Альтернативный источник энергии — путь к автотрофности
В настоящее время принято считать, что мы потребляем энергию с продуктами питания и расходуем еe при движении или двигательной активности, причём в соответствии с законом сохранения энергии. Но при этом существуют факты [1] [2], которые противоречат общепринятому мнению и не имеют теоретического объяснения, что даeт основание предполагать: в этих примерах закон сохранения энергии всё же не выполняется. Цель работы — показать, как можно объяснить и использовать данный феномен.
Известно, что наиболее распространённые виды движения — ходьба и бег, а основным по расходу энергии в этих видах движения является периодический процесс переноса веса тела с одной ноги на другую. Он может быть описан моделью обобщённого периодического импульсного движения. На её основе были определены численные соотношения между различными параметрами движения. Аналитические исследования автора показали, что существует особый режим, при котором энергия движения по инерции имеет максимальное значение при оптимальном ритме движения: wopt = 0,6 Гц, или 72 шага в минуту. Такому ритму соответствует нормальный пульс сердечной мышцы и темп умеренной ходьбы.
Можно было определить остальные параметры оптимального импульсного движения. Это скорость умеренной ходьбы (V = 0,72 м/c); обратное время взаимодействия, или время ускорения и торможения (n = 1/t = 9,6 Гц), которое соответствует геофизической частоте и альфа-ритмам головного мозга [3]; удельная полная (суммарная) мощность движения (N = 2,5 Вт/кг) и удельная механическая мощность (0,625 Вт/кг), соответствующая удельной мощности расширения Земли [4]; их разность (2 Вт/кг), отвечающая половине усреднённого (за период обращения вокруг Солнца) гравитационного потенциала Земли и удельной лошадиной силе (мощности). Приведённые значения физиологических и геофизических параметров не являются случайными совпадениями, поскольку находят объяснение в рамках антропного принципа1 [5].
Дальнейший анализ расхода энергии показал, что существует не один, а ряд оптимумов (максимумов) при различных ритмах движения (при частоте wopt), то есть происходит своеобразное макроквантование энергии. Оптимальные значения wopt зависят от величины напряжённости гравитационного поля Земли, отличаются только постоянными коэффициентами и находятся в диапазоне 0,5–0,7 Гц; при этом величины, обратные времени взаимодействия, располагаются в диапазоне частот 7–15 Гц. Удивительно, что наш организм настроен именно на частоты, соответствующие данным оптимумам.
Отсюда следует очевидный вывод: выполняя движения в умеренном, точнее, собственном биоритме, мы можем стабилизировать оптимальное состояние целостного организма, которое целесообразно принять, с точки зрения физики, за динамическую норму здоровья.
С этим общим выводом связано следующее. Для согласования анализируемых процессов нами предварительно была принята общая техническая единица измерения времени, равная 1 секунде. Однако, результаты исследования показали, что физиологическое время T = 1/w не отвечает техническому времени: они отличаются в 1,5–2 раза. Так, если технический час составляет 60 минут, то физиологический — 90 минут и более. Экспериментально установлено, что сон имеет разные стадии, которые чередуются каждые 90 минут. Этот же ритм сохраняется и при бодрствовании существуют пики сонливости и работоспособности. И если в учебных заведениях ещe как-то пытаются принять во внимание особенности течения физиологического времени введением так называемого академического часа и перерывов между занятиями, то на производстве это сделать трудно. В результате возникает постоянная вынужденная десинхронизации, которая приводит к сбоям (или отклонениям от нормы) в работе организма и, как следствие, к хроническим заболеваниям [6].
Возвращаясь к принципу антропности, заметим, что период обращения искусственного спутника вокруг Земли так же составляет, как минимум, 90 минут, 7 Гц — частота электромагнитного излучения с длиной волны, равной периметру Земли, а 0,7 Гц — частота излучения с длиной волны, равной расстоянию до Луны [7].
Обратим особое внимание на следующий, казалось бы, незначительный физический факт. Для движения по инерции в классической механике нет объяснения экстремумам в значениях энергии, что требует дополнительных исследований. Если посмотреть на те же процессы с точки зрения термодинамики, то наличие экстремумов можно связать с такой важной характеристикой состояния системы, как негэнтропия (отрицательная энтропия). Величина негэнтропии определяет степень упорядоченности, или порядка в системе, — это то, чем «питается» живой организм [8]. И понятно, что естественное состояние организма есть стремление к максимуму порядка, или максимуму негэнтропии.
Таким образом, мы подошли к очевидному выводу: аналитическое исследование периодического импульсного движения и независимые экспериментальные данные позволяют утверждать существование ранее не учитываемого в общем энергобалансе движения экологически чистого альтернативного источника энергии, и этот источник — само движение, самоактивность материи и живого существа [9]. То есть при движении энергия не только расходуется, но и приобретается. Расходуется энергия при ускорении и торможении, а приобретается при движении по инерции. Для рассматриваемого режима движения разница между потреблением и расходом энергии у человека составляет примерно 2 Вт/кг. Простой расчёт показывает, что при расходе энергии в состоянии покоя около 1Вт/кг (или 24 Вт час/кг в сутки) для компенсации достаточно 12 часов ходьбы в умеренном темпе.
Как известно, подвод энергии в систему приводит к росту её массы. Проведём оценочные расчёты приращения массы тела в процессе движения на примере бегунов — сверхмарафонцев, которые употребляли низкокалорийную пищу. Они пробегают в день по 40 км за 5 часов со скоростью 2,2 м/c, занимаясь бегом в течение 5 дней. В данном случае приращение массы оказывается равным 2,3%. При среднем весе бегуна 70 кг это максимальное приращение может составлять до 1,5 кг. Эффект увеличения массы тела во время бега подтверждается независимыми экспериментами.
Ряд известных из истории фактов также подтверждают закон сохранения энергии и наличие её альтернативного источника, которым мы все ежедневно, но неосознанно пользуемся. Так, воины Александра Македонского в длительных пеших переходах питались горстью риса в день; в христианстве же известны «святые постники», которые редко и мало питались, а прожили без чревоугодия более ста лет, подтверждая своим образом жизни известные выражения: «не хлебом единым жив человек», «питаться Святым Духом». Существует и прямое указание: «Хочешь быть здоров, встань и ходи».
Все эти опыты, оценки и наблюдения приводят к неожиданному заключению: постепенно повышая повседневную двигательную активность, основу которой составляет обычная ходьба, можно снижать количество потребляемых продуктов питания или их калорийность, обращая при этом больше внимания на их качество. А это прямой путь к автотрофности — уменьшению зависимости от продуктов питания (идея автотрофности человека — одна из главных составляющих учения В.И.Вернадского [10]).
Конечно, на этом пути необходимо дальнейшее проведение дополнительных экспериментальных и теоретических исследований. Однако, уже полученные знания об особенностях движения человека позволили разработать импульсную технологию нормализации функций организма, основу которой составляют комплексы упражнений, выполняемых в собственном биоритме (синхронно с ритмом работы здорового сердца и в резонансе с естественными геофизическими ритмами). Эта технология — результат многолетних исследований автора в области биодинамики. Её краткое название — биотренинг.
Биотренинг позволяет настраивать повседневную двигательную активность на собственный оптимальный биоритм движения, синхронизируя работу всех систем организма и максимальным образом используя предполагаемый альтернативный источник энергии. Основным элементом этих упражнений, как отмечалось выше, является перемещение веса тела с ноги на ногу, которое для повышения эффективности усложняется за счёт подключения целого ряда новых элементов, тем самым, увеличивая упорядоченность (негэнтропию) и согласованность в работе различных систем организма с точки зрения термодинамики.
Любое наше движение можно рассматривать как суперпозицию (комбинацию) простых элементов. Простые элементы — это движение в суставах, а других, более простых движений, у нас нет. Мы имеем 6 парных (симметричных) основных суставов, с помощью которых, как из семи основных нот в музыке, можно, зная принципы построения движений, самостоятельно составлять различные комбинации, активизируя тем самым творческие способности.
На стадии обучения импульсной технологии осваиваются различные по степени сложности комплексы упражнений. Наиболее простой из них, но достаточно эффективный — это миникомплекс «маятник». Такое название связано с тем, что движение в суставах при его выполнении носит периодический характер.
Для начинающих рекомендуется выполнять учебный миникомплекс в следующем ритме: одно движение в секунду, или 60 в минуту. Его легко контролировать по секундной стрелке часов. Но возможен также ритм 30–40 движений в минуту, что в своё время рекомендовал академик, кардиохирург Н.М.Амосов [11]; это ближе к собственным (естественным) биоритмам.
Приведём схему построения миникомплекса «маятник» .
1. Начинаем с основного элемента — переноса веса тела с одной ноги на другую в начальном ритме: одно покачивание в секунду (для обеспечения оптимальной амплитуды движения расстояние между ступнями ног не должно превышать 0,5–0,7м). При движении периодически возникает инерционная сила, которая воздействует на все физиологические системы организма и синхронизирует их работу. А «периферический насос» — ритмично работающие мышцы — своим действием нормализуют работу нашего «мотора», то есть сердца и сердечно-сосудистой системы.
2. Покачивания из стороны в сторону несколько усложняются: они дополняются поворотами туловища влево и вправо (под углом не менее 45 градусов). При переносе веса тела на правую ногу разворачивайтесь вправо, а при переносе на левую — влево. Освоив эти движения, начинайте отрабатывать другой вариант: при переносе веса тела вправо разворачивайтесь влево, и наоборот. Это упражнение оказывает мягкое воздействие на позвоночник, устраняет неправильные двигательные стереотипы и формирует красивую осанку. Оно входит в большинство комплексов лечебной и профилактической гимнастики. Ведь проблемы позвоночника, в той или иной степени, существуют практически у всех.
3. Упражнения усложняются за счёт подключения кругообразных движений рук. Полусогнутые руки поднимите до уровня плеч так, чтобы ладони находились перед глазами примерно на расстоянии полуметра. Кисти рук в заданном ритме описывают в вертикальной плоскости круги диаметром 0,5–0,7 м. Последовательно выполняйте 8 комбинаций движений руками — каждую по 4 раза: а) две руки описывают круги по направлению часовой стрелки.4); б) две руки движутся против часовой стрелки; в) правая рука движется по часовой стрелке, а левая — против; г) левая рука движется по часовой стрелке, правая — против часовой стрелки.
Следующие 4 комбинации — более сложные: все упражнения выполняются в той же последовательности, но вторая рука начинает движение, когда первая успевает описать полукруг, то есть с запаздыванием на 180 градусов. Например, правая рука начинает движение и уже находится вверху, когда снизу начинает движение левая рука. Движение рук по направлению часовой стрелки; движение рук против направления часовой стрелки; правая рука движется по часовой стрелке, а левая — против; левая рука движется по часовой стрелке, правая — против часовой стрелки.
Завершив описанные движения руками в вертикальной плоскости, опустите кисти и повторите все 8 комбинаций в горизонтальной плоскости. Симметричные координированные движения рук, туловища и ног в равной степени активизируют мозговую деятельность левого и правого полушарий, что развивает логическое и интуитивное мышление и, что не менее важно, их взаимодополнительность.
4. Все движения рук сопровождаются движением глаз. Когда руки идут вправо, взгляд направляется на правую руку, при движении рук влево — на левую руку. Это упражнение помогает нормализовать работу нервно-мышечной системы зрительного аппарата.
5. Движения согласуются с размеренным дыханием. Оно ровное, неглубокое. На 4 покачивания делаете вдох, на 4 — выдох. Но можно уже на стадии обучения делать вдох на 6 колебаний или на 8. При освоении комплекса дыхание у вас будет устанавливаться автоматически. Нормализуется работа дыхательной системы, обмен веществ начинает переход в сторону восстановительных биохимических реакций и процессов.
6. Упражнения дополняются их мыслеобразами. В результате включаются в синхронную работу новые центры управления мозга, и увеличивается число устойчивых межнейронных связей. Как известно, качество мышления (скорость принятия решения и его точность) зависит от количества одновременно работающих межнейронных связей.
7. Кроме того, при правильном выполнении всех упражнений миникомплекса автоматически устраняются нервно-мышечные напряжения, зажатости. Возникает субъективное ощущение лёгкости, «полёта», прилива сил и энергии. Внешне это проявляется в плавных, красивых и согласованных движениях всего тела.
8. Миникомплекс представляет собой сложнокоординированное движение, его выполнение требует сосредоточенности, концентрации внимания. Освоение комплекса развивает внимание, которое необходимо даже для того, чтобы перейти улицу, не говоря уже о более сложных задачах и действиях.
В результате, миникомплекс «маятник» объединяет под общим биоритмом простые движения и синхронизирует работу соответствующих центров управления головного мозга. Комплекс разносторонне и позитивно воздействует на целостный организм и не ограничивается вышеприведёнными общеизвестными фактами. Такая универсальность и простота является несомненным достоинством и существенным, качественным образом отличает его от других упражнений физической культуры.
После того, как вы научитесь выполнять упражнения автоматически, их рекомендуется делать ежедневно, утром и вечером по 3–5 минут: утром — для настройки на плодотворный рабочий день, вечером — для снятия накопившихся за день напряжений нервно-мышечной системы, а также в любое свободное время. Наибольший эффект от миникомплекса достигается при его выполнении в собственном биоритме, что, в частности, помогает при нервных перегрузках или стрессах. Так или иначе, комплекс позволяет за минимальное время достичь максимального эффекта с помощью естественных и простых движений. Освоив на практике принципы построения сложнокоординированных движений на примере миникомплекса, в дальнейшем не трудно будет создать и постоянно разнообразить свой индивидуальный комплекс, который в наибольшей степени соответствовал бы вашему физическому, психическому и духовному состоянию.
Специалисты и опытные любители единоборств, несомненно, увидят и другую сторону этих упражнений. Так, при переносе веса тела с одной ноги на другую в сочетании с поворотом туловища мы периодически меняем левостороннюю и правостороннюю стойки, а движения рук напоминают различные варианты защитно-контратакующих движений, которые выполняются в замедленном ритме. При увеличении скорости они приобретают реальную силу. Хорошо согласованное действие всех элементов движения (всех групп мышц), которое достигается после освоения рассматриваемого комплекса, позволяет человеку весом 70 кг развивать мощность до 3000 Вт, или 4 лошадиные силы. Можно только представлять себе её разрушительное действие.
Отсутствие знаний о своих возможностях и неумение ими пользоваться рождает неуверенность в собственных силах и неспособность защититься в критической ситуации. Освоение даже учебного миникомплекса позволяет в короткие сроки наработать основные навыки самозащиты. А регулярное выполнение своего индивидуального комплекса упражнений даст возможность поддерживать эти навыки и развивать собственный стиль.
После приобретения устойчивых навыков выполнения миникомплекса для сохранения наработанных межнейронных связей можно заниматься и в «идеомоторном режиме» (ментальный тренинг), то есть, не выполняя движения непосредственно, а лишь создавая их динамические мыслеобразы. Это очень удобно, так как позволяет заниматься в любое время и в любом месте (даже во сне). Такие занятия можно назвать ментальной гимнастикой в виртуальном пространстве, но в реальном времени.
Многолетняя практика обучения показала, что биотренинг как прикладная биодинамика помогает не только нормализовать физиологические функции организма и повысить его устойчивость к неблагоприятным факторам, но и значительно активизировать мышление и уравновесить нервно-психическую деятельность, а также поддерживать на высоком уровне механизмы самосохранения.
Некоторые принципы ментальной гимнастики как составной части биотренинга нуждаются в пояснении.
Современная наука выдвинула гипотезу о том, что воображение приводит к тем же самым физиологическим изменениям в организме, что и реальные действия. Научные эксперименты полностью подтвердили эту гипотезу. Примером служит давно известный опыт с грузиком, подвешенным на тонкой нити, другой конец которой зажат в руке. Мысленное представление движения грузика приводит к его реальному движению!
Интересны и другие эксперименты. Например, к глазам двадцати добровольцев, пять из которых обладали способностью создавать яркие зрительные образы, были подведены микроэлектроды. После этого испытуемые наблюдали цветные вспышки. Было обнаружено, что каждый цвет по-разному воздействует на сетчатку глаза: красный цвет создавал электрограмму одного типа, зелёный — другого и т.д. Затем участников эксперимента с ярким воображением попросили представить эти цвета в той же последовательности и выявили, что воображаемые цвета точно так же воздействуют на сетчатку глаза. Более того, когда было произведено несколько цветовых вспышек и испытуемым предложили представить себе другой цвет, они, в большинстве своём, подтверждали, что видели его, и 25% времени их глаза действительно реагировали так, будто наблюдали именно этот воображаемый, а не реальный вспыхнувший цвет.
Многие исследователи занимаются изучением воздействия создаваемых зрительных образов на здоровье, используя их в терапевтической практике. Это метод имаготерапии (имаго-образ). В импульсной технологии нормализации функций организма также используются методы имаго-терапии, но со своей спецификой. Здесь используются следующие вариации зрительных образов:
1. Мысленно создаём образ «двойник–зеркальное изображение». Вы представляете, что стоите перед зеркалом и видите в нём своё изображение, но концентрируете внимание не на деталях изображения, а на синхронном выполнении движения. На стадии обучения вы мысленно делаете все элементы реального учебного миникомплекса «маятник» . После его освоения выполняете перед «зеркалом» свой индивидуальный комплекс движений.
2. Используем образ «ученика». Вы как бы объясняете правильное выполнение движения миникомплекса своему «ученику», исправляя его ошибки. Тем самым вы глубже осваиваете эти движения, замечая в них новые нюансы. Отметим, что в отличие от зеркального изображения, «ученик» выполняет те же самые движения, что и вы.
3. Создаём образ «учителя» (тренера), который показывает вам правильное выполнение движений, то есть вы его представляете и стараетесь повторить вместе с «учителем».
4. Сами (без «двойника»), мысленно, последовательно выполняете все отдельные элементы комплекса и его в целом.
Данными упражнениями целесообразно заполнить свободное время, например, во время ожидания общественного транспорта или поездки в нём. Они создают условия для развития межнейронной сети. Виртуальное пространство можно заполнить образами леса, берега моря и т.д., что даст возможность постоянно увеличивать число межнейронных связей и развивать творческий потенциал.
Таким образом, импульсная технология позволяет настраивать повседневную двигательную активность на собственный биоритм и, тем самым, 1) восстанавливать и синхронизировать работу всех систем организма, 2) увеличивать число межнейронных связей и сохранять нейронную сеть, 3) максимальным образом использовать альтернативный экологически чистый источник энергии.
Кроме того, фундаментальные законы природы и человека плюс обобщённая импульсная периодическая модель движения и экспериментальные данные позволили получить объективные критерии количества и главное качество движения, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма — норму здоровья с точки зрения физики.
Научные исследования, анализ литературных источников и практическое обучение импульсной технологии людей различных возрастных категорий показали её высокую эффективность:
— для детей (7 лет и старше) регулярные занятия создают условия оптимального развития психофизиологических функций и мышления, снижают гиперактивность и агрессивность, уменьшают депрессивность, увеличивают уверенность в себе;
— для зрелого организма человека при его активной работе (18–60 лет) занятия уравновешивают нервнопсихическую деятельность, снимают усталость, повышают работоспособность и жизненный тонус, уменьшают степень воздействия стресса, плохой экологии, инфекций и других неблагоприятных факторов;
— для людей старшего возраста — это самый простой и эффективный путь к активному долголетию.
Преимущество и практическое значение импульсной технологии нормализации функций организма (биотренинга) в том, что это доступное и естественное средство улучшения состояния организма, не требующее дополнительного оборудования, специального помещения; она может быть использована в любое время и в любом месте и подходит для разных возрастных категорий.
Благодаря этому, импульсная технология уже начинает широко применяться в жизни, на практике. Так, с целью её внедрения, была разработана концепция социальной программы «Моё здоровье — здоровье России», включающая мероприятия по проведению конкурса «Моё здоровье», определение интегрального индекса здоровья и награждение победителей по различным номинациям. Авторские исследования и разработки получили положительное заключение ВНИИ физической культуры и спорта, а импульсная технология рекомендована к применению в качестве производственной гимнастики индивидуального характера и факультативных занятий в учебных заведениях.
- Ваши рецензии