иначе говоря, эта способность соединяет любой объект чувственного восприятия в этом мире с его соответствием — субъектом в мире ментальном и этот субъект — с идеей в духовном мире, который есть исток и место происхождения данного объекта и всех ему подобных вещей. Фокусирующая способность — это как бы увеличительное стекло, собирающее лучи света и сводящее их в точку, или луч прожектора, указывающий путь в тумане или во мраке. Фокусирующая способность, словно вихрь, закручивает движения, преобразуя их в звуки, или делает звук воспринимаемым через формы и числа. Она подобна электрической искре, превращающей два химических элемента в воду или воду в газ. Фокусирующая способность — словно невидимый магнит, который притягивает и удерживает в себе мельчайшие частицы, которые складываются в тела или формы.
Ученик оперирует фокусирующей способностью наподобие бинокля. Когда некто подносит бинокль к глазам, то поначалу ничего не разбирает, но по мере того, как он подкручивает настройку линзы, находящейся между ним и объектом, поле зрения проясняется. Постепенно очертания объектов становятся более четкими, пока не будут видны как на ладони. Подобно этому, ученик направляет свою фокусирующую способность на предмет, который он хочет познать, и этот предмет все более и более проясняется — до тех пор, пока устанавливается соответствие предмета его отражению, в результате он становится ясным и понятным для разума. Роль колесика-балансира, которое через фокусирующую способность делает объект уясненным для разума, играет цикл дыхания. Фокусирующая способность сама находится в фокусе в момент равновесия между обыкновенным вдохом и выдохом.
Ученик в этот период своей жизни бывает счастлив. Он задает вопросы и затем познает объекты и вещи физического мира, а также их причины — субъекты в ментальном мире. Это приводит его в радостное состояние. Он переживает детство ученичества и наслаждается своими опытами вдали от мира так же, как ребенок наслаждается своим пребыванием в мире, пока жизненные трудности еще не коснулись его. Небо демонстрирует перед ним план создания Вселенной. Ветер поет ему историю бытия, песню о жизни в вечном потоке времени. Дожди и воды раскрывают ему себя и показывают, как бесформенные семена жизни приобретают форму, как все в мире обогащается и питается водой и как посредством сообщенного водой вкуса все растения выбирают себе питание для роста. Запахами и ароматами земля объясняет ученику, как она привлекает и отталкивает, как нечто одно и нечто другое, две отдельные единицы, сливаются воедино, как и посредством чего, и с какой целью все вещи воспринимаются телом человека, и как небо и земля объединяются, чтобы закалять, испытывать и стабилизировать разум человека. Итак, в детской фазе своего ученичества, ученик видит цвета природы в их подлинном свете, слышит ее музыку, впитывает красоту ее форм и ощущает себя в атмосфере ее благоухания.
Детство ученика кончается. Органами чувств он прочел книгу природы на языке разума. Он испытал умственную радость от близости к природе. Теперь он пытается использовать свои способности, не пользуясь органами чувств, пытается познать себя как отдельную от всех чувств сущность. Имея тело, детерминированное полом, он учится раздвигать поле действия фокусирующей способности, чтобы обнаружить ментальный мир. Это выводит его за пределы досягаемости присущих физическому телу органов чувств, хотя он все еще ими владеет. Он продолжает оперировать своей фокусирующей способностью, и органы чувств один за другим успокаиваются. Ученик не может более трогать и ощущать, не может обонять, у него нет чувства вкуса, все звуки прекратились, зрение пропало — он не видит, и мрак окружает его; и все-таки он в сознании. Этот момент, когда ученик сознает, но не видит и не слышит, не ощущает ни вкуса ни запаха, ни прикосновений, — исключительно важен. Что следует за ним? Некие пытливые умы пытались достичь этого состояния сознания без ощущений. Кто-то, почти достигнув, отшатывался в ужасе. Иные сходили с ума. Только тот, кто долго готовился к этому, кто был испытан чувствами, способен сохранить стабильное сознание в этот критический момент.
То, что следует за опытом ученика, предрешено мотивами, которые движут им в его поисках. Его опыт делает его другим человеком. Опыт может длиться секунду для его чувств, но для осознающей себя в то время сущности он может показаться вечностью. В этот момент ученик узнал тайну смерти, но еще не овладел ею. Момент само-осознания, независимого от чувств, равнозначен для ученика пребыванию в ментальном мире. Он стоял на пороге небесного мира, но не вошел в него. Небесный мир разума не может соединиться с миром чувств, хотя они соотнесены друг с другом как противоположности. Мир разума ужасен для всего, что подчинено чувствам. Мир чувств для очищенного разума подобен аду.
Ученик найдет возможность повторить опыт, которому он научился. Независимо от того, опасается ли он повторения или жадно к этому стремится, за этим последует период отрицания и темноты. Физическое тело стало чем-то отдельным от самого ученика, хотя все еще пребывает в нем. Используя свою фокусирующую способность при попытке войти в ментальный (небесный) мир, он призвал к действию темную способность своего разума.
Приобретенный опыт обладания сознанием, отключенным от органов чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, демонстрирует ученику все то, что он ранее думал и слышал о реальности ментального мира, и то, что отличает ментальный мир от физического и астрального миров. Этот опыт, следовательно, весьма далек от его прежних жизненных впечатлений. Опыт показал ему, сколь незначительно и преходяще его физическое тело, дал ему предощутить, попробовать на вкус бессмертие. Опыт дал ему понимание собственного отличия от своего физического тела и чувственных ощущений, но и теперь ученик еще не знает, кто он и что он есть на самом деле, хотя понимает, что он не есть физическая либо астральная форма. Ученик осознает, что не может умереть, при том что его физическое тело — величина переменная. Опыт обладания сознанием, лишенным чувственности, дает ему громадную силу и мощь, но также подводит его к периоду невыразимой печали. Эта печаль возникает из-за резкой активизации темной способности.
При всех прежних состояниях разума темная способность была расслаблена и замедлена, подобно сытому удаву или змее на холоде. Будучи слепой сама по себе, она ослепляла разум; будучи глухой, она вносила путаницу в восприятие звуков, затрудняя их распознание; индифферентная к форме и цвету, она не позволяла разуму и чувствам воспринимать красоту, придавать форму бесформенной материи; неуравновешенная и неразумная, она притупляла инстинкты чувств и не давала уму сосредоточиться на чем-то одном. Она не могла ни чувствовать, ни ощущать и смущала ум, рождая сомнение и неопределенность в органах чувств. Неспособная ни думать, ни рассуждать, она мешала мышлению, затемняла разум, скрывала причины действий. Без смысла, без идентичности, она была препятствием на пути к знанию и не давала разуму осознать самое себя.
Хотя и лишенная чувств, противопоставленная другим способностям разума, темная способность поддерживала активность чувств и позволяла им, или даже помогала, затуманить и скрыть способности разума. Она побуждала их к таким видам активности, которые постоянно платили дань. Но ученик, пытаясь превозмочь чувства и войти в ментальный мир, в значительной степени воспротивился поборам этого воплощения невежества — темной способности разума. Путем многочисленных усилий в овладении своими чувствами ученик в какой-то степени утихомирил эту способность своего разума и стал получать радость от того, что мог использовать другие способности и понимать свои чувства. Но он вскоре обнаруживает, что его желания еще в действительности не подчинены ему, а темная способность не побеждена. Когда он приобрел возможность быть в сознании без пользования своими чувствами и независимо от них, он тем самым с небывалой силой призвал к действию темную способность своего разума.
Эта темная способность — враг ученика. Теперь она обрела могущество мирового змея. Она заключает в себе невежество прошедших веков, но также и хитрость, и обман, и уловки, и чары прошлого. Перед пробуждением темная способность была бесчувственной, вялой, не рассуждающей. Такой она и остается. Но она видит без глаз, слышит без ушей, повелевает чувствами более острыми, чем чувства физического человека, и прибегает к всевозможным уловкам мысли. Она действует прямо и наилучшим образом для того, чтобы помешать ученику пересечь царство смерти и войти в ментальный мир бессмертия.
Ученик знает о темной способности, он извещен о ее хитростях и о том, что ему придется их преодолевать. Но эта исполненная векового зла способность редко атакует ученика с той стороны, с которой он ждет нападения, если вообще ждет чего-либо подобного. У нее в запасе есть бесчисленные приемы и ловушки, тонкие ходы для борьбы с учеником. После того, как ученик обрел сознание, свободное от чувств, он становится более восприимчивым к миру, чем прежде, но по-иному. Он осознает внутреннюю суть вещей. Камни и деревья воспринимаются им как живые существа. Все элементы мира начинают говорить с ним, и ему кажется, что он вступает в командование ими. Мир кажется живым, пульсирующим, дышащим. Земля движется словно в согласии с его телодвижениями; деревья отвечают поклоном на его поклон; море издает стоны, и волны вздымаются и падают в соответствии с ударами его сердца; воды текут согласно току его крови; ветер, кажется, ритмично дышит вместе с ним. Все движется, как будто благодаря его энергии.
Все это ученик испытывает, скорее зная, чем чувствуя. Но в какой-то момент, когда он осознает все это, пробуждаются его внутренние чувства, и он видит и чувствует внутренний мир, который он знал прежде разумом. Этот мир открывается перед ним, как бы вырастает из физического мира и, вместе с тем, включает его в себя, украшает и оживляет. Цветы и звуки, числа и формы предстают более гармоничными и прекрасными, изысканными и бесконечно более привлекательными, чем все то, что мог предложить старый физический мир. И все это — его и только для него, в его подчинении и распоряжении. Он кажется себе царем природы, - которая веками ждала, чтобы он пришел и стал властелином ее царства. Все чувства ученика в школе Мастеров теперь напряжены до предела. В какой-то момент этого чувственного удовольствия к ученику приходит одна мысль, посредством которой он проникает вглубь вещей и познает их такими, какие они есть. Благодаря ей ученик в школе Мастеров знает, что новый мир, в котором он находится, не есть мир Мастеров, мир ментальный, хоть он и прекрасен. Как только ученик собирается дать оценку этому славному миру, миру внутренних чувств, — все его элементы начинают взывать к нему. Сначала они призывают его просто наслаждаться ими, а затем, когда он отказывается остаться с ними, просят быть их вдохновителем, спасителем, путеводителем к высшему миру. Они умоляют его, утверждая, что ждали его слишком долго и он один может их спасти. Ученик школы Мастеров твердо следует идее своего ученичества. В соответствии с ней он и принимает решение. Он знает, что это не его мир; что формы, которые он видит, не вечны и подвержены разложению; что звуки и голоса, которые взывают к нему, — это кристаллизованное эхо мирских желаний. Ученик провозглашает свою позицию перед миром, который взывает к нему. Ученик показывает ему, что он знает и не ценит этот мир внутренних чувств. Мгновенно в нем возникает мощная уверенность в том, что он дал правильную оценку миру чувств и правильно поступил, отклонив все его соблазны. Его мысли теперь словно проникают во все вещи и кажутся способными изменить их формы просто своей силой. Материя легко поддается этой формовке.
Его мысли входят в мир людей. Он видит их слабости, идеалы, их ошибки и амбиции. Он видит, что. может переплавлять умы людей силой своей мысли, может прекратить потасовки и ссоры, раздоры и соперничество. Он видит, что может заставить противников кончить дело миром, может воспитывать людей, делать их восприимчивее, открывать им идеалы более высокие, чем их собственные. Он видит, что может приостановить или прекратить болезнь, произнеся нужные для восстановления здоровья слова. Он видит, что может отвести людские печали и принять на себя людские заботы. Он видит, что со своим знанием он может стать богочеловеком среди людей. Может стать и самым великим, и самым ничтожным из них, как того пожелает. Ментальный мир раскрывает перед ним свои возможности. Мир людей зовет его, но ученик не отвечает.
Тогда борющиеся между собой люди взывают к нему молча. Он отказывается быть правителем людей, и они просят его быть их спасителем. Он может утешить горюющих, поднять падших, обогатить нищих духом, успокоить обремененных, дать силы слабым, снять отчаяние и просветить умы людей. Человечество нуждается в нем. Голоса людей говорят ему, что без него они не могут существовать. Он необходим им для их успеха на жизненном поприще. Он может дать им крепость духа, которой у них нет, может основать царство духовного закона, пусть только он выйдет к людям и поможет им... Но ученик в школе Мастеров не приемлет призывов, связанных с тщеславием и высоким положением. Он не принимает предложения стать великим учителем или святым, хотя он вслушивается в крик о помощи. Он не расстается с идеей своего ученичества. Ученик сосредоточивается на призывах и оценивает их с позиции этой идеи. А он был так близок к тому, чтобы выйти навстречу миру и помочь ему.
Перевод с английского Л.В.Зубковой (при участии А.М.Дубянского)
- Ваши рецензии