Амаравелла
Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
Из Манифеста группы художников- интуитивистов «Амаравелла», 1927 г., Москва
Во время работы Международной научно-общественной конференции «Новая эпоха — Новый человек» 5—10 октября 2000 г., происходившей в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха, 7 октября открылась выставка произведений шести художников группы «Амаравелла» — П.Фатеева, В.Пшесецкой (Руны), А.Сардана, Б.Смирнова-Русецкого, С.Шиголева, В.Черноволенко.
В начале XX столетия во всём мире происходил поиск и воплощение новых тенденций в искусстве. В России это проявлялось в образовании небольших объединений художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов с целью выразить своё стремление синтезировать различные стороны искусства.
Так, в 1923 г. была создана небольшая группа художников-интуитивистов из четырёх человек, именовавших себя Квадригой. Философская концепция группы базировалась на блестящей странице русского космизма, представителями которого были Фёдоров, Чекрыгин, Вернадский и Чижевский. К 1926 г. группа (уже из шести художников) сформировалась окончательно и в таком составе просуществовала до 1930 г.
Группа «Амаравелла» (слева направо): сидят А.П.Сардан, П.П.Фатеев, В.Н.Пшесецкая (Руна), стоят С.И.Шиголев, БА.Смирнов Русецкий, В.Т.Черноволенко
В 1926 г. во время пребывания Н.К.Рериха в Москве по пути на Алтай, состоялась встреча Николая Константиновича с художниками «Амаравеллы» Познакомившись с их работами, Н.К.Рерих предложил им принять участие в предстоящей в 1927 г. Всемирной выставке современного искусства в Нью-Йорке. Художники с благодарностью приняли предложение и стали готовиться к выставке. По условиям её организаторов художники должны были представить их концепцию искусства, эмблему и название группы. Так родилось название «Амаравелла» и Манифест художников, отражающих их концепцию.
В 1927 г. была отправлена партия картин пяти художников в Нью-Йорк, а в 1928 г. в Чикаго была ещё одна выставка, на которую были посланы картины всех шести художников «Амаравеллы». Картины художников из далёкой России были тепло приняты её посетителями. Об этом стало известно из американских газет того времени.
В 1930 г., по разным обстоятельствам, отчасти по чисто материальным причинам, часть художников «Амаравеллы» были вынуждены искать дополнительный заработок.
А.Сардан и С.Шиголев перешли в кинематограф, их новая работа была связана с частыми выездами в разные регионы страны, В.Черноволенко выехал работать по договору на Дальний Восток, в Приморский край. П.Фатеев, Б.Смирнов-Русецкий, В.Пшесецкая остались в Москве.
Но контакты между ними продолжались и отношения оставались дружественными. Творческий импульс, полученный в объединении «Амаравелла», не угасал на протяжении жизни каждого из них. Данная экспозиция, состоящая из 72 картин, подтверждает это. Картины, представленные на выставке сегодня, относятся не только к раннему периоду этой группы, но и ко времени 70—80-х годов.
Восприятие творчества художников должно идти не путём рассудочно-формального анализа, а вчувствования и внутреннего сопереживания.
И поначалу оно было неоднозначным. Со временем положение изменилось, институты, академии стремились приглашать в свои аудитории с выставками художников этой группы. Например, в 1966 г.
Институт атомной энергии имени И.Курчатова открыл выставку П.Фатеева и В.Черноволенко. Учёные института и сотрудники тепло приняли их работы. Позднее были организованы выставки А.Сардана и Б.Смирнова-Русецкого.
Несмотря на общность мировоззрения, творческих интересов и устремлений, каждый из них оставался по-своему самобытны м художником.
А.П.Сардан. Поэма изобилия. 1930
Обозревая 72 работы художников, представленные на выставке, можем ли мы утверждать, что этим ищущим художникам удалось приоткрыть новую грань в поисках красоты. Нам кажется, что их творчество приближает нас к постижению глубины видения окружающего нас мира. И глядя на эти картины, начинаешь чувствовать, что мир намного прекраснее, чем нам порою кажется.
Вот как некоторые, увидевшие эту выставку, выражают своё отношение к этим картинам:
«"Амаравелла" — следующий этап после импрессионистов. Именно Россия породила явление космизма».
«Когда смотришь на картины этих необыкновенных певцов красоты, начинаешь понимать, как на самом деле душа просит надземного Света».
«Хочется низко поклониться за пробуждение новых духовных энергий в самом начале века, которые дали толчок и начало нам — грядущему поколению».
Б.Л.Смирнов-Русецкий. Гимн заката. 1991
«Особый отклик вызвали у меня картины "Колыбель солнца", "Лучистые мысли", "Сокровище" (В.Черноволенко) — здесь звучит неслышимая музыка — гимн Космосу, жизни, любви и красоте».
- Ваши рецензии