Постижение красоты
Только лишь тот, кто не закрыл себе путь к красоте, может понять, как явление дальних миров близко ему
Община
Красота и Свет — понятия столь близкие по природе, что живут они рядом. Стремление к красоте во всём сближает со Светом и вводит сознание в его сферы
Грани Агни Йоги, т.1
Образы красоты живут и пульсируют в пространстве, воздействуя на психику человека
Грани Агни Йоги, т.1
Начиная работу над этой передачей, я не подозревала, какое сделаю для себя открытие. Я обнаружила, что моя судьба могла сложиться совсем иначе, если бы 25 лет назад, в день моего рождения, школьный учитель истории не подарил мне альбом с репродукциями картин Николая Константиновича Рериха.
С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха
Душевный импульс (как я теперь понимаю), который я получила при первом соприкосновении с творчеством этого художника, нёс в себе заряд такой силы, что, наверное, мне хватит его до конца дней. И вот спустя четверть века я листаю тот самый старый альбом и пытаюсь понять, что же заставило меня тогда не только сразу же отправиться на выставку Николая Рериха (мало ли мы видим репродукций!), но и, посмотрев её, тут же написать о своих впечатлениях нечто вроде сочинения, написать в никуда, просто от избытка чувств (о журналистской работе я тогда и не помышляла). Хотя практически именно с этого «сочинения» и начался мой профессиональный путь. Но не это сейчас важно, важно другое: чем захватил меня художник тогда, юную и восторженную, и чем с ещё большей силой держит сейчас?
Ответить на этот вопрос я и попыталась в очерке о творчестве Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов.
Постижение Красоты... Не есть ли это постижение непостижимого? Нет. Постижение Красоты — это, скорее, постижение бесконечного, как бесконечна жизнь, как беспредельна Вселенная. Ведь Красота — одно из проявлений жизни, и постижение её — лестница в небо. Прошли одну ступень, другую, а лестница познания ведёт всё дальше, всё выше...
Не так ли сквозь века и тысячелетия движется человечество к постижению мира и себя в нём? Не так ли поэты, музыканты, художники всех времён и народов пытаются постичь Красоту и, в силу своего прозрения, открывают нам её лики?
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей...
Вы, конечно, узнали строки стихов Пушкина «Красавица».
А вот строки из стихотворения советского поэта Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»:
И пусть черты её нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движении.
А если это так, то, что есть Красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?
И ещё одна поэтическая мысль, ещё один лик Красоты — в словах французского поэта Шарля Бодлера:
Ты рождена от звёзд или пришла из ада?
О Красота, ответь, ты бес иль божество?
Ты к злу или к добру влечёшь лишь силой взгляда.
Ты, как вино, пьянишь, но ты сильней его.
Вот вам три образа Красоты: Пушкина — Красота-гармония, Заболоцкого — Красота – огонь духа, Бодлера — Красота-смятение. Анатоль Франс сказал: «Красота мучительна». Мучительна, как я понимаю, от острого сознания нашего несовершенства в сравнении с идеалом.
Размышляя о Красоте и бесконечности её проявлений, я не хочу, уважаемый читатель, уводить вас от Рериха, я хочу, чтобы эти мысли и стихи стали своего рода эпиграфом к рассказу о художнике, его образах Красоты, о том, как мы открываем их для себя.
Итак, возвращаюсь к старому альбому репродукций картин Николая Рериха. Что же он мне открыл?
...Приходилось ли вам испытывать волнение, которое охватывает человека перед лицом таинственного, загадочного, прекрасного? Помните, как в детстве слушали вы в сумерках сказки, как искали на чердаках волшебные клады или делали набеги в запретные места? Как бился, трепетал у вас в груди восторг первооткрывателя. Если помните и хоть на миг можете воскресить в себе это чувство, значит вы познали Красоту тайны.
...лишь ты, о Красота,
В то бесконечное, что нам всегда желанно,
Всегда неведомо открыла мне врата...
(Ш.Бодлер)
Старый альбом раскрыл передо мной Красоту тайны. Тайны личности художника, тайны его исканий, художественных открытий и творческих озарений.
Тайна личности. 23-летним выпускником Академии художеств и Университета стремительно и бесповоротно входит Николай Рерих в историю русского и мирового искусства своей картиной «Гонец».
Н.К.Рерих. Гонец
...Из тьмы веков, из полнощных лесов несёт река древнеславянский чёлн. Бесшумно скользит он мимо уснувшего поселения. Месяц тревожно высвечивает на частоколе белые черепа животных, серебрит синюю гладь реки, выхватывая из мрака фигуры славян: лодочника и старца-гонца. Недобрую несут они соплеменникам весть: «Восстал род на род»...
Что дало юному мастеру такое проникновение в глубь веков, такую правду психологической атмосферы древности? Сила таланта? Широта знаний? Увлечение археологией? (9-летним мальчиком уже начал Рерих свои «раскопки» в Изваре — имении отца — известного петербургского юриста.) Что заставило художника позднее, уже вместе с женой — «Другиней», «Ладой», как он её называл, Еленой Ивановной Рерих — правнучкой Кутузова, постоянно участвовать в археологических экспедициях, кочуя по России?
С.Н.Рерих. Портрет Е.И.Рерих
А что побудило уже 49-летнего художника, со здоровьем отнюдь не богатырским, предпринять уникальнейшие многолетние экспедиции по Тибету и Гималаям? Что будоражило воображение художника-мыслителя, когда он задумал отыскивать общие корни мировой культуры, корни разных народов, переплетённых в глубинных недрах истории? Что? Бродячий дух викингов, переданный художнику генной памятью древнего датско-норвежского рода Рерихов, осевшего в России в начале XVIII века, или «всемирная отзывчивость» русской крови, русского духа, взрастившего Николая Рериха на своей земле?
Что заставило его, одного из руководителей «Мира искусства» — известного художественного течения России, принять революцию и никогда не порывать духовной связи с Родиной, живя в Индии, а в тяжёлые годы помогать ей и материально? Как сумел художник, далёкий от политических битв того времени, сердцем почувствовать правду своего народа? Не зря, наверное, М.Горький называл Рериха «Великим интуитивистом».
Вот так приоткрывалась мне через альбом репродукций Красота тайны. Вот такие вставали за ней вопросы. Разве не естественно, что уже тогда, 25 лет назад, появилось у меня страстное желание размотать этот клубок? Оно-то и заставило сразу же отправиться на выставку. Красота тайны ведёт к познанию.
Над водоёмом склонившись,
Мальчик с восторгом сказал:
«Какое красивое небо!
Как отразилось оно!
Оно самоцветно, бездонно!»
«Мальчик, мой милый, ты очарован одним отражением.
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, мой милый, вниз не смотри!
Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидать великое небо...»
«Сумей увидать великое небо», — сказал Николай Константинович в своём стихотворении.
«Великое небо» Красоты, приоткрывшееся в картинах Рериха, поначалу ослепило меня. Постепенно я привыкала к его сиянию. Через годы шло постижение художника, через картины и книги, через людей, для которых творчество Рериха было дорогим и сокровенным.
Мой первый собеседник на выставке — Фетисов Александр Иванович, тренер по лёгкой атлетике (а теперь председатель Московского Рериховского общества).
— Что, собственно Вас в Рерихе привлекает?
— Как Вам сказать? Рерих — это Свет Земли русской. Вот ушли они в эту азиатскую экспедицию, и впечатление такое, что и не уходили, а были всё время с Россией, и через них и сейчас идёт связь непосредственная с Индией. Видите ли, есть пища разного рода для человека. Есть, которая нужна нашему телу, а есть, которая и наш дух питает.
Помните:
...А если это так, то что есть Красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
А вот ещё один собеседник на выставке — Полежаев Виктор Александрович, инженер-физик.
— Что Вас особенно привлекает в творчестве Рериха?
— То, что он русский от начала до конца. Конечно, красочные полотна ранней славянской серии «Заморские гости», потом архитектурная серия. Она, пожалуй, наш золотой фонд; многое погибло во время войны.
Н.К.Рерих. Заморские гости
— Вы имеете в виду памятники погибшие?
— Памятники, да. Эта культурно-охранительная функция его творчества огромна.
А вот как развил эту же мысль академик Влаиль Петрович Казначеев, выступая на Рериховских чтениях: «Это видение в остатках русской архитектуры не форм, не просто стилей, а это торжество той земли, тех людей, той походки народа, который создавал эти памятники и замечательные полотна».
Если вы хотите вот сейчас представить себе ту полновесную мощь древних русских храмов и крепостей, которую, как ни один другой художник, передал, вылепил на своих полотнах Рерих, то вспомните «Богатырскую симфонию» Н.Бородина. И вы почувствуете не только величие древнерусского зодчества, но и простодушие его, чуть тяжеловатую грацию, гордую его стать. «Вот мы какие! — словно говорят эти творения русского духа на полотнах Рериха, — мы открыты миру, мы рады всем, кто идёт к нам с добром, но... не замай!»
«Не замай!» — так называется один из «Листов дневника», написанный Рерихом в 1940 году, в предчувствии грозных испытаний Родины.
«... История хранит доказательства высшей справедливости, которая уже много раз сказала: "Не замай!" Предупреждение это звучало, особенно наряду с трогательными русскими желаниями помогать многим странам, самоотверженно... Народ русский не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой Родины. Ох, хотели бы стереть её с лица Земли! Искажаются гримасами враждебные личины, слыша о достижениях русских. Судьба неуклонно слагает великий путь народов русских необъятностей. Не замай!»
И снова я беседую с инженером-физиком Виктором Полежаевым.
— Вот мы стоим в зале, где картины русского периода, храмы древние, понятно, — русское начало. А вот если брать гималайский цикл, в чем чувствуется тоже русское видение?
— Знаете, его творчеству вообще присущи русская удаль и размах. Даже и в индийском цикле всё равно понимаешь, что это человек русский с его широтой, печалью, какая-то светлая грусть. Это основные черты русского характера, они чувствуются.
— Виктор Александрович, пытались ли Вы анализировать, что именно в картинах Рериха вас волнует?
— Огромная внутренняя духовность и добро.
— Интересно, как это определить?
— Я не пытаюсь анализировать приёмы художника, мазки. А вот интегральное ощущение, суммарное, понимаете. Добро и сострадание. Это и в литературных его произведениях стоит за каждым словом, в его художественном творчестве такое созидающее всечеловеческое добро, потому что лишь добро созидательно, это ж понятно.
Вот тут-то мы и подошли ещё к одному образу Красоты, который в постижении Рериха занимает ведущее место: Красота как понятие нравственно-этическое. Вспомните:
Ты рождена от звёзд
Или пришла из ада?
О, Красота, ответь: ты бес иль божество?
Для Рериха здесь нет вопроса, нет противопоставления. Да, рождена Красота от звёзд, от высших духовных начал человека, и к злу вести не может. К злу ведёт только отношение к ней, отношение собственническое, потребительское. А Красота дана нам как воздух, как солнце, как радость. И открывается она только бескорыстному.
Н.К.Рерих. Сергий-строитель
Вдумайтесь в эти слова: «Красота добра, Красота любви, Красота истины, Красота творчества...» Как естественно и гармонично звучат такие сочетания! Гармонично, потому что Красота уже заложена в самих понятиях добра, любви, истины, творчества. Разве скажешь: красота зла, красота ненависти, красота лжи, красота разрушения? Эти понятия исключают друг друга.
А если это так, то что есть Красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Сейчас моя собеседница — Ольга Владимировна Румянцева — заведующая мемориальным кабинетом Рериха в Государственном музее искусства народов Востока.
— Вы занимаетесь творчеством Рериха и, видимо, уже не один год наблюдаете, как растёт к нему интерес. Чем вы это объясняете?
— Дело в том, что Рерих живописью, прозаическими произведениями, поэтическими строками призывает людей к решению вечно насущных проблем, к тому, что люди должны быть добрыми, любить труд и трудиться с большой радостью, создавая культурные ценности, создавая всё, чем жив человек. Он считает, что миссия художника — раскрывать людям глаза на Красоту окружающего мира, что познание Красоты делает человека чище в помыслах и, значит, в деяниях.
— Простите, я вспомнила Достоевского: «Красота спасёт мир».
— Рерих это кредо взял для себя, но добавил одно слово: «Сознание Красоты спасёт мир». Человек не будет способен ни на что плохое, если только он постигнет истинную Красоту мира.
Вот как говорит об этом сам Н.К.Рерих в «Листах дневника», в главе «Творчество»:
«Сказано — Красота спасёт мир. Этой формуле улыбались и сочувственно и осудительно, но опровергнуть её никто не мог. Есть такие аксиомы, которым можно удивляться, но ниспровергнуть их нельзя. Человечество мечтает о свободе, оно пишет этот иероглиф на фронтонах зданий. И в то же время человечество пытается всеми мерами ограничить и снизить это понятие. Великая свобода мысли явлена в истинном творчестве. Истинным же будет то, что прекрасно и убедительно. В тайниках сердца, за которые в ответе сам человек, заложено верное суждение о том, что есть истинная убедительность, что есть творчество, что есть Красота».
...Как солнце, как воздух, как радость жизни дана нам Красота. Её нельзя присвоить и употребить. Только бескорыстному взору, только высшим устремлениям творческого духа открывает она свои тайны и даёт в руки светоч. Николай Константинович нёс его от древних камней и курганов Родины до горных высот мира — Гималаев, ставших вершиной и его творчества.
Н.К.Рерих. Гималаи
...Сияют, светятся в утренних лучах снежные хребты. Клубятся между ними голубые облака... А вот залило горы расплавленной медью предзакатное солнце, и уже вползают в ущелья лиловые сумерки... Тают в серебристо-бирюзовых туманах холодные вершины и, словно состязаясь с ними в величии, взбираются вверх с уступа на уступ тяжелые строения древних храмов...
Краски Рериха звенят, поют, торжествуют, сливаясь в фантастических цветовых созвучиях. Но нет, это не искусственные сочетания! Те, кто бывал в горах, те, кто видел Землю из космоса, утверждают: Рерих — реалист. А если обжигают взгляд его краски, то прежде обожгли его руки горные морозы, а пронизывающий ветер, высекающий слезы, не раз превращал в лёд его темперу — водную краску, которой писал художник. Не зря и творчество его определено как «героический реализм». А сколько гималайских и тибетских полотен были написаны прямо в седле! Успеть — не упустить, остановить момент рождения Красоты! И так изо дня в день, из года в год. «В чём же лучший праздник, как не в работе!» — говорил художник.
Но работа — это не только кисть и мольберт. Многолетние экспедиции по Тибету и Гималаям — это тяжёлые горные перевалы, снежные заносы, обледенения. Не раз жизнь Николая Константиновича, Елены Ивановны и их сына Юрия Николаевича — известного лингвиста-востоковеда — буквально висела на волоске. Зной пустыни Гоби, песчаные бури, опасность нападения диких племён, препоны колониальной британской администрации, всячески мешавшей экспедиции, бесконечные лишения... Но всегда и везде работа: помимо той сокровенной, нам неведомой, — археологические раскопки, сбор растений и минералов, запись народных преданий и, конечно, живопись.
Закончились экспедиции, но не ослабевает деятельность Рериха: создание Института Гималайских исследований «Урусвати» в Кулу, где оседает на это время семья художника, работа над знаменитым «Пактом Рериха» — «Пактом мира». В нём он призывал человечество, мировую общественность к охране культурных ценностей во время войн. В 1954 году в Гааге Пакт лёг в основу Конвенции, подписанной 39-ю государствами, в том числе и Советским Союзом.
Только смерть Николая Константиновича, застигшая его во время сборов на Родину в 1947 году, оборвала неустанную деятельность художника.
Но возвратимся на юбилейную выставку 1984 года. Вот ещё одна встреча у картин Николая Константиновича Рериха:
— Рерих — это больше, чем художник. Рерих — это просто необыкновенная личность. И картины — это только одна из граней проявления его, вот слова не подобрать...
— Души.
— Больше, чем души.
— Духа.
— Духа, да, духа. А сейчас я уже второй раз на выставке, совершенно счастлива, что могу это видеть.
— Представьтесь, пожалуйста.
— Я — научный сотрудник Ленинградского университета, Елена Владимировна Алексеева, по образованию — математик.
— Как вы считаете, откуда подобный интерес к Рериху, который не только не затухает, а всё время возрастает?
— Мне кажется, что есть люди, которые в какой-то мере опережают своё время, и постепенно остальные дорастают до восприятия того, что было создано раньше. А с Рерихом получилось быстрее. Прошёл более короткий период. Просто человечество идёт вперёд, и это прекрасно. Люди стоят по два-три часа в очереди, чтобы увидеть эти картины, соприкоснуться с прекрасным. Вы посмотрите, какие лица у людей, когда они стоят около картин Гималайской серии, они же все светлее становятся! А если поговорить с людьми, то чувствуешь, что они выходят отсюда уже немножко другими. А потом они делятся своими впечатлениями. Приходят ещё люди, ещё. Всем хочется этого света.
— Этого света...
«Искусство объединяет человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза... Каждый чувствует истину Красоты... Знак Красоты откроет все "священные врата". Под этим знаменем мы идём радостно. Красотою побеждаем, Красотою молимся. Красотою объединяемся», — так писал Николай Константинович Рерих в «Листах дневника», в главе «Кредо». Это кредо Николая Константиновича стало девизом жизни и творчества и его сына Святослава Николаевича Рериха.
Я снова беседую с Ольгой Владимировной Румянцевой:
— Ольга Владимировна, вот здесь сейчас представлены работы отца и сына Рерихов...
— Святослав Николаевич Рерих — замечательный художник. Он, конечно, продолжает гуманистические идеи отца, также понимает Красоту мира и отражает её в своих пейзажных работах. Очень интересен он как портретист. Создал около 30 портретов отца, здесь их несколько. Очень привлекает на выставке портрет Джавахарлала Неру, выполненный в 1942 году. Удивительной поэтичности портрет. Здесь вы ощущаете себя собеседником Неру, потому что глаза его, мечтающие о лучшем будущем Индии, направлены как бы в ваше сердце.
Святослав Николаевич Рерих считает: «Портрет — один из способов выразить то, чего мы ещё не знаем, с помощью того, что знаем и видим». И ещё любит Святослав Николаевич повторять известную мысль Платона, что «…от красивых образов мы идём к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни...»
Портрет для Святослава Николаевича Рериха — «один из способов найти прекрасное».
Поистине мир и велик и чудесен.
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Н.Заболоцкий
Постижение Красоты... Оно ведёт человека к познанию. Познанию мира и себя в нём. Через постижение Красоты родной земли, её истории, духовного склада её народа шёл Николай Константинович Рерих к постижению Красоты мира, духовной Красоты человечества, человека, как творческой единицы Вселенной.
«Не удивительно ли, — по-русски слово "мир" единозвучно и для мирности и для Вселенной. Единозвучны они не по бедности языка, язык богатый. Единозвучны они и по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны», — писал Николай Рерих.
А вот с чем обратился к соотечественникам художник в своём «Завете» 1939 года: «Но вот, что завещаю всем-всем: любите Родину, любите народ русский, любите народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество».
О грядущем синтезе человечества мечтал художник. Синтезе науки и искусства, добра и справедливости — развитии человечества как единого семейства на Земле. И люди доброй воли, узнавая Рериха, всё больше и больше проникаются Красотой этой мечты.
Разве есть предел мечтателям,
Разве цель нам суждена?
Назовём того предателем,
Кто нам скажет — здесь она!
Разве редко в прошлом ставили
Мёртвый идол Красоты?
Но одни лишь мы прославили —
Бога Света и мечты!
Поднимайте, братья, посохи.
Дальше, дальше, как и шли!
Паруса развейте в воздухе.
Дерзко правьте корабли!
Жизнь не в счастье, жизнь в искании.
Цель не здесь, вдали всегда.
Славьте, славьте неустаннее
Подвиг мысли и труда!
В.Брюсов
Продолжая размышления, начатые много лет назад в передаче «ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ», посвященной Н.К.Рериху, я решила рассказать ещё две небольшие истории. Одна из них непосредственно связана с Николаем Константиновичем, вторая — лишь косвенно и относится к другому художнику. Но всё по порядку. Итак, история первая.
Бывает ли так в жизни?
Когда-то я знала человека по имени Александра Ивановна Гладышева. Она была индологом, женой советского корреспондента ТАСС, работавшего в Индии во время Великой Отечественной войны.
Александре Ивановне посчастливилось неоднократно гостить у Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов в Кулу. Расспрашивать об этих великих людях я догадалась, к сожалению, слишком поздно, незадолго до ухода Александры Ивановны из жизни, и многого узнать не могла. Но один эпизод, рассказанный ею, запал мне в душу.
— Как-то, — вспоминала она, — Николай Константинович, показывая свои картины, спросил, нравятся ли они мне?
— Нравятся, — ответила она, — только уж очень ваши полотна яркие, красивые, в жизни так не бывает.
Николай Константинович улыбнулся и не стал разубеждать свою гостью. Только встретившись с ней в доме к концу дня, художник подозвал её к себе и подвёл к окну: феерия невероятных цветовых созвучий, полыхавшая на Гималаях под лучами заходящего солнца, ошеломила её.
— Ну так как, — повернулся к своей гостье Николай Константинович, — бывает так в жизни?
— О, да, оказывается, бывает, — согласилась она.
Вы, конечно, понимаете, уважаемый читатель, что, вспоминая этот эпизод, я хочу сказать не столько о том, как мало мы умеем видеть даже самое очевидное, сколько о том, как в постижении Красоты необходим нам посредник. И таким посредником между нами и безграничным миром Красоты является художник. Тот, кто от рождения получил светлый дар не только изображать, а прежде всего видеть Красоту, видеть там, где мы не заметили.
Вот здесь пришло время для второй истории. Назвала я её:
Сокровище мира
Художника Кирилла Опухлого я знала ещё ребёнком. До сих пор у меня в доме висит акварель 10-летнего Кирюши «На далёком Севере».
Зеленеющий берег тундры с островерхими чумами, рогатыми оленями, а в огромном синем море — пароход с трубой и колечками дыма...
Детские годы, проведённые в Норильске, отразились не только в первых пробах кисти юного художника. Особая любовь к северному морю и кораблям прошла через всё его творчество, а это уже сложившийся 37-летний живописец.
К.Опухлый. Натюрморт
Отправляясь на его выставку, я ожидала увидеть и морские пейзажи, и корабли. И хотя тишина и простор серебристо-голубых заводей северного моря, золотистые песчаные отмели и филигранные силуэты парусников поодаль не оставили меня равнодушной, неожиданным на выставке оказалось совсем другое — натюрморты с морскими раковинами и камнями. Вот они-то, камешки, меня и поразили. Я впервые увидела, как красивы эти камешки — серенькие, бежеватые с вкраплениями, с белыми узорами кружков, крестов, переплетений! Те самые, по каким мы ходим, швыряем куда попало, бездумно подбрасываем в детских играх, снисходительно удивляемся, увидев причудливо запёчатлённые на них рисунки, почти символы.
Как же я раньше не видела этой благородной в своей скромности красоты! Этой особой выразительности в лаконизме красок и форм! Ведь я столько раз бывала у моря, перебирала их в руках! И только сейчас, здесь увидела. Увидела глазами художника, открывшего и мои глаза!
— Вот уж не думала, — усмехалась я про себя, возвращаясь домой, — что простая морская галька будет для меня таким откровением.
Но еще большим откровением, от которого у меня перехватило дыхание, стал момент, когда чуть позже, читая «Письма Е.И.Рерих в Америку», я встретила такую фразу, адресованную Френсис Грант: «...любимая, поноси простой камешек, как "Сокровище мира"».
В конце фразы стояла звёздочка, указывающая на примечание. И вот что я прочла: «Речь здесь идёт о том, что ученику рекомендуется найти на берегу моря (которое можно рассматривать как океан жизни) обкатанный волнами камешек. Тот, что ему понравится, пусть ученик всегда носит при себе с сознанием того, что хранит он не просто камешек, а "Сокровище мира" — великий сакральный талисман планеты». «Или "Чинтамани", — подумала я, — удивительный камень, связанный с судьбой нашей Земли, камень, о котором мы знаем и по творчеству Н.К.Рериха, и из легенд Востока...»
«О нет, — размышляла я, — это не могло быть простым совпадением — моё яркое впечатление с выставки и притянутые ко мне по закону магнита письма ″Матери Агни Йоги″ — Елены Ивановны Рерих».
В них, в этих письмах, открылась для меня в тот момент какая-то подсказка. Подсказка о том, чтобы я до конца додумала очень важную мысль, какую бессознательно почувствовала, уловила, вглядываясь в полотна художника.
О чём же говорила мне эта подсказка? О бесконечном многообразии красоты? Красоты, какую нам пора научиться видеть даже в самых, казалось бы, никчёмных, с точки зрения нашей выгоды, созданиях природы — в морской гальке? (Ведь не алмаз же!) Или это была подсказка о той беспредельности Красоты, что лежит в основе всего мироздания и является законом целесообразности, равновесия и гармонии? Той самой гармонии, диссонансом коей могут быть только качества самого человека — его алчность, жестокость, эгоизм...
Заканчивая писать, я отвлеклась на минутку, чтобы просмотреть свежий номер «Известий», вернее прочесть любимую свою колонку о телевизионной неделе Ирины Петровской. В этот раз, анализируя телепередачи, она не просто разбередила мои раны. Говоря о большинстве преуспевающих продюсеров и ведущих телевидения, она написала: «Они же, руководители телевидения, эти способные, достаточно образованные, успешные, хорошо одетые и весьма циничные молодые люди, не только открыто называют свой народ быдлом, но и стараются сделать всё, чтобы процесс дебилизации населения стал необратимым».
Прочитав, вспомнив о теперешних «культурных тусовках» и на телевидении, и в бульварной прессе, я подумала в первый момент о той разящей плети, с какой вошёл в Храм к торгашам Иисус Христос, и так пожалела, что не дано моему перу обличительной силы! Но, подумав, решила, что ведь нужно кому-то и утверждать. Утверждать Красоту, которая ещё жива, которую мы не можем отдать на поругание «торгашам из Храма». И значит надо, необходимо утверждать Красоту и её понимание. Сейчас я имею в виду Красоту как любовь, как совесть, как справедливость, как доброту. Утверждая Красоту по таким признакам, можем мы отделить Свет от тьмы, только такой Красотой можем спасти мир. Так пусть именно это понятие Красоты станет тем «Священным камнем мира», каким был и остаётся для нас сакральный талисман нашей планеты — камень «Чинтамани»!
- Ваши рецензии