Три портрета Рериха
Где бы ни находился дух, покинувший тело, он существует, он есть. Соприкоснуться с ним можно через форму его бывшей физической оболочки, если представить её достаточно ярко…
Грани Агни Йоги
Сердцем любимый облик Николая Константиновича Рериха сохранили для нас старинные фотографии и прекрасные портреты, написанные его сыном Святославом Николаевичем. Более 30 шедевров портретной живописи, запечатлевшие духовную мощь великого деятеля Культуры, были созданы в 20–40 годы XX столе тия, когда семья жила за границей.
Менее известны портреты, созданные современниками Н.К.Рериха, художниками Серебряного века, в петербургский период его творчества. Автором первого стал русский живописец Александр Яковлевич Головин (1863–1930). Сущностью его искусства была прихотливая, изощрённая декоративность, являющаяся синонимом прекрасного, но отнюдь не означающая нечто поверхностное и внешнее, не исключающая глубины содержания.
Декоративность была фетишем Серебряного века. Её культивировал новый стиль – модерн, на первое место в искусстве поставивший архитектуру и декоративно-прикладное творчество, отведя станковой картине роль декоративного панно. В поисках монументального стиля, стиля эпохи, модерн стремился к синтезу искусств, наиболее ярким воплощением которого стал театр, соединивший в себе музыку, слово, цвет, актёрскую игру. Головин, много работавший как театральный художник, создал свой собственный неповторимый стиль в живописи, являвшийся вариантом модерна. Именно в театральных работах Головина наиболее ярко проявилась декоративность, но также и в станковой живописи – многочисленных портретах, пейзажах, натюрмортах, волей художника превращённых в изысканно-узорчатые декоративные панно, ласкающие глаз причудливым кружевным ритмом линий и тонкими нюансами цвета.
В 1881 году тяга к искусству привела Головина, родившегося в Подмосковье в простой семье, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Поступив на архитектурное отделение, он успешно проучился три года, пока не понял, что его любовь к изобразительному искусству сильнее, чем интерес к зодчеству. Перейдя на живописное отделение, он оказался рядом с Константином Коровиным, Исааком Левитаном, Михаилом Нестеровым…
Среди учителей Училища особым уважением среди молодёжи пользовался Василий Дмитриевич Поленов. От передвижников, царствовавших в то время, его отличало искусство тонкой пленэрной живописи живыми, чистыми красками, лишёнными передвижнической темноты, высокий уровень культуры, неравнодушие к судьбам молодых художников. Поленов устраивал в собственном доме рисовальные вечера, на которые приглашал наиболее талантливых учеников. С большой теплотой он относился к Коровину и Головину, называя их своими «художественными детьми».
<...>
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии