Адепты, Мастера и Махатмы (часть 9)1
15. Настрои разума, достоинства, развитие способностей
Способности действуют не раздельно, независимо друг от друга, а в сочетаниях. Когда пытаются использовать только одну способность, разум перестает гармонично функционировать и развиваться. Только когда способности действуют вместе и в соответствии со своими функциями и возможностями, разум получает наилучшее и полное развитие. Способности выступают в роли органов разума. С их помощью он входит в контакт с мирами, вбирает в себя материю, ассимилирует и преобразует ее в себе, воздействует на материю миров и изменяет последнюю.
Как чувства служат телу, так и способности служат разуму. Подобно тому, как зрение, слух и иные чувства помогают друг другу, дополняют деятельность друг друга ради благополучия, процветания и сохранения тела, так и способности должны взаимодействовать и взаимодополнять свои функции по воспитанию, тренировке и развитию разума в целом. И как хорошо сохраненное и организованное тело является незаменимым и ценным слугой разума, так и разум со своими хорошо натренированными и отчетливо сформированными способностями является незаменимым слугой человечеству и всем мирам. Многие годы усилий и тренировки потребны для совершенствования органов чувств; такое же тщание необходимо в использовании и развитии способностей разума. Как потеря или ослабление одного из органов чувств влияет на силу и жизнедеятельность тела, так и ослабление функций той или иной способности ограничивает активность разума.
Каждый человек пользуется органами чувств, но только путем их тренировки и развития можно добиться наилучшего результата. Хотя все люди используют свои ментальные способности, лишь немногие ощущают различия между ними и органами чувств. Художник или артист становится великим в зависимости от того, насколько хорошо ему служат органы чувств. Разум может быть выдающимся и полезным человечеству в той степени, в какой его способности развиты и скоординированы между собой.
Человек становится Мастером, когда он овладевает умением использовать свои способности. Только Мастер способен постепенно и разумно пользоваться ими и отличать их от своих чувств, хотя в какой-то степени это доступно каждому. С того момента, когда человек начинает воспитывать и развивать свои способности и контролировать ими свои чувства, именно тогда он начинает сознательно или бессознательно становиться Мастером. Подобно тому как человеческое тело имеет органы, через которые и из которых действуют чувства, оно располагает центрами и точками, через которые и из которых действуют способности разума, пока тот находится в теле.
Остаток вспышки сверхновой 1054 года — Крабовидная туманность
Каждый художник и артист знает, что он должен тренировать те органы чувств, на использовании которых зиждется его искусство. Он оценивает тон или расстояние, сравнивает цвета и формы, вникает в пропорции и гармонию объектов, и в процессе этого его чувства обостряются, становятся более отзывчивыми к его потребностям, пока он не достигает совершенства в своем искусстве. И, хотя он может не отдавать себе в этом отчет, его успехи зависят именно от такого рода постоянных упражнений. Он использует свои способности, но они служат органам его чувств, что характерно для учеников, пребывающих в школе чувств. Лучше, однако, направить чувства на службу своему разуму и его министрам-способностям.
Глаз сам по себе не видит оттенков цвета, различия форм, так же как ухо не слышит изменений тона или ритма. Все это воспринимается чувствами при посредстве глаза и уха; но чувства не могут анализировать, сравнивать, оценивать. Данные функции выполняют светлая и временная способности разума, но от имени чувств, а не от своего собственного. Таким образом, чувства обретают неприсущие им заслуги и подают себя как ментальные способности, имея последние в своем услужении. Тренировка способностей для их службы чувствам, признание за чувствами высокого статуса — это путь, ведущий в школу чувств, то есть в школу Адептов.
Рассматривать способности разума как отдельное от чувств и более высокое начало, совершенствоваться в познании истинной природы способностей и их функций, осуществлять контроль способностей над чувствами — значит найти путь, ведущий в школу разума, или в школу Мастеров.
Способности разума можно развивать так же, как развивают чувства. Как в случае с чувствами, основа тренировки способностей — упражнения. Их нужно упражнять независимо от чувств. Когда развивается способность, соответствующая зрению, глаз и чувство зрения не должны быть задействованы. Только после того, как в развитии и независимом использовании светлой способности достигнуты определенные успехи, к ней может быть подключено зрение. Но и в этом случае орган зрения и чувство зрения должны пониматься и рассматриваться как факторы, подчиненные светлой способности. Не следует развивать и упражнять светлую способность, сидя с закрытыми глазами и пытаясь при этом что-то узреть. Если некто «видит» предмет, не открывая глаз, он тренирует свое внутреннее, провидческое, астральное зрение, но не светлую способность. Способности развиваются посредством ментальной деятельности, а не с помощью органов чувств. Чувства не должны быть напряжены, как это происходит с ними, когда мы внимательно всматриваемся или вслушиваемся во что-то. Чувства должны быть расслаблены, свободны.
Начинать развитие способностей нужно с определенного умонастроения. Условиями функционирования светлой способности являются внимание, уверенность, откровенность, добрая воля.
Свет, которым оперирует светлая способность, тождественен разумности, она возникает и освещает ум по мере успешного продвижения индивида. Чтобы развить эту способность, надо направить свой разум на сущность света и постараться понять и уяснить, что представляет собой свет в каждом из миров — духовном, ментальном, психическом и физическом. По мере того, как индивид становится опытен в этом упражнении, он начинает понимать, что разумность, как свет, призвана просветить его ум.
Чтобы развивать временную способность, ум должен быть настроен на терпение, выдержку, точность и гармоничность. Все способности должны быть направлены в мыслях на постижение времени и задачи временной способности. Когда индивид культивирует упомянутые выше четыре качества, его разум оживляется и получает поддержку, в его миропонимании происходит перемена, исполненная новых значений.
Если человек хочет развивать образную способность, его разум должен быть сосредоточен на соответствии, пропорциях, соразмерности и красоте предметов. Энергия разума должна быть направлена на идею образной способности, но когда она мысленно призывается к действию, разум не должен создавать каких-либо изображений или форм. Если в уме возникают изображения, цвета, фигуры, это значит, что развивается ясновидение зрения, но не образная способность. Чтобы стимулировать независимую активность образной способности, следует мыслить о словах, именах и числах, и в то время, как формируются их образы, пытаться увидеть их красоту и пропорции, их протяженность и соотношения.
Поиск равновесия, справедливости, двойственности и единства — в таком состоянии находится тот, кто развивает фокусирующую способность; Будучи соответственно настроен, он должен направить все ментальные способности на прояснение того, что он ценит превыше всего. Однако избранный предмет не должен быть привязан к чувствам или быть чувственно достижимым. По мере продвижения индивида вперед его разум начинает очищаться, ментальный туман рассеивается, и предмет изучения становится для него все яснее.
Сила, служение, любовь, самопожертвование определяют настрой, с которым следует приступать к воспитанию и тренировке темной способности. Индивиду нужно стараться получить информацию, касающуюся тайны смерти. Если он сохранит и правильный настрой разума и будет продолжать упражняться, то поймет, в чем состоит эта тайна.
Свобода, активность, честность, бесстрашие — вот состояния и качества, необходимые для развития мотивационной способности. Все энергии разума надо сосредоточить на познании закономерностей правильного мышления. Если индивид будет настойчиво следовать цели, ему может открыться его истинная природа. Упомянутые качества необходимы каждому, кто хочет узнать собственную сущность. Но человек, тренирующий мотивационную способность, должен обладать решимостью, искренним желанием и твердостью духа, дабы исправить свои недостатки любой ценой. Если намерение определенно и разум настойчив, страха перед этой задачей не возникнет.
Постоянство, стремление к знанию, самосознание и ощущение власти формируют настрой, при котором разум, нацелив свои способности на раскрытие самости, призывает «Я-есть» способность к независимому, осознанному бытию. Пропорционально достигнутым успехам, разум получает дополнительную энергию и власть, а индивид — уверенность в преодолении смерти, что ему позволит по собственной воле восстать из небытия, подобно столпу света.
Для того, чтобы воспитывать и дисциплинировать ментальные способности, не нужно знать все соответствия между ними и частями тела, с которыми они соотносятся, или центры, которые ими управляют. Органы и центры станут известны тому, кто в состоянии пользоваться ими. Если ментальные способности познаны и их функции выяснены, индивид поймёт, как их тренировать, воспитывать и использовать так же естественно, как он учится говорить, думать и выражать свои мысли. Для этого нет необходимости в учителе или наставнике. Человек учится, помогая себе сам, и помощь его усилиям приходит в той степени, в какой он находит средства помогать себе.
Помимо своего собственного сердца, не существует иного места, куда желающий обучаться в школе Мастеров мог бы обратиться за допуском; и нет никого, кто мог бы принять, допустить к учебе такого кандидата или представить его учителю - Мастеру. Школа Мастеров — это школа мира. В ней нет фаворитов. Каждый ученик (он или она) должен опираться на свои достоинства и бывает допущен к учебе без каких-либо предпочтений или рекомендаций. Единственным «заявлением» в эту школу, к которому Мастера могут прислушаться и на которое они могут откликнуться, являются помыслы и стремления сердца. Мысли индивида могут быть укрыты даже от него самого, но они красноречиво говорят о своей истинной природе в том мире, где мысли воплощены в слова.
Настает время созревания тех, кто определяют себя учениками в школу Мастеров. Это назначение не может быть сделано иначе, как по собственной воле. Многие люди хотят быть Мастерами так же, как они желают стать великими личностями, лидерами цивилизации, — но лишь немногие готовы изменить себя так, чтобы соответствовать необходимым для того требованиям. Те, которые торопятся давать обещания и ожидают многого в короткое время, и стремятся иметь результат, достижения к определенному сроку; те, которые пытаются ставить опыты на других или обещают миру небывалый духовный подъем, — эти люди принесут миру мало добра и менее всего выиграют сами. Человек не может зачислить себя учеником к кому-то, кого он считает Мастером, или в какое-то общество, группу единомышленников и быть уверенным, что он на верном пути. Мастера не смешиваются с людьми в своих ложах. Существуют ложи, общества, группы, которые действительно принимают учеников, обучают их тайным знаниям, практикуют оккультизм, но в них нет Мастеров, о каких говорилось на предыдущих страницах.
Если некто назначает себя в школу Мастеров и устанавливает время своего приема, значит он не понимает, что делает. Его самоназначение должно быть сделано только по глубокому размышлению, в момент покоя и с пониманием того, что он пребывает в вечности, что он назначает себя в вечность, не являясь в данный момент субъектом времени. Когда индивид назначает себя таким образом, он живет далее с уверенностью, и, хотя проходящие годы, возможно, не предоставляют ему никаких иных свидетельств приема в школу кроме его морального совершенствования и роста его ментальной силы, он знает, что ступил на Путь. Если же не знает, значит он просто сделан из другого теста. Того, кто «избран», не может постигнуть неудача. Ничто не может его запугать. Он — знает, а знания никто у него не отберет. От будущего ученика не ждут больших дел, но ему предстоит сделать много малых вещей величайшей важности. Малые дела столь просты, что их не замечают люди, которые замахиваются на большие свершения. Но никакое великое дело не может быть совершено учеником, если он не преисполнен пристального внимания к мелочам.
Чистота и правильная пища — простые вещи, но они требуют понимания. Разумеется, кандидат в ученики будет следить за чистотой тела и одежды, но более важно, чтобы чистым было его сердце. Именно сердечная чистота понимается здесь под чистотой. Требование сердечной чистоты предъявлялось к людям в течение веков, и в самых разных сферах их деятельности. Если изучающий оккультные науки не придает ей значения, надо разъяснить ему, что чистое сердце — не метафора; это физическая возможность, могущая стать физической реальностью. Кандидат бывает принят в ученики школы Мастеров, когда узнает, как следует очищать свое сердце, и начинает его очищение. Для того, чтобы научиться этому, возможно, потребуется не одна жизнь. Но когда индивид знает, как это делается, и приступает к очищению сердца, у него не остается никакой неопределенности по данному поводу. Узнав, в чём состоит работа принятого ученика, он познает предстоящий ему путь и продолжает процесс очищения, который покрывает весь период ученичества.
Когда ученик очистил свое сердце, его работа как ученика завершена. Он вживе проходит через смерть и рождается как Мастер. Сердце необходимо ему для этого рождения. Он рождается из своего сердца. После того он ещё живет там, но уже как Мастер — хозяин своего сердца. В это время он подчиняется законам времени, хотя уже преодолел время. Ему необходимо сильное сердце, а только чистое сердце может быть сильным. Никакими снадобьями или успокоительными микстурами этого не добиться. Поможет лишь одно простое средство, коим не располагают ни аптеки, ни религиозные общины, ни какие-либо иные учреждения, обещающие быстрое духовное оздоровление. Название этому средству — Абсолютная Честность. Человек сам должен стать своим врачом. Он может долгое время не знать об этом средстве и потом отыскать его в собственном сердце. И пусть поиски будут трудными, зато, когда средство найдено и применяется, результат окупает все усилия.
Но честность вообще, та честность, которую имеют в виду юридические и даже моральные кодексы общества, не есть нужное ученику средство. Много потребуется такой общей честности, чтобы получить лишь каплю эликсира Абсолютной Честности. Когда честностью лечат и укрепляют сердце, оно подвергается изменению. Лечение это болезненно, но эффективно. Только тот, кто пытается ему следовать, знает, какие предстоят трудности и препятствия, каких это потребует сил. Люди, абсолютно честные по природе, которых может оскорбить сомнение в их прямодушии, в данном лечении не нуждаются.
Когда страждущий принимает хоть немного эликсира честности для очищения сердца, он прекращает лгать. Когда он прекращает лгать, то начинает говорить правду. Когда он говорит правду, он начинает видеть вещи в их истинном свете. Когда он видит вещи в их истинном свете, он начинает видеть вещи такими, какими они должны быть в идеале. Когда он начинает видеть вещи в их идеале, он старается сделать их таковыми в жизни. Так же он поступает и с самим собой.
Перевод с английского Л.В.Зубковой
(при участии A.M. Дубянского)
(Окончание следует)
- Ваши рецензии