Красота иерархии
(Заметки на полях)
Из всех принципов, ведущих к расширению сознания, принцип Иерархии самый мощный. <...> Так будем чтить закон иерархии.
Беспредельность, II,548
От бесчисленных микромиров до необъятных мегапространств, от элементарных частиц вещества, атомов, живых клеток до грандиозных «ячеек» Вселенной — повсюду определенное сходство, как говорят — инвариантность, точнее — подобие различных фрагментов на всех масштабах пространств и времён, называемое фракталъностъю.
В чём КРАСОТА того принципа, по которому сорганизованы объекты Вселенной, входящие в те или иные системы, надсистемы, над-надсистемы и т.д.? В чём ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ того, что мы именуем «иерархичностью»? Мы замечаем, что не только на Земле, но и во всем физическом мире царствуют ветвящиеся структуры различного размера и толка. Своими пластичными руками объемлют они лоно пространства, проникая в его поры, тонко чувствуют его, осязают и слышат. И оттого дробится оно и словно грустит, желая возврата к невозмутимому, нерасчленённому первоистоку. Не потому ли Природа не роскошествует, не бросается принципами? Лишь непрерывно варьирует их, оттачивая до совершенства — на то ей дарована Беспредельность...
Ветви фракталов — кружевные покровы волшебницы Флоры и без устали бегущие ловкие водные потоки, натруженные русла сосудов нашего тела и струи газа, завихрённые в космических просторах, унизанные бусинами нарождающихся звёзд, — вся эта разновеликая мозаика, будто сетями, накинута на бескрайность физического пространства, они держат его и не дают распасться. Пространство, как занавес, — всё в драпировках и складках, скрывающих таинственный Лик. И нечто молниеносное в своем дальнодействии (конечно же, это — Фохат!), пока науке не ведомое, непрерывно воссоздаёт и сохраняет эту гибкую стать — красоту золотой Вселенной, устремлённую в будущее.
Но почему золотой? Именно «золотая» пропорциональность, или «золотое» подобие, скрепляет идеальным образом в единое целое соседние иерархические уровни, ступени, ярусы, этапы. Тогда, и только тогда устанавливается меж ними незримый и тесный диалог, эстафета взаимной помощи, ибо целое и его части оказываются сгармонированными и уравновешенными. Растут и ширятся во Вселенной во дни-эоны ее манвантар золотые рощи несметных ветвящихся пород — скопления и сверхскопления галактик, ассоциации звёзд в рукавах спиралей и в них межзвёздные молекулярные облака, складки гор и извивы рек на планетах, морщины на лицах людей и внутренние их кровотоки. И неутомимо шумят говорливой листвой разноликие фракталы, овеянные космическими ветрами, что поют в них песни в честь неувядающей красоты...
Иерархия — не жёсткий произвол, не принуждение. Иерархии под силу соединять даже противоположения, заботясь о слаженности и крепости всего мироздания: хаос и порядок, случайность и необходимость, непредсказуемость и детерминизм, свободу и волю (не отсюда ли «свобода воли»?), отталкивание и притяжение, разрушение и созидание, раздробленность и целостность, дисперсность и сплошность.
Пронизывая своими устоями видимые планы материального мира, иерархический принцип распространяется и к невидимым тонким планам. Иначе не сможет воплотиться во всей полноте главнейший космический закон ЭВОЛЮЦИИ. Нерасторжимо сосуществуют: подобие, соподчинённость, развитие, образуя направленное триединство: аналогия — иерархичность — эволюция, что ведёт к росту и цветению Мирового Структурного Древа как символа и принципа устроения любого процесса, объекта.
В своем развитии та или иная система преодолевает кризисные ситуации, шествуя вверх по лестнице становлений. Из синергетики известно, что при переходе от одного квазиустойчивого этапа к следующему система в определённой мере хаотизируется, теряет ориентиры; тем самым создаются предпосылки к поиску выхода; благодаря пертурбации она даже приобретает необходимую податливость, и любой внешний допинг, пусть чрезвычайно скромный, уже способен вывести систему на новую ступень эволюции, задать очередной вектор развития. Но возникает вопрос: что обусловливает появление малого внешнего воздействия? Случайно оно или нет?
Г.П.Мельников в предыдущей статье утверждает, что именно запрос родственной надсистемы, коей по иерархическому признаку система принадлежит, способен её перестроить. Как говорится — «со стороны виднее», хотя в иерархии «стороннее» вообще отсутствует. Включённость в обширную связанную общность только и может способствовать успеху. Именно поэтому не должны быть парадоксальны для научного слуха слова из «Граней Агни Йоги» Б.Абрамова: «Эволюция целесообразна и разумна, но не сама по себе, но под руководством Иерархии Разумных Сущностей различных степеней...» (т.VII, §425) или: «Современное переустройство мира есть результат мощи Наших объединённых мыслей. Эволюция не может идти самотёком, её Направляет Иерархия Света...» (§483). Как только будущая наука признает наличие тонких планов и особую материальность мысли, тогда и рассеются сомнения по поводу того, что с высших сфер спускались в нужный срок к человечеству его Аватары — Кришна и Будда, Христос и Магомет. А планетный «Иерарх есть звено цепи и исполняющий Волю Высшего», как сказано в Агни Йоге, а потому «...нужно сознание устремить к Великому Закону Иерархии». Разум же Космический есть совокупность Разумов Высших Иерархий...
Автор Якимова Н.Н.
Великим Садовником, устраняющим больные и омертвелые ветви-сучья, можно назвать те Разумные Силы, которые направляют Эволюцию на планете. Не тот ли это космический Надорган по отношению к биосфере и ноосфере, который при необходимости решительно искореняет энтропийные (деструктивные) тенденции, своей незримой «подсказкой» высвобождая путь для созидания?
Обсуждая проблему иерархического устройства природных систем, полезно остановиться на взглядах и высказываниях выдающегося отечественного биолога академика В.А.Энгельгардта1 (1894-1984). Это тем более необходимо, что в мире органически живом, как он пишет, «иерархические взаимоотношения особенно заметны и представляют один из важнейших предметов изучения современной теоретической биологии». По мнению Людвига фон Берталанфи (1901-1972), австрийского биолога-теоретика, автора первой современной общей теории систем (1968 г.), «иерархичность в живой природе тесно смыкается с проблемами дифференцировки открытых систем (обменивающихся с внешней средой. — Ред.) и с неэнтропийными (структурирующими.— Ред.) тенденциями». Иерархичность, согласно В.А.Энгельгардту, воспринимается как биологическая необходимость, понятия «порядок» и «иерархия» зависимы (заметим, что «порядок» закономерно ассоциируется с «космосом» и «красотой»). Причём, в биологических системах часто вместе встречаются структурные и функциональные иерархии, что справедливо и для прочих природных систем, ибо организация и поведение всегда глубинно взаимосвязаны. «Если структурный аспект иерархии можно сравнить с набором "матрёшек", — пишет учёный, — то функциональный аспект состоит в том, что более высокие члены иерархии наделяют иерархическое целое новыми свойствами по отношению к низшим членам, причём этими свойствами они не обладают, когда существуют изолированно, единично, независимо». Теологически «приобретение этих новых свойств является целью построения иерархии». Высказывание, конечно, глубочайшее, находящее несомненный отклик в эзотерической доктрине.
Рельефно обнаруживают себя в таком устроении как раз «регуляторные эффекты», исключительно важные в биологических системах, но и не только в них. Если в несовершенном общественном устройстве такой контроль в обозримой истории носил, как правило, односторонний характер, направленный сверху вниз, то в природных системах, на примере биологических, присутствует полноценная обратная связь, обеспечивающая саморегуляцию всей системы. При этом, по мнению В.А.Энгельгардта, низшие члены иерархической структуры жертвуют некоторыми своими свойствами, но взамен становятся частью более высокой иерархической упорядоченности, приобретают новые, более важные свойства. Так, при образовании пространственной структуры молекулы белка исчезают некоторые особенности исходной полипептидной цепи (свободная подвижность, восприимчивость к воздействию ферментов), но появляются каталитическая (ускоряющая) функция, регуляторные качества, возможность образовывать новые комплексы более высокого порядка организации (выделено жирным — Я.Н.).
У В.А.Энгельгардта имеются чрезвычайно важные соображения о том, что иерархия и интеграция (или кооперация) тесно взаимосвязаны, а именно: иерархия является продуктом интеграции, а при ней преобладают процессы, ведущие от простого к более сложному, от примитивного к большей завершённости. Этот вектор биологической эволюции — фундаментальный пример неразрывной связи эволюции и иерархии, то есть опять же — поведения и организации.
Уместно напомнить и о высказываниях микробиолога академика Г.А.Заварзина, справедливо считающего, что возникновение биоразнообразия есть антиконкурентный способ выживания, так как при конкурентном реальна цепочка: конкуренция —> монополизация —> неустойчивость —> катастрофа. Устойчивость же наблюдается именно при кооперации, и частное не может существовать вне общего. Кстати, гармонизирующий принцип золотой пропорции, формализующий понятие красоты, как раз и подразумевает оптимальное сочетание частей и целого: части подобны друг другу и целому.
Не потому ли Надоргану всеприродного земного организма — Человеку должно быть присуще особое чувство меры, чтобы быть способным замечать меру отклонения биосферы от гармоничного состояния? И это чувство меры есть чувство красоты — чувство «золотой середины».
Тенденции альтруизма, а не только соперничества сопутствуют ходу человеческой истории. Так, роль Учителей Человечества, эволюционно опередивших развитие людей, а потому и ставших их Учителями, исключительна как раз благодаря вполне созревшей, чрезвычайно высокой — одухотворенной — форме разума. Она позволяет уравновешивать все гибельные, негативные проявления человеческой деятельности, тем самым предохраняя Землю от катастрофы глобальной, от потери устойчивости, что столь необходимо для развития всей планеты и окружающего её космического пространства.
Функция разума в биосфере — это не только лучшим образом держать баланс вопреки непериодичности суммарных окружающих воздействий, осуществляя опережающее прогнозирование, но и непременно достигать опережающего действия, значит — творчества, созидания нового, ещё небывалого. Именно творческие импульсы озарения способствуют наиболее полному контакту с внешним и внутренним миром, с тонкими сферами бытия. Творчество, осуществляя прорыв в будущее, обеспечивает баланс динамический. Так не усомнимся в красоте творчества и в творчестве красоты!
Для предвидения, конечно, необходимо развитое самосознание. А это — способность достаточно полно оценивать происходящее на данном уровне с точки зрения того же уровня. Но чтобы оценка стала вернее, следует оказаться на уровне высшем. Это уже уровень коллективного Разума как совокупности индивидуальных. Он стержень и локатор, опора, которая не позволяет развалиться человеческому «дому». На еще более высоких ярусах — Космический Разум, когда катастрофы уже не страшны. И между всеми Разумами — своя особая, наверное, и мгновенная связь.
Учитывая с точки зрения эзотерического знания существование более тонких, чем физическая, форм материи, можно представить, что со всё более высоких уровней приходят, словно по цепи «серебряной нити», некие управляющие сигналы, в той или иной степени затухающие. Они спускаются через физически невидимые сферы, которые образуют совершенно неведомую современной науке череду особых «надорганов» — Разумов в иерархии надсистем.
Непротиворечивым становится представление о Высшем Водительстве вокруг любого небесного тела, планетной системы, звёздной и т.д. Значит принцип иерархичности следует видеть «объемно»: «горизонтально» он охватывает нарастающие по размаху области пространства и ритмы (а также другие физические характеристики); «вертикально» он объединяет планы с утончающимися качествами материальности. «Если бы человечество осознало Иерархический принцип в нашем существовании и следовало ему в большом и малом, эволюция продвинулась бы безмерно», — писала Е.И.Рерих (см. «Дельфис» №1, 1996).
Со временем научный поиск начнёт подтверждать реальность устремлённой в Высь Иерархии (Строителей), в то время как религиозное интуитивное восприятие, как всегда это и было, продолжит в той или иной форме «брать на веру» приоткрывающуюся новизну. Будем надеяться, что на этом долгом Пути цели Науки и Религии сольются, принося знания и добро людям.
Где эволюция — там иерархия,
Где иерархия — там притяжение,
Где притяжение — там гармония,
Где гармония — там чувство меры,
Где чувство меры — там красота.
Это мы чувствуем по жизни, видим в природе, знаем из синергетики, черпаем в эзотерике.
- Ваши рецензии