warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Доктор географических наук Алексей Давидович Арманд — ученый и теософ, сын Лидии Мартьяновны Арманд, создательницы уникальной теософской школы-коммуны, которая успешно функционировала несколько лет, пока в 1925 году ее не закрыли, а многих педагогов и учеников — арестовали. Но никакие репрессии не смогли уничтожить то, что было заложено в души колонистов и преподавателей — светлый взгляд на жизнь, чуткость к чужой беде и чужой заботе. Через всю жизнь несет эти качества и Алексей Давидович. А о себе он написал нам так: «Что сказать об авторе статьи? — Непонятно, чем он занимался. Где-то в Бермудском треугольнике носило его корабль, между географией, кибернетикой и теософией. Временами приборы отключались, сознание затуманивалось, и «летучий голландец» заносил его то на острова Индонезии, то на архипелаг Шпицберген, то в теорию самоорганизации. Новых земель он не открыл, новых парадигм не придумал. Скоро конец плаваниям. Не потому ли, что ветер все чаще дует в сторону лучших миров, заинтересовался путешественник смыслом человеческой суеты, называемой обычно жизнью. Тут и сделал первое свое открытие: за земным горизонтом плавание не кончается. И второе: все мы, гордые покорители стихий, всего лишь приготовишки, немногие учатся в первом классе, а вся школа еще впереди. Ветер крепчает, надо спешить, но звезды указали верный азимут. Статья, которую Вы, коллега, возможно, читать не станете, служит автору чем-то вроде штурманских таблиц, что помогают не сбиться с курса».

Эволюция и Инволюция

Арманд А.Д., доктор географических наук

Надо взорвать мозг, тогда сознание отбросится вперед, как из пушки.

Агни-Йога

Немало светлых умов совмещало в своем сознании верность научному знанию с религиозной верой, а то даже и с дедовскими суевериями. И все же на таких и сейчас указывают пальцем. Слава Создателю, миновали времена, когда за подобное двойное служение можно было угодить на костер инквизиции или на гулаговские Соловки. А в отношениях религии с наукой мало что изменилось. Не вызывает сомнения, что наука будущего — наука ноосферного века не сохранит свою узко материалистическую философскую базу наших дней. Рамки ее должны будут расшириться и включить в себя в той или иной форме много отвергаемых и не общепринятых ныне «подпольных», маргинальных, эзотерических направлений, нередко пересекающихся с религиозными и идеалистическими доктринами (Сорокин, 1992).

 

Эволюция и Инволюция

В.Т.Черноволенко. Древние лики планеты

 

За научно-технической революцией (НТР) с неизбежностью последует научно-духовная революция (НДР), отвечающая ноосферным представлениям В.И.Вернадского. Не избежит серьезного преобразования и учение об эволюции. Отсюда — задача настоящей статьи: попытаться представить, в общих чертах, как будет выглядеть для наших потомков система знаний о непрерывном и направленном изменении окружающего мира.

Эволюция

Для европейского ума эволюционные представления о мире ведут свое начало от Ж.Л.Л.Бюффона, Ж.Б.Ламарка. Ч.Лайеля, Г.Спенсера, Э.Геккеля и, конечно, Ч.Дарвина. Философские подходы к эволюционному учению связаны с именами Г.Спенсера, Г.В.Ф.Гегеля. Эммануил Кант сделал свой вклад в представления о развитии Космоса скорее как естествоиспытатель. Вспышка интереса к проблемам развития окружающего мира закономерна, она явилась реакцией на господствовавшую в средние века христианскую теологическую доктрину, отрицающую какое бы то ни было развитие в природе.

Но то был лишь короткий исторический эпизод Риши, мудрецы седой древности, тысячелетия назад уже могли много рассказать о сантане, потоке времени, управляющем физическим и духовным совершенствованием человеческого Микрокосма на фоне совершенствования Макрокосма. Можно представить себе три подхода к проблеме эволюции: 1. — отрицание всякого направленного движения в природе и в общественных явлениях; 2. — признание развития мира, в котором последовательно накапливается некое новое качество; 3. — циклическое развитие, когда состояния мировой реальности время от времени закономерно повторяются. Возможно также соединение второго и третьего принципов, тогда мы получаем картину эволюции, подобную спирали.

Можно предполагать, что первой модели в большей или меньшей степени отвечает сознание первобытных народов. Ход времени для них отмечался лишь сменой дня и ночи, зимы и лета, рождением и смертью соплеменников. День ото дня, год от года повторялись одинаковые события, не меняя ничего в природе и в укладе жизни. Эту позицию сохранила и христианская теологическая догматика. Одноактное сотворение мира, живого и неживого, вместе с поселившимся в нем человеком 5609 лет до Рождества Христова не имело продолжения. В качественном отношении все остается и по сей день, как в начале.

 Идея направленной эволюции безраздельно господствует в современном естественнонаучном мировоззрении. Необратимый характер изменениям неживой природы задает второе начало термодинамики, согласно которому рассеяние и деградация энергии в мире не компенсируется ее обратной концентрацией и восстановлением качества. Для живого вещества изменения в одном направлении контролируются дарвиновским законом выживания наиболее приспособленных организмов. Таким образом, в направленной эволюции принимают участие два антагонистических процесса: уменьшение структурированности материи в мире неживого и ее повышение в царстве жизни.

Вопреки своему материалистическому, даже механистическому содержанию, концептуальное ядро дарвиновской теории эволюции ведет начало от диалектики Гегеля. Создатель классической немецкой философской школы представил эволюцию как процесс последовательного разрешения крупнейшего мирового противоречия. Возникновение его философ связывал с тем, что Мировой Дух временно облекается в чуждую ему материальную форму. Дальнейшее развитие мира имеет целью создание в грубом мире носителя духовного начала, человека, как земного проявления Бога. Слиянием мышления человека с сознанием Творца (самоосознанием Бога в человеке) заканчивается эволюционный процесс.

Циклическое представление об эволюции Вселенной как бы примиряет несоединимые, на первый взгляд, идеи о неизменной природе и природе необратимо развивающейся. Все зависит от соотношения масштабов (см. рисунки).

 

Эволюция и Инволюция

 

Мелкие завихрения, наложенные на прямую линию (а) не разрушают представления о стационарном мире, в среднем не меняющем своего состояния. Но если сама прямая составляет лишь малый отрезок огромного цикла (б), то основным законом развития следует признать периодическое повторение уже некогда пройденных состояний. В зависимости от нашей способности различать направленные изменения отрезок может казаться горизонтальным — изображением бесконечной неизменности — или наклонным вверх либо вниз. В последних случаях движение будет представляться наблюдателю в форме беспрерывного, необратимого накопления или потери каких-то качеств, что и составляет содержание эволюции в обычном понимании. Истинная картина, сочетающая в себе черты направленных и циклических изменений, может не поддаваться прямому наблюдению из-за узости временных рамок нашей жизни, но дополняться воображением, теорией, неканоническими средствами познания. Для современной космологии такой взгляд остается недоказуемой и потому почти не обсуждаемой гипотезой. Но в древних текстах индийских Пуран, в классических даршанах — учениях, созданных философами Индии, эти представления разработаны достаточно подробно. В общих чертах мир представляется иерархией вложенных друг в друга циклов от круга единичной человеческой жизни до Махаманвантар — больших кругов проявления Космоса. Длительность одного большого круга определяется числом порядка десяти в четырнадцатой степени наших лет, а последовательность циклов — бесконечна. Сторонником представлений о циклическом характере эволюции в античной Греции был Гераклит. Мир для него был материализацией божественной огненной субстанции. Этот огонь периодически разгорался, преодолевая сопротивление инертных начал, разворачивался в вещественное содержание Космоса, затем наступало успокоение, губительный покой, который заканчивался затуханием мирового пожара и возвращением Всего к Первооснове.

После того как А. Фридманом была показана неустойчивость статической модели Вселенной А.Эйнштейна, астрофизика сделала шаг навстречу циклической картине развития мира. Разбегание галактик, открытое Э.Хабблом и подтвержденное затем обнаружением «реликтового излучения», поставило на повестку дня вопрос, бесконечно ли будет продолжаться расширение видимой части Космоса. Расчеты показали, что если совокупная масса Мира превышает некоторую критическую величину, то наблюдаемое сейчас «разбегание» со временем сменится сжатием. Это уже веский довод в пользу гипотезы циклов. Эзотерические учения древности говорили о колебательном развитии не только видимого физического, но и тонкого мира, не улавливаемого нашими пятью органами чувств.

Если такая картина мира отвечает в своих существенных чертах реальности, то процесс развития мира разделяется на две фазы: диссипации и концентрации, разворачивания и сворачивания, эволюции и инволюции. На этом противопоставлении двух направлений движения Космоса, планетных систем, жизни и человечества основаны крупнейшие религиозно-философские системы Востока.

Самым острым в эволюционном учении остается, однако, вопрос о том, идет ли развитие стихийно, подчиняясь лишь изначально присущим материи свойствам, или оно следует неизвестному нам плану, а может быть даже оперативному управлению со стороны Высшего Разумного Начала. Биологи попытались уйти от этой проблемы, введя в свои рассуждения «жизненную силу», производную от «психеи» (души) Платона и «энтелехии», особой нематериальной силы, постулированной Аристотелем. Жизненная сила, по представлениям виталистов, представляет собой содержащееся в живой материи творческое начало, задающее цель эволюции, стремление к бесконечному совершенствованию, разумно направляющее преобразование форм жизни. Без этой нематериальной субстанции жизнь теряет свои специфические свойства, перестает отличаться от минерального мира. Подобные представления на протяжении истории неоднократно уходили на второй план и вновь всплывали на поверхность в сознании биологов. Особенно резкой была реакция виталистов на механистические представления о развитии, связанные с победным шествием классической материалистической механики XVIII века. Проблема не получила убедительного решения и в наши дни, хотя обсуждение ее неизменно вызывает у биологов непонятную застенчивость.

В более широком плане вопрос о присутствии или отсутствии в эволюции Вселенной целевого творческого начала восходит к противостоянию материализма и различных идеалистических концепций мироздания.

В наши дни почти непреложной истиной считается постулат современной науки: мир создан в процессе эволюции, эволюция — это и есть сотворение новых материальных форм там, где раньше существовала лишь неорганизованная материя. Это представление об интенсивном характере процесса всеобщего развития, однако, имеет альтернативу. Концепция экстенсивной эволюции, развивавшаяся, в частности, античной школой неоплатоников в Александрии, предлагает рассматривать состояния Вселенной лишь как развертывание извечно существовавшей божественной идеи или самого Абсолюта. Эти взгляды в Новое время разделял Г.Э.Лейбниц. Согласно экстенсивной теории ничто в мире не создается вновь и не уничтожается, что, однако, не мешает физическому миру проходить все видимые и мыслимые стадии восхождения или нисхождения.

Уже данный здесь схематический обзор накопленных человеческой мыслью представлений об эволюции показывает, насколько разнообразны подходы к теме. Как западная философия, так и восточная внесли в нее свои блестящие мысли и концепции. В наше время перехода от железного века Кали Юги к веку истины Сатья Юге мы наблюдаем превращение земного человечества в единую информационную систему. Соответственно, наука, философия, религия модифицируются обстоятельствами, утрачивая свои региональные особенности. Создается единый — в своем разнообразии — поток человеческой мысли, в русле которого и следует искать признаки мировоззрения будущего, ноосферного мировоззрения.

Целесообразно рассмотреть подробнее основные положения менее нам известной восточной философии, которая, к тому же, представляется более глубоко охватывающей проблемы эволюции.

Кальпы, циклы эволюции

Изложенные ниже идеи о циклическом развитии мира ведут свое начало от древнейших письменных документов, известных науке, индийских Вед. Учение это в дальнейшем многократно комментировалось, видоизменялось, но основа его сохранена в философских доктринах классического брахмано-буддийского периода и позднейших индуистских направлениях религиозно-философской мысли. Идеи циклов в начале нового времени были восприняты розенкрейцерами и в конце XIX века получили новую жизнь в теософии (Блаватская, 1937; Чаша Востока, 1992). В противоположность утверждениям позитивной науки эпохи научно-технической революции, проповедники идей циклической эволюции считают, что в настоящее время нет средств проверить их положения прямым наблюдением, экспериментом или строгим логическим доказательством и относительную уверенность в истинности этих построений может дать только принцип аналогии, заключенный в афоризме «как наверху, так и внизу», то есть как в Макромире, так и в доступном нашим органам чувств Микромире. Однако эта философия считает не менее достоверными знания, полученные просветленными мудрецами путем вслушивания в «Голос Безмолвия», путем ясновидческого прозрения. Думается, именно так, хотя и далеко не сразу, возникла во времена далеких предков стройная система взглядов на строение и движение Мира. Доверять этим свидетельствам или нет — дело вкуса каждого из нас.

Риши, легендарные авторы Вед, рассматривали видимый нами мир как форму проявления Высшей Сущности, Единой, Непознаваемой, Бесконечной, неопределимой с помощью наших понятий, подразумевающих конечность любых определяемых ими свойств. Все, что в мире происходит — это выражение Его воли и одновременно это Он сам, Единый, так как ничего другого просто не существует. Суть эволюции мира состоит в разворачивании Единого в материальную форму, а затем — последовательном возвращении к тонком)' духовному состоянию. Материя, таким образом, представляется лишь одним из аспектов всепроникающей абсолютной материально-духовной субстанции, самым грубым из них. Между крайними состояниями существует пять переходных. Их свойства можно представить по аналогии с фазовыми состояниями вещества: кристаллическое, жидкое, газообразное, плазменное. Дальше современная физика предлагает вакуум, рождающий виртуальные частицы, — новое понимание эфира. Для двух самых тонких состояний духоматерии мы аналогов не имеем.

Раскрытие Абсолюта проходит путем последовательного перехода с более тонких «планов» на менее тонкие, при этом все меньшую роль играет духовное начало, а Вселенная все больше материализуется. Это путь инволюции, «падения в материю». По достижении низшей точки «падения» начинается вторая, восходящая ветвь цикла, эволюция в узком смысле слова. Круг заканчивается, когда проявленный мир возвращается к своей первооснове, к самой тонкой фазе своего бытия. Полный цикл самопроявления Единого назван манвантарой. Между соседними манвантарами располагается равный им по длительности промежуток вселенского «сна», пралайя. Пралайя с манвантарой объединяются в кальпу. Длительность одной манвантары, называемой также Днем Брамы, определяется в 4 320 000 000 земных лет. 360 Дней и столько же Ночей Брамы составляют один Год Брамы, а 100 Лет Брамы объединяются в Век Брамы, равный 311 040 миллиардам лет. Таким образом, эзотерическая концепция эволюции предполагает иерархию циклов, каждый из которых включает фазу мира проявленного и фазу мира непроявленного. Вниз эта иерархия тоже имеет продолжение. День Брамы разбивается на тысячу «больших веков», или Махаюг, по 4 320 000 лет каждая. Большая Юга состоит из Юг разной длительности: Золотого Века — Крита Юги (она же Сатья Юга), Трета Юги, Двапара Юги и Кали Юги. Согласно «Тайной Доктрине», мы сейчас переживаем переходный момент от Кали Юги к Сатья Юге.

Хронологическая ограниченность каждого этапа эволюции в концепции циклов гармонично сочетается с беспредельным делением времени Абсолюта.

Содержание преобразований на протяжении цепи манвантар можно представить себе как формирование все большего разнообразия материалов, относящихся ко все более низким планам Космоса. Параллельно усложняется структура Вселенной. Сгустки вещества формируются в туманности, те переходят в догалактические системы, которые дробятся на отдельные галактики, звезды, планетные системы. Все эти тела рассматриваются как живые образования, поскольку в каждом содержится частица Мирового Духа. Но на инволюционной ветви развития проявления духа все больше маскируются и затрудняются субстанцией, становящейся все более и более инертной. Самая низшая точка падения достигается тогда, когда полностью оформляются тела, построенные из минерального вещества. Считается, что они не только живые, но и обладают некоторой формой сознания, впрочем, достаточно смутного. Последующие циклы развития посвящаются постепенному расцвету сознания-духа, восхождению жизни. Целый цикл отводится раскрытию растительного царства. В следующем круге духовная субстанция растений, сохраняя все достижения этого уровня, переходит в животных. Накопленный на этом этапе опыт далее передается человеческим существам.

Смысл такого этапа эволюции — создать в плотном мире индивидуальность, способную, подобно Божеству, раскрыть в себе высшие качества, осознать мир как проявление Абсолюта, а себя — как активное начало в эволюции Вселенной. Частица Духа — Монада — посылается каждому человеку, с ней приходит сознание, способность мыслить. Но для отождествления себя со своим высшим началом людям предстоит пройти трудный путь обучения в течение ряда «коренных рас» и «подрас», циклов развития, тесно согласованных с манвантарами и пралайями планетных циклов, с их подразделениями — Югами.

Как и Макрокосмос, человеческий Микрокосмос включает в себя семь планов, различающихся по степени тонкости-грубости составляющей ее субстанции. Лишь самое плотное, физическое, из этих семи тел человека воспринимается нашими органами чувств. При некоторых условиях может быть видимо бесплотное «привидение» — астральное тело, астральный двойник. «Витальное тело», «животная душа», или низший разум (манас), высший разум (высший манас), духовная душа «Буддхи» и «Атман», дух — поддаются лишь восприятию разумом для обычного человека. Человек проходит свой жизненный цикл, будучи «укомплектованным» всеми семью группами строительного материала. Со смертью физической личности четыре низших субстанции и наиболее грубая часть пятой — распадаются. Самое ценное, что накапливает человек в течение жизненной «школы», концентрируется в трех высших планах, составляющих его «бессмертную душу» — Триаду. Получив «отдых» в нематериальных сферах, душа возвращается на физический план в новом теле для продолжения курса обучения. Как видим, принцип цикличности в рассматриваемой концепции оказывается адекватной формой развития также и при описании эволюции человеческого сознания. Можно добавить, что универсальность цикличности обнаруживается в истории цивилизаций (Тойнби, 1991) и этносов (Гумилев, 1990), в ритмах сезонных и суточных, физиологических ритмах дыхания, сердцебиения и пр.

Духовно развитое человечество в жестокой схватке между своими материальным и духовным началами достигает, наконец, гармонии, подчиняя низшие планы высшим, «познав Бога в самом себе». В этом пункте эзотерические школы древности обнаруживают поразительную согласованность с «Феноменологией духа» Г.Гегеля. Но авторы Вед ушли дальше. Для них, после завершения «обучения» в последней подрасе 7-й коренной расы 7-го круга, человеческие Монады, достигнув трудно вообразимого совершенства, тем не менее, продолжают эволюцию в нематериальных формах существования. Она завершается лишь по достижении полного слияния с Первоисточником, Единым, после чего наступает Большая Пралайя.

За этой, если угодно внешней, фактологической, стороной эволюции должен лежать некоторый механизм, позволяющий осуществиться от начала до конца всей цепочке событий. В эзотерических учениях Востока есть попытки ответить и на этот вопрос. В основе всякого движения должна, очевидно, лежать сила, или, по нашим представлениям, энергия. Такой универсальный движущий принцип назван Фохатом, или всемирной Жизненной Силой. В период Пралайи он связан, не способен проявить себя, пока два Начала Вселенной (Мировой Дух, Пуруша, и Праматерия, Пракрита) — мужской и женский Принципы — слиты в недрах Единого, потому не взаимодействуют. В момент начала Манвантары луч Мирового Духа проникает в Пракрита и будит к жизни Творческое Начало Фохат. Снопы космической энергии пронизывают равномерно рассеянную Праматерию и создают вихри-сгустки, начинающие самостоятельное существование как атомы будущей уплотняющейся Вселенной.

За исполнение Божественного Замысла принимается армия нематериальных помощников Логоса, Строителей, входящих в Иерархию Творческих Сил, подчиненных Генеральному Конструктору. Иерархи направляют и регулируют формирование сгустков вещества, заряженного Жизненной Энергией, и потому стремящегося к созданию все более и более сложных структур. Воля Логоса проявляется в Законах Природы, которым следует ДухоМатерия в своем развитии. Закон эволюции — один из них. Для человеческого сознания наличие суммы «изначально данных» законов, определяющих ход событий в мире — и есть основное, если не единственное, проявление Мирового Разума. Иерархи, как и мы, смертные, также неукоснительно подчиняются в своей деятельности этому своду правил, нарушать их никому не дано. Не нарушает, по всей видимости, и сам Генеральный.

Когда в ходе эволюции на сцене появляется человек, универсальный Закон Причинности приобретает форму Кармы, или Закона Справедливости. Необходимость его вызывается тем, что на этой стадии развития Вселенной рассеянные по всей материи брызги Мирового Сознания достигают ступени, на которой становится возможной рефлексия, самоосознание живых существ. Им «отпускается» вместе с сознанием свобода воли, качество, которым до этого обладали лишь Божественные Сущности, входящие в Иерархию. Вместе с волей возникает личная ответственность людей за свои поступки и право на ошибки и отклонения от основного эволюционного пути. Это не значит, что ставший «подобным Богу» (пока еще в мизерной степени, но он об этом не знает) человек дальше освобождается от подчинения Небесному Кодексу. Никому еще не удалось нарушить закон сохранения вещества-энергии, закон всемирного тяготения и т.д. Так же как и закон причин и следствий. Но по отношению к людям этот закон как бы становится «мягче» в том смысле, что следствие не проявляется немедленно после каждого нашего поступка, а может быть отложено, иногда на значительный срок. Создается даже ощущение, что порой можно улизнуть от возмездия или вымолить у Бога прощение. Но такой профанации, по убеждению мудрецов-Риши, Творец никак не мог допустить.

Человек живет не в безвоздушном пространстве, а среди других людей, и поступки его могут быть благоприятны или вредны для окружающих, для потомков, а в конечном счете, для эволюционного продвижения человечества. Отсюда закон Кармы приобретает, подобно притяжению-отталкиванию, бинарный характер. Действие оценивается как положительное или отрицательное и записывается на высших планах в «личный счет» индивидуума с плюсом или с минусом. В нашем сознании эта особенность закона Кармы отражена в понятиях добра и зла. Справедливость, таким образом, осуществляется со всей неукоснительностью: добро вознаграждается, за зло предлагается оплатить строго по счету, «отработать», искупить вину и тем «сжечь» отрицательную карму. На стадии перехода от состояния животных к Богочеловеку этот космический «кнут и пряник» становится основной движущей силой духовной эволюции людей, стимулом «обучения» жизни по правилам мировой гармонии.

В эзотерическом учении развито также положение о коллективной Карме, которая нарабатывается любым тесно связанным внутри себя сообществом, государством, нацией. Иерархи из Белого Братства, руководящие «уроками» жизни, не пытаются ни изменить, ни отменить, ни взять на себя чужую вину или хотя бы ослабить действие Закона Справедливости. Они лишь легкими касаниями вразумляют учеников, как лучше использовать опыт ошибок, чтобы не повторять их в дальнейшем.

Возможности духовного развития человеческой индивидуальности не ограничиваются рамками от рождения до смерти. Переселение Монад из одного воплощения в другое предоставляет людям если не бесконечные, то исчисляемые сотнями тысяч жизней возможности подниматься по эволюционной лестнице. Иерархи, Махатмы, Учителя человечества весь этот путь прошли. Это люди, достигшие уровня, который позволяет им больше не возвращаться в физическое тело. Другое дело, что многие святые добровольно отказываются от пребывания в высших сферах и остаются на Земле для помощи отставшим братьям. Все мировые религии и нравственно-философские учения принесены нам этими великими подвижниками. Достижение свойственной Высоким Духам гармонии с собой, с Миром и его законами составляет, согласно эзотерическим учениям Востока, смысл жизни всякого человека. Начиная с некоторого момента, индивидуум делает это сознательной целью своего существования.

Таким образом, древние учения дают рациональное решение проблемы сочетания свободы и необходимости, до сих пор вызывающей возбуждение у философов Запада. Каждый человек и все человечество вместе своими руками строит свою историю в тех пределах, которые предопределены назначенными Высшим Разумом законами развития. Вмешательство в естественный ход событий предусмотрено Генеральным Планом, но оно может быть определено в нашей терминологии как совещательное.

Еще один важный закон в эзотерических учениях Востока касается взаимодействия Мужского и Женского Начал, ЯН и ИНЬ, в ходе эволюции. Это учение и сами термины берут начало в китайской традиции. Мужскому, активному началу ЯН соответствует в древнеиндийской философии категория раджас, символизирующая состояние высокого напряжения, ярости, действия. Также этим термином обозначаются темперамент энергичных людей и свойства вещества, особенно возбуждающая способность определенных продуктов питания. Противоположное состояние, инерция, консерватизм, отвечающее китайскому ИНЬ, называется тапас. Эти альтернативные начала в итоге взаимодействия могут перейти, согласно воззрениям индийцев, в третье, в саттву. Саттва — божественное спокойствие, равновесие, гармония.

Проявленный мир начинает развиваться после того, как воплощение Женского Начала (Праматерия) пробуждается к творческому проявлению своих потенций силами Духа, олицетворяющего активность. Далее в течение всей Манвантары сохраняется дихотомия1  форм и состояний тонкого и грубого вещества на мужское — светлое, верхнее, горячее, энергичное, духовное, и женское — темное, нижнее, холодное, пассивное, материальное и, вместе с тем, плодородное, порождающее новые и новые формы естества. Как сама цепь эволюционных событий, так и детали разворачивания Мира проходят под знаком непрерывного и активного взаимодействия Начал, что мы обычно именуем борьбой. Периодически господство переходит от духовного начала к материальному и обратно, как, например, в чередовании грубого и тонкого состояния планет, воплощенных и развоплощенных состояний человеческого Эго. Рассогласование достигает максимума в середине манвантарного цикла, когда инволюция сменяется эволюционным восхождением к Единому, к подлинной гармонии — к саттве. Смена происходит в малых и в больших циклах в средней, четвертой фазе семиступенного развития. Кстати, согласно «Тайной Доктрине» (Блаватская, 1937), мы, земное человечество, проходим сейчас последние уроки 5-й коренной расы (заканчивается) в 4-м круге (фазе) Манвантары. То есть, только-только начинаем выходить из наиболее грубого, наименее духовного, «упорядоченного» состояния.

На пути к синтезу. Космическая эволюция

О науке будущего можно сказать что-то связное лишь в том случае, если удастся подметить и правильно интерпретировать тенденции, уже сейчас намеченные жизнью, но пока больше похожие на ростки из только что оживших семян. Можно при этом опираться на убеждение, что и позитивная наука, и религиозные учения, и философские концепции создаются для одной и той же цели — для познания единой Истины. То, что при этом используются разные методы познания, не отменяет общего правила: движение в целом идет от относительных, иногда ошибочных, истин ко все большему овладению абсолютным знанием. В противном случае вся деятельность людей теряет смысл и может быть немедленно без всякого сожаления прекращена. Поверить в последнее невозможно. Если знания, полученные разными методами, совпадают, совмещаются, то это может быть серьезным, хотя и не безусловным, подтверждением правильности полученных сведений. Примеров таких совпадений немало дают нам научные открытия и достижения последних веков.

Может быть, самый простой случай — представления о Солнечной системе. Здравый смысл и повседневный опыт убедили обитателей античного мира в том, что они разместились на огромной плоской лепешке, вокруг которой путешествует день за днем Солнце. Две тысячи лет в умах господствовала плоская модель Земли, предложенная Фалесом Милетским, и полторы тысячи — геоцентрическая модель Клавдия Птолемея. В средние века оба представления поддерживались авторитетом христианской церкви, пока Николай Коперник и Джордано Бруно не поставили Солнце и Землю на их законные места. Но философы Востока задолго до мудрецов Древней Греции определили Солнце как центральное (живое) тело в семействе «глобусов», куда входит и Земля (Стульгинскис, 1991).

Теория «холодной Земли», разработанная О.Ю.Шмидтом в начале сороковых годов нашего столетия, сменила представления о планетах как каплях первоначально раскаленного вещества, выброшенного из недр Солнца. Новый взгляд состоял в том, что исходное газопылевое межзвездное облако могло начать сгущаться, получив исходный толчок от ударной волны при взрыве сверхновой звезды. Концентрация вещества привела к формированию центрального ядра, из которого впоследствии образовалось наше главное светило, и диска, вращающегося вокруг него. Эти периферические массы пыли и газа постепенно разбились на сгустки, давшие начало планетам. Гравитационные процессы, а затем и ядерные реакции стали причиной повышения температуры в недрах образовавшихся небесных тел и обеспечили энергией всю дальнейшую эволюцию Солнца и планет. Все это подозрительно согласуется с утверждениями, изложенными в древней легенде (Стульгинскис, 1991), согласно которым Солнце — не «отец» наших планет, а лишь их «старший брат».

Среди еще более новых достижений астрофизики привлекает внимание теория Большого Взрыва, принимаемая сейчас большинством специалистов. Суть ее состоит в том, что наблюдаемое астрономами «разбегание» видимой в телескопы Вселенной должно было иметь начало около 20 миллиардов лет назад. Расчеты показали, что в первые доли секунды концентрации энергии в исходной точке, сингулярности, имели невообразимо высокие значения, а рассеивание ее носило характер вселенской катастрофы. С расширением Мира, состоящего из потоков излучения, в нем начали образовываться частицы вещества — протоны, электроны, ядра гелия, нейтрино и др. Более тяжелые элементы появились позже. Реакторами, где пошел их синтез, стали массивные водородно-гелиевые протозвезды, возникшие из флуктуационных сгустков вещества.

Нетрудно заметить, что изложенная картина как бы представляет собой детализацию той части процессов, которые идут на физическом плане при переходе от Пралайи к очередной Манвантаре в представлениях классической индийской философии. Противоречий нет, есть только разъяснение в свете достижений современной науки. Последняя, однако, не готова признать, что ее описания игнорируют более глубокие планы бытия, процессы, идущие в Тонком Мире и приближающие исследователя к причинам видимых изменений. «Научная» точка зрения состоит в том, что за границами физически ощущаемого мира ничего не существует. Время решит этот спор.

Совпадения между новейшим и древним знанием, однако, идут дальше. Мы уже говорили, что при выполнении некоторых условий (масса Вселенной выше критической) современная физика готова признать реальность грядущего сжатия Мира обратно в сингулярность. Этим как бы подтверждается осмысленность представлений о смене нисходящей ветви эволюции в рамках манвантары — восходящей, раскрытия Мира — его воссоединением в Едином, инволюции — собственно эволюцией.

 Наука двадцатого века отказалась от представления о мировом эфире как проводнике электромагнитных волн. Эзотерическое знание, однако, сохранило в своем лексиконе это понятие для обозначения состояния духоматерии более тонкого, чем четыре низших: земли, воды, воздуха и огня. На стадии эволюционного восхождения каждое состояние, или каждая «стихия», последовательно занимает место основного строительного материала проявленного мира. Начинается с наиболее низкого — «земли», который в грубом приближении можно интерпретировать как материал, формирующий материальные тела Вселенной. К четвертому кругу последовательно уже сменились вода, воздух и огонь, который иногда трактуют как синоним физической плазмы. В следующем, пятом круге, центральное место должен будет занять эфир, как бы отвергнутый наукой. Однако, последние достижения физики позволяют рассматривать вакуум, проводник излучений, как далеко не пустое пространство, а определенное состояние материи. Среди его свойств — высокая энергонасыщенность и способность спонтанно порождать так называемые виртуальные частицы, отличающиеся необычайно коротким сроком жизни. То, что мы знаем сегодня о вакууме, позволяет видеть в нем эфир эзотерических учений, материальную ипостась Акаши, тонкой духовной сущности, наполняющей все пространство. В этом Всемирном Пространстве заключена вечная Мыслеоснова Вселенной, из него излучается Логос, порождающий проявленный мир (Блаватская, 1994).

С именами Нильса Бора и Вернера Гейзенберга связано открытие принципа дополнительности и соотношения неопределенностей в квантовой механике. Эти понятия, трудные для восприятия материалистически мыслящим разумом, породили в среде физиков гипотезу о «свободной воле электрона», впрочем, скептически воспринятую научной общественностью. Возможно, в науке будущего представление о существовании примитивного сознания у элементарных частиц, как учит Восточная философия, снимет эти трудности сегодняшней физики.

 

(Окончание следует)

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: