Эхо мечты
Время — атрибут мирового проявляющего процесса. Оно — и неустанный творец, и вдохновенный дирижер, и усердный исполнитель, активный участник всеобщего причинно-следственного марафона, осуществляющего в непрерывном ритмическом потоке великий порыв физической Вселенной обнажать пред Разумом свои неисчерпаемые возможности.
Каковы основные задачи современной и будущей науки при решении таинственной проблемы Времени? Напомним, что это неопределяемое в физике понятие служит одной из координат в четырехмерном «многообразии» пространства-времени нашего физического плана. Можно обратиться к сборнику «Конструкция времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени»1, где вопросы четко обозначены:
Универсально время или специфично для различных систем, т.е. абсолютно оно или относительно? (По крайней мере физически оно, безусловно, относительно.)
Дискретно время или непрерывно? (Квантовая теория указывает, что временной поток состоит из мельчайших «толчков»-квантов; допущение же дискретности времени неожиданно приводит к неравноценности «четных» и «нечетных» его моментов.)
Однородно время или качественно дифференцированно? (Оно однородно в отсутствии гравитации.)
Ограниченно время или беспредельно? Обратимо или однонаправленно? Какова его размерность? (Необратимость времени, пристально рассматриваемая в синергетике, на плане физическом — фундаментальна. В нашем трехмерном пространстве оно однонаправленно, а в неодномерном времени допустимо существование частиц более быстрых, чем фотоны, — «тахионов», или «сверхсветовых».)
Как описать неравномерность хода собственного времени системы? Реально оно или конвенциально, то есть является результатом определенной необходимой договоренности? (Последнее возможно — см. с. 76.)
Субстанционально, то есть «материально», время, как в представлениях Н.А.Козырева (см. с. 76), или реляционно — итог тех или иных отношений? (Допускается и то и другое.)
Зависит ли время от свойств пространства? (С пространством оно нерасторжимо связано, и как иногда замечают, если пространство выражает устойчивость, то время — изменчивость.)
В чем причина динамической изменчивости, течения времени? (В неком генеральном процессе, в неравновесности Вселенной, ее неизолированности, незамкнутости — открытости.)
Как корректно измерять проявления изменчивости, или что есть «параметрическое» время? Какие «часы» предпочтительнее? (Поведение систем подчиняется «часам» и периодическим, и экспоненциальным, действующим согласованно, в резонансе.)
Существует ли «предвремя»? Почему наступающий момент единствен? Чем определяется однозначная упорядоченность событий? И почему время демонстрирует неизменную цикличность? (Последнее обязано вихревой основе мира, дарующей устойчивость, динамизм, возможность веществу концентрироваться дискретно, на определенных пространственных уровнях системы.)
Допустимо ли вневременное бытие — инобытие? (Эзотерически да.)
Почему все сущее бренно? (Эзотерически лишь сущее.)
Как связаны время и причинность? (Теснейшим образом.)
Очевидно, что «представления о времени тесно взаимосвязаны с понятиями движения, пространства, взаимодействия, энергии, энтропии (мерой бесструктурности; впрочем — и с мерой структурности, т.е. информации. — Ред.). И конструкция времени должна быть согласована с конструкциями этих и многих других общенаучных понятий. Замена постулата времени в понятийном фундаменте естествознания повлечет существенное переосмысление всего концептуального каркаса науки» (см. указанный сборник. — Ред.). С другой стороны, многие ведущие физики-теоретики считают, что действительный прорыв в построении единой теории «всего» станет возможным лишь благодаря достижению нового понимания свойств физического времени, а также физических принципов работы сознания. Думается, не только физических, но и «тонкоматериальных». Не лишне подчеркнуть, что нарождающееся новое научное мировосприятие сможет тем глубже осмыслить проблематику времени, чем охотнее и шире включит в рассмотрение эзотерический взгляд на мир, который настойчиво, неминуемо, естественно проникает в различные теории и гипотезы. И о том, как правило, не подозревает сам исследователь, ибо сакральные принципы изначально ускорены в подсознании, к примеру — в виде архетипов. Значит перечень вопросов, обращенных ко Времени, уже ныне может быть значительно сокращен. Но пусть то сделает читатель, изучающий, помимо наук, Тайную Доктрину, Учение Живой Этики.
Если поразмыслить об относительности времени, то следует учесть достигнутые здесь успехи в области релятивистской физики. Например, тяготение тел и их движение замедляют время; поэтому в объятиях гипотетической «черной дыры», когда гравитация и скорости максимальны (световые), время вообще прекращает свой бег, исчезает, как если бы наступил сон-Пралайя. Временной бег возникает вновь с рождением вселенных, во Вселенной с момента ее расширения. Свободный же ритм времени, без тяготения и движения, оказывается наиболее быстрым, что возможно лишь вдали от тел, на бесконечности. Эзотерически — это вне обычной материальности, в сферах-«средах» менее плотных, утончающихся вплоть до Огненных, в мирах Дальних, где нет прошлого, настоящего и будущего — мгновение смыкается с Вечностью; нет глубины, шири и выси, — каждая точка сливается с Беспредельностью; не существует уже ни Времени, ни Пространства (все как на ладони): «...много раз мы были выведены из трехмерного состояния! Когда мы мыслим, разве мы замечаем время или температуру? Мы совершенно не замечаем множества минут, которые сливаются в один миг или превращаются в вечность. Такие опыты происходят ежедневно, и каждый может усмотреть прекрасные феномены» (Мир Огненный, I, §40). «В медитации нет времени, потому что нет последовательности состояний сознания на этом плане. <...> Когда человек покидает свое тело и не подчинен привычкам сознания, сформированным другими, — время не существует» (Тайная Доктрина, т.III).
Не означает ли все это, что скорости распространения особых взаимодействий должны быть бесконечны, информация приноситься без ограничений — сразу, навсегда и повсюду? И это не силы ли дальнодействия, экспериментально зафиксированные Н.А.Козыревым и его последователями? Такие силы пронизывают разнообразные планы — от нашего до тонких и Огненных. И если на высочайших уровнях иноматериальности, где царства Абсолюта и Духа, синтез Времени и Пространства, то при инволюции Духа в материю происходит «расщепление» на Время и Пространство, нарастающая дифференциация, становление и развитие Жизни.
«Главенство принципа роста повсеместно подтверждает равенство жизненного начала во Вселенной, образующего живые потоки», — сказано в одном сокровенном тексте. Тому вторят слова, пронзительно сформулированные Пьером Тейяр де Шарденом в его трактате «Как я верую»: «...в мире существует только одна реальная вещь — страсть роста». Ученый рассуждает о том, что «единство мира имеет динамическую, или эволюционную, природу», что «помимо завораживающего <...> пространства, сейчас для нас существует Время, не вместилище лет, но время органическое, измеряемое развитием глобальной реальности», и если «раньше мы рассматривали самих себя и предметы вокруг нас как замкнутые в себе "точки"», то «теперь живые существа предстают перед нами наподобие ровных нитей, которые прядутся в мировом процессе».
Имеется, конечно, в виду вошедшее в современную науку понятие «мировой линии» как траектории развития объекта в четырехмерном пространстве-времени, чей рост и есть «течение времени». Мировое Единство и каждый его элемент характеризуется особым, присущим ему движением. Но что это за движение? «Куда оно нас влечет?» — спрашивает ученый и на правах философа и историка жизни (палеонтолога), оставив позади научную ортодоксальность, отвечает всем своим сердцем и разумом — «к Духу!»: «...открыть в себе и вокруг себя этот зарождающийся Дух ровным счетом ничего не значит, если только этот Дух не бессмертен. Бессмертие, или НЕОБРАТИМОСТЬ (в самом широком смысле этого слова), вот что должно неизбежно вытекать из всякой идеи мирового прогресса как нечто присущее ей или необходимо дополняющее ее».
Интуитивное ощущение необратимости, иррационально получаемое знание о бессмертии (Духа) рождают кристалл ВЕРЫ. Знание же рациональное, научное, желает веру обратить в действие, правда, не всегда адекватно высоким устремлениям человечества...
Познание закономерностей Времени конечно же приближает нас к осознанию присутствия Духа, ибо «временное — это разрез Вечности в условиях плотного мира», — написано Б.Н.Абрамовым (Грани Агни Йоги, т.VII). Приведем из этих книг еще ряд высказываний об удивительных свойствах Времени.
«Время в Тонком Мире тоже подвержено видоизменениям. Ощущение времени остается, но в иных формах. Есть известная последовательность восприятий и переживаний, но нет форм. Время как бы останавливается, то есть его невозможно отмечать по земному, и все же может казаться течение его или очень быстрым или замедленным. Там знают, когда на Земле день и когда ночь. Но именно относительность ощущения времени проявляется там со всей силой» (Грани Агни Йоги, т.VIII, 497). Все Учения нацелены в будущее, но «в настоящем невозможно осуществить те великие достижения, которые суждены человечеству. Проекция их устремлена в будущее, в котором они существуют на плане идей. Идеи эти уже есть, уже оформлены, уже являются как бы прошлым, но не на земном плане, а на плане творящих жизнь первообразов. Так осуществляется Великий План. Только по отношению к плану земному первообразы эти относятся к будущему, на плане же огненной действительности, где все едино, деление на прошедшее, настоящее и будущее теряет свои земные формы. Великое, вечное НЫНЕ заменяет их место. В обычном человеческом понимании прошлого нет, оно кануло в Лету. Однако если погрузиться в свитки Акаши, то это прошлое можно вызвать и видеть ожившим во всех подробностях» (Грани Агни Йоги, т.VIII, 552).
В науке уже возникают представления о неких временных «бумерангах» — «петлях времени». Теоретические модели, разрабатываемые калифорнийским профессором К.Торном и отечественным ученым И.Д.Новиковым, предлагают идеи «машины времени», или «кротовой дыры», в трехмерном физическом пространстве со сложной топологией (два взаимно вращающихся отверстия в непрерывном лоне пространства, соединенные неким «тоннелем»). Оказывается, в замкнутых «петлях времени», появляющихся в «тоннеле», невозможно делить события на прошедшие и будущие, и все события влияют друг на друга. Не то ли сказано о Времени в Учении? Если в мирах тонких летит весть из будущего в прошлое, то в мирах плотных — это уже явленный нам полет из прошлого в будущее. В том суть предвидения, прогноза: дар «перехватить» весть. «Будущее, каким бы недостижимым в настоящий момент ни являлось, будучи осознанным, становится прошлым, перейдя в мир причин-двигателей, и как таковое делается тем путем, по которому идет человек. Но человек — это есть путь, ибо человек — это процесс, идущий из бесконечного прошлого в будущее, тоже не имеющее конца» (Грани Агни Йоги, т.II,205). «Закладывание фундамента нужных явлений, долженствующих быть утвержденными в будущем, совершается в настоящем мыслями, устремленными в будущее, но становящимися фактом прошлого. <...> Этот процесс значителен тем, что дает человеку возможность сознательно закладывать мыслью причины, порождающие следствия» (Грани Агни Йоги, т.II,339).
Мысль, мечта, надежда, отличаясь мощью и качеством, по сути являют собой действенный провод в будущее и возвращают с лихвой нам заряд, что был аккумулирован волей. «Не все надежды осуществляются, но все то, что осуществлено, осуществляется мечтой или мыслью. Без мечты невозможно, ибо что же иначе пробьет слой плотной инертности. <...> Когда яркий образ мечты о будущем упадет на Чашу, то мечта из области будущего переходит в прошлое и становится зерном причинности, которое непреложно должно принести свой плод во времени и пространстве, то есть воплотиться уже в жизни» (Грани Агни Йоги, т.II,412).
Значит жизнью своею слышим — слышим эхо былой мечты...
- Ваши рецензии